Статьи 20 лет «Мору. Утопии». Вспоминаем один из самых неоднозначных проектов российской игровой индустрии

20 лет «Мору. Утопии». Вспоминаем один из самых неоднозначных проектов российской игровой индустрии

shaixe
Читать в полной версии

9 июня 2005 года на полках магазинов появилась игра «Мор. Утопия». Это дебютный проект студии Ice-Pick Lodge с необычным подходом к привычным нам жанрам. Такие творения часто оказываются непонятыми широкой общественностью. Если их и вспоминают, то в подборках недооценённых шедевров. Но с «Мором» вышла интересная ситуация — несмотря на все сложности, она понравилась игрокам, и у неё сформировалась своя фан-база. О том, что представляла собой оригинальная «Утопия», а также о ремейках и судьбе разработчиков вы узнаете из нашей статьи.

Российская игровая индустрия в первой половине нулевых

Чтобы понять, в каких условиях появился «Мор», стоит мысленно перенестись на два десятилетия назад. В начале и середине нулевых российская игровая индустрия находилась на подъёме. С 2000 по 2005 годы вышли «Ил-2: Штурмовик», «Корсары», «Космические рейнджеры», «Блицкриг», «Операция Silent Storm» и многое другое. Интерес людей к интерактивным развлечениям был огромным. Издатели были готовы не только локализовывать зарубежные хиты, но и вкладывать деньги в собственные разработки. Порой давали зелёный свет даже самым нетривиальным идеям.

«Утопия» — самый известный роман английского писателя Томаса Мора (Thomas More). Однако к его творчеству игра никакого отношения не имеет

Разработка «Мора». Николай Дыбовский и его предложение, от которого «Бука» не смогла отказаться

Как и многие RPG, «Мор» был попыткой перенести партию настольной Dungeons & Dragons в формат видеоигры. Руководитель проекта Николай Дыбовский написал огромный дизайн-документ, который больше напоминал исторический роман, и провёл презентацию перед представителями компании «Бука». Им результат понравился, но они потребовали сначала выпустить демоверсию, работу над которой Николай оплатил сам. К нему постепенно присоединились знакомые программисты, и результат их стараний был оценён издателем. Студию назвали Ice-Pick Lodge, и в 2002-м она заключила контракт с «Букой». Как вы уже поняли, первая работа над «Мором» начались ещё до формирования команды разработчиков.

Николай Дыбовский, автор идеи и руководитель разработки «Мора»

За 3 года поменялось многое. Изначальная мысль о двухмерном симуляторе врача в условиях эпидемии осталась в прошлом, хотя смертельная болезнь осталась в центре сюжета и влияла на геймплей. Сохранилась идея о невозможности остановить или отмотать время, о которой мы подробно расскажем ниже по тексту. Некоторая театральность и структура спектакля как способ подачи истории отошли на второй план. Но при этом у «Мора» начали появляться черты привычных жанров, таких как RPG, экшен, приключение и даже survival horror. С последним пунктом Дыбовский не согласен, однако в определённый момент его проект действительно может напугать.

Несмотря на все компромиссы, «Утопии» удалось сохранить собственную уникальность, остаться произведением, которое не похоже ни на одну другую игру, которая выходила в то время. Более того, она смотрится оригинально даже сегодня.

Статьи, приуроченные к юбилеям культовых игр

  1. 10 лет Alien: Isolation. Вспоминаем лучшую игру по вселенной «Чужого»
  2. 15 лет Metro 2033 — вспоминаем сильные стороны игры
  3. 15 лет Heavy Rain. Вспоминаем лучший интерактивный фильм за всю историю
  4. 15 лет Dragon Age: Origins. Вспоминаем лучшую игру серии
  5. 20 лет Half-Life 2. Вспоминаем один из лучших шутеров в истории
  6. 20 лет GTA: San Andreas. Вспоминаем одну из лучших игр серии Grand Theft Auto
  7. 20 лет Doom 3 — вспоминаем самый неоднозначный шутер id Software
  8. 25 лет Counter-Strike. Как менялся легендарный сетевой шутер от первого лица

Сюжет «Мора». Смертельная болезнь в условиях изоляции

Многие люди называют Хидео Кодзиму (Hideo Kojima) предсказателем, ведь он ещё до пандемии коронавируса показал мир, где люди прячутся по укрытиям, а связь между ними обеспечивают курьеры. Но в «Море» тоже можно увидеть черты, которые оказались пророческими. Конечно, эпидемии с изоляцией случались и раньше, но в 2005-м они казались историями из далёкого прошлого. А в 2020-2021 годах мы все лично испытали «прелести» карантина.

Действие игры разворачивается в Городе-на-Горхоне. Это поселение в центре степи кажется оторванным от цивилизации, но у него нет своих производств, кроме мясного и кожевенного, поэтому жители зависят от внешнего мира. Именно там обнаружен неизвестный штамм чумы, известный как Песочная язва, поэтому покидать его территорию нельзя. Некоторые места, например, театр, превращены в морг, ведь складывать трупы становится негде.

Примерно в это же время на территории города по разным причинам оказываются три чужака — Бакалавр, Гаруспик и Самозванка. Это и есть протагонисты игры. Местные жители относятся к ним с недоверием, а иногда даже открытой враждебностью.

Прелесть сюжета «Мора» раскрывается не сразу — чтобы его понять, нужно изучать город, разговаривать с героями, которые раскрываются со временем, и пытаться сопоставить отдельные факты. А в идеале — пройти игру за всех трёх персонажей. В этом плане подача истории немного навевает ассоциации с Dark Souls и NieR Automata, которые вышли значительно позже. Тогда, в 2005 году, подобный подход казался слишком уж необычным. Тем удивительнее, что многие люди захотели разобраться во всех деталях.

Проходили «Мор. Утопию»?

Пройти опрос

Реализм и сюрреализм

В «Море» причудливым образом переплетаются элементы нашей реальности и неприкрытый сюрреализм. Некоторые концепции кажутся излишне искусственными, а дизайн отдельных объектов — просто невозможным с точки зрения физики. Но стоит понимать, что это не ошибка разработчиков, а творческий приём. Таким образом авторы хотят донести интересную мысль или поделиться наблюдением. Скрытый смысл и второе дно здесь есть, но они не заменяют собой основной сюжет, а грамотно дополняют его.

Геймплей. Сочетание сразу нескольких жанров в одной игре

Сегодня жанровые гибриды — не редкость. В новой Doom есть элементы прокачки, а в современных RPG мы видим механики перестрелок из шутеров или боевые системы как в полноценном слэшере. Но в 2005-м такие проекты появлялись нечасто. Более того, не так просто определить к какому направлению относится «Мор».

Например, в игре явные признаки выживача. Чтобы двигаться дальше, нужно есть и спать, а также лечиться, если вы заразились Песочной язвой. Но денег у вас нет, а цены в магазинах кусаются, поэтому придётся искать стеклотару и выполнять задания местных персонажей. В этом плане «Утопия» напоминает ролевую игру. Причём она оказалась весьма вариативной, ведь от ваших решений и выбранных строчек в диалогах напрямую зависит дальнейшее развитие сюжета, репутация у местных фракций и финал всей истории.

Постепенно всплывают неочевидные мелочи, которые делают игру ещё интереснее. Например, какой-нибудь предмет в магазинах можно продать за копейки, но у определённого персонажа его можно поменять на действительно ценный и дорогой ресурс.

Периодически вам придётся драться в рукопашных схватках и вести огонь из огнестрела. С этой точки зрения «Мор» напоминает экшен с видом от первого лица. Правда, боёвка — самая слабая сторона игры. Вы будете промахиваться с дистанции в два шага, а число пуль, которое необходимо для смерти врага, кажется, задаётся случайным образом. Сражаться при помощи холодного оружия можно, но стоит учитывать, что враги зачастую бьют вас быстрее и нередко берут числом. На деле побеждать их несложно, ведь искусственный интеллект примитивный. Помимо этого никто не мешает стравить враждующие фракции друг с другом.

Время как главный ресурс в «Море»

Концепция «Утопии» начинает казаться особенно сложной, когда становится ясно — мир не застыл в ожидании ваших действий, а живёт своей жизнью. Время течёт постоянно, замедлить или поставить его на паузу не получится. Можно лишь загрузить сохранение, которое было сделано раньше. Если вы отвлечётесь на сторонние активности, то можете просто не успеть выполнить важное задание. А после окончания двенадцати игровых дней вам в любом случае покажут финальные титры.

Также важно отметить, что обстановка в городе постепенно меняется. По мере роста числа заражённых повышаются цены в магазине, чума охватывает всё новые кварталы города, а спустя время появляются иные силы, например, представители Инквизиции, после чего кланы, которые руководили городом, теряют реальную власть. Позже прибывают войска во главе с неким полководцем, который преследует свои цели. В этих условиях вам нужно не просто выжить, а продолжать расследование вопреки всему.

Неоднозначная реакция игровой прессы

По всем параметрам перед нами амбициозный проект с высоким порогом вхождения. В таких случаях обычно пресса выставляет высокие оценки, а простые пользователи не понимают, зачем тратить деньги на эту игру, и она проваливается в продажах. Но судьба «Мора» сложилась иначе.

Начнём с того, что далеко не все журналисты оценили старания команды Николая Дыбовского. Многие критики упрекали «Утопию» за посредственную графику, плохо написанные диалоги, неудачную боевую систему и даже за отсутствие оригинальности. Другие же хвалили сюжет и музыку, называли проект настоящим артхаусом и сравнивали его с хорошими книгами. В результате оценки колеблются от 5 до 9 баллов. Среди наград «Мор» удостоился званий «Лучшая русская игра», «Лучший дебют» и даже «Игра года» по версии одного издания.

Если говорить о продажах, то «Буке» удалось отбить вложения, однако большим коммерческим хитом игра не стала. При этом её выпустили и за рубежом. Там она получила название Pathologic.

Дальнейшее развитие вселенной «Мора»

На «Море» история студии Ice-Pick Lodge не закончилась. В её стенах были разработаны такие проекты, как «Тургор», «Тук-тук-тук», «Эврика!», «Помни…» и «Франц». При этом команда несколько раз возвращалась к своей дебютной игре. В 2015-м вышел ремастер с подзаголовком Classic HD, который отличался от оригинала улучшенной графикой.

Любимая игры Ice Pick Lodge

Пройти опрос

Но ещё до выхода переиздания было объявлено о разработке полноценного ремейка. Средства для него были собраны на Kickstarter. Он вышел в 2019 году под названием Pathologic 2. По словам разработчиков, в нём достаточно нововведений, чтобы именоваться второй частью. Любопытно, что мнения прессы вновь разделились на диаметрально противоположные.

Отметим, что сюжетная кампания в ремейке только одна — за Гаруспика. Бакалавру посвятят следующую главу, которая будет называться Pathologic 3. Релиз назначен на 2025 год. Правда, разработка будет завершена без прямого участия Николая Дыбовского, ведь в марте он покинул студию.

Ремейк выглядит действительно атмосферно

Стоит ли играть в «Мор. Утопию» сегодня

Спустя годы достоинства «Мора» хуже не стали. Даже несмотря на популярность выживачей и моду на жанровые гибриды, игра по-прежнему кажется необычной. Её даже хочется порекомендовать тем, кто ценит сложные сюжеты и готов тратить время на вдумчивое изучение информации. Если вас увлечёт эта история, вы будете готовы простить игре все шероховатости, примете условности и получите от прохождения массу удовольствия. Да, проект весьма специфичен, но лучший способ понять, подходит он вам или нет — попробовать самому.

Правда, современных игроков может отпугнуть графика. Поэтому рекомендуем запускать либо HD-переиздание 2015 года, либо ремейк.

***

А вы играли в «Мор»? Понравилась игра или она не смогла вас заинтересовать? Делитесь мнениями в комментариях!

Комментарии 1
Оставить комментарий
46 минут
Двадцать лет Pathologic! Эта игра — подлинное произведение искусства, особенно благодаря своей уникальной атмосфере. Меня особенно впечатляет механика времени, которая неумолимо движется вперёд, не останавливаясь ради игрока. Это мастерски передаёт серьёзность игры: за бездействие и легкомыслие можно поплатиться. Более того, игра наглядно демонстрирует последствия промедления.
Ответить