8 причин, почему PC лучше консолей
Начало
В преддверии скорого анонса консолей девятого поколения пришло время подвести итоги в противостоянии PC и консолей восьмого поколения — PlayStation 4, Xbox One и Nintendo Switch. В этой статье мы говорим о 8 причинах, почему игровой компьютер лучше консоли. В следующей ситуация меняется на противоположную!
Пользовательские модификации
Больше модификаций хороших и разных — это, пожалуй, девиз современных фанатов РС-игр. И это то, чего никогда не будет на консолях, как бы Bethesda не пыталась их добавить. Потому что Bethesda одна, а модов — великое множество. Посмотрите только, как изменился Skyrim усилиями сообщества фанатов за эти годы:
Любители не раз доказывали, что способны на многое. Добавить больше 100 часов нового сюжетного контента в Skyrim или сделать графику в этой игре близкой к фотореализму. Могут поправить личико персонажу Resident Evil 2 или с помощью мода увидеть обнаженную грудь героини Клэр.
Кто-то пытается улучшить Aliens: Colonial Marines и исправить все недостатки игры, сделать переиздание Shenmue, а также добавить Человека-Паука в GTA 5. Некоторым нравится ухудшать графику до уровня «картошки», что породило феномен Potato Graphics:
Не стоит считать все это детской прихотью или ничего не значащим улучшением. Моды имеют свойство накапливаться и, в конечном итоге, делать игру совершенно другой. Среди наиболее популярных в этом поколении — Skyrim и GTA 5, но есть и другие — Witcher 3, как пример.
Конечно, прикрутить мод может быть непростым занятием, но фанатов это не останавливает. Всегда есть, что улучшить, а как это сделать — не вопрос. Даже маленький патч может поменять восприятие Need For Speed или открыть много нового контента Watch Dogs.
И как бы ни были хороши консольные эксклюзивы, выйди они однажды на PC, фанаты бы нашли, что улучшить и доработать. С модами многие старые игры продолжают жить, а не которые — шанс возродиться. И даже старые эксклюзивы засияли бы новыми красками без лишних денег.
Эмуляторы консолей
Еще одно преимущество PC, раскрывшееся на полную в этом поколении консолей — это избыток вычислительной мощности для создания качественных эмуляторов старых консолей. С их помощью мы будем играть в эксклюзивы спустя десятилетия после окончания производства PS3 или Xbox 360 — тогда, когда последняя из них выйдет из строя.
Например, недавно на эмуляторе RPCS3 запустили Uncharted 3 и другие эксклюзивы — они работают стабильно и с нормальным FPS. Всего на начало 2019 года с помощью RPCS3 можно запускать более 1 000 игр от старой приставки Sony.
Другой эмулятор — Cemu — запускает игры с Wii U и Switch, выдавая отличную производительность и стабильность. Учитывая качество игр Nintendo, PC-аудитория только выиграла, имея возможность поиграть в эксклюзивы Bayonetta 2, Donkey Kong Country и Zelda: Breath of the Wild.
Не забыта и Xbox 360 — эмулятор Xenia позволяет сыграть в Halo 3 и Red Dead Redemption, хотя работы над ним, из-за популярности самой консоли, стартовали только полгода назад.
Получается, что PC-игроки не зависит от консольного железа и пусть с опозданием, но могут играть в эксклюзивы.
Независимость от издателей
Настоящим прорывом можно назвать появление площадки Steam Greenlight, благодаря которой десятки талантливых студий получили возможность выпускать свои игры и зарабатывать без влияния издателей. Еще 10 лет назад ситуация была иной — рынок РС стагнировал, издателей интересовали продажи и прибыли с консолей, а игроки на персоналках часто получали плохие порты.
Взаимосвязь очень простая — у РС-игроков появилась альтернатива — игры от небольших студий и команд, которые за счет необычной механики, качества проработки или деталей стали противостоять ААА от крупных компаний.
Сразу оговоримся, мы не противопоставляем инди-игры и ААА-блокбастеры. Понятно, что последние будут круче, пафоснее и масштабнее. Но, если вы зайдете в Steam сегодня и поднимите планку отзывов на какой-нибудь невероятный уровень отзывов «от 85 до 100 баллов», перед вами появится огромный список интересных, оригинальных проектов от независимых разработчиков:
Не секрет, что каждую распродажу приходится решать — потратить деньги на ААА или купить сейчас 2-3 инди. Пока бюджеты крупных игр догоняют бюджеты голливудских блокбастеров, а издатели ищут любой повод повысить доходность проекта, крошечные команды радуют миллионы игроков по всему миру.
Да, за 6 лет было много проблем, случился даже «апокалипсис», когда в Greenlight хлынули все желающие, но история и система отзывов и оценок Steam расставили все на свои места.
Не будь Greenlight, наша действительность была бы мрачной. Игры для PC выходили бы редко, с жесткой защитой или только с онлайн-режимами. А так у нас большой выбор однопользовательских RPG, экшенов, слэшеров, стратегий — игр с сюжетом и, что называется, «с душой». И теперь уже крупным издателям приходится завоевывать РС-аудиторию.
На консолях ситуация принципиально иная, пусть даже Sony и Microsoft имеют собственные программы поддержки и сотрудничества. Все независимые проекты проходят жесткий отбор, должны соответствовать по техническому регламенту консольным играм от крупных студий.
Для выпуска инди в PSN и Xbox LIVE нужны более опытные и умелые разработчики при поддержке менеджеров и управленцев, способных прорваться через бюрократический ад получения возрастного рейтинга в какой-нибудь Австралии или Канаде.
Поэтому до релиза добираются не все. Кроме того, для консолей почти не делают инди-эксклюзивов. Обычно наоборот — успешная в Steam-игра через полгода-год появляется для PS4 и Xbox One, хотя многие жанры, вроде стратегий и шутеров, остаются эксклюзивом PC.
Графика на PC все еще лучше консольной
Microsoft и Sony так долго тянули с выпуском консолей восьмого поколения, что качество графики на X360 и PS3 уже в 2010 году стало попросту нетерпимым, а многие игры запускались в разрешении 480р. В это время качество анимации, визуальных эффектов и графики в целом на РС выросло невероятно, причем каждый год выходила игра, поднимавшая планку на доселе недостижимый уровень.
С выходом PlayStaion 4 и Xbox One ситуация для консольщиков наконец-то улучшилась, но разработчики довольно быстро уперлись в ограничения мощности, и даже более производительные PS4 Pro и XOne X не спасли ситуацию.
Достаточный объем ОЗУ и видеопамяти хоть и позволил загружать консоли текстурами высокого разрешения и реализовать поддержку разрешения 4К, но очень часто это был маркетинговый трюк.
В большинстве мультиплатформенных проектов FPS проседает ниже 60, а то и вовсе падает до уровня слайд-шоу, как это было с Dishonored 2. Вместо честного 4К-разрешения используются разные техники растягивания Full HD-картинки, например, шахматный рендеринг.
Единственные игры, в которых все отполировано идеально — это консольные эксклюзивы, но было бы странно, окажись иначе.
С точки зрения фаната РС, качество графики у игр — выросло в целом — благодаря новым консолям, но наша платформа по-прежнему обеспечивает передовой визуальный опыт.
У пусть мы не увидели чего-то сногсшибательного, эдакого «нового Крузиса», который бы показал графику CGI-уровня в реальном времени, но и особого замедления темпов не произошло.
Существенно выросло качество текстур, теней и эффектов, тесселяцию стали применять повсеместно. Гораздо доступнее стали технологии захвата движения и разного рода примочки по его обработке, так что анимация в современных играх плавная и естественная.
Убедиться в этом, что графика на PC все еще лучше консольной, можно в Assassin's Creed: Unity, Dragon Age: Inquisition, The Witcher 3, Battlefield 1, Deus Ex: Mankind Divided, Star Wars: Battlefront 2 и многих других.
С другой стороны, если у вас есть процессор поколения Sandy Bridge и видеокарта с 4 ГБ памяти — то вы можете не менять их до поступления в массовую продажу консолей десятого поколения. И хотя такому ПК уже лет 5-8, вы получаете практически тот же уровень графики, что обладатели более молодых систем.
Виртуальная реальность
В этом поколении индустрия активно использовала новые технологии и виртуальная реальность стала одним из «хедлайнеров эфира». Поначалу мы увидели множество средненьких игр, больше подходящих для демонстрации технологии и привлечения внимания.
Крупные проекты пришли на рынок уже в 2016 году, с выходом Edge of Nowhere, Sairento и VR-режима космосима Elite Dangerous. В 2017 году к списку добавились шутеры Doom VFR, Superhot VR, Fallout 4 VR и Arktika.1, а в 2018 — VR-версии Skyrim, Subnautica и Echo Combat.
К 2019 году шлемы виртуальной реальности доработали до ума и теперь их применение дольше 15 минут не вызывает рвотных рефлексов и головокружения. Предложений очень много — почти каждый производитель периферии кооперировался с кем-то, чтобы выпустить свою версию.
В числе лидеров, конечно, была Sony с PS VR, Oculus Rift с одноименным VR-шлемом и HTC в кооперации с Valve. Мы также увидели Gear VR от Samsung, Lenovo Explorer, HDK 2 от Razer, Zeiss VR One, Avegant Glyph и множество изделий других компаний, большинство из которых стило около 300-400 $.
Сейчас за Oculus Rift придется не менее 350 $, а шлем HTC Vive, обеспечивающий наилучшее качество, имеет цену 500-1000 $. Да, это дорого, но доля игроков с VR-оборудованием в Steam с ноября 2016 по ноябрь 2018 выросла в 2,5 раза и достигла 0,8 %.
Пусть эта цифра вас не смущает — в Steam больше 15 000 000 пользователей, распределенных по всему миру. Естественно, что далеко не все могут позволить себе эту игрушку, тем более что она требует производительного ПК.
Главное, что есть качественные игры и отличное оборудование, которое превосходит возможности PSVR в связке с PS4 Pro. И так будет дальше, поскольку за счет унификации любой производитель может выпустить свой VR-шлем.
Технологии будущего уже пришли на PC
Виртуальная реальность далеко не единственная технология будущего, которая пришла на персональные компьютеры. И мы не побоимся сказать — такого ажиотажа вокруг устройств и технологий для РС не было последние лет 20. За последние годы в массы пошли:
- Мониторы с высоким разрешением, разверткой и беспроводной передачей данных;
- Ворох новых API: Mantle, Vulkan, DirectX 12, DXR;
- Нашумевшая Nvidia RTX — технологию трассировки лучей в реальном времени.
Новые мониторы — это именно то современное оборудование, которое так ждали геймеры. Имея 300-500 $ можно купить шуструю матрицу с разрешением 4К, технологией HDR, частотой развертки в 144 — 240 Гц или беспроводной передачей данных. Это позволит сразу улучшить игровой опыт.
Мы неспроста добавили мониторы в этот пункт — мощности будущего поколения консолей не хватит, чтобы поддерживать 4К с высоким FPS, так что эта технология надолго останется «эксклюзивом ПК-бояр». Да и обладатели PC должны раскошелиться на карту уровня NVIDA RTX 2080 Ti, чтобы получить комфортные 60 FPS в 4К.
Вышедший одновременно с Windows 10, API DirectX 12 существует уже 5 лет, и пользуется умеренной популярностью — мы насчитали 30 игр, его поддерживающих. Основная причина банальна — отраслевым стандартом остается DirectX 11, который поддерживает самая популярная консоль PlayStation 4, поэтому разработчикам просто нет смысла осваивать новые технологии.
Однако Microsoft стимулирует разработку игр с DirectX 12 — дюжина из трех десятков — игры по франшизам платформодержателя. Новый API хорошо проявляет себя, повышая FPS даже на старых видеокартах.
Что касается API Vulkan, который пришел на смену AMD Mantle, то он довольно активно осваивается, поскольку не только повышает FPS, но и работает на Linux. На текущий момент этот API используют более 30 новых игр. Он гораздо популярнее Mantle, на котором работало всего около 20 игр и поддерживает как продукцию AMD, так и NVIDIA.
Технология Nvidia RTX пока что с трудом продвигается в массы — реализация была хороша на бумаге, но на практике создает разработчикам слишком много сложностей. Так, добавление RTX и DLSS в Battlefield V заняло у студии DICE 8 месяцев. Не торопятся добавлять RTX и авторы Star Citizen, отмечая, что «технология станет еще одним улучшением для графики».
Тем не менее, спустя полгода после презентации, уже 10 игр получили или получат поддержку RTX в ближайшем будущем. Ситуация должна кардинально улучшится с выходом новых графических чипов с поддержкой финальной редакции DirectX 12 и технологии Microsoft DXR.
Xbox на PC и Linux как игровая ОС
Справедливости ради надо сказать, что нынешнее превосходство РС над консолями в области программной поддержки началось еще в прошлом поколении.
С релизом Windows 7 программное обеспечение РС качественно улучшилось, множество новых технологий и функций ОС нашли свой отклик в играх. В это время программная начинка PS3 и Xbox 360 страдала от старых технологий, дизайна и технических проблем, вроде подключения к сетевым службам.
В Windows 10 корпорация исправила ошибки «восьмерки» и хотя вышедшая в 2015 году ОС сперва вызвала бурю негатива, к 2019 году Microsoft довела её до одной из лучших на рынке. Увеличилась стабильность и производительность, практически не осталось проблем с падением драйверов и программ.
Была добавлена поддержка множества интересных технологий, о которых мы говорили выше. То есть если ты хочешь играть сейчас с комфортом и всеми плюшками — на рынке есть ОС, которая все это обеспечит. Именно поэтому все больше игроков переходит с Windows 7 и 8 на «десятку»:
Microsoft также усилила интеграцию между Windows и Xbox, выпустив несколько эксклюзивов для обеих платформ (Quantum Break, Forza Horizon 4, Gears of War, Crackdown 3) и демонстрации технологического преимущества над конкурентом. Фирменное приложение Xbox позволяет стримить игры с Xbox на PC, а также объединяет игроков двух этих платформ в одну социальную сеть.
Valve не осталась в стороне. В 2013 году она анонсировала Steam Machines и Steam OS, которые должны были конкурировать с классическим PC под управлением Windows. И хотя этим планам не суждено было сбыться, Valve продолжила бороться с монополией Windows на игровом рынке.
Итог этой работы стал ясен в середине 2018 года, когда более 1 000 современных игр под Windows успешно заработали под Linux — не только SteamOS, но также Ubuntu, Mint, Debian. Все благодаря Steam Play — функции, которая переводит команды DX11 и DX12 в API Vulkan. Это новая оболочка, использующая для запуска игр принципы WINE.
На текущий момент сообщество все еще тестирует Steam Play и доступ к ней ограничен рамками бета-версии. Однако когда работа будет завершена, под Linux можно будет сыграть в более чем 5 000 игр, как инди, так и блокбастеров.
Не будем забывать и про ворох других полезных приложений, которые вы не увидите на PlayStation 4 и Xbox One. Они касаются гейминга, поддержки стриминга и обработки видеоконтента — только с помощью PC можно профессионально завоевать аудиторию на Twitch или YouTube, в то время как консоли позволяют только стримить с рядом ограничений.
Игры на PC дешевле, чем на консолях и распродаются чаще
Одно из главных преимуществ персональных компьютеров — это огромное число сервисов цифровой дистрибуции и сторонних интернет-магазинов, которые продают лицензионные ключи в большом ассортименте и с разной стоимостью. Если поискать, всегда можно найти способ неплохо сэкономить при покупке — и наша база игр существенно облегчает этот процесс.
В то время как консольные игры всегда стоят 60 $ и больше (в России от 2 300 рублей ранее до 4 000 рублей сейчас), игры для PC можно купить гораздо дешевле — от 1 000 до 2 000 рублей, поскольку издатели локализуют цены под каждую экономику. Идея проста — перевести пользователей на легальные рельсы и приучить их покупать чужой труд, а не пробовать его, скачивая пиратки.
Динамика снижения цен также на стороне РС-игроков. Уже через полгода-год они могут купить крутой блокбастер чуть ли ни за треть первоначальной стоимости, в то время как на консолях цена игр снижается гораздо медленней и обычно захватывает два года.
Это понятно — Sony и Microsoft зарабатывают на продаже игр и продаже онлайн-подписок PS Plus и Xbox LIVE GOLD, им не выгодно все время устраивать распродажи.
В то же время Steam проводит распродажи регулярно — в год, как правило, случается четыре крупных и еще столько же тематических. Цена в такие моменты падает на 80-90 % от первоначальной стоимости. «Распродажи Steam» даже успели стать знаковым интернет-мемом и многие пользователи не шутят, когда говорят, что имеют целую пачку игр, купленных просто так.
Не забываем и про бандлы — наборы из нескольких игр, которые идут с солидной скидкой. Более других этим известен Humble Bunde, в пакете которого можно встретить три игры за 1-3 $, еще пять за 7-10 $ и еще три (самые свежие) — за 15-20 $. Чтобы привлечь игроков, Humble Bunde часть денег отдает на благотворительность.
Итоги
А что вы думаете по этому поводу? Мы подготовили голосование, в котором предлагаем ответить, какую игровую платформу вы бы выбрали сейчас, имея деньги.
У вас есть 300 тысяч рублей на игровую платформу. Что это будет?