15 лет Dragon Age: Origins. Вспоминаем лучшую игру серии
The Veilguard — первый крупный проект BioWare со времён Anthem и Mass Effect: Andromeda. Но в нулевых канадская студия выпускала один хит за другим. Например, в 2009 году в этот день вышла первая часть серии Dragon Age. Именно ей посвящена наша статья.
BioWare до Dragon Age: Origins
Baldur's Gate 3, главная игра прошлого года, была разработана Larian Studios, известной по серии Divinity. Однако первыми двуми частями «Врат Бальдура» занималась BioWare. Студия была основана ещё в 1995 году выпускниками Альбертского университета во главе с Реймондом Музикой (Raymond Muzyka). К тому времени они уже занимались программным обеспечением для нужд врачей, но эта деятельность не удовлетворяла их творческих амбицией. Все парни-основатели BioWare были заядлыми геймерами и хотели создавать собственные игровые миры.
Первым проектом студии оказался меха-симулятор Shattered Steel. Игра вышла в 1996-м и собрала смешанные отзывы — её хвалили за бодрый экшен, но критиковали за однообразие и аркадность. Спустя 4 года вышел юмористический шутер MDK 2, который был выполнен в жанре супергероики. Сегодня бы её сравнили со «Стражами галактики». Она получила куда более высокие оценки от прессы, причём фанаты до сих пор вспоминают проект с любовью.
Но Shattered Steel и MDK 2 оказались шагами в сторону для BioWare. Основные усилия студия сосредоточила на ролевых играх. Обе части Baldur's Gate и дополнения к ним представляют собой изометрические RPG, которые основаны на второй редакции правил Advanced Dungeons & Dragons (AD&D). Ценители настолок отмечали точность следования канонам, но для прохождения знать их необязательно. Мы получили качественные ролевые игры с интересным сюжетом, продуманным геймплеем и большим открытым миром, который было интересно изучать.
Спустя 2 года после релиза второй Baldur's Gate вышла Neverwinter Nights. Она базировалась на третьей редакции AD&D. Отдельно стоит отметить инструмент Aurora Toolset, который открывал огромные возможности для мододелов. Результат не заставил себя ждать — в сети появились тысячи модификаций для Neverwinter Nights, причём некоторые из них оказались интереснее, чем основной сюжетный режим.
В первой половине нулевых вышло множество игр по «Звёздным войнам». BioWare в 2003-м выпустили RPG под названием Knights of the Old Republic, которая считается одним из лучших интерактивных проектов в рамках бренда Star Wars. Действие игры развернулось за несколько тысячелетий до событий фильмов, поэтому мы увидели совершенно новую историю про благородных джедаев и коварных ситхов со своими тайными планами. Получилось качественное ролевое приключение, которое способно увлечь на долгие часы. В 2021 году на PlayStation Showcase был анонсирован ремейк, однако его судьба сейчас находится под вопросом.
Статьи, приуроченые к юбилеям культовых игр
- 10 лет «Ведьмаку 2»! Как игра вывела CD Projekt RED в высшую лигу и заложила фундамент для легендарной третьей части — и как российские журналисты мешали разработчикам
- 10 лет StarCraft 2: последняя игра той самой Blizzard
- 20 лет Doom 3 — вспоминаем самый неоднозначный шутер id Software
- 15 лет Hitman: Blood Money! За что игру считают одной из лучших в истории, и Почему после неё Агент 47 надолго пропал с радаров?
- Gears of War 15 лет! Брутальные мужики, крутые перестрелки из укрытий и расчленение монстров пилой — за что геймеры полюбили серию?
Навыки BioWare по созданию шутеров пригодились ей во время работы над Mass Effect. Канадцы предложили нам гибрид классической ролевой игры с экшеном от третьего лица. На этот раз они придумали свой сеттинг с нуля, показали, как человечество осваивает космос, встречает представителей других инопланетных рас и занимает своё место в галактике. Многим фанатам ролевых игр не понравилось, что в Mass Effect меткая стрельба важнее прокачанных параметров. Но в будущих частях серии BioWare сделали ещё большую ставку на шутерную составляющую.
Любимая серия ролевых игр Bioware?
Dragon Age: Origins как возвращение к истокам на современном уровне
Термин «возвращение к корням», который сейчас используют при описании The Veilguard, был актуален и для первой Dragon Age. В оригинальной игре 2009 года мы увидели сложную ролевую систему с десятками параметров и вариативным сюжетом, в котором многое зависит от игрока. Причём выбор расы и класса напрямую влиял на предысторию героя. Каждый пролог грамотно раскрывал мир игры, демонстрировал красоту и жестокость Ферелдена, где развернулось действие Origins.
С первых же сцен становилось ясно: перед нами тёмное фэнтези. Любые пафосные и романтичные речи здесь прерывались ударом меча, людей убивали за малейшую провинность и неповиновение, а местные жители порой оказываются не менее жестокими, чем порождения тьмы. Зачастую сделать правильный выбор невозможно, ведь мы лишь выбираем между разными оттенками зла. Особенно ярко это чувствуется во время борьбы за власть в гномьем городе Орзаммаре.
Сюжет первой Dragon Age. Стандартная борьба против зла с нюансами
Действие игры развернулось на материке Тедас, в королевстве Ферелден. На страну напали полчища монстров во главе с Архидемоном, который принял облик огромного дракона. Решающий удар по нему должен нанести Серый страж, представитель особого ордена, который создавался для борьбы с многовековым злом. За одного из них играем мы. Но чтобы остановить демонов нужны усилия всех народов, которые населяют государство, включая эльфов, гномов и людей. По ходу игры мы договариваемся со всеми фракциями, после чего они отправляют свои войска на решающую битву.
При кратком пересказе история может показаться банальной. Однако её прелесть кроется в деталях и отдельных небольших сюжетах. Молодой король жаждет славы и рвётся в бой, но погибает в первой же битве. Гномы могут отправить вам в помощь огромных каменных големов, но вы должны помнить, что в каждом из них заключена душа невинного полурослика. Городские эльфы загнаны в местные гетто, где к ним относятся как к существам второго сорта. А вольные представители этого народа страдают от жуткого проклятья, которое превращает их в оборотней.
Вы тоже можете проявить жестокость ради собственной выгоды. Например, увеличить параметры своего персонажа при помощи магии крови. Для этого придётся убить пленников, которые не сделали вам ничего плохого.
Персонажи Dragon Age: Origins
Сюжет первой Dragon Age тесно переплетается с персонажами, которые входят в состав вашего отряда. Причём их характеры могут меняться со временем. Например, если поначалу Морриган кажется холодной и острой на язычок стервой, то со временем, по мере развития ваших отношений, она начнёт раскрываться, рассказывать чего боится и на что надеется. А если вы поможете ей, то девушка преобразится и признается в своих чувствах. Но это никак не повлияет на главную цель Морриган, о которой вы узнаете перед финальной битвой.
Чародейка Винн — добрая целительница, которая одобряет лишь милосердные поступки. При этом её можно обидеть до глубины души, например, если вы выполните квест по осквернению Урны священного праха. Там находятся останки спасительницы Андрасте, которую почитают как мессию. Винн вместе с бардом Лелианой — самые религиозные персонажи в вашем отряде. Они не простят подобного святотатства и покинут вас навсегда.
Протагонист Dragon Age: Origins — не единственный Серый страж в Ферелдене. Например, к вашей команде присоединится Алистер, благородный рыцарь с правами на престол. В зависимости от принятых решений, он может быть коронован как король, остаться в ордене или покинуть его и сгинуть в безвестности. При определённых обстоятельствах его даже могут казнить.
Во время очередного сражения на вас нападёт эльфийский разбойник Зевран. Его можно убить сразу или разрешить присоединиться к вам. Дальнейшие действия зависят от уровня одобрения персонажа. Если оно осталось неизменным, парень предаст вас и перейдёт на сторону врага. Но если вы расположили эльфа к себе, он останется на вашей стороне и пойдёт против своих бывших друзей из Антиванских воронов.
Геймплей первой Dragon Age
Сражения в Dragon Age происходят в реальном времени. Мы можем управлять сразу четырьмя бойцами отряда, однако переключаться между ними в разгар битвы не слишком удобно. Поэтому в игре есть тактическая пауза, которая позволяет раздать команды сопартийцам или даже выстроить чёткую последовательность действий. Причём если на низком уровне сложности она не нужна, то в хардкорном режиме без неё не обойтись.
Персонажи одного класса могут заметно отличаться друг от друга в зависимости от выбранных умений. В результате игра предполагает тысячи различных тактик ведения боя. Помимо стандартных связок воинов, героев поддержки и целителей, можно использовать необычный вариант, например, взять с собой сразу трёх магов. В игре есть особые умения, которые заточены именно под эту стратегию. Некоторые игроки и вовсе прошли Dragon Age одним персонажем в отряде, без помощи союзников.
Если с тактической составляющей у Dragon Age всё в порядке, то по динамике сражения кажутся слишком медленными. Причём со временем ситуация усугубляется, ведь бои становятся масштабнее, появляются сильные противники и боссы. Каждая битва занимает всё больше времени, что может начать раздражать. Впрочем, у такого подхода нашлись и свои поклонники.
Дополнения к Dragon Age: Origins
Первая Dragon Age получила лишь одно крупное DLC. Оно называется «Пробуждение» (Awakening), и в нём предлагается устранить последствия мора после его окончания. Некоторые порождения тьмы освободились от влияния древних богов и обрели разум, а другие — обезумели и продолжили нападать на людей. Особенностью этого дополнения можно назвать необходимость строить своё поселение. Позже нечто подобное мы увидим в «Инквизиции», третьей части серии.
Помимо этого, в течение года для Dragon Age: Origins вышло семь небольших DLC. Они лучше раскрывали историю мира и его персонажей. «Охота на ведьм» (Witch Hunt) посвящена судьбе Морриган, а «Песнь Лелианы» (Leliana's Song) — орлесианскому барду из вашего отряда. «Хроники порождений тьмы» (The Darkspawn Chronicles) позволяют взглянуть на происходящие события от лица прислужников Архидемона, в то время как «Каменная пленница» (The Stone Prisoner) добавляет в вашу команду живого голема.
Наследие Dragon Age: Origins
На данный момент мы увидели четыре номерные части серии Dragon Age, несколько спин-оффов для мобильных телефонов и браузеров, а также книги, комиксы, настольные игры и мультфильмы в рамках этой вселенной. Мы рекомендуем ознакомиться с творчеством Дэвида Гейдера (David Gaider), сценариста оригинальной трилогии. Он написал романы «Украденный трон» (The Stolen Throne), «Призыв» (The Calling) и «Маску призрака» (Asunder).
Но вернёмся к играм. Вторая часть оказалась намного хуже первой. Если динамичная боевая система вызвала споры, но была принята игроками, то небольшой открытый мир, который ограничился одним городом, не понравился никому. Даже сюжет оказался намного проще, чем в оригинальной игре. Не удивительно, что Dragon Age 2 считалась худшей игрой BioWare до выхода Mass Effect: Andromeda.
С триквелом ситуация немного лучше. Разработчики приняли во внимание критику и предложили в «Инквизиции» действительно большой открытый мир, который охватывал Орлей и Ферелден. В нём развернулась новая масштабная история с участием персонажей, знакомых ещё по первой части. Проблема оригинальной Inquisition в том, что она осталась незавершённой. Полноценный финал мы увидели лишь в дополнении «Чужак» (Trespasser). Но если проходить полное издание со всеми DLC, то вы получите полноценную ролевую игру в лучших традициях жанра.
А про Dragon Age: The Veilguard мы расскажем в нашем обзоре.
***
Проходили Dragon Age: Origins? Или только планируете ознакомиться с классикой? Делитесь мнениями в комментариях!
Лучшая часть серии Dragon Age?