Краткая история студии Crytek. От первой Far Cry до заморозки Crysis 4

В феврале 2025 года стало известно, что компания Crytek испытывает проблемы. Начались массовые увольнения сотрудников, а судьба четвёртой Crysis оказалась под вопросом. При этом продолжится поддержка Hunt: Showdown и развитие движка CryEngine. Мы решили разобраться, почему так произошло, и что нам ждать в будущем. Заодно предлагаем вспомнить историю студии.

Создание студии и работа над первой Far Cry

Crytek была основана в 1999 году братьями-программистами Авни (Avni Yerli), Джеватом (Cevat Yerli) и Фаруком Йерли (Faruk Yerli). Они решили не приобретать движок у других компаний, а создать свой собственный, который получил название CryEngine. Его самая первая версия была готова в 2002-м, а через год состоялся анонс первой игры студии. Мы говорим об оригинальной Far Cry.

Братья Йерли, основатели компании Crytek

2004 год оказался особенно богатым на шутеры от первого лица. Мы посвятили отдельные статьи Doom 3 и Half-Life 2, но тогда же вышли Painkiller, Halo 2 и Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay. Однако на их фоне Far Cry не потерялась. Она появилась на полках магазинов раньше ближайших конкурентов и быстро нашла свою аудиторию.

Сюжет игры можно назвать вариацией на тему «Острова доктора Моро» (The Island of Dr. Moreau) Герберта Уэллса (Herbert Wells). В центре местной истории генетические эксперименты над животными, которые приводят к появлению сильных и агрессивных мутантов. Главный герой Джек Карвер уничтожает рукотворных монстров и многочисленных наёмников, а затем убивает и самого безумного учёного.

Но игроки полюбили Far Cry не за сценарий, а за геймплей. Она запомнилась большими открытыми пространствами, по которым предлагается передвигаться на джипах, катерах и дельтапланах. К этому стоит прибавить качественную механику стрельбы и умных противников-людей, которые грамотно действовали как на дальних, так и на близких дистанциях. Игру издавала компания Ubisoft. 30 марта 2006 года она выкупила все права на серию Far Cry, и её дальнейшее развитие уже не связано с Crytek.

Первая Far Cry была портирована на консоли Xbox, Xbox 360 и Nintendo Wii. Причём речь не о простом переносе, а о своеобразном переосмыслении с другим геймплеем и новыми уровнями. Но Crytek не имеет к ним никакого отношения

Движок CryEngine изначально был написан для собственных игр студии. Однако он понравился и другим издателям, которые приобрели права на его использование. Например, он лежит в основе Aion: Tower of Eternity, игры жанра MMORPG от южнокорейской NCSoft.

Истории игровых серий

  1. История серии Diablo: 27 лет мрачного фэнтези
  2. Hitman: история серии и Агента 47. Рассказываем, откуда взялся лысый киллер, почему у него пять отцов и что значит штрих-код
  3. История серии Medal of Honor
  4. 25 лет Counter-Strike. Как менялся легендарный сетевой шутер от первого лица
  5. История серии Mortal Kombat. Часть 1. Эд Бун и аркадные автоматы, создание вселенной, рождение легенды, неслыханная популярность и обвинения в жестокости
  6. VGStory: история серии Far Cry — 15 лет успеха

Трилогия Crysis и движок CryEngine 2

После Far Cry студия Crytek взялась за разработку нового движка. Вторая версия CryEngine в своё время поражала — она позволяла создавать большие открытые пространства, но при этом сохранять высокую детализацию каждого объекта. Своеобразной демонстрацией его способностей стала новая игра студии под названием Crysis.

В 2007 году графика Crysis действительно поражала. Правда, оценить её в полной мере могли лишь владельцы мощных компьютеров

Технологии оказались главным достоинством этого проекта. Геймдизайн слабоват — ему откровенно не хватало режиссуры и продуманных ситуаций, которые заставили бы мыслить нестандартно. Уровень с пониженной гравитацией необычный, но скучный с точки зрения геймплея, а полёты на самолёте и вовсе реализованы криво. Не удивительно, что их вырезали в консольных версиях игры, которые вышли позже. Большую часть времени мы сражаемся против корейцев и пришельцев при помощи огнестрельного оружия, техники и способностей нанокостюма. У него есть ряд режимов, включая маскировочный, но стелс здесь тоже работает плохо.

Между тем, как реклама движка Crysis оказалась крайне успешной. Позже он использовался в ArcheAge, Entropia Universe, Panzar: Forged by chaos и других проектах. Причём его задействовали не только в играх. Строительная компания ImagTP с его помощью создавала 3D-модели будущих зданий, в Дармштадтском университете прикладных наук CryEngine 2 применяли для презентаций на лекциях, а Флоридскому колледжу искусства и дизайна Ringling он потребовался в образовательных целях.

Crytek — далеко не единственная студия, которая известна за счёт высокотехнологичных движков. Другие примеры — Epic Games с её Unreal Engine и id Software, пока в ней работал Джон Кармак (John D. Carmack)

Движок регулярно получает обновления. Например, на четвёртой версии CryEngine работают такие игры, как Prey (2017), Homefront: The Revolution, Evolve, Sniper: Ghost Warrior 3, а также первая Kingdom Come: Deliverance.

Но вернёмся к серии Crysis. Вторая и третья части оказались не такими инновационными, как первая, однако в них довели до ума использование нанокостюма. На этот раз нам предложили зрелищные блокбастеры без откровений, с отличной графикой и музыкой Ханса Циммера (Hans Florian Zimmer). В 2021-м они получили ремастеры на актуальных консолях и PC.

Ваша любимая игра студии Crytek

Результаты

Другие проекты Crytek. Ryse: Son of Rome и Hunt: Showdown

Параллельно с Crysis 3 студия работала над экшеном Ryse: Son of Rome, действие которого развернулось в Римской империи 1 века нашей эры. Изначально она планировалась как эксклюзив для устройства Kineсt, но в итоге её выпустили в стартовой линейке Xbox One. Проект можно похвалить за передовую для 2013 года графику и отображение натуралистичной жестокости тех лет. Однако двухкнопочная механика сражений и однообразный геймплей портили удовольствие от прохождения. Смешанные отзывы критиков и провал в продажах привели к тому, что о проекте быстро забыли.

На Ryse: Son of Rome стоит обратить внимание любителям истории. В индустрии не так много экшенов, которые посвящены Римской империи

Но этого нельзя сказать о Hunt: Showdown, многопользовательском экшене, который выполнен в сеттинге Луизианы конца 19 века. На болотных землях этого юго-восточного штата появились жуткие твари, и правительство готово щедро наградить тех, кто поможет избавиться от них. Однако охотники будут нападать не только на монстров, но и друг на друга. Если вам удастся отобрать трофей с убитого чудовища, то именно на ваш счёт поступит вся награда. Важную роль в геймплее играют поиски очередного адского создания.

15 августа 2024-го Hunt: Showdown вышла на PlayStation 5 и Xbox Series. А поддержка Xbox One и PS4-версий игры была прекращена

По словам представителей Crytek, Hunt: Showdown оказалась крайне успешной. В этом году ей исполнится 6 лет, но разработчики продолжают поддерживать проект, даже несмотря на кризис, который возник внутри компании.

Проблемы в Crytek и мрачные перспективы на будущее

Помимо тех игр, про которые мы рассказали выше, можно отметить Robinson: The Journey и дилогию The Climb для очков виртуальной реальности Oculus Quest, а также мобильную The Collectables. Но это нишевые проекты, которые не заинтересовали широкую аудиторию. От студии ждали, прежде всего, четвёртую часть серии Crysis. Официальный анонс состоялся 26 января 2022 года. Тогда же нам показали первый тизер, а генеральный директор Crytek Авни Йерли (Avni Yerli) заявил, что это будет настоящий шутер нового поколения. Однако с тех пор конкретной информации о проекте мы так и не получили. Всё ограничилось утверждениями, что разработка идёт по плану.

В феврале 2025-го стало известно, что в компании пройдут массовые сокращения. Официальная причина — «сложные условия в игровой индустрии». Работу потеряет 15% штата, то есть около 60 человек. Оставшийся коллектив продолжит поддержку Hunt: Showdown и модифицирование движка CryEngine. А вот Crysis 4 студия уже не потянет. Разработка не отменена, но заморожена на неопределённый срок. Это означает, что в ближайшие годы игру точно ждать не стоит.

Нам кажется маловероятным, что доходы от неплохого, но не слишком популярного движка и проекта 2020 года резко вырастут в обозримом будущем. На момент написания этих строк онлайн в Steam у Hunt: Showdown составляет всего 15 тысяч игроков.

Хочется обратить внимание ещё на один момент. После трилогии Crysis у студии не было ни одного действительно громкого проекта. Если в середине нулевых о Crytek говорили как о передовых разработчиках, которые находятся на острие прогресса, то сегодня их упоминают по старой памяти за былые заслуги. Ситуацию в теории мог исправить громкий релиз, но именно от перспективного AAA-проекта было решено отказаться. На наш взгляд, если в итоге не будет принято рискованное решение, а все ограничится поддержкой готовых продуктов, то сокращения в компании продолжатся, пока она не будет ликвидирована. Или продана другим собственникам. Но мы будем рады ошибаться.

***

А вы проходили игры Crytek? Что думаете о будущем студии? Делитесь мнениями в комментариях!

Как думаете, что ждёт студию Crytek?

Результаты
+3
Комментарии 2