Война окончена — вы проиграли: почему PC никогда не будет лучше консолей
В комментариях на нашем сайте нередко появляются люди, которые заводят старую пластинку. Что лучше — консоли или PC? События последних лет показали, что этот спор давным давно не имеет никакого смысла. Нас сдали, господа, и сделали это сами производители, Сегодня нет разницы, на чем играть. Выбор платформы сводится к брендовым предпочтениям да финансовым возможностям человека.
Дешевле всего, конечно, играть на консолях. Низкая себестоимость устройства, отсутствие необходимости апгрейда, богатая игротека — все это признаки массового гаджета. Такого, какой лежит в каждой гостиной перед телевизором — далеко не всегда, кстати, поддерживающим максимальное, 4K-разрешение. Компьютер — совсем иное дело. Хороший системный блок может обойтись и в 2, и в 3 тысячи долларов. За эти безусловно огромные (в том числе для жителей США/Европы) деньги человек получает бескомпромиссный уровень графики. Передовые технологии позволяют увидеть блокбастеры во всей их красе. Но — дорого. Быть может, именно потому на Западе PC как игровая платформа остается уделом настоящих гиков, готовых вкладываться в свое увлечение на всех уровнях.
Причем финансовый уровень для этих людей находится далеко не на первом месте. Полагаю, все помнят, каким скандалом обернулся выход Red Dead Redemption 2 на PC. Игроки буквально завалили Rockstar Games жалобами на технические ошибки. Наш автор в своей рецензии на PC-версию рассказывал, что добиться сносной работы можно, но придется потратить на это время — поиграть с характеристиками, потестировать разное их сочетание. И вот эта необходимость что-то править руками — по сути говоря, еще один уровень погружения в гейминг. Разумеется, в XXI веке никто не заставляет перепечатывать код игры во встроенный интерпретатор «Бейсика», чтобы просто пострелять по противникам. Однако необходимость крутить «конфиги», платить за передовое железо много и часто, все еще создает вокруг платформы ореола «тупичка нердов». Но это, если мы говорим о настоящих приверженцах PC, а не о юных любителях Fortnite с макмиными ноутбуками подмышкой.
Напротив, консоли позволяют насладиться игрой быстро и просто. Практически без каких бы то ни было настроек — загрузи на жесткий диск из PS Store игру, подожди пока скачается патч и наслаждайся процессом. Кто-то может сказать, что вот он водораздел, по которому проходит платформенная война. Смешно, но нет. Консоли и PC сегодня различаются лишь степенью личного погружения в процесс да стоимостью — на уровне концепции речь идет фактически об одной платформе.
Если окинуть своим взором два предыдущих поколения игровых систем, то можно заметить, что во времена PlayStation 2, Xbox Original и GameCube консоли не только конкурировали друг с другом, но и с PC. Типично приставочные проект в закромах Windows либо не появлялись, либо выходили в таком ужасном виде, что лучше бы этого не случалось вовсе. Особняком стояла лишь Microsoft, которая запихала в свое устройство Pentium 3 и графический чип от Nvidia. Но и библиотека Xbox Original даже в лучшие свои годы не копировала подчистую библиотеку PC — как правило, покупатели первой коробки от Microsoft довольствовались сомнительного качества портами.
То есть в те времена существовало жесткое разделение между PC style и console style-игрушками. С редкими пересечениями в лице чистокровной мультиплатформы. А потом все начало схлопываться. Вначале медленно, а потом все быстрее откровенно писишные игры начали переползать на PlayStation 3 и Xbox 360 и наоборот. И вот сейчас мы живем в мире, в котором Port Royale 4 (наше превью здесь) выйдет на PlayStation 4 и Xbox One, а на PC пачками портируют jRPG.
Именно потому сегодня выбор платформы — это скорее вопрос пользовательских предпочтений, а не симпатии к идеологии того или иного бренда. Платформенная война закончилась перемирием сторон. Нет больше враждующих лагерей — есть картонные танки на передовой и люди, которые верят, что эти танки настоящие и вот-вот возьмут верх над противником. Самое смешное, что в наши дни размывается само понятие бренда. В классическом маркетинге под этим термином не мыслится торговая марка как таковая. Бренд — это всегда история, месседж, который компания пытается донести до потребителя. В новое время с этим все очень плохо. Причем не только на компьютерно-консольном рынке — везде.
Коллеги из айтишной журналистики про смартфоны и гаджеты уже несколько лет жалуются, что писать о новых устройствах становится просто неинтересно. Если раньше производители действительно пытались удивить аудиторию, то сегодня разница между разными гаджетами сводится к мощности процессора и наличию/отсутствию уникальных фишек «из коробки». Взгляните на OS от Google и Apple — Android и iOS фактически пришли к одному знаменателю. Яблочники отказались от идеологии «управления одним пальцем» и запустили линейку телефонов с большой диагональю. В свою очередь большинство Android-смартфонов упрощены до уровня дверной ручки.
А теперь оглянитесь назад и вспомните не такие уж далекие времена, когда на рынке еще существовала Nokia с ее Symbian, Microsoft с Windows Mobile, когда Google делала первые шаги, а Apple — внедряла в умы потребителей «айфономанию». Да у этих OS даже интерфейсы были разные! Подчас совсем не похожие друг на друга. И устройства, их физическая оболочка, представляли собой торжество дизайнерской мысли. Каждый производитель предлагал встать под свои знамена, а сегодня эти же люди на технологических выставках все чаще говорят: «Ок, бро, у нас тут три камеры, процессор на столько-то мощнее предыдущего и новый графический чип». А что интерфейсы клонированные и дизайн косплеит кусок мыла, никого не волнует. И мы это еще скромно молчим про вымирание раскладушек и устройств с QWERTY-клавиатурой.
***
Технологическая отрасль стремится к стандартизации и унификации. Это не секрет. Вот только мы уже живем в мире, в котором сам выбор — это глобальная иллюзия. Именно потому смешно говорить о какой-то там платформенной войне, достоинствах или недостатках брендов. Нет больше водораздела — одна Nintendo пытается идти своим путем. У остальных все одинаково. И это, честно говоря, очень печально.
Платформенная война окончена?