10 лет Bloodborne — всё ещё лучшая игра FromSoftware?

Ровно 10 лет назад для PlayStation 4 вышла Bloodborne — одна из наиболее парадоксальных игр за последние годы. С одной стороны, Bloodborne обладает неоспоримым культовым статусом: она регулярно упоминается в топах лучших игр, причём часто в первой десятке. Фанаты называют её не просто главным эксклюзивом PlayStation, но и вовсе самой важной игрой всех времён. С другой стороны, вопреки народной любви, Sony упрямо игнорирует существование Bloodborne, отказываясь выпускать не то что ремастер — даже простейший патч, увеличивающий производительность на PS5. Об этом, как и об игре в целом, пойдёт речь в сегодняшнем материале.
Любимая игра Миядзаки
В сильнейшей любви к Bloodborne признаются не только тысячи геймеров, но и сам директор проекта — Хидэтака Миядзаки (Hidetaka Miyazaki). Не один раз именитый геймдизайнер заявлял, что из всех игр ему больше всего понравилось работать именно над Bloodborne. Тем не менее изначальная идея создать эксклюзив для PlayStation 4 исходила не от него или кого-либо другого из FromSoftware, а от самой Sony.
Статьи, приуроченные к юбилеям культовых игр
- 10 лет Alien: Isolation. Вспоминаем лучшую игру по вселенной «Чужого»
- 15 лет Metro 2033 — вспоминаем сильные стороны игры
- 15 лет Heavy Rain. Вспоминаем лучший интерактивный фильм за всю историю
- 15 лет Dragon Age: Origins. Вспоминаем лучшую игру серии
- 20 лет Half-Life 2. Вспоминаем один из лучших шутеров в истории
- 20 лет GTA: San Andreas. Вспоминаем одну из лучших игр серии Grand Theft Auto
- 20 лет Doom 3 — вспоминаем самый неоднозначный шутер id Software
- 25 лет Counter-Strike. Как менялся легендарный сетевой шутер от первого лица
После внезапного успеха Demon's Souls, который оказался сюрпризом для всех причастных к созданию проекта, представители Sony — в частности, Сюхэй Ёсида (Shuhei Yoshida) — захотели продолжить сотрудничество с FromSoftware. Они и предложили разработчикам сделать игру для будущей консоли PlayStation 4, причём в коллаборации с Japan Studio — одной из внутренних студий Sony. Задумывалось, что Japan Studio поможет FromSoftware с адаптацией движка Demon's Souls под железо следующего поколения.
Миядзаки и его команда согласились на сделку с Sony и проработали идею будущего проекта, получившего кодовое название Project Beast. Хидэтака Миядзаки наполнил игру темами и идеями, которые не давали ему покоя многие годы. В результате получилось произведение, максимально отражающее его идеальное видение тёмного фэнтези.
Хотели бы вы увидеть сиквел Bloodborne?
Вампиры, оборотни, ведьмы и… Ктулху?
Если вы спросите поклонников Bloodborne, за что они так обожают игру, то с высокой степенью вероятности первым делом услышите аргумент: «за атмосферу». Оно и понятно: Bloodborne — ролевой экшен с уникальной и ни на что не похожей атмосферой, которая, в свою очередь, обусловлена необычным сеттингом игры.
Проект в одинаковой степени вдохновлён готическим хоррором — по типу классического романа Брэма Стокера (Bram Stoker) «Дракула» (Dracula) или французского фильма «Братство волка» (Le Pacte des Loups), — а также космическим ужасом — творчеством Говарда Филлипса Лавкрафта (Howard Phillips Lovecraft) и мангой «Берсерк» (Berserk) Кэнтаро Миуры (Kentaro Miura).
Bloodborne начинается как викторианский ужастик. Аристократично одетый герой зачищает от оборотней улицы вымышленного города Ярнама, до боли напоминающего Эдинбург или Прагу. Помимо оборотней, в первой половине игры приходится иметь дело и с другими классическими для готического хоррора кошмарами: есть в Bloodborne также ведьмы, гаргульи и вампиры. Однако чем дальше геймер продвигается вперёд, тем сюрреалистичнее становится игра.
Во второй половине Bloodborne окончательно срывает маску. Выясняется, что геймер попал в «лавкрафтовскую» историю про сверхъестественных богов из космоса, мотивы которых человеческий разум не способен осознать. Теперь игрок сражается с буквальными инопланетянами и путешествует в другие измерения реальности. Большую роль при этом начинает играть показатель прозрения персонажа. Если он достаточно высок, герой начинает видеть мир таким, каким он есть на самом деле. Оказывается, что повсюду на домах сидят жуткие древние боги — они там были всегда, просто их нельзя узреть без определённого уровня прозрения.
Резкий переход от Стокера к Лавкрафту — гениальный и довольно неожиданный приём. Особенно он впечатлил тех, кто играл в Bloodborne на релизе, так как во всех предрелизных рекламных материалах не было ни единого намёка на космический ужас.
Лор глубиной в океан
Bloodborne увлекает не только как игра, но и как комплексная история. В нарратив заложено столько символизма, скрытых подтекстов и тем, что невозможно со стопроцентной уверенностью объяснить, что же именно происходит в Ярнаме. Кого-то этот факт, конечно, наверняка злит, однако уйма фанатов Bloodborne получает несоизмеримое удовольствие от обсуждения запутанного лора игры. В интернете полно материалов с его разбором: от многочасовых видео до письменных диссертаций на сотни страниц.
Если углубиться в изучение Bloodborne, то наверняка в процессе узнаешь немало занимательного — например, про медицинские практики 19 века или концепцию теории r/K-отбора, проливающую свет на планы космических богов.
Лучшая защита — нападение
За исключением Sekiro: Shadows Die Twice, Bloodborne — самая динамичная souls-игра в репертуаре FromSoftware. Тема звериной ярости, пропитывающая сюжет, подкрепляется здесь непосредственно геймплеем.
В отличие от ранних проектов студии, Bloodborne вынуждает геймера отказаться от щитов (они есть в игре, однако бесполезны в ближнем бою) и пассивной обороны. Вместо этого игра подталкивает полагаться на рефлексы: вовремя уклоняться от выпадов и парировать вражеские атаки с помощью огнестрельного оружия. При этом Bloodborne награждает агрессивную тактику: если персонаж получит урон, но затем сразу же контратакует, то часть жизней восстановится.
Трансформирующееся оружие, опять же, не только тематически идеально вписывается в сеттинг, но и преображает сам геймплей. Невероятно увлекательно истреблять монстров с помощью местных причудливых изобретений — например, меча, превращающегося в лук, или клинка, трансформирующегося в два кинжала. Причём у каждого оружия есть дополнительная атака, которую можно активировать только в момент трансформации. То есть это не просто стильная анимация, а полезный приём.
Возраст даёт о себе знать?
В том, что касается запоминающейся атмосферы, сеттинга, лора, дизайна уровней и геймплейных механик, Bloodborne ни в чём не уступает новым играм FromSoftware. Тем не менее это ещё не значит, что новичок, игравший в ту же Elden Ring, спокойно запустит проект 2015 года и вовсе не заметит его возраст. Увы, шероховатостей хватает.
Ключевой недостаток — техническое состояние. Даже на PS5 игра не может выдавать разрешение выше 1080p, а количество кадров — больше 30 FPS. Для столь динамичного экшена это трагедия.
Кроме того, Bloodborne раздражает и некоторыми другими упущениями, давно исправленными в новых играх FromSoftware. Например, быстро путешествовать между локациями тут можно исключительно через хаб, а это — лишний загрузочный экран. Ещё непонятно, почему лечебные фляги и пули не пополняются автоматически? Весь процесс приходится проводить вручную. Да и где отдельная кнопка прыжка?
Будущее
Проблемы легко исправил бы ремейк или ремастер. Да что там — разрешение и FPS можно было бы улучшить просто патчем. Тем не менее после выхода первого и последнего дополнения к игре Sony всячески игнорирует Bloodborne.
Почему? Никто не знает. С возможными теориями, а также планами Sony касательно игры можно ознакомиться в отдельном материале. Тут же стоит лишь отметить, что пока ничто не указывает на разработку переиздания Bloodborne для PS5 или официального PC-порта.
***
В любом случае, хотя Bloodborne и тянут вниз технические проблемы, пропускать игру нельзя. Можно ли её назвать лучшей в репертуаре FromSoftware? Всё упирается в субъективные предпочтения, однако проект уж точно остается неповторимым.
Если вы владеете PS4 или PS5, но не играли в хит Миядзаки, то сейчас — лучшее время наверстать упущенное. Как раз стартует «Возвращение в Ярнам» — ежегодное событие, когда геймеры перепроходят Bloodborne, и серверы игры оживают.
А что про Bloodborne думаете вы? Играли? Расскажите в комментариях.
Что вам больше всего нравится в Bloodborne?
-
В Elden Ring добавили Сироту Кос из Bloodborne и заставили сразиться с боссами — видео
-
Что происходит с PC-версией Bloodborne
-
Геймер превратил Bloodborne в экшен с видом сверху в духе Diablo. Вот что из этого вышло — видео
-
Энтузиаст показал, как бы выглядела экранизация Bloodborne
-
Геймер устал ждать новостей от Sony и выпустил собственный ремастер Bloodborne