Epic Games Store — конкурент Steam или дохлый номер? Попробуем разобраться

В декабре 2018 года создатели Fortnite запустили новую игровую платформу — Epic Games Store, которая обещала стать серьезным конкурентом для Steam. Прошло уже больше месяца, конкуренция набирает обороты, а хайп крепчает. На PC Gamer появился большой аналитический материал по всей этой ситуации. На его основе мы попытались разобраться, как обстоят дела.

Монополии Steam скоро придет конец?

Origin, Battle.net и сервисы других компаний тоже имеют долю рынка, но последние десять лет Steam основательно закрепился на рынке ПК, пусть даже иногда политика компании вызывает вопросы. Успех «Стима» обеспечен огромной библиотекой игр на любой вкус, крепким сообществом, богатым функционалом и большими сезонными распродажами.

Другие магазины при всем желании не могут повлиять на фактическую монополию Steam. И до того, как Fortnite не стала феноменальным успехом Epic Games в 2018 году, никто даже не мог подумать о том, что именно эта компания попробует потеснить Valve. Разумеется, EGS не заменит Steam в ближайшее время, но уже сейчас ясно: противостояние будет серьезным. Во многом благодаря финансовой подушке безопасности, которую имеют «Эпики».

Она позволила предложить разработчикам низкую комиссию, а геймеры получили возможность обзавестись бесплатными играми. Важное значение имеют также эксклюзивы, которые уже сейчас продвигают Epic Games Store. Тем не менее, пока что площадка находится еще на начальном этапе своего развития.

Бесплатные игры и эксклюзивы Epic Games Store

Игр в новом магазине пока немного. Некоторые из них, такие как Metro Exodus, являются временными эксклюзивами и даже еще не вышли. Epic ведет политику стимулирования аудитории подарками. Она будет продолжаться в течение всего 2019 года. Разумеется, создатели сервиса добавили в него и свои собственные тайтлы:

А вот список самых желанных эксклюзивов из Epic Games Store:

Стоит ли говорить, что выпуск The Division 2 и Metro Exodus — это большое подспорье для EGS? Ubisoft была одной из последних компаний наряду с CD Project и 2K, которая выпускала свои игры в Steam, в то время как Valve уже лишилась комиссий с продаж новых игр Electronic Arts, Activision и Bethesda. И Ubisoft, похоже, просто искала удобный момент.

Ubisoft, как и EA, запустила собственный магазин, но если Origin держится на плаву, вполне успешно продавая игры издателя, то вот у Uplay дела идут хуже. Нет ничего удивительного в том, что французы воспользовались случаем и ушли в EGS. Это значит, что Ubisoft как минимум видит потенциал в новой площадке, раз готова рисковать деньгами.

Сможет ли The Division 2 стать успешной в EGS? Стоит ли ждать, что Ubisoft будет выпускать другие игры там же? Выйдет ли новая Assassin's Creed в Steam? Эти вопросы волнуют многих.

Как игры попадают в Epic Games Store?

Несмотря на то, что в магазине от Epic есть крупные AAA-тайтлы, в целом библиотека доступных продуктов просто мизерная по сравнению с базой Steam, которая насчитывает более 30 тысяч игр. Таким образом, EGS — это не совсем то место, где вы постоянно можете найти что-то новенькое. Но тамошние релизы так или иначе на слуху в игровом сообществе.

В данный момент все игры из Epic Games Store, проходят ручную модерацию. Но это только пока. В течение 2019 года компания планирует повысить открытость для других игр, в том числе и для мобильных платформ.

Большую часть пользователей EGS составляет молодая аудитория Fortnite, поэтому можно предположить, что Epic будет придерживаться той же политики, что и Steam — «у нас есть все». Хентай-головоломки пока все же останутся прерогативой Valve, потому что владельцы EGS сейчас используют более практичный подход к наполнению своей библиотеки.

Текущие возможности Epic Games Store

На запуске магазин имел всего четыре функции: просмотр страниц игр, покупка, загрузка и, собственно, запуск купленных игр. Еще есть довольно куцый список друзей. При установке игры пользователь даже не видит, сколько места она займет и сколько места есть на выбранном жестком диске. А из-за отсутствия даже простенькой системы форумов пользователи даже не могут обсудить игры.

Например, когда в EGS бесплатно раздавали Subnautica, игроки вынуждены были обсуждать технические моменты игры на форуме Steam.

Вот сравнение возможностей сервисов, которое мы уже публиковали ранее:

Тут перечислен только самый важный функционал, но в общем-то картина ясна: создатели Steam постоянно добавляли все новые и новые возможности на протяжении последних десяти лет, в то время как Epic запустили свой магазин с минимально допустимым набором «фич».

Отчасти из-за того, что работа над Epic Games Store еще не закончена, его дизайн выглядит простым и минималистичным. Но кое-что обусловлено политикой магазина. Например, в пресс-релизе Epic пообещали не рекламировать похожие продукты на страницах игр.

Будущее Epic Games Store

В русскоязычном подкасте директор по издательской стратегии Сергей Галенкин немного рассказал о запланированных возможностях Epic Games Store. Уже сейчас идет обсуждение пользовательских отзывов, облачных сохранений, системы достижений и некоторых социальных инструментах.

Судя по комментариям Сергея Галенкина, Epic не хочет копировать Steam, а значит и не хочет сталкиваться с теми же проблемами, что имеет магазин от Valve.

Форумы были революцией 20 лет назад, но сейчас есть более удобные способы вести общение в сети.
— Сергей Галенкин, директор по издательской стратегии Epic Games

Система пользовательских рецензий будет опциональной для разработчиков, что поможет им избежать «ревью-бомбинга». Игроки не смогут занижать рейтинг игры после того или иного инфоповода. Также подтверждено, что до начала следующего года в EGS появятся профили пользователей, облачное сохранение и автономный режим.

Судя по тому, как стремительно Epic развивала Fortnite, регулярно выпуская все новые и новые обновления, можно ожидать, что нечто подобное произойдет и с магазином. Но это не факт: спустя месяц после запуска магазин мало изменился, разве что появилась система возвратов, в точности такая же, как и в Steam.

Какую комиссию берет Epic Games Store?

Чтобы стимулировать развитие площадки после ее запуска, Epic предложила игрокам бесплатные и эксклюзивные игры. А что можно сказать о выгоде для разработчиков?

Они тоже не остались в стороне и теперь могут издавать свои игры с более низкой комиссией, нежели в Steam. В то время как магазин Valve забирает себе 30% от прибыли с продаж, Epic Games просит всего 12%. Разработчикам, которые творят на движке Unreal Engine, повезло еще больше — Epic не будет брать с них комиссию за использование движка в размере 5%.

Для разработчиков EGS почти в три раза выгоднее, чем Steam

Называя это «честной экономикой», Epic на самом деле как бы говорит: «Не дружи с жадинами из Valve, дружи с нами». Но стоит отметить, что комиссия Steam относится только к тем продажам, которые были совершены в самом магазине.

Разработчик может сгенерировать ключи активации для своей игры, а затем продавать их самостоятельно, тем самым обходя комиссию. Например, их можно распространять через Humble Bundle или вообще напрямую игрокам с помощью собственного сайта.

Помимо этого Steam продвигает перспективные тайтлы через фичеринг на главной странице сайта, а также предоставляет полезные функции для девелоперов: систему матчмейкинга для сетевых игр, микротранзакции, достижения, облачные сохранения, поддержку модов и так далее.

Epic Games Store в данный момент мало что может предложить кроме низкой комиссии. И пока идет работа над добавлением базовых возможностей, не стоит ждать появления систем, подобных тем, что есть у Valve.

Поощрения для стримеров и видеоблогеров

В вопросе рекомендации тех или иных тайтлов игрокам Steam полагается на свою систему Discovery. Она старается чаще показывать пользователю те игры, которые похожи на то, что он уже приобрел. Также преимущество дается «любимым» разработчикам и играм, которые пользуются спросом у друзей. Если хочется узнать о хороших играх от людей, то можно почитать отзывы пользователей и кураторов.

В Epic Games Store игры просто собраны в один каталог. По словам Сергея Галенкина, информирование о новых играх через интерфейс самого сервиса имеет меньшее значение, чем работа создателей контента — стримеров и видеоблогеров. «Сейчас это главный инструмент поиска новых игр».

Крупные издатели уже пользуются преимуществами сотрудничества с создателями контента. Они платят стримерам и видеоблогерам, чтобы те играли и рекламировали их игры. Epic хочет дать создателям контента такую же возможность.

Если кратко, разработчики смогут пользоваться специальной функцией Epic Games Store, которая называется Support-a-Creator. Работает она так: создатели контента генерируют ссылки, ведущие на страницу той или иной игры, а затем встраивать их в свои видео или стримы. Если пользователь купит игру, перейдя по такой ссылке, то создатель контента получит вознаграждение по усмотрению разработчика.

На протяжении всего своего существования магазин Steam был далек от подобных реферальных схем. Даже кураторы, которые пишут рецензии на игры, присланные самими разработчиками, официально не получают никаких денег за свою работу.

Некоторые кураторы все же встраивают ссылки, ведущие к розничным сетям, но Epic Games может стать самым крупным дистрибьютором, который практикует такое на официальном уровне. К слову, эта система уже используется в Fortnite:

Как это повлияет на ситуацию на рынке — неизвестно. Пока можно лишь строить предположения. Если игра выйдет и в Steam, и в Epic Games Store, то стримеры и видеоблогеры будут заинтересованы рекламировать ее к покупке именно на второй площадке, потому что это прямая выгода для них.

Будет ли такое давление позитивно влиять на рынок, увеличивая продажи игры и прибыль разработчиков в результате энтузиазма, направленного на EGS? Сможет ли такая система стать более эффективной, нежели работа рекомендаций в Steam? Так или иначе, нам предстоит увидеть по-настоящему грандиозное противостояние.

Что ждать в 2019 году?

Судя по тому, сколько бесплатных игр раздает Epic Games, компания совсем не боится тратить деньги, заработанные с помощью Fortnite. «Эпики» стараются использовать любую возможность, чтобы сделать свой сервис более популярным. Они переманивают к себе крупных разработчиков, в том числе из сегмента AAA.

Тем не менее, у Steam есть 90 миллионов геймеров, которые посещают магазин как минимум раз в месяц. Valve продолжает развивать систему рекомендаций, активно продвигает сервис в Китае и даже пробует конкурировать с Twitch. В то же время Epic Games Store уже на слуху, и уже готов представить свои игры огромной армии поклонников Fortnite.

В 2019 году магазин Epic Games вряд ли сильно подвинет детище Valve. Время еще не пришло. Да и никто не отменял конкуренцию с другими сервисами, такими как GOG и itch.io. Эти площадки тоже имеют свои особенности и преимущество, и хотелось бы верить, что они не окажутся в тени «битвы гигантов».

Наиболее позитивный сценарий выглядит так: соревновательный дух подстегивает все без исключения площадки, заставляя их делать геймерам все более выгодные предложения. Быть может, Valve даже выпустит пару собственных игр, которые станут эксклюзивами Steam?

+2
Комментарии 8