10 причин, почему консоли лучше PC
В преддверии скорого анонса консолей девятого поколения пришло время подвести итоги в противостоянии PC и консолей восьмого поколения — PlayStation 4, Xbox One и Nintendo Switch. В этой статье мы говорим о преимуществах консолей над PC. Мы нашли для этого 10 причин и сейчас вам о них расскажем!
Ваши игры действительно ваши
Прошедшие 6 лет мало что поменяли в вопросе приобретения новых игр для консолей. По-прежнему легко купить диск с игрой, отдать его другу в пользование или перепродать. И даже десятый владелец будет таким же лицензиатом, каким был первый его купивший.
В то же время физические копии РС-игр вымерли как класс и мнение, что «диски не нужны, когда есть цифровая дистрибуция» ошибочно. Вы ведь в курсе, что не владеете играми, которые покупаете в Steam, Origin и других сервисах? Лицензионные соглашения не зря занимают десятки страниц:
Там указывается, что вам за деньги дают неограниченное по времени право пользоваться игрой, без гарантий, что вы сможете запустить её через 10 или 20 лет; что её серверы будут работать; что сам сервис будет работать; запрещают продавать аккаунт и отдавать его другу — и еще миллион хитрых юридических формулировок, снимающих ответственность со всех, кроме вас.
Игры для PS4, Xbox One или Switch вы, при наличии рабочей консоли и диска, все еще сможете запустить и через 10 лет, и через 20 лет, хотя да, серверы могут уже не работать и часть контента станет недоступна. Тем не менее, интернет все еще обсуждает, стоит ли покупать сейчас PlayStation 2 ради раритетных игр:
Это ли не лучшее доказательство долговечности консолей? А на современных РС вы все время находитесь в подвешенном положении и вот почему:
- Ваш аккаунт могут забанить, и вы потеряете все игры, к нему прикрепленные.
- Никакой перепродажи игр или возможности отдать игру другу.
- Ваш регион может оказаться под санкциями и аккаунт просто станет бесполезен.
- Издатель может запретить раздачу игры в рамках семейного доступа.
- Аккаунт могут банально украсть — и вы потратите недели, доказывая, что являетесь его законным обладателем.
Больше конкуренция — выше качество!
Кто бы что ни говорил, но Sony, Microsoft и Nintendo реально дерутся за пользователя. Они подгадывают цены, выпускают эксклюзивы, делают функции PlayStation Network, Xbox LIVE и Nintendo eShop максимально практичными и удобными для всех игроков.
Конкуренция между платформодержателями так высока, что интересную фишку конкурента тут же внедряют для своих. Именно поэтому в PSN и LIVE ежемесячно более 60 000 000 уникальных пользователей. Не говоря уже о том, какие прекрасные возможности получают подписчики PS Plus и Xbox LIVE GOLD.
Конкуренция за пользователя между Steam, Uplay и Origin? Нет, нет и нет. Число новых функций в Steam за последние шесть лет можно пересчитать по пальцам, а Battle.Net, Origin и Uplay получают только обновления безопасности, дизайна и небольшие улучшения. Никаких новых фишек нет и в недавно открытых Bethesda.Net, Microsoft Store, GOG и Epic Games Store.
Понятное недовольство вызывает наличие множества площадок дистрибуции, которые принадлежат крупным корпорациям и оные, по идее, должны бороться между собой за внимание разработчиков и пользователей. Но случается это редко и происходит неудачно.
Так, свеж в памяти скандал, когда издатель Metro Exodus, компания Deep Silver, выпустила проект в Epic Games Store, а не в Steam. Интернет пообещал уничтожить продажи игры на РС, никогда не покупать проекты 4A Games и в магазине Epic Games.
Проиграли все, а на консолях подобное просто немыслимо — если игра выходит для PS4... то она точно выйдет! В это время на PC компании Bethesda и Ubsioft также стремятся выпускать игры в своих магазинах, чтобы сэкономить на комиссии других сервисов. Все цифровые магазины сейчас выглядят одинаково, будто их сделали в одной конторе:
Клуб элитных игроков
Покупая коллекционное издание игры для консоли, вы становитесь членом элитного фан-клуба, обладаете раритетным предметом (фигуркой, моделью, постером, бейджем, монетой — какой только мерчант не придумают), которого точно не будет у 99,99 % других игроков:
И хотя это издание стоит дороже, но покупатель практически всегда получает ворох прикольных, качественных вещей, над которым ломали голову маркетологи:
Всегда приятно, когда ваше увлечение играми преобразуется в хобби в повседневной жизни. Появляется смысл коллекционировать все эти издания и собирать из них стенды:
Более того, Microsoft и Sony продвигали новое поколение консолей, стилизуя корпус консоли и джойстик под специальное издание игры, скажем, Halo, Forza или Uncharted. А где вы такое встретите на РС?
Или другой пример — Nintendo. Она всегда выпускала множество вещей, которые будет интересно пощупать, в дополнение к своим играм. Например, фигурки Amiibo — в разных играх они обладают разной функциональностью и открывают новый интересный контент.
Или Nintendo Labo — аксессуары на картонных листах, которые превращаются в полноценные игровые устройства вместе с консолью Switch. Продуманная конструкция и адаптация под конкретные игры позволяет использовать все геймплейные функции c настоящим рулем, рычами и переключателями:
Фан-сервис в сегменте РС-игр практически отсутствует и речь сейчас даже не о таких необычных примочках, как Labo.
Все, что может получить покупатель особого издания на PC — это разный цифровой мусор. Косметика (саундтрек, оружие, раскраски), какой-нибудь ранний доступ или небольшое дополнение за предзаказ. А через полгода или год все это просто раздадут бесплатно всем обладателям игры.
Нормальный ранний доступ
Впервые «ранний доступ» появился в 2013 году в Steam в помощь разработчикам. За пару месяцев до релиза они показывали возможности игры широкой аудитории, собирали обратную связь и устраняли баги и улучшали игру перед выходом. Те, кому проект нравился, могли простимулировать разработчиков материально. Так было, например, с Arma 3 или Wasteland 2.
Однако идея очень быстро деградировала — игры начали выходить в ранний доступ в состоянии бета-версии, а потом и вовсе «релизились» сырой «альфой».
В связи с этим многие игры, первоначально вышедшие в раннем доступе, вроде H1Z1 или DayZ, находились в стадии тестирования долгие 3-5 лет. И конечный результат оказывался даже хуже, чем обещали разработчики в момент появления игры в раннем доступе.
Хиты тоже были — Space Engineers, Prison Architect или Subnautica, однако сама возможность выпустить недоделанную игру и дорабатывать её 2-3 года уже зарабатывая деньги, смутил очень многих менеджеров, став стандартной бизнес-практикой.
Если посмотреть на Sony и Microsoft, то для PS4 и Xbox One действуют аналогичные программы, но организован больший контроль. Поэтому Dreams, Neverwinter, Warface, Skyforge, Elite Dangerous и другие игры появились в раннем доступе именно для оценки предрелизного продукта и высказывания пожеланий.
Вот и вся разница — пока консольщики спокойно играют, пользователи ПК 2-3 года, а то и все 5 лет являются бета-тестерами, причем платят за эту возможность. О таких долгостроях, как Project CARS или Star Citizen и говорить не хочется.
Никаких пиратов и читеров
Последние годы мы много слышали о Denuvo — анти-трампере, скрывающем исходный код игры от отладки и внесения изменений. Это серьезно усложнило взлом и первые игры под этой защитой — Lords of the Fallen и FIFA 15 — держались более полугода.
Не только крупные издатели, но даже инди-разработчики начали массово внедрять Denuvo, поскольку она защищала игру в первые месяцы после релиза — пик продаж приходится именно на этот период.
И все бы ничего, если бы не серьезно возросшая нагрузка на сам компьютер. Denuvo запускала виртуальную машину, в которой постоянно крутилось множество данных.
Как следствие — возросшие требования к оперативной памяти и мощности центрального процессора, неожиданные фризы и подвисания. Естественно, что такая защита не понравилась большинству игроков и на издателей обрушилась волна ненависти.
Чтобы полностью осознать картину, добавьте к этому посредственное качество портирования — каждый год выходила игра с множеством проблем (Arkham Knight, For Honor, Mafia 3, NieR: Automata, Kingdom Come: Deliverance, Destiny 2), которые решались 3-6 месяцев.
В очередной раз на PC проиграли все. Если ты купил игру, то будешь играть с Denuvo и страдать от низкой производительности, в отличие от пирата. Если ты издатель — то вынужден охранять свои доходы и использовать не самое удобное программное обеспечение.
В то же время PS4 и Xbox One защитили на аппаратном уровне, благодаря чему их взлом до сих пор невозможен. Разработчикам не нужно думать о том, как защитить свои доходы и они могут потратить все ресурсы консоли на обработку данных. И это очень важно — разоряясь из-за пиратов, все больше разработчиков смотрят на консоли.
Еще одна проблема PC-игроков — это читеры в сетевых играх. Стремясь защититься от пиратов, разработчики стали добавлять сетевые режимы вместо одиночных (Garden Warfare, Battlefront, Battlefield 1). Появились также новые жанры — лутер-шутер (Destiny, Anthem), королевская битва (PUBG, Fortnite BR), командные соревновательные шутеры (Overwatch, Apex Legends).
И для всех из них РС-игроки могут купить читы (стрельба в голову, подсветка врага) — это незаконно и рушит весь геймплей, но очень многие игроки используют этот метод и среди них есть как стримеры, так и профессиональные киберспортсмены.
А разработчики абсолютно ничего не могут этому противопоставить — только раздавать баны. Цифры говорят сами за себя — в PUBG, которая стоила 60 $ (в 2019 — 30 $), было забанено 13 000 000 читеров! В Apex Legends спустя три недели после выхода забанили более 335 000 учетных записей!
На консолях просто нет читерства — играть в динамичные игры на джойстике не совсем удобно, но отсутствие читеров ставит всех в одинаковые условия. И никто не мешает получать удовольствие от игры.
Удобство использования и обслуживания
Немаловажный аспект — это удобство использования и обслуживания игровых устройств. И тут PS4 и Xbox One, а также Swtich, выигрывают по всем пунктам. Вы всегда можете взять консоль с собой в поездку, она легче и почти не занимает места. Запуск консоли на новом месте не займет больше 10 минут.
Nintendo Switch и вовсе спроектирована как мощная мобильная игровая консоль — её удобно носить в рюкзаке, но легко подключить к стационарному ТВ. Пользоваться одному или вместе с друзьями. Вы можете играть на ней в метро, за работой в кофейне или во время привала в походе.
Системный блок PC гораздо тяжелее и крупнее, его не унести далеко и он будет бесполезен без груды кабелей, обеспечивающих питание, периферию и интернет.
Консоли проектируют так, чтобы обслуживание не требовалось в течение всего жизненного цикла. Да, у них меньше мощности, чем у актуальных топовых РС, но за счет пассивных систем охлаждения их не приходится разбирать и чистить.
Тем более что все платформодержатели учли опыт «красного кольца смерти» Xbox 360 — стандартизация комплектующих позволила избежать серьезных аппаратных проблем в консолях текущего поколения.
При сборке РС нужно думать о совместимости комплектующих, проверять баланс процессора и видеокарты, смотреть тестирования. И все равно возможны аппаратные ошибки из-за недостаточной совместимости разных изделий.
Собрав игровой PC, придется регулярно его обслуживать. Вычислительная мощность выросла, техпроцессы уменьшились, поэтому нужно отводить гораздо больше тепла с гораздо меньшей поверхности чипа. Современный стандарт — это крупный радиатор с несколькими тепловыми трубками:
С GPU ситуация еще серьезней — любую игровую видеокарту укутывает многослойный радиатор (вы только посмотрите на это количество ребер!) и два, а то и три кулера:
Все это нужно хотя бы раз в полгода разбирать, тратить свое время на чистку от грязи и пыли. Со временем системы охлаждения сильно забиваются, а термопаста высыхает, так что нужно все разбирать, чистить и мыть. Требуется регулярно смазывать кулеры.
В то время как консольщики продолжают играть, «пекари» тратят день, а то и два, чтобы привести своего железного друга в порядок. Ноутбуки? Да, они даруют неплохой игровой опыт, если у вас есть деньги на покупку этого крыла от Боинга.
Множество прекрасных эксклюзивов
В этом цикле на консолях нет проблем с эксклюзивами — каждая компания провела большую работу и, спустя 5 лет после поступления восьмого поколения в продажу, вы можете приобрести целый ворох уникальных проектов.
Sony была локомотивом, выпуская ежегодно для PS4 по два, а то и три эксклюзива — все из них получили больше 80 баллов на Metacritic. Вспоминаются Uncharted 4, Horizon: Zero Dawn, Detroit: Become Human или God of War, но это далеко не полный список. Также действует программа обратной совместимости, по которой вы можете играть в экзы от PS3.
На Xbox One вы встретите несколько итераций Forza Horizon и Motorsport, но есть классические шутеры Halo 4, Halo 5 и Gears of War, а также необычные Sunset Overdrive, Quantum Break и Crackdown 3.
Не отстает и Nintendo, которая выпустила для Switch несколько новых игр в серии Mario и Zelda, портировала Diablo 3, Fortnite, FIFA 19, а также борется за рынок необычных проектов с серией Splatoon и Pokemon.
Мы не хотим сказать, что на PC в этом поколении не было эксклюзивов. Мы хотим сказать, что для РС нет игр, которые бы продавали комплектующие, а это большая проблема.
Вспомним 2007 год. Только что вышли Xbox 360 и PS3, издатели стимулировали разработку игр для них, и уже шли разговоры о том, что дни PC-игр сочтены. И тут выходит невероятный эксклюзив Crysis с аддоном Warhead, призванный показать актуальные возможности графических движков.
Сразу после этого множество игроков побежало в магазины не за консолями, а за парой NVIDIA 8800 GTX и новехонькими Intel Core2Duo, только чтобы увидеть… следы от машин на земле, как миниган «косит» лес, физику и разрушаемое окружение, как естественно волны накатывают на пляж.
В странах СНГ в то же время особой популярностью пользуется шутер S.T.A.L.K.E.R., который, хоть и не мог тягаться с Crysis, но также обладал по тем временам качественной графикой (особенно с модами).
А какие эксклюзивы для PC, ради которых стоило бежать и покупать новые комплектующие, вы можете припомнить в нынешнюю эпоху? Таких не было совсем!
Более того, РС теряет эксклюзивность целых жанров — разработчики адаптируют MMO, стратегии и симуляторы под джойстики и выпускают на консолях с даунгрейдом графики.
Вы можете купить три консоли за один игровой PC
Полагаем, с этим никто спорить не будет. В последние годы позволить себе игровой компьютер могут далеко не все, а причина — в росте цен на комплектующие. Лучше всего это доказывает стоимость видеокарт Nvidia на момент анонса (по данным базы Techpowerup):
- 9800 GTX — 300 $;
- GTX 280 — 500 $ (650 $ до переоценки рынка);
- GTX 480 — 500 $;
- GTX 580 — 500 $;
- GTX 680 — 500 $;
- GTX 780 — 650 $;
- GTX 1080 — 600 $;
- RTX 2080 — 700 $ (текущая цена от 730 до 750 $);
- RTX 2080 Ti — 1 200 $ (цена на рынке от 1 250 до 1 350 $).
Схожая ситуация и по другим комплектующим — на 20-25 % выросла стоимость процессоров и ОЗУ, меньший рост у материнских плат (если не увлекаться топовыми решениями), жестких дисков и прочих компонентов.
Возьмите стоимость игрового системного блока, который будет тянуть игры 5 лет, и сравните её с совокупной стоимостью PlayStation 4 Pro, Xbox One X и Nintendo Switch. Вы увидите, что цена равна. Известный факт — платформодержатели зарабатывают на играх, а не на продаже железа. Но текущая стоимость PC не оправдывает экономии на играх.
Апгрейд — очевидный, но не самый простой в исполнении вариант улучшения PC — обойдется не менее чем в 400-500 $ (по нашим оценочным расчетам). В то время как новая PlayStation 4 Pro или Xbox One X с диском на 1 терабайт стоит примерно столько же: 450 $ — 500 $.
Внимание вопрос — ради чего тратить деньги на новый игровой PC или поддержание его в актуальной форме? PC-эксклюзивов нет, все «графонистые» игры выходят для консолей, как и традиционные эксклюзивы (стратегии, ММО). Ради консольного уровня графики в большинстве проектов? Или для новых технологий, которые работают в считанном числе игр?
«Полновесные» игры продаются как горячие пирожки только на консолях
Немного цифр, показывающих, как изменилось состояние рынка. Начиная цикл в 2013 году на очень крепких позициях, объем рынка PC (и игр) начал падать и продолжает который год подряд. По данным GamesIndustry.biz в 2017 году доля рынка РС-игр сократилась на 1 % до 28 %, доля рынка консолей выросла до 29 %. В 2018 году ПК просел еще сильнее — до 25 %, а консоли продолжили рост.
По данным аналитиков из SuperData, по итогам 2017 года лидерство (69 %) на РС принадлежит условно-бесплатным проектам, играм с микротранзакциями и подпиской. В то же время 80 % игроков на консолях приобретали «полновесные» эксклюзивы и блокбастеры от крупных издателей.
Продажи PC и консолей за тот год были нос к носу — 32,3 миллиарда долларов против 33,3 миллиардов. Но если перемножить цифры, становится ясно, почему на консолях больше крутых однопользовательских игр, а если и выходит что-то сетевое, то мультиплеер не шпигуют лутбоксами и микротранзакциями как индейку на Рождество.
Купив консоль сейчас, у вас вполне хватит денег на покупку игр, которые, в конечном итоге, достанутся студиям, позволят окупить разработку и приступить к следующему проекту. И нет риска провалиться с однопользовательской игрой. В то время как «гордые ПК-бояре» тратят все деньги на PC (не всегда хватает на топовый), остаются без денег на «полноценные» игры, вот и проводят время в условно-бесплатных развлечениях.
Возвращаясь к теме коробочных изданий, то этот сегмент рынка продолжает расти также благодаря консолям. В 2018 году он увеличился на 5 %, причем за 44 % всех проданных дисковых версий надо благодарить PlayStation 4. С 31,8 % «коробочек» идет Xbox One, а у Nintendo Switch 19,6 %. Доля PC всего 0,8 %! И какой тут фан-сервис? Конечно, только цифровой мусор!
Консоли предлагают клевые игры для семейного очага
Завершим статью разбором того, как отличается совместная игра на разных платформах.
Консоли и многие игры для них все еще сохраняют функцию совместной игры. Это когда 2 человека играют вместе на одной консоли. Речь не о больших или вдумчивых играх, которые требуют навыков или погружения, а об аркадах, в которые можно просто пофаниться 30-40 минут. Особо на этом специализируется Nintendo, выпускающая клевые мариоигры для всей семьи:
Но Sony с аркадами вроде Little Big Planet для PlayStation 4 или Ubisoft с Just Dance и Rayman Legends тоже не отстают. То есть консоли обеспечивают веселое времяпрепровождение, несмотря на то, что вы находитесь в кругу семьи или друзей, появляется смысл собраться вместе.
В то время как PC-игроки этого лишены и даже с друзьями играют каждый в полном одиночестве. И каждый должен иметь подходящее игровое устройство, а также игры, купленные в одном сервисе.
А это частая проблема — у одного комп кипит, но «тянет» новые игры, а у другого уже слайдшоу. Или один купил игру в Steam, а второй в Origin. Неудивительно, что почти все бородатые нерды фанатеют по PC и ненавидят консоли.
Итоги
А что вы думаете по этому поводу? Мы подготовили голосование, в котором предлагаем ответить, какую игровую платформу вы бы выбрали сейчас, имея деньги.
У вас есть 300 тысяч рублей на игровую платформу. Что это будет?
-
8 причин, почему PC лучше консолей
-
Создатели «самой мощной консоли» столкнулись со шквалом критики
-
Большая сиська на столе — видео с распаковкой консоли для любителей порно-игр
-
Инсайд: прототипы PlayStation 5 уже в руках у разработчиков. Первая информация о консоли может появиться в марте
-
Война окончена — вы проиграли: почему PC никогда не будет лучше консолей