20 лет Doom 3 — вспоминаем самый неоднозначный шутер id Software
3 сентября 2004 года состоялся релиз третьей части серии Doom. После 10 лет ожидания фанаты шутеров с радостью бросились в магазины и вскоре выяснили, что она совсем не похожа на оригинальную дилогию. Лишь спустя годы некоторые из них «распробовали» Doom 3 и начали доказывать остальным, что перед ними недооценённый шедевр. Подробнее обо всех деталях вы узнаете из нашей статьи.
Джон Кармак и его работа в id Software
Студия id Software, которая изобрела жанр шутеров от первого лица, ассоциируется с двумя Джонами, Ромеро (John Romero) и Кармаком (John Carmack). О первом мы рассказали в отдельном материале, а сейчас предлагаем сосредоточиться на программисте из Канзаса. Он не был заядлым игроком, как другие сотрудники компании и не просиживал ночи напролёт за мультиплеерными матчами. Его интересовали технологии. В конце 80-х ему удалось добиться плавного «скроллинга» уровня в платформере. На консоли NES это было реализовано ещё в Super Mario Bros., но на ПК до Джона никто не мог добиться подобного эффекта. Этот программный код лежит в основе Commander Keen (1990), первой действительно известной игре id Software.
Параллельно Кармак интересовался трёхмерным окружением. В начале 90-х его можно назвать псевдо-3D, ведь там нет полноценной глубины, а все модельки — двухмерные. Но эксперименты с движком породили такие игры, как Hovertank 3D (1991), Catacomb 3-D (1991) и, что самое главное, Wolfenstein 3D (1992). Позже вышли первые две части серии Doom (1993-1994), которые популяризировали жанр. А в 1996-м мир увидел Quake, первый действительно трёхмерный шутер от первого лица. В 1998 году он получит сиквел, а в 2000-м — третью часть, в которой разработчики отказались от одиночной кампании и сосредоточились на многопользовательском режиме.
Доходы компании id Software приносили не только сами игры, но и лицензирование движка. Всякий раз Джон Кармак предлагал сочетание передовых технологий с высокой частотой кадров даже на средних компьютерах. Не удивительно, что его наработки пользовались популярностью. Даже Ромеро после основания собственной студии Ion Storm дважды обращался к id Software ради движков первой и второй Quake.
Истории игровых серий
- История серии Diablo: 27 лет мрачного фэнтези
- Hitman: история серии и Агента 47. Рассказываем, откуда взялся лысый киллер, почему у него пять отцов и что значит штрих-код
- История серии Medal of Honor
- 25 лет Counter-Strike. Как менялся легендарный сетевой шутер от первого лица
- История серии Mortal Kombat. Часть 1. Эд Бун и аркадные автоматы, создание вселенной, рождение легенды, неслыханная популярность и обвинения в жестокости
- VGStory: история серии Far Cry — 15 лет успеха
Разработка Doom 3
Вскоре после выхода Quake 3: Arena Джон собрал руководство id Software с предложением выпустить новую часть серии Doom. Причём он сразу заявил, что студия будет делать ремейк самой первой игры 1993 года. Не всем сотрудникам понравилось это решение, но их возражения не были приняты.
Разработка началась в конце 2000-го, а уже через год, на MacWorld Expo, все желающие увидели первый результат. Но настоящий восторг игра вызвала на E3 2002, где был продемонстрирован 15-минутный ролик Doom 3. Благодаря ему проект получил целых пять наград.
На видео можно заметить, как изменилась атмосфера игры по сравнению с первыми частями. Вместо забористого шутера с десятками врагов нам выдали полноценный хоррор. Мрачная атмосфера усиливалась за счёт передовых технологий освещения и работы с тенями. Ещё можно отметить плавные анимации, а также интерактивные поверхности, по которым нужно водить курсором мыши.
Игру планировали выпустить в 2003 году, однако разработка затянулась до июля 2004-го. Сегодня такая задержка кажется мелочью, если учесть, что некоторые проекты делают по десять-пятнадцать лет. Но тогда от подобных пауз зависело благополучие студии и её сотрудников. Напомним, что долгая работа над первой Quake привела к кризису в id, из-за которого её покинул Джон Ромеро.
Выход игры сопровождался утечками демонстрационных версий, а также распространением нелегальных копий. Эти факторы негативно отразились на продажах проекта.
Релиз Doom 3
3 августа Doom 3 появилась на полках магазинов. Хотя разработчики не скрывали, что сменили концепт серии, для многих было шоком увидеть мрачный хоррор вместо динамичного шутера. На этот раз Кармак отошёл от своих стандартов — игра получилась красивой, но слишком уж требовательной к железу, поэтому добиться высокой частоты кадров смогли только обладатели самых мощных компьютеров. А с низким разрешением и отключением динамичных теней Doom 3 не могла произвести вау-эффекта.
Движок id Tech 4 наложил ряд ограничений. Например, он не мог вывести на экран десятки монстров, как это было во второй части, да и открытые пространства в игре не встречались. В результате все сражения велись в узких коридорах с несколькими противниками.
Другая проблема Doom 3 заключалась в том, что она всегда оставалась тёмной. Мрачные локации хорошо работают именно на контрасте со светлыми, как это было в Half-Life 2, которая разрабатывалась параллельно и вышла в ноябре того же года. Однообразие — весомый минус игры id Software.
Однако если принять недостатки третьей Doom, от неё можно получить удовольствие. Оружие чувствуется прекрасно, демоны агрессивные и часто появляются из-за спины, а к классическому арсеналу из ранних частей добавился Душекуб, особый артефакт, который поглощает здоровье демонов и восполняет жизненную силу главного героя. Даже некоторые условности пошли Doom 3 на пользу. Например, фонарик здесь выступает как отдельное оружие. Да, им можно бить врагов, но урон будет небольшой. Поэтому игрок вынужден постоянно выбирать между освещением локации и возможностью стрелять по врагам. А это создаёт интересные геймплейные ситуации.
Про сюжет говорить толком нечего — он дублирует события первой части. Конечно, за 10 лет технологии изменились, поэтому перед вторжением демонов нам предлагают пройтись по марсианской базе и поговорить с поселенцами. Разумеется, вскоре они станут одержимыми и нападут на главного героя, а через порталы на планету прибудут демоны. Сражаться с ними предстоит в колонии и в самом Аду. История подаётся как в роликах, так и в многочисленных дневниках.
Многие игроки остались разочарованными, ведь они ждали такой же игры, как и первые две части. А журналисты называли Doom 3 «ещё одним неплохим шутером», отдавая дань уважения ранним творениям id Software. Но особенно ярко провал Кармака чувствовался в конце года, когда пришло время подводить итоги.
Понравилась Doom 3?
Богатый на игры 2004 год
Если бы третья Doom вышла в 2003-м, как планировалось изначально, её ждал бы куда более тёплый приём. Но 2004 год поставил рекорд по числу первоклассных шутеров от первого лица. Мы увидели инновационную Half-Life 2 с реалистичной физикой и транспортными средствами, первую Far Cry, которая предложила полноценный открытый мир, и Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay, где сражения в замкнутых пространствах обыграны гораздо интереснее. Также можно вспомнить олдскульный Painkiller, который оказался гораздо ближе к первым Doom, чем официальная третья часть. Любители мультиплеера проводили время за Unreal Tournament 2004 и Counter-Strike: Source, а владельцы оригинальной Xbox сражались с пришельцами в великолепной Halo 2.
Проблема Doom 3 была в том, что она не выделялась на фоне других шутеров своего времени. Такого с id Software ещё не было никогда — раньше её игры всегда оставались в центре внимания общественности.
Doom 3: Resurrection of Evil
4 апреля 2005 года вышел первый и единственный аддон к третьей Doom. Resurrection of Evil — просто набор дополнительных уровней к оригинальной игре. Из нововведений можно отметить гравихват, оружие, которое напоминает гравитационную пушку из Half-Life 2. С его помощью можно ловить пучки энергии и отправлять их обратно во врагов. А фанаты серии обрадовались возвращению классической двустволки, которая наносит огромный урон в ближнем бою.
BFG Edition и восприятие Doom 3 спустя годы
В 2012-м состоялся выход переиздания третьей Doom под названием BFG Edition. Оно ориентировалось на актуальные на тот момент консоли PS3 и Xbox 360, однако одновременно его выпустили и на ПК. Удивительное дело, но новая версия игры выглядела хуже предыдущей. Она уже не могла впечатлить графикой, а её геймплей за 8 лет заметно устарел. Из нововведений можно отметить возможность прикрутить фонарик к автомату, а также компанию Lost Mission, которая представляет собой трёхчасовое уничтожение самых опасных демонов из Ада.
Четвёртую Doom пришлось ждать до 2016 года. За это время фанаты серии успели дать третьей части ещё один шанс. И многие из них изменили своё отношение к игре. Они начали утверждать, что в сражениях с местными демонами есть свой шарм, геймплей брутален и раскрывается по полной на максимальном уровне сложности. На нём демоны не прощают ошибок, каждый выстрел должен быть направлен в цель, а перед сражением желательно планировать тактику и грамотно распределять патроны. Душекуб из дополнительного оружия становится чуть ли не главным способом уничтожения дьявольских созданий. И самое главное — по их мнению, игра оказалась уникальной по меркам серии и всей индустрии.
В любом случае, от наработок Doom 3 сами id Software решили отказаться. В следующей части серии и её прямом сиквеле нас ждали светлые уровни, толпы демонов и отсутствие элементов хоррора. А триквел спустя годы воспринимается как своеобразный шаг в сторону.
Игры на движке id Tech 4
В начале статьи мы упомянули, что Кармак создавал движки, которые позже продавались другим разработчикам. Однако в случае с id Tech 4 этот трюк не сработал. С ним работали студии Raven Software и Splash Damage, которые всегда тесно сотрудничали с id Software. Они выпустили Quake 4, Wolfenstein (2009), Enemy Territory: Quake Wars и Brink. Из сторонних команд можно вспомнить, разве что, Human Head Studios, разработчиков Prey (2006). На этот раз движок Джона не смог соперничать с ближайшим конкурентом в лице Unreal Engine 3.
***
А чем вам запомнился Doom 3? Делитесь мнениями в комментариях!
Лучшая игра серии Doom?
-
Оригинальная Doom 3 получила неофициальный ремастер, улучшающий 2300 текстур
-
DOOM Eternal получила «сатанинское» обновление с «Режимом орды»
-
Щит-пилу и дробовик из Doom: The Dark Ages добавили в оригинальную игру
-
Автобиография Джона Ромеро: что рассказал левелдизайнер первых частей Doom и Quake
-
Глава Xbox Фил Спенсер ответил на вопросы о закрытых студиях, новой Doom для PS5 и разработке TES 6