Ачивки-боксики: как Microsoft изменила игровую индустрию
В массовом сознании российского геймера компания Microsoft ассоциируется, в первую очередь, с очень странными решениями. Закрытие собственных студий, релиз эксклюзивов для Xbox на PC, попытка превратить игровую консоль в мультимедиацентр и предложение вшить DRM в приставочные хиты — не самый приятный послужной список, не находите? Все это действительно так: и студии закрывали, и хиты портировали, и бороться с вторичным рынком американцы пробовали. Однако это лишь одна сторона медали. На противоположной половине баррикад находятся те инновации, что «зеленые» смогли внедрить в индустрию — зачастую абсолютно вопреки сложившимся традициям. Давайте же сегодня поговорим о светлых сторонах политики Microsoft.
Вопреки сложившемуся мнению, Microsoft не была выскочкой на рынке видеоигр. Еще в девяностые годы американцы продвигали свою новенькую Windows 95 как идеальную среду для любителей интерактивных развлечений. Мультимедиа во все поля, нативная поддержка DOS-приложений, новые суперхиты, Билл Гейтс (Bill Gates) в рекламе Doom, наконец! Усилия увенчались успехом: сегодня лишь единицы помнят, что словосочетание «домашних компьютер» в начале девяностых не было синонимом MS-DOS или Windows.
Однако и приставочный рынок в начале нулевых не был для Microsoft настолько дивным новым миром, как считают хейтеры. «Зеленые» еще в конце девяностых заключили контракт с Sega, по условиям которого были обязаны адаптировать мобильную Windows CE для новой консоли компании — 128-битной Dreamcast. Что успешно и сделали. Более того, сама Xbox Original во многом строилась на базе концепции Dreamcast. Неофициально она даже получила прозвище Dreamcast 2, что уже об очень многом говорит. И речь в данном случае не идет о малом жизненном цикле или провале системы как таковой.
Почти что PC
И первой инновацией, которую Microsoft протащила на консольный рынок, стало использование фактически PC-шного стандарта железа. В девяностые лишь Sega пыталась пойти по этому пути. Американское отделение компании в те годы представило свое видение грядущей Dreamcast и основывалось оно на чипе от 3DFX. Однако головной офис в Японии завернул эту идею, предпочтя пойти по более традиционному пути. Microsoft же еще в начале нулевых осознала, сколько пользы может принести отказ от традиционного подхода к разработке железной начинки консоли. В результате под капотом у Xbox Original трудился процессор Pentium 3 и графический чип компании NVidia. Что в совокупности с поддержкой стандарта DirectX превращало предложение американской корпорации в рай для разработчиков, которые хотят выйти на приставочный рынок.
Впрочем, среди геймеров тех лет ход Microsoft не вызвал энтузиазма. Они отмечали, что, да, новая система получилась крайне мощной, но, эй, чуваки, это же фактически PC, просто размещенный в небольшом корпусе и подключаемый к телевизору. Хейт в сторону системы летел колоссальный, однако «зеленые не сдавались». Их выступления на E3 начала нулевых напоминали оборону стратегически важного рубежа на театре военных действий размером с целую планету. Microsoft даже пыталась создать полноценную MMORPG для первой Xbox.
В конечном счете, у американцев получилось найти аудиторию. Вокруг приставки возникло небольшое, но преданное комьюнити — в том числе в России, куда Xbox Original официально никогда не поставлялась. Выдающиеся технические характеристики, неплохая подборка эксклюзивов, порты отличных игр с PC — на какой еще консоли вы могли поиграть в начале нулевых в Morrowind или Doom 3? Вот то-то и оно. И, пусть Microsoft так и не сумела сдвинуть с трона Sony, она смогла добиться главного. Ее видение консоли как устройства на стандартизированной архитектуре стало доминирующим в индустрии. Другое дело, что этот тренд фактически стер границы между разными устройствами, но об этом мы уже рассказывали в соответствующем материале.
Жесткий диск и веб-сервис
Однако не только своей архитектурой была примечательна Xbox Original. В своей первой консоли Microsoft использовала вместо привычных карт памяти жесткий диск. И этот ход в буквальном смысле поверг в шок фанатов PlayStation 2, дав лишний повод пошутить на тему, что Xbox — это как PC, но только Xbox. Стоит ли говорить, что сегодня HDD не используют только портативные консоли?
Но и этого Microsoft показалось мало. На начало нулевых пришелся расцвет всевозможных онлайн-игр. И американцы это понимали, потому и создали для Xbox Original собственный сервис под названием Live. Если открыть подшивку тематических журналов тех лет, то можно увидеть, что в начале нулевых про консольный интернет-мультиплеер говорили абсолютно все. Sony работала над своим решением и даже запустила его, вот только удачно подружить приставки со Всемирной паутиной смогла лишь Microsoft. И мы не зря объединили Live в один пункт с жестким диском. Дело в том, что использование HDD позволило компании распространять контент через собственный сервис. Напомним, дело было в начале нулевых.
Впрочем, глупо было бы говорить, что Microsoft изобрела сам формат Live. Еще пользователи Dreamcast могли подписаться на сервис Sega.net, а первые попытки распространять игры через сеть пришлись на начало девяностых. Но есть огромная разница между «изобрести и попробовать» и сделать популярным и удобным инструментом. «Зеленые» создали отлично работающий, простой в настройке сетевой сервис. Именно в этом их заслуга.
Achievement unlocked
Как и в случае с Live, ачивменты для Xbox 360 нельзя назвать целиком и полностью изобретением Microsoft. Еще задолго до старта второй консоли семейства Xbox, разработчики пытались внедрять в свои игры награды. Вот только делали они это локально — о какой-то стандартизации, системе речи не шло. Xbox 360 предложила максимально простую и понятную западному геймеру шкалу мотивации. Каждой игре присваивается определенное число очков, которые открываются по мере выполнения ряда условий. Сами условия определяют авторы — это может быть как банальное прохождение сюжетной линии на высоком уровне сложности, так и более изощренные испытания.
И… вначале эту систему мало кто понял. Поклонники Sony и вовсе посмеивались над обладателями Xbox 360 — дескать, только и умеете, что пиписьками меряться. Однако практика показала, что «ачивки» — это отличный социальный инструмент. Фактически они вернули в гейминг забытую традицию аркадных лидер-бордов. Сейчас только владельцы консолей от Nintendo не имеют централизованной системы достижений — у PlayStation вон трофеи есть. И у Steam они тоже имеются.
Система подписок
Вот мы и подобрались к текущему поколению консолей. Его старт выдался для Microsoft крайне неудачно. Компания фактически продавала более слабое в сравнению с PS4 железо по цене, которая превышала консоль стоимость консоли от Sony. Потом случилась потеря эксклюзивов, отказ от Kinect и другие вещи, за которые «зеленых» принято ругать. Однако американцы и не думали сдаваться. И отличным ответом конкурентам стал сервис Xbox Game Pass. И, опять же, идея продавать не игры, но подписку на них первой в этом поколении пришла в головы маркетологов Electronic Arts. Однако EA Access в сравнении с Game Pass — это все равно что задохлика отправить сражаться на ринг с профессиональным боксером. У предложения EA есть один, но ключевой недостаток: оно зациклено на релизах «Электроников», в то время как Microsoft предлагает за сходную цену насладиться самыми разнообразными играми.
Разумеется, такое положение вещей по душе далеко не всем. Хардкорные геймеры — натуры консервативные, диски или классические цифровые релизы им ближе. Game Pass же ориентирован на более широкую аудиторию. Ту, которая смотрит вечерами Netflix и уже приучена к подписной модели получения легального контента. С Game Pass Microsoft в очередной раз подхватила и довела до ума идею, которая буквально витала в воздухе. Зачем платить за какую-то конкретную игру, если можно оформить подписку, которая позволит наслаждаться десятками отличных релизов во всех возможных жанрах? К несчастью для взыскательной публики, будущее все же за Game Pass и его аналогами. И пока что Microsoft единственная компания из большой тройки, которая поверила в это.
***
Завершает наш цикл познавательных решений «зеленых» бездисковая версия Xbox One S. Как и в случае с подписными сервисами, идея перевести консоли полностью на цифровую дистрибуцию витает в воздухе уже давно. Но именно Microsoft стала первой компанией, что не побоялась сделать шаг в этом направлении. Хорошая ли это мысль? Недавний опрос европейских геймеров показал, что не очень. Социологи выяснили, что большая часть респондентов все еще не готова отказаться от дисковых версий. Но то день сегодняшний. Быть может, спустя одно консольное поколение выяснится, что правда была все же на стороне Microsoft. Так уже бывало. К великому сожалению консерваторов.