30 лет оригинальной PlayStation. Вспоминаем самую первую консоль Sony

Ровно три десятилетия назад, 4 декабря 1994 года, на прилавках японских магазинов появилась PlayStation, первая консоль от Sony. Она оказалась самым успешным устройством пятого поколения и перестроила всю стратегию японской компании. Мы предлагаем перенестись на 30 лет назад и вспомнить, с чего всё начиналось.

Неудачное сотрудничество с Nintendo

Ещё в конце 80-х производители консолей поняли, что нужно переходить с картриджей на диски. Поначалу они начали выпускать приводы к уже существующим приставкам. В результате на рынке появились Sega CD и Atari Jaguar CD. Nintendo тоже хотела оснастить свою SNES дисководом. Однако в 1988-м у неё не было для этого возможностей, поэтому она обратилась к Sony.

В истории взаимоотношений двух японских компаний много странных историй. Тайное сотрудничество Nintendo и руководителя Sony Кена Кутараги (Ken Kutaragi), сомнительный контракт, который предполагал, что полный контроль над играми для SNES CD окажется у Sony и, наконец, публичное объявление о том, что дисковод для Nintendo сделает Philips. Последний момент иногда называют крупнейшим предательством в истории игровой индустрии. Обычно подобные объявления ведутся за закрытыми дверями, а не со сцены. И тем более удивительно, что это произошло уже после начала основной работы над CD-приводом. Sony даже успела сделать официальный анонс Nintendo PlayStation.

В мире существует буквально несколько прототипов Nitnendo PlayStation. Коллекционеры готовы отдать за них любые деньги

Решение было принято неожиданное — довести разработку дисковода до собственной консоли. Разумеется, в этом случае она не будет привязана к мощностям SNES. Кен Кутараги вместе с исполнительным директором Sony Ога Норио (Norio Ohga) решили сделать ставку на работу с трёхмерной графикой, которая тогда казалась вершиной технологического прогресса.

Любопытно, что сотрудничество Nintendo и Philips тоже не сложилось. В результате следующая консоль большой N снова использовала картриджи. Для второй половины 90-х подобный подход казался архаичным, ведь к тому времени все основные платформодержатели перешли на диски.

Как и Sony, Panasonic тоже выпустила свою консоль пятого поколения под названием 3DO. Она получилась мощнее конкурентов, однако цена в 600 долларов оказалась неподъёмной для большинства игроков

Статьи, приуроченые к юбилеям культовых игр

  1. 10 лет «Ведьмаку 2»! Как игра вывела CD Projekt RED в высшую лигу и заложила фундамент для легендарной третьей части — и как российские журналисты мешали разработчикам
  2. 10 лет StarCraft 2: последняя игра той самой Blizzard
  3. 20 лет Doom 3 — вспоминаем самый неоднозначный шутер id Software
  4. 15 лет Hitman: Blood Money! За что игру считают одной из лучших в истории, и Почему после неё Агент 47 надолго пропал с радаров?
  5. Gears of War 15 лет! Брутальные мужики, крутые перестрелки из укрытий и расчленение монстров пилой — за что геймеры полюбили серию?

Ключевые хиты PlayStation

В 90-х для многих производителей консолей был важен свой маскот, который олицетворяет всю компанию. У Nintendo им стал Марио, у Sega — Соник. Для Sony таким персонажем оказался Крэш Бандикут. На первой PlayStation вышло три платформера с его участием, а также гонка и набор мини-игр для сражений за одним экраном.

Современные игроки иногда жалуются, что им давно не предлагали ничего кардинально нового. Но во второй половине 90-х ситуация была совершенно другой — по сути, мы наблюдали за рождением новых жанров. Например, в 1996-м вышла Resident Evil, которая сформировала все основные законы для survival horror — ограниченный инвентарь, дефицит патронов, сильные враги и не слишком удобное управление. Ужастики оказались весьма популярны в то время. Например, в 1999-м вышли Silent Hill и Dino Crisis, которые по-своему интерпретировали механику «Обители зла». Все эти проекты имели статус временного эксклюзива первой PlayStation.

По данным инсайдеров, Capcom работает над ремейком первой Resident Evil для актуальных консолей и ПК. Но официальных подтверждений этой информации пока не было

1998 год считается временем рождения жанра стелс-экшен. Конечно, возможность незаметного прохождения уровней встречалась и раньше, например, в Castle Wolfenstein (1981). Однако там всё было максимально просто и прямолинейно. Полноценными стелс-играми считаются Thief: The Dark Project, Tenchu: Stealth Assassin и Metal Gear Solid. Последние две оказались эксклюзивами PlayStation. Наиболее успешным был проект Хидео Кодзимы (Hideo Kojima). Сочетание стелс-механик с экшеном во время сражения против боссов и полноценным сюжетом сделало MGS одним из главных хитов 90-х. Игра получила ещё четыре номерные части, а также спин-оффы и ремейки, причём один из них разрабатывается прямо сейчас.

Гонки появлялись ещё на самых первых консолях, но они сохраняли популярность и в 90-х. На PlayStation вышли первые части серии Gran Turismo, автомобильный экшен Twisted Metal с возможностью использовать различное оружие, а также оригинальная дилогия Driver, которая во многом предвосхитила революционную GTA 3.

Первая Gran Turismo оказалась самой продаваемой игрой для первой PlayStation

Если вы следите за игровой индустрией, то могли заметить, что Nintendo трепетно относится к эксклюзивам и старается не допускать, чтобы они появлялись на платформах конкурентов. Однако у этого правила есть исключение, и оно относится как раз к эпохе оригинальной PlayStation. Первые шесть частей серии Final Fantasy выходили на консолях большой N, а седьмая игра вышла на PS1. Причина в том, что Nintendo 64 использовала картриджи, а для работы с трёхмерной графикой нужны были диски, на которых было в 10 раз больше памяти. Final Fantasy 7 получилась великолепной и стала коммерческим хитом, что стало началом плотного сотрудничества Sony и Square Eniх. Оно продолжалось с 1997 до 2024 года включительно. Лишь неудачные продажи Rebirth вынудили компанию отказаться от политики временной эксклюзивности в пользу одновременного выхода игр на всех актуальных платформах.

После эпидемии коронавируса аркадные автоматы окончательно стали частью истории. Но в девяностых они были основной платформой для файтингов. Среди них и серия Tekken. Оригинальная трилогия была портирована только на первую PlayStation, поэтому она стала ассоциироваться именно с консолью Sony.

Шутеры от первого лица добились огромной популярности на ПК, однако попытки перенести их на консоли зачастую выглядели удручающе. Например, именно так обстояли дела с первой Doom. Ситуация стала лучше, когда игры этого жанра начали разрабатывать специально под устройства Sony и Nintendo. Так, на консоли большой N вышла отличная GoldenEye 007, а на PlayStation — первые две Medal of Honor. Тогда мода на игры про Вторую Мировую ещё не началась, поэтому приключения американских солдат в оккупированной немцами Европе смотрелись свежо. Отметим, что за разработку и сценарий оригинальной «Медали за отвагу» отвечал сам Стивен Спилберг (Steven Spielberg), который за год до выхода первой части выпустил фильм «Спасти рядового Райана» (Saving Private Ryan).

Но не стоит думать, что на PlayStation выходили исключительно трёхмерные игры. Например, в 1997-м состоялся релиз экшен-платформера Castlevania: Symphony of the Night, которую часто называют лучшей частью серии.

У вас в своё время была оригинальная PlayStation?

Результаты

Причины популярности PlayStation

Для любой консоли важна поддержка сторонних разработчиков. Если по какой-то причине её нет, то устройству не помогут никакие технологии и эксклюзивы. Простая архитектура первой PlayStation привлекла к ней сотни студий, которые работали в самых разных жанрах. Обратной стороной такого подхода можно назвать распространение пиратства. Однако даже оно способствовало популяризации «Соньки».

Причём PlayStation позиционировала себя не только как игровая консоль. Возможность запускать диски сделало её музыкальным проигрывателем и устройством для проигрывания интерактивных энциклопедий. По сути, люди приобретали универсальный мультимедийный центр. Позже Sony повторит этот трюк с PS2 и её DVD-приводом, который позволяет смотреть фильмы. Важно отметить, что компания выбрала подходящий момент времени. Philips СD-i с похожими возможностями появилась слишком рано, ведь в 1991-м диски ещё не пользовались популярностью, а попытка представить Xbox One как медиапроигрыватель с доступом к телевидению в 2013 году выглядела нелепо.

Обычно фраза «опередил своё время» подразумевает, что речь идёт о прорывном продукте, который хотят приобрести все. Но Philips СD-i вышла слишком рано, когда диски ещё не были так распространены, как в середине 90-х. В результате мы получили мощное, но невостребованное устройство

Не менее важным аргументом для приобретения PlayStation была цена, ведь за неё просили лишь 300 долларов. Panasonic 3DO стоила в два раза дороже, а за Sega Saturn и Amigo CD-32 пришлось бы отдать 400 баксов. Дешевле PS One была лишь Atari Jaguar ($250) и Nintendo 64 ($199), но последняя не могла запускать диски, а потому не являлась такой уж привлекательной покупкой.

Всего было продано 102,4 миллиона консолей PS One, что сделало её лидером пятого поколения. Для сравнения: у Nintendo 64 лишь 32,9 миллионов, а у Sega Saturn 9,26 миллионов. Продажи остальных устройств оказались заметно меньше.

Другие версии оригинальной PlayStation

Хотя в начале 90-х предпринимались попытки увеличить мощность консоли за счёт сторонних модулей в духе Sega 32X, эта мода обошла стороной PlayStation. Всё, что мы увидели — миниатюрную версию консоли под названием PSOne, которая вышла в 2000 году. По своим возможностям она ничем не отличалась от оригинального устройства.

PS One на фоне оригинальной PlayStation

А спустя 18 лет вышла PlayStation Classic. Это неплохой эмулятор с оригинальными геймпадами, способный вызвать чувство ностальгии. Если вы решите приобрести его, настоятельно рекомендуем установить свои любимые игры из детства. Стандартных двадцати проектов явно недостаточно.

Наследие PlayStation

Успех Nintendo и Sega в 80-х и начале 90-х мотивировал многие компании вложить деньги в производство собственных консолей. Помимо уже упомянутых Panasonic 3DO и Philips CD-i, можно отметить Apple Pippin, которая вышла в 1995 году. Однако скромные продажи убедили компании отказаться от дальнейших шагов в этом направлении.

Успех PlayStation привёл к тому, что Sony пошла другим путём — она перестроила всю стратегию на производство консолей, а также игр для них. И результаты не заставили себя ждать. PlayStation 2 оказалась самой продаваемой консолью за всю историю, а PS4 стала лидером восьмого поколения.

***

А вы играли на оригинальной PlayStation? Делитесь мнениями и воспоминаниями из детства!

Любимая консоль Sony?

Результаты
0
Комментарии 5