25 лет Deus Ex. Вспоминаем самую значимую игру жанра киберпанк

Оригинальную Deus Ex можно поставить на один уровень с самыми выдающимися киберпанк-произведениями в духе «Бегущего по лезвию» (Blade Runner), «Призрака в доспехах» (Ghost in the Shell) и «Нейроманта». В честь 25-летнего юбилея игры мы решили рассказать о её разработке, ключевых достоинствах и наследии.

В двух словах про Уоррена Спектора

Deus Ex можно считать реализацией смелых замыслов Уоррена Спектора (Warren Spector). Этот человек работал над сериями Wing Commander, Ultima и Thief, а также над первой частью System Shock. Последняя наиболее интересна в рамках этой статьи. Игра представляла собой шутер от первого лица с нелинейностью и полноценным сюжетом. К сожалению, она не имела большого коммерческого успеха, ведь через месяц после её релиза вышла Doom 2: Hell on Earth, которая заняла умы фанатов жанра.

Уоррен Спектор, автор оригинальной идеи и руководитель разработки Deus Ex

Примечательно, что над этим проектом работал левелдизайнер Джон Ромеро (John Romero), который через три года сделал Спектору заманчивое предложение — создать игру своей мечты. Он получил то, что желает любой талантливый разработчик — творческую свободу и неограниченное финансирование. Уже в 1997-м Уоррен возглавил остинское подразделение Ion Storm.

Более подробно о Спекторе мы расскажем этой осенью. Статья будет приурочена к его юбилею.

Статьи, приуроченные к юбилеям культовых игр

  1. 10 лет Alien: Isolation. Вспоминаем лучшую игру по вселенной «Чужого»
  2. 15 лет Metro 2033 — вспоминаем сильные стороны игры
  3. 15 лет Heavy Rain. Вспоминаем лучший интерактивный фильм за всю историю
  4. 15 лет Dragon Age: Origins. Вспоминаем лучшую игру серии
  5. 20 лет Half-Life 2. Вспоминаем один из лучших шутеров в истории
  6. 20 лет GTA: San Andreas. Вспоминаем одну из лучших игр серии Grand Theft Auto
  7. 20 лет Doom 3 — вспоминаем самый неоднозначный шутер id Software
  8. 25 лет Counter-Strike. Как менялся легендарный сетевой шутер от первого лица

Грандиозный замысел, блестящее исполнение. Разработка Deus Ex

Идея Deus Ex родилась у Уоррена ещё в ранних 90-х. Он хотел выпустить напряжённый шутер в современных декорациях с десятками способов прохождения, свободными для исследования локациями, а также элементами immersive sim, когда повествование ведётся через окружение. Однако интересная мысль — это только начало, важно ещё реализовать её на практике. Тот же Джон Ромеро в Daikatana хотел показать то, что не мог сделать в Doom и Quake, но в результате мы получили откровенно неудачную игру. К счастью, с Deus Ex ничего подобного не произошло.

В Ion Storm приветствовался творческий подход и относительная свобода от решений издателя. Это привело как к сокрушительным провалам в лице Daikatana, так и к грандиозному успеху, который ждал Deus Ex

Вместе с Уорреном в Ion Storm пришли его коллеги с предыдущих мест работы — геймдизайнер (Harvey Smith), сценарист Остин Гроссман (Austin Grossman) и многие другие. Вместе они устраивали мозговые штурмы и обсуждали каждую идею. В результате Спектору пришлось поубавить свои амбиции и вырезать массу контента, например, уровни на лунных колониях и МКС, а также сражения в условиях невесомости. Однако ему удалось сохранить главное — нелинейность.

С определённой точки зрения Deus Eх можно считать развитием концепции System Shock. Также на неё повлиял стелс-экшен Thief: The Dark Project, а ещё Half-Life, которая ввела в экшены от первого лица качественную режиссуру.

Чтобы понять грандиозный замысел Deus Ex, вам придётся участвовать в многочисленных диалогах и читать электронные записи в компьютерах

Любимая часть серии Deus Ex

Результаты

Мрачное серое будущее. Сюжет Deus Ex

Если говорить о сеттинге, то здесь чувствуется связь с популярными тогда «Секретными материалами» (The X-Files) и уже упомянутым «Бегущим по лезвию». При желании вы найдёте отсылки и к другой классике, а также к древнегреческой мифологии. Однако при этом Deus Ex воспринимается как отдельное произведение с собственным видением жанра. Перед нами сочетание классической антиутопии, книжного киберпанка, модных в 90-х теорий заговора и размышлений о том, каким будет мир в недалёком будущем.

Действие игры разворачивается в 2052 году. Бурное развитие технологий, таких как кибернетические модификации тела, не привело к процветанию человечества. Наоборот, разрыв между богатыми и бедными только вырос. А вспышка новой эпидемии способствовала массовой гибели населения. Вакцины не хватает, ведь позволить её себе могут лишь самые обеспеченные. Поэтому растёт недовольство в обществе, появляются преступные синдикаты, которые получили доступ как к лекарствам, так и к оружию массового поражения. Чтобы противостоять им, создаётся UNATCO, особая организация для борьбы со всеми видами угроз. Одним из её агентов оказался Джей-Си Дентон, главный герой игры.

В имени Джей-Си Дентона, главного героя Deus Ex, многие фанаты увидели намёк на христианскую религию. В буквах J.C. увидели намёк на Jesus Christ. В 2017 году Уоррен Спектор подтвердил эту гипотезу

На деле всё оказывается намного сложнее. В истории, которая рассказана здесь, фигурируют тайные правительства, глобальные заговоры, клоны и суперкомпьютеры, способные контролировать весь мир. Причём все эти элементы отлично сочетаются друг с другом, в результате чего сюжет Deus Ex воспринимается цельным и продуманным. Также важно отметить философский подтекст происходящего, который наделяет события особым скрытым смыслом.

Даже серые, угрюмые декорации здесь создают атмосферу мрачного завтрашнего дня, где явно не хочется оказаться. И у главного героя, несмотря на все его усилия, нет возможности изменить мир к лучшему.

Всего в игре три финала, но ни один из них нельзя назвать хорошим. Мир в любом случае ждут тёмные времена, вопрос лишь в том, какими именно они будут. Концовки действительно разные, но каждая из них соответствует духу основного сюжета и кажется логичным завершением истории.

Вариативность и свобода. Геймплей Deus Ex

Во время выполнения многих заданий допускаются разные способы достижения цели. Можно вступить с противниками в открытый бой, вырубить их со спины или найти обходной путь, чтобы избежать прямого столкновения. Это может быть вентиляция, канализация, затопленный участок уровня, замаскированная дверь или какой-нибудь незаметный лаз в земле. Различные импланты позволяют получить те навыки, которые соответствуют вашей тактике. Помимо боевых умений, можно отметить, например, увеличенные лёгкие, которые позволят преодолеть территорию, наполненную ядовитым газом, и дольше находиться под водой. Даже запертую дверь можно открыть разными способами — отмычкой, особым ключом, вводом кода, который находится на электронной почте в одном из компьютеров, или при помощи взрыва. Также стоит отметить реализацию высокой интерактивности окружения в сочетании с реалистичной физикой.

При этом не обязательно ограничиваться одним конкретным стилем прохождения. Гораздо интереснее жонглировать механиками и действовать по обстоятельствам. Есть даже возможность убить важных для сюжета NPC, причём после этого игра продолжится дальше. Но, возможно, некоторые второстепенные задания окажутся недоступными для прохождения.

В вопросе вариативности оригинальная Deus Ex даст фору многим современным играм

Уоррен Спектор хотел сделать Deus Ex реиграбельной, чтобы при повторном прохождении мы могли двигаться другим путём. И его замысел действительно удался. Например, в одной из сцен нас ждёт засада. Если мы о ней уже знаем, то никто вам не помешает первым напасть на врагов, которые спрятались поблизости. А ещё можно просто разбить окно и покинуть опасную территорию раньше времени.

Под вариативность прохождения заточены и локации в игре. На каждой из них вы найдёте множество развилок, тайных проходов и скрытых комнат. Причём игра вознаграждает тех, кто не торопится, а внимательно изучает доступную для исследования территорию. Таким образом вы пройдёте мимо врагов, получите очки опыта вместе с ценными предметами, а также наткнётесь на записи, которые дают дополнительную информацию. Для проектов жанра immersive sim это действительно важно для понимания сути происходящих событий.

И хотя игра всячески поощряет бесшумный стиль прохождения, всегда можно вооружиться дробовиком, автоматом и ракетницей, чтобы уничтожить всех, кто встанет на вашем пути. При таком подходе рекомендуется активировать боевые импланты в духе баллистического щита и регенерации здоровья. Чтобы оружие оставалось эффективным до самого финала, его желательно прокачивать при помощи особых модулей — увеличивать дальность, уменьшать отдачу, а также устанавливать различные прицелы. Причём попадания по каждому участку тела главного героя действительно влияют на геймплей. Если Джей-Си ранен в ногу, то будет медленнее ходить, а пуля, которая угодила в руку, усложнит прицеливание. Аналогичная система повреждений есть и у ваших противников.

К минусам игры можно отнести проработку конкретных механик, которая немного хуже, чем в чистокровных представителях жанра. Например, стрелять в Half-Life или скрываться от врагов в Thief: The Dark Projekt интереснее. Однако вариативность геймплея с лихвой компенсирует всё.

Дальнейшая судьба серии

Deus Ex оказалась одной из немногих успешных игр Ion Storm. Не удивительно, что издатель в лице Eidos Interactive согласился финансировать разработку сиквела, который получил подзаголовок Invisible War. Он вышел в 2003 году и оказался неудачным. Сценаристы зачем-то объединили три концовки в одну и предложили новую историю, действие которой развернулось спустя 20 лет. А геймплей оказался упрощённым по сравнению с первой частью.

Deus Ex: Invisible War можно отнести к самым неудачным сиквелам за всю историю. Ближайший аналог — Devil May Cry 2

В 2011-м состоялся выход приквела ко всей истории под названием Human Revolution, а спустя 4 года — его продолжение, Mankind Divided. Эти игры создавались уже без участия Уоррена Спектора. Между тем, он похвалил старания разработчиков из Eidos Montreal. Особый упор в них был сделан на скрытное прохождение, благодаря чему они воспринимались как полноценные стелс-экшены. Планировалась и третья глава, которая должна была подвести историю к событиям оригинальной Deus Ex. Однако из-за низких продаж Mankind Divided её отменили.

Human Revolution — тот редкий случай, когда сторонние разработчики смогли выпустить достойное продолжение. Точнее — приквел к основным событиям

Стоит ли проходить Deus Ex сегодня

Deus Ex остаётся уникальной игрой со свободой действий, которая всё ещё редко встречается в индустрии. Более того, сюжет с искусственными болезнями, вакцинами и влиятельными корпорациями спустя годы отчасти оказался пророческим. Но даже в отрыве от реальных событий следить за местной историей действительно интересно. Особенно если вы не будете торопиться, а планируете внимательно изучать локации и слушать все диалоги.

Вот так выглядит Deus Ex после установки мода на графику

Однако в некоторых аспектах проект заметно устарел. Неудобный интерфейс и не самая лучшая реализация стрельбы сегодня смотрятся архаично. К тому же стоит учитывать высокую сложность. Однако мне, как автору этой статьи, хочется порекомендовать Deus Ex всем, кто хоть немного интересуется индустрией. Это знаковое произведение, которое ещё в 2000 году показало, что игры готовы поднимать серьёзные темы и грамотно их раскрывать. А при желании можно улучшить графику при помощи модов.

***

Проходили оригинальную Deus Ex? Ждёте новых частей серии? Делитесь мнениями в комментариях!

Играли в оригинальную Deus Ex?

Результаты
+4
Комментарии 3