25 лет Deus Ex. Вспоминаем самую значимую игру жанра киберпанк

Оригинальную Deus Ex можно поставить на один уровень с самыми выдающимися киберпанк-произведениями в духе «Бегущего по лезвию» (Blade Runner), «Призрака в доспехах» (Ghost in the Shell) и «Нейроманта». В честь 25-летнего юбилея игры мы решили рассказать о её разработке, ключевых достоинствах и наследии.
В двух словах про Уоррена Спектора
Deus Ex можно считать реализацией смелых замыслов Уоррена Спектора (Warren Spector). Этот человек работал над сериями Wing Commander, Ultima и Thief, а также над первой частью System Shock. Последняя наиболее интересна в рамках этой статьи. Игра представляла собой шутер от первого лица с нелинейностью и полноценным сюжетом. К сожалению, она не имела большого коммерческого успеха, ведь через месяц после её релиза вышла Doom 2: Hell on Earth, которая заняла умы фанатов жанра.
Примечательно, что над этим проектом работал левелдизайнер Джон Ромеро (John Romero), который через три года сделал Спектору заманчивое предложение — создать игру своей мечты. Он получил то, что желает любой талантливый разработчик — творческую свободу и неограниченное финансирование. Уже в 1997-м Уоррен возглавил остинское подразделение Ion Storm.
Более подробно о Спекторе мы расскажем этой осенью. Статья будет приурочена к его юбилею.
Статьи, приуроченные к юбилеям культовых игр
- 10 лет Alien: Isolation. Вспоминаем лучшую игру по вселенной «Чужого»
- 15 лет Metro 2033 — вспоминаем сильные стороны игры
- 15 лет Heavy Rain. Вспоминаем лучший интерактивный фильм за всю историю
- 15 лет Dragon Age: Origins. Вспоминаем лучшую игру серии
- 20 лет Half-Life 2. Вспоминаем один из лучших шутеров в истории
- 20 лет GTA: San Andreas. Вспоминаем одну из лучших игр серии Grand Theft Auto
- 20 лет Doom 3 — вспоминаем самый неоднозначный шутер id Software
- 25 лет Counter-Strike. Как менялся легендарный сетевой шутер от первого лица
Грандиозный замысел, блестящее исполнение. Разработка Deus Ex
Идея Deus Ex родилась у Уоррена ещё в ранних 90-х. Он хотел выпустить напряжённый шутер в современных декорациях с десятками способов прохождения, свободными для исследования локациями, а также элементами immersive sim, когда повествование ведётся через окружение. Однако интересная мысль — это только начало, важно ещё реализовать её на практике. Тот же Джон Ромеро в Daikatana хотел показать то, что не мог сделать в Doom и Quake, но в результате мы получили откровенно неудачную игру. К счастью, с Deus Ex ничего подобного не произошло.

Вместе с Уорреном в Ion Storm пришли его коллеги с предыдущих мест работы — геймдизайнер (Harvey Smith), сценарист Остин Гроссман (Austin Grossman) и многие другие. Вместе они устраивали мозговые штурмы и обсуждали каждую идею. В результате Спектору пришлось поубавить свои амбиции и вырезать массу контента, например, уровни на лунных колониях и МКС, а также сражения в условиях невесомости. Однако ему удалось сохранить главное — нелинейность.
С определённой точки зрения Deus Eх можно считать развитием концепции System Shock. Также на неё повлиял стелс-экшен Thief: The Dark Project, а ещё Half-Life, которая ввела в экшены от первого лица качественную режиссуру.

Любимая часть серии Deus Ex
Мрачное серое будущее. Сюжет Deus Ex
Если говорить о сеттинге, то здесь чувствуется связь с популярными тогда «Секретными материалами» (The X-Files) и уже упомянутым «Бегущим по лезвию». При желании вы найдёте отсылки и к другой классике, а также к древнегреческой мифологии. Однако при этом Deus Ex воспринимается как отдельное произведение с собственным видением жанра. Перед нами сочетание классической антиутопии, книжного киберпанка, модных в 90-х теорий заговора и размышлений о том, каким будет мир в недалёком будущем.
Действие игры разворачивается в 2052 году. Бурное развитие технологий, таких как кибернетические модификации тела, не привело к процветанию человечества. Наоборот, разрыв между богатыми и бедными только вырос. А вспышка новой эпидемии способствовала массовой гибели населения. Вакцины не хватает, ведь позволить её себе могут лишь самые обеспеченные. Поэтому растёт недовольство в обществе, появляются преступные синдикаты, которые получили доступ как к лекарствам, так и к оружию массового поражения. Чтобы противостоять им, создаётся UNATCO, особая организация для борьбы со всеми видами угроз. Одним из её агентов оказался Джей-Си Дентон, главный герой игры.

На деле всё оказывается намного сложнее. В истории, которая рассказана здесь, фигурируют тайные правительства, глобальные заговоры, клоны и суперкомпьютеры, способные контролировать весь мир. Причём все эти элементы отлично сочетаются друг с другом, в результате чего сюжет Deus Ex воспринимается цельным и продуманным. Также важно отметить философский подтекст происходящего, который наделяет события особым скрытым смыслом.
Даже серые, угрюмые декорации здесь создают атмосферу мрачного завтрашнего дня, где явно не хочется оказаться. И у главного героя, несмотря на все его усилия, нет возможности изменить мир к лучшему.
Всего в игре три финала, но ни один из них нельзя назвать хорошим. Мир в любом случае ждут тёмные времена, вопрос лишь в том, какими именно они будут. Концовки действительно разные, но каждая из них соответствует духу основного сюжета и кажется логичным завершением истории.
Вариативность и свобода. Геймплей Deus Ex
Во время выполнения многих заданий допускаются разные способы достижения цели. Можно вступить с противниками в открытый бой, вырубить их со спины или найти обходной путь, чтобы избежать прямого столкновения. Это может быть вентиляция, канализация, затопленный участок уровня, замаскированная дверь или какой-нибудь незаметный лаз в земле. Различные импланты позволяют получить те навыки, которые соответствуют вашей тактике. Помимо боевых умений, можно отметить, например, увеличенные лёгкие, которые позволят преодолеть территорию, наполненную ядовитым газом, и дольше находиться под водой. Даже запертую дверь можно открыть разными способами — отмычкой, особым ключом, вводом кода, который находится на электронной почте в одном из компьютеров, или при помощи взрыва. Также стоит отметить реализацию высокой интерактивности окружения в сочетании с реалистичной физикой.
При этом не обязательно ограничиваться одним конкретным стилем прохождения. Гораздо интереснее жонглировать механиками и действовать по обстоятельствам. Есть даже возможность убить важных для сюжета NPC, причём после этого игра продолжится дальше. Но, возможно, некоторые второстепенные задания окажутся недоступными для прохождения.
Уоррен Спектор хотел сделать Deus Ex реиграбельной, чтобы при повторном прохождении мы могли двигаться другим путём. И его замысел действительно удался. Например, в одной из сцен нас ждёт засада. Если мы о ней уже знаем, то никто вам не помешает первым напасть на врагов, которые спрятались поблизости. А ещё можно просто разбить окно и покинуть опасную территорию раньше времени.
Под вариативность прохождения заточены и локации в игре. На каждой из них вы найдёте множество развилок, тайных проходов и скрытых комнат. Причём игра вознаграждает тех, кто не торопится, а внимательно изучает доступную для исследования территорию. Таким образом вы пройдёте мимо врагов, получите очки опыта вместе с ценными предметами, а также наткнётесь на записи, которые дают дополнительную информацию. Для проектов жанра immersive sim это действительно важно для понимания сути происходящих событий.
И хотя игра всячески поощряет бесшумный стиль прохождения, всегда можно вооружиться дробовиком, автоматом и ракетницей, чтобы уничтожить всех, кто встанет на вашем пути. При таком подходе рекомендуется активировать боевые импланты в духе баллистического щита и регенерации здоровья. Чтобы оружие оставалось эффективным до самого финала, его желательно прокачивать при помощи особых модулей — увеличивать дальность, уменьшать отдачу, а также устанавливать различные прицелы. Причём попадания по каждому участку тела главного героя действительно влияют на геймплей. Если Джей-Си ранен в ногу, то будет медленнее ходить, а пуля, которая угодила в руку, усложнит прицеливание. Аналогичная система повреждений есть и у ваших противников.
К минусам игры можно отнести проработку конкретных механик, которая немного хуже, чем в чистокровных представителях жанра. Например, стрелять в Half-Life или скрываться от врагов в Thief: The Dark Projekt интереснее. Однако вариативность геймплея с лихвой компенсирует всё.
Дальнейшая судьба серии
Deus Ex оказалась одной из немногих успешных игр Ion Storm. Не удивительно, что издатель в лице Eidos Interactive согласился финансировать разработку сиквела, который получил подзаголовок Invisible War. Он вышел в 2003 году и оказался неудачным. Сценаристы зачем-то объединили три концовки в одну и предложили новую историю, действие которой развернулось спустя 20 лет. А геймплей оказался упрощённым по сравнению с первой частью.

В 2011-м состоялся выход приквела ко всей истории под названием Human Revolution, а спустя 4 года — его продолжение, Mankind Divided. Эти игры создавались уже без участия Уоррена Спектора. Между тем, он похвалил старания разработчиков из Eidos Montreal. Особый упор в них был сделан на скрытное прохождение, благодаря чему они воспринимались как полноценные стелс-экшены. Планировалась и третья глава, которая должна была подвести историю к событиям оригинальной Deus Ex. Однако из-за низких продаж Mankind Divided её отменили.

Стоит ли проходить Deus Ex сегодня
Deus Ex остаётся уникальной игрой со свободой действий, которая всё ещё редко встречается в индустрии. Более того, сюжет с искусственными болезнями, вакцинами и влиятельными корпорациями спустя годы отчасти оказался пророческим. Но даже в отрыве от реальных событий следить за местной историей действительно интересно. Особенно если вы не будете торопиться, а планируете внимательно изучать локации и слушать все диалоги.
Однако в некоторых аспектах проект заметно устарел. Неудобный интерфейс и не самая лучшая реализация стрельбы сегодня смотрятся архаично. К тому же стоит учитывать высокую сложность. Однако мне, как автору этой статьи, хочется порекомендовать Deus Ex всем, кто хоть немного интересуется индустрией. Это знаковое произведение, которое ещё в 2000 году показало, что игры готовы поднимать серьёзные темы и грамотно их раскрывать. А при желании можно улучшить графику при помощи модов.
***
Проходили оригинальную Deus Ex? Ждёте новых частей серии? Делитесь мнениями в комментариях!
Играли в оригинальную Deus Ex?
- 10 лет Alien: Isolation. Вспоминаем лучшую игру по вселенной «Чужого»
- 15 лет Dragon Age: Origins. Вспоминаем лучшую игру серии
- 20 лет Half-Life 2. Вспоминаем один из лучших шутеров в истории
-
20 лет Half-Life 2. Вспоминаем один из лучших шутеров в истории
-
20 лет Prince of Persia: Warrior Within. Вспоминаем одну из лучших частей серии
-
15 лет Heavy Rain. Вспоминаем лучший интерактивный фильм за всю историю
-
15 лет Dragon Age: Origins. Вспоминаем лучшую игру серии
-
10 лет Alien: Isolation. Вспоминаем лучшую игру по вселенной «Чужого»