20 лет Half-Life 2. Вспоминаем один из лучших шутеров в истории
16 ноября 2004 года на полках магазинов появилась вторая часть серии Half-Life. Разработка длилась целых шесть лет, причём она сопровождалась трудностями и скандалами. Однако в итоге мы получили превосходный шутер, который опередил своё время. Сегодня мы напомним, почему Half-Life 2 казалась гениальным проектом 20 лет назад, и расскажем, как она воспринимается сегодня.
Valve и первая Half-Life
Оригинальная Half-Life была дебютным проектом для компании Valve. В 1996 году Гейб Ньюэлл (Gabe Newel) и Майк Харрингтон (Mike Harrington) основали собственную студию. Они задались целью — выпустить шутер от первого лица с элементами хоррора. Для этого они приобрели актуальный на тот момент движок первой Quake. Игра поменяла несколько концепций, но в итоге вышла спустя два года и оказалась настоящей революцией в жанре. Основная ставка делалась на качественную постановку сюжета при помощи скриптовых сценок. Это обеспечило игре продажи, а сам подход позже применялся практически во всех шутерах.
Помимо этого первую Half-Life можно похвалить за разнообразие локаций и геймплейных ситуаций, а также умных противников и боссов, сражения с которыми напоминает решение головоломок. Причём игра удивляла до самого финала, ведь действие последних уровней развернулось в параллельном мире Xen, который живёт по другим законам.
По современным меркам сюжет кажется незатейливым. В исследовательской лаборатории Black Mesa происходит катастрофа, которая связана с изучением странного кристалла. В результате открываются порталы, через которые на Землю прибывают инопланетяне. А военные, вместо того, чтобы спасти учёных, просто устраняют свидетелей. Главный герой Гордон Фримен оказывает им сопротивление и в концовке игры убивает Нихиланта, который руководил вторжением пришельцев.
Нужно понимать, что в 90-х шутеры вообще обходились без полноценного сценария. Поэтому даже такая простенькая история воспринималась как настоящее откровение. Можно сказать, что именно после Half-Life в игры этого жанра начали добавлять серьёзный сценарий.
Проект получил три дополнения, которые позволяют увидеть происходящее глазами других людей. DLC получили высокие оценки прессы, однако многие фанаты ждали продолжения основной истории. Оно вышло лишь в 2004-м, через шесть лет после первой части.
Играли в первую Half-Life?
Разработка Half-Life 2
Работа над сиквелом Half-Life началась через полгода после релиза первой части. Гейб Ньюэлл хотел вновь совершить революцию в жанре, поэтому не жалел ни денег, ни времени. Игра работала на собственном движке Source, который позже использовался и в сторонних проектах. Во время разработки рассматривались самые разные варианты, включая применение огнетушителя и огнемёта, добавления нескольких фракций, включая призывников, рабочих и синтетических людей, а на службе Альянса могли воевать девушки-ассасины. На E3 показывали синих гидр, которые могли мгновенно убить главного героя. Релиз изначально планировался в конце 2003 года, но в октябре произошёл «слив» сырой версии игры в сеть, которую пираты записали на болванки и продавали под видом официальной Half-Life 2. Гейб Ньюэлл принял решение перенести релиз на год, избавиться от неудачных наработок и довести проект до безупречного состояния.
Статьи, приуроченые к юбилеям культовых игр
- 10 лет «Ведьмаку 2»! Как игра вывела CD Projekt RED в высшую лигу и заложила фундамент для легендарной третьей части — и как российские журналисты мешали разработчикам
- 10 лет StarCraft 2: последняя игра той самой Blizzard
- 20 лет Doom 3 — вспоминаем самый неоднозначный шутер id Software
- 15 лет Hitman: Blood Money! За что игру считают одной из лучших в истории, и Почему после неё Агент 47 надолго пропал с радаров?
- Gears of War 15 лет! Брутальные мужики, крутые перестрелки из укрытий и расчленение монстров пилой — за что геймеры полюбили серию?
2004 год в игровой индустрии
Если бы релиз Half-Life 2 состоялся в 2003-м, у неё практически не было бы конкурентов. Но 2004-й оказался невероятно богатым на качественные шутеры. В марте вышла первая Far Cry, в апреле — олдскульная Painkiller, в июне — инновационная Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay, в августе — горячо ожидаемая Doom 3, которой мы посвятили отдельную статью. А если взять в расчёт игры для оригинальной Xbox, то можно отметить ещё и Halo 2. Выделиться на таком фоне было непросто. Но у Valve вновь всё получилось.
Инновации Half-Life 2
Первое, на что хочется обратить внимание — реалистичная физика. Valve была одной из первых, кто заставил работать её на геймплей. Речь о головоломках с использованием предметов и о гравипушке, которая позволяет притягивать объекты и бросать их обратно во врагов. Так можно убивать противников, не тратя патронов, а также кидать на большие дистанции гранаты и мины.
Управление отрядом бойцов сложно назвать чем-то необычным. Но и тут Half-Life 2 удивляла, ведь в нашем распоряжении были бесчисленные полчища муравьиных львов, с помощью которых предлагалось брать штурмом вражескую крепость. При этом пришельцы не смогут сделать всю работу за вас — нужно отключать устройства, которые отпугивают инопланетян и постоянно двигаться вперёд.
Сюжет и атмосфера
Если события первой части происходили в лабораториях и мире Xen, то действие сиквела развернулось на Земле. Пока Гордон Фримен отсутствовал, планету захватили инопланетяне, установили тоталитарный режим и медленно добивают тех, кто ещё пытается сопротивляться. Главный герой встречает людей, которых знал ещё по Чёрной мезе, возглавляет повстанцев и уничтожает оккупантов.
Сценарий простой, но он производил впечатление за счёт атмосферы. Поначалу перед нами классическая антиутопия в духе «1984» Джорджа Оруэлла (George Orwell), затем — хоррор про оживших мертвецов, который сменяется борьбой с жуками как в «Звёздном десанте» (Starship Troopers), а происходящее ближе к концу всей истории и вовсе напоминает «Войну миров» (The War of the Worlds) Герберта Уэллса (Herbert Wells).
Разнообразный геймплей
Вместе со сменой локаций меняется не только атмосфера, но и геймплей. Симулятор ходьбы в первых главах превращается в бодрый шутер с использованием транспорта. Сражения с хэдкрабами и зомби совсем не похожи на битвы с бойцами Альянса — приходится использовать подручные средства, от циркулярных пил и баллонов с горючим до активации самодельных ловушек. Сражения с песчаными львами, которые прибывают снова и снова, сменятся возможностью управлять ими. Бои на улицах города против рядовых противников и огромных треножников ведутся совместно с союзниками, которым можно отдавать приказы. Финал же разворачивается в Цитадели, где из оружия у главного героя остаётся лишь усиленная гравипушка. Но она настолько мощная, что позволяет за пару секунд избавляться от большого отряда вражеских бойцов.
Напомним, как обстояли дела в других проектах 2004 года. Doom 3 и Painkiller не менялись в течение всего прохождения, а Far Cry просто чередовала открытые пространства с эпизодами в тесных лабораториях. В «Хрониках Риддика» было больше уникальных ситуаций, но они отличались друг от друга не так разительно, как в проекте Valve. И хотя с тех пор прошло 20 лет, а мы увидели сотни новых шутеров, по разнообразию Half-Life 2 всё ещё остаётся вне конкуренции.
Сиквелы и приквелы
1 июня 2006 года вышло первое дополнение для Half-Life 2 под названием Episode One. Оно просто завершало сюжет оригинальной игры. Спустя полтора год состоялся релиз более проработанного Episode Two с новыми видами противников и продолжительным сюжетным режимом. К сожалению, анонсированный третий эпизод так и не появился в продаже. Про Half-Life 3 и говорить не хочется — за два десятилетия эта игра стала локальным мемом, которую многие ждут, но уже не надеются увидеть.
23 марта 2020-го в Steam появилась Half-Life: Alyx, приквел ко второй части серии, которая позволяет поиграть за Аликс Вэнс. В игре содержится много важной сюжетной информации с явным намёком на продолжение основной истории. К сожалению, в качестве платформы Valve выбрала шлемы виртуальной реальности. Впрочем, при помощи фанатских модов её можно запустить и без VR-устройств.
Стоит ли проходить Half-Life 2 в 2024 году
20 лет — огромный срок по меркам игровой индустрии. Конечно, сегодня Half-Life 2 не производит того вау-эффекта как в 2004-м. Однако за счёт разнообразия геймплея, необычных игровых ситуаций и проработанной вселенной она до сих пор может принести удовольствие ценителям шутеров. Конечно, ныне вторая Half-Life — уже олдскул, ведь здесь нужно следить за здоровьем и бронёй, а также искать аптечки. Отметим, что Valve регулярно улучшает картинку игры, поэтому мы рекомендуем проходить её на ПК или Steam Deck.
Если же вы прошли оригинальную Half-Life 2 и оба эпизода, рекомендуем ознакомиться с Black Mesa. Это качественный ремейк первой части, который выполнен на технологиях второй.
***
Играли в Half-Life 2? Или пропустили игру по разным причинам, включая собственный возраст? Делитесь мнениями в комментариях!
Проходили Half-Life 2?