10 лет «Ведьмаку 2»! Как игра вывела CD Projekt RED в высшую лигу и заложила фундамент для легендарной третьей части — и как российские журналисты мешали разработчикам
17 мая 2011 года вышла «Ведьмак 2: Убийцы королей» (The Witcher 2: Assassins of Kings), второй проект CD Projekt RED. Именно сиквел окончательно убедил общественность, что польская студия заслуживает места на игровом Олимпе, и позволил собрать ресурсы на разработку «Дикой охоты» (Wild Hunt). Мы решили отметить десятилетие и вспомнить, чем игра была так хороша. Поехали!
Геральт. Начало
Несмотря на невероятные продажи и признание многими геймерами (в том числе и нашими читателями) Cyberpunk 2077 лучшей игрой 2020 года, сегодня CD Projekt RED переживает непростые времена: стоимость акций падает, хакеры не дают покоя, ключевые сотрудники уходят со скандалом, а многие фанаты переметнулись в лагерь хейтеров. Быть может, поляки и приняли ряд сомнительных решений перед релизом амбициозного проекта, но забывать, что не так давно они подарили миру одну из самых великолепных игровых серий в истории, всё-таки не стоит.
В 2002 году молодая неопытная команда основала CD Projekt RED и заполучила права на сагу о Геральте из Ривии. Творцы были настоящими фанатами первоисточника и в геймдев пришли исключительно ради игровых адаптаций произведений Анджея Сапковского (Andrzej Sapkowski).
Конечно, совсем зелёными разработчиков было не назвать: ещё с 1994 года они варились в индустрии, продавая лицензионные диски и занимаясь переводом западных хитов, — но хорошей дебютной игры от них всё-таки не ждали. Однако каково же было удивление геймеров, когда первая часть получила великолепные оценки от прессы, выдающиеся продажи и статус одной из лучших игр года.
Вдохновлённые успехом поляки тут же взялись за разработку продолжения — но в этот раз с солидным бюджетом, поддержкой общественности, а главное — опытом. Пусть «Ведьмак» и была крутой игрой, но диалоги в ней порой были прописаны неумело, квесты могли наскучить, а боевая система не прошла проверку временем — всё это CD Projekt RED планировала исправить во второй части.
Как русские вставляли полякам палки в колёса
Пусть работу над сиквелом поляки начали незамедлительно, но ставить общественность в известность не спешили. В 2009-м местный игровой журнал CD Action пообщался с совладельцем студии Михаил Кичиньским (Michał Kiciński) и узнал о разработке новой игры о Геральте — однако вскоре эта информация была опровергнута, а происшествие оправдали «неправильным редактированием высказываний».
Впрочем, тайное всё же стало явным, пусть и не так, как задумывали разработчики: 16 сентября 2009 года на Youtube появился ролик с альфа-версией «Ведьмака 2». Видео демонстрировало геймплей, отменную графику и заголовок «Убийцы королей» — вот только предназначено оно было исключительно для внутреннего пользования, а размещение в сети было результатом халатности и чьего-то недостойного поведения. После слива генеральный директор Адам Кичиньский (Adam Kiciński) наконец-то официально признал работу над сиквелом.
Следующая порция новостей появилась — вы удивитесь — в Москве на ИгроМире. Там творцы на закрытой встрече показали журналистам геймплей, включая босс-файт с огромным кракеном Кейраном, и поведали о собственном движке RED Engine. В тот день российским журналистам было оказано невиданное доверие, которое соотечественники явно не оправдали, — спустя некоторое время в сети появилась снятое на презентации видео.
Впрочем, сколько бы раз не сливали информацию об игре, а разработке это не мешало. «Ведьмак 2: Убийцы королей» вышла 17 мая 2011 года и оказалась настоящим хитом — пусть и не без недостатков.
«Убийцы королей»
«Ведьмак 2» сходу демонстрировала, как сильно изменилась игра: графика стала шикарной, локации более проработанными, появилась эффектная постановка и крутые кат-сцены, да и вообще масштаб истории вырос в разы. Если в оригинале Геральт отправлялся на поиски бандитов, похитивших секретные мутагены ведьмаков из Каэр Морхена, то в этот раз его затянуло в куда более эпичный водоворот событий.
Геральт начинает странствие в лагере короля Фольтеста, покушение на которого он предотвратил в конце прошлой игры. Внутри шатра беззаботно отдыхает обнажённая Трисс Меригольд, а снаружи вовсю идёт подготовка к штурму вражеского замка. Наверняка, сражение всё прошло бы гладко, если бы на поле боя неожиданно не заглянул огромный огнедышащий дракон, а по душу Фольтеста снова не пришли ассасины. Увы, в этот раз Геральту не удалось спасти правителя — да ещё и обвинили в убийстве именно его (кстати, несправедливо обвинённых героев в играх хватает).
К счастью, не все сочли Геральта виновным: правая рука покойного Фольтеста Вернон Роше помог ведьмаку сбежать — теперь «белый волк» должен найти настоящих убийц и очистить своё имя. Кто знал, что этот путь окажется полным трагедий, драмы, смертоносных врагов и впечатляющих моментов, за которые «Ведьмак 2» и заслужила высокие оценки и огромные продажи.
Если первая игра была основана на сборнике рассказов Сапковского, то продолжение вдохновлено книгами, в которых Анджей начал превращать вселенную в «Игру престолов» (Game of Thrones) с политикой, заговорами и интригами. К счастью, разработчикам отлично удалось передать атмосферу оригинала, а геймеры часто оставались шокированными драматизмом событий и коварством персонажей.
К слову, именно со второй части CD Projekt RED начали хвалить за великолепные диалоги и проработанные квесты. Пусть заданий стало меньше, чем в оригинальной игре, но брали они качеством. Некоторые квесты вроде того, в котором нужно проникнуть в воспоминания покойного ведьмака, врезались в память надолго. Меньше стало и сексуальных партнёров, однако, когда дело доходило до постели, «Ведьмак 2» давала фору любым эротическим проектам. Например, эпизод с эффектно оголившейся с помощью магии Трисс наверняка многие годы волновал геймеров по ночам.
А ещё именно в «Ведьмаке 2» появилась интересная система выборов. Порой от принятого решения зависела не только концовка квеста, но и целые главы, включая как локации, так и тон повествования. А ведь в мире «Ведьмака 2», где границы между добром и злом стёрты, сделать выбор очень непросто. При этом решения открывали доступ к одному контенту и обрезали огромное количество другого — оценить труды поляков полностью можно было лишь пройдя игру несколько раз.
Впрочем, несмотря на то, что игра рассказывала серьёзную историю, фирменного юмора в ней хватало: как не хихикнуть, когда в кулачном бою Геральту предлагают сразиться с могучим бойцом по прозвищу «Х.р». Такие моменты отлично разбавляли полный драматизма сюжет.
Была доработана и боевая система: сражаться с врагами стало куда интереснее, а пируэты во время кровопролития ведьмак исполнял действительно фееричные. К тому же появилась система добиваний, позволявшая элегантно расправиться как с одним неприятелем, так и с группой. Подтянули и босс-файты: отныне потасовки с драконами, кракенами, големами и прочими грозными врагами переполнились эпиком и крутой постановкой.
Благодаря движку RED Engine игра вообще стала выглядеть гораздо богаче и красивей. Даже спустя десять лет смотреть на неё приятно. Впрочем, техническая составляющая стала поводом не только для восторгов.
Начнём с того, что у многих геймеров проблемы начинались с запуска игры: включалась она неохотно, и виной всему была странная система защиты — к счастью, вскоре студия от неё избавилась. Если же начать приключение всё же удавалось, то комфортным его было не назвать — «Ведьмак 2» регулярно крашилась. Больше всего проблем доставил эпизод из самого начала игры, в котором можно было перекинуться в кости с одним из солдат, — каждая попытка развлечься неизбежно заканчивалась вылетом на рабочий стол.
Со временем технические проблемы исправили патчами, а вот геймплейные всё же остались. Например, боевая система пусть и преобразилась, но имела ряд недостатков: захват цели работал очень странно, а атаки засчитывались исключительно по выбранному таргетом врагу, даже если меч проходил сквозь другого супостата. Немало критики досталось и системе перекатов: крутиться вокруг врагов приходилось чаще, чем в Dark Souls, да и перемещаться по миру таким образом было быстрее — в итоге Геральт становился настоящим колобком.
Также «Ведьмак 2» заставляла грустить тех геймеров, которые не привыкли проходить игры более одного раза, но хотели оценить весь контент — из-за системы выборов такой возможности, увы, не было. Однако в целом пусть у второй части и были недостатки, но из-за обилия достоинств они ощущались не иначе как придирки.
У игры были превосходные визуал, сюжет, боевая система, квесты, диалоги, постельные сцены и многое другое — неудивительно, что сиквел так полюбился геймерам. Конечно, в этот раз добраться до лавров игры года Геральту не удалось, однако «Убийцы королей» стали ещё одним успехом поляков и заложили прочный фундамент для третьей части, которая вскоре соберёт все возможные награды.
***
Как бы вы не относились к CD Projekt RED, а отрицать, что студия внесла серьёзный вклад в игровую индустрию, попросту невозможно. В 2002 году творцы начали с малого и даже не планировали «убивать» Gothic, The Elder Scrolls и кого бы то ни было ещё — они просто любили своё дело и относились к нему ответственно. В итоге подобный подход привёл компанию к успеху, который наверняка ещё повторится.
А что думаете о «Ведьмаке 2» вы? Пишите в комментариях!
Как вам «Ведьмак 2: Убийцы королей»?
-
Писатель Анджей Сапковский: все думают, что я ненавижу игры, геймеров и CD Projekt RED. Это не так
-
Халява: CD Projekt RED дарит коллекцию бонусов The Witcher, куда входят арты, обои, артбуки и саундтреки
-
Новый мод для «Ведьмака 3» увеличил текстуры людей и гуманоидов до 4K
-
Ведущий геймдизайнер Cyberpunk 2077 ушел из CD Projekt RED после 8 лет работы
-
CD Projekt RED показала ТОП-10 лучшего косплея по «Ведьмаку». Есть русская Трисс и казахская Францеска