Netflix купила Warner Bros. (почти) — рассуждаем, почему это плохой сценарий, и что ждать в будущем

Netflix купила Warner Bros. (почти) — рассуждаем, почему это плохой сценарий, и что ждать в будущем

Dmitry Pytakhin
Сегодня, 17:44

В последнюю пару недель СМИ много обсуждают главное событие кинематографа — продажу Warner Bros. Мы тоже делали статью о перспективах, которые могут ждать индустрию и основные серии «Ворнеров». Однако ситуация изменилась. Случилось то, чего многие боялись. Netflix практически купила одну из старейших студий за баснословные 82,7 миллиарда долларов. Все почти решено, если не вмешаются антимонопольные регуляторы, которые в любом случае будут проверять соглашение или другие неожиданные обстоятельства. Есть, правда, еще вероятность давления со стороны американского президента Дональда Трампа (Donald Trump), но это мы еще обсудим. Факт же остается фактом — стриминговый сервис приобрел (почти) один из столпов кинематографа всего мира. Что теперь будет с фильмами и сериалами? Порассуждаем в статье ниже.

Обзоры новых сериалов и кино

  1. Обзор первой части пятого сезона «Очень странных дел» — начало конца
  2. ТОП-10 фильмов с Морганом Фриманом
  3. История киновселенной Marvel: 1-я фаза — истоки успеха
  4. ТОП-10 фильмов с Арнольдом Шварценеггером, от худших к лучшим
  5. Тарантиновские философы
  6. Лучшие старые комедии: ТОП-15 фильмов, способных рассмешить любого
  7. Последнее приключение Warner Bros., или Самая крупная распродажа века. Что будет с Хогвартсом, Готэмом, Средиземьем и Таргариенами при новых хозяевах?

Причины волнений

Сложно поверить в произошедшее. Netflix действительно была среди возможных покупателей, но чтобы стриминг действительно пошел на такой шаг — этого могли хотеть только самые толерантные и повесточные фанаты. Давайте будем честны — большая часть проектов «большой Н» — это цветное разнообразие во всем на свете, сделанное ради квот и лишних плюшек от всевозможных фондов. Даже если в итоге проект убыточный, даже если это можно понять еще на стадии производства.

Примеров испорченных данным подходом сериалов и фильмов множество: второй сезон «Песочного человека» (The Sandman), многострадальный «Ведьмак» (The Witcher), за которым, кажется, вообще нет внешнего контроля, второй сезон «Уэнздей» (Wednesday), «Tomb Raider: легенда Лары Крофт» (Tomb Raider: The Legend of Lara Croft), да много чего можно вспомнить. Некоторые сериалы портились постепенно, особенно раньше, но в последнее время контора пошла в разнос, поэтому если главная героиня не сильная независимая женщина, уничтожающая глупых мужиков, то там будет засилье расового многообразия, причем редко обоснованного, а если и тут не вышло, то обязательно что-то такое, что в нашей родной стране признано незаконным (если вы понимаете, о чем я).

А ведь когда-то Netflix означала знак качества. Это время было совсем недавно, а проекты стримингового сервиса ощущались как глоток свежего воздуха — смелые, разнообразные, с хорошим бюджетом и правильными людьми у руля. Даже сейчас подобные алмазы все еще выходят, но значительно реже. Из хороших примеров на ум приходит недавний «Каос» (Kaos), «Тьма» (Dark), конечно же, «Очень странные дела» (Stranger Things), «Охотник за разумом» (Mindhunter), «Аркейн» (Arcane: League of Legends). Возможно, там тоже встречается повестка, однако в этом случае у фильмов и сериалов есть кое-что еще — хороший сюжет и качественная постановка.

Здесь стоит сделать ремарку и сказать, что есть большая разница между сериалами и фильмами самой «большой Н» и сторонними, на которые Netflix просто выделяет деньги и потом показывает у себя. Многие лучшие проекты родились именно из-за такого вот спонсорства, но стали тесно ассоциироваться со стриминговым сервисом, как будто это его заслуга. Когда компания сама участвует в производстве и привлекает собственных сценаристов/режиссеров, получается обычно не так хорошо.

Это, кстати, Ахиллес в новой адаптации Троянской войны от стриминга. Мда

Все это я рассказываю к тому, что подход, с которым Netflix сейчас работает над собственными проектами, не может внезапно измениться, поэтому какая бы готовая серия к ним не попала, стиль съемки и сценариев останется прежним. Это будет не просто проект какой-то зарубежной студии при финансировании «большой Н». После покупки вся интеллектуальная собственность Warner Bros. станет личными активами стриминга и развивать он их будет так, как привык. Эффективные менеджеры с синими волосами быстро испортят любой шедевр, зато получат одобрение от нескольких тысяч в социальных сетях. Перспектива, как вы понимаете, так себе.

Реакции

Покупка Warner Bros. — настолько масштабное событие, что среагировали, кажется, все. Я постарался следить за новостями, которых за прошедшее с момента анонса время набралось немало. Во-первых, подключилась Гильдия режиссеров, которую сейчас возглавляет Кристофер Нолан (Christopher Nolan). Мэтр обещает пообщаться с боссами Netflix и рассказать им о возможных проблемах кинематографа как индустрии, которые лягут на плечи стриминга после окончательного приобретения. Иными словами режиссер хочет… а что он собственно хочет? Отговорить успешных предпринимателей от расширения собственных активов и влияния? Звучит сомнительно. Надо понимать, что сделки такого тектонического масштаба никогда не совершаются впопыхах. Все возможные риски и опасения боссам уже высказали десятки юристов и аналитиков. Гильдия режиссеров вряд ли попадет даже в первую двадцатку.

Кристофер Нолан

Думается, что Нолан хочет другого — аккуратно узнать, к чему всем готовиться. Будет ли Netflix вмешиваться в серии, или ограничится внешним контролем и лишь получением прибыли? А быть может компания настроена рубить с плеча, чтобы переформатировать интеллектуальную собственность под себя? Вопрос крайне важный. К тому же, какая бы творческая в своей основе не была Гильдия режиссеров, финансовый момент ее не может не волновать. Netflix вполне способна сократить прокат новых фильмов «Ворнеров», переместив большую часть контента, в том числе и нового, на свою платформу. В связи с этим, конечно же, повысится стоимость подписки, но людей всегда можно будет заткнуть объемом фильмов и сериалов. Недавно Netflix всё-таки высказалась и заверила всех, что не планировала покупать такую компанию, чтобы потом ее уничтожить — прокаты в кинотеатрах сохранятся. Вот только никто не стал уточнять, в каком масштабе.

Проблема в том, что вектор развития Netflix не знает и, вероятно, не понимает никто из конкурентов. Из-за этого слишком многое остается неизвестным, что нарушает баланс. Получив интеллектуальную собственность Warner Bros., стриминг сможет без труда поставить на колени абсолютно все производство кино как таковое. Мысль очень простая. Netflix расширяет подписку и диктует новый подход к производству таких мастодонтов как «Властелин колец» (The Lord of the Rings), «Гарри Поттер» (Harry Potter), «Дом Дракона» (House of the Dragon). Люди в любом случае будут это смотреть, даже если итоговый продукт окажется неудачным, фанбазы слишком сильны. В это время остальные фильмы и сериалы начнут терять аудиторию в геометрической прогрессии. Кризис, который может произойти, станет похлеще, чем коронавирус. А еще Netflix сможет изменять культуру и правила кинематографа под себя. Да, повесточная линия сейчас теряет свою популярность, но с контентом компании такого уровня будет сложно не считаться. Начнут появляться тренды, тренды породят моду, а мода — новые культурные правила.

Интересно, что вслед за Гильдией режиссеров высказались те, кого покупка касается напрямую — Джеймс Ганн (James Gunn) и Питер Сафран (Peter Safran). Если кто забыл, именно эти мужчины ответственны за новое лицо киновселенной DC. Оба пафосно заявили, что не позволят кардинально изменить тот план, который они придумали, и будут биться за свое видение до конца. Есть лишь одна маленькая проблема — их контракты истекают весной 2027 года. А раз истекают, значит их можно и не продлевать. Успеет ли Ганн хоть что-то выпустить до этого момента или вселенная так и закончится на «Миротворце» (Peacemaker) и «Супермене» (Superman)? Большой вопрос. Планы на 2026 год, конечно, имеются, но смена владельца легко может затормозить все процессы. Для нас тут интересен общий посыл, с которым были сказаны эти заявления. Судя по всему, Ганн и Сафран действительно обеспокоены и довольно сильно, иначе не стали бы вести себя так показательно агрессивно.

Питер Сафран и Джеймс Ганн

А еще у нас есть Paramount Skydance Corporation, которая оказалась настолько шокирована сделкой, на которую тоже имела свои виды, что глава компании — Дэвид Эллисон (David Ellison) — обратился напрямую к своему давнему товарищу — Дональду Трампу. Американский президент не остался в стороне и уже высказался, что будет принимать активное участие в проверке сделки. Правда на этом Эллисон не остановился и принялся совершать ход конем — поглощать «Ворнеров» искусственно в обход соглашений.

Тед Сарандос и Дэвид Эллисон

Дело в том, что пока купля-продажа все еще находится в подвешенном состоянии, Paramount хочет начать скупать акции своего бывшего конкурента. Естественно, в обход мнения руководства Warner Bros. В итоге это выйдет дороже и обойдется компании примерно в 108,4 миллиарда, но Элисон настолько в ярости, что готов на подобный шаг. При этом Paramount официально заявила, что боссы «Ворнеров» по непонятным причинам отвергли 6 расписанных бизнес-планов покупки, но практически сразу согласились на предложение от Netflix без особых проверок. Накал страстей, мягко говоря, нешуточный. Тут еще следует уточнить, что стриминг купил не всю компанию, а лишь ту часть, которая отвечает за всевозможные франшизы. Вторая часть, связанная со спортом — остается. У Paramount подход иной и Элисон настроен купить все активы целиком, без разделения.

Согласны, что игровое направление Warner Bros. в руках Netflix обречено?

Результаты

Что ждать

Обсудив все это, пожалуй, можно перейти к главному — интеллектуальной собственности. Тут пойдут сплошные предположения, но порассуждать все равно интересно. Начнем, конечно, с сериала по «Гарри Поттеру». Многострадальная попытка Warner Bros. нажиться на собственном наследии, которую до сих пор не все понимают и принимают, рискует пострадать сильнее всего. Почему? Да потому что это главный фэнтези-сериал вообще. «Очень странные дела», «Одни из нас» (The Last of Us), «Уэнздей» — все это лишь осколки той мощи, которая сосредоточена в проекте. Очевидно, Netflix хорошо понимает перспективы и не упустит их.

Это, конечно, нейросеть, но примерно так и было бы, возьмись стриминг за производство изначально

Производство уже идет полным ходом, поэтому смена владельца вряд ли повлияет на первый сезон, во всяком случае на его большую часть. А вот дальше… Мы уже писали про перспективу расового многообразия Хогвартса в стиле Netflix. В школе магии было много самых разных детей, но, как показывает практика, стриминговый сервис убежден, что разнообразие — это когда ведущие роли остаются за цветными ребятами. Когда у нас трио белых детей — это преступление, с которым срочно надо что-то делать. А еще «большая Н» точно знает, что профессор Снегг/Снейп не должен быть афроамериканцем, ведь тогда неоднозначный персонаж будет еще и чернокожим (кажется, это понимали все, кроме самой Warner Bros.). Придется срочно исправлять ситуацию, расширяя экранное время тех героев, которые всегда находились на вторых ролях, например, Дина Томаса.

Вы, наверное, и сами видели недавние посты про то, что роль Волан-де-Морта может исполнить актриса Синтия Эриво (Cynthia Erivo). Чернокожая женщина. Все еще, конечно, противоречит позиции Netflix не делать цветных злодеями, зато в плане пола — никаких проблем. Когда сериал только запускался и появились первые новости про Паапу Эссьеду (Paapa Essiedu) в роли Северуса, фанаты шутили про женщину в роли Темного лорда. Сейчас уже не так и смешно.

Впрочем, есть надежда и на хорошее. Netflix без проблем возьмется за расширение вселенной. Сериал про молодость Мародеров? Да нет проблем. А быть может про отцов основателей Хогвартса? Всеми руками за. Нет сомнений, что «Гарри Поттер» затрещит по швам от всевозможных спин-оффов. Правда, возможно, не совсем того качества, какое хотели бы фанаты. Производственная машина Netflix спокойно переживет, если у главного сериала будут средние рейтинги за счет отступлений от канона. Тоже самое касается спин-оффов. Ближайший пример — «Ведьмак». Поэтому, если сама Warner Bros. очень переживала за итоговый результат, у нового владельца все гораздо проще.

Примерно тоже самое касается и игр, правда тут есть нюанс. Netflix продвигает собственные игровые проекты, либо те, на которые они имеют особые права. Пока это в основном мобильные вещи, скачать которые разрешают бесплатно, если подтвердишь подписку. Но что, если условный Hogwarts Legacy 2 станет недоступен нигде без купленного доступа хотя бы на месяц? С учетом той мощи, которую получит стриминг, легко представить и такой исход.

А представляете Голлума афроамериканцем?

С «Властелином колец» и «Домом Дракона» все сложнее. Первая серия разделена между Warner Bros. и Amazon. Сериал про кольца власти уверенно движется к 3 сезону, хотя и продолжает быть одной из худших адаптаций вообще. В перспективе у Netflix остаются лишь фильмы, которые уже сняты. Там конечно готовится проект о преследовании Гендальфом Голлума где-то в начале «Властелин колец: Братство кольца» (The Lord of the Rings: The Fellowship of the Ring), но в таких рамках особо не развернуться. Даже парочка цветных хоббитов с эльфами ситуацию не спасут. Кажется, что у стримингового сервиса будет лишь один закономерный путь — переснять знаменитую трилогию, а быть может и «Хоббита» заново, используя в качестве мотивации примерно те же аргументы, с которыми принялись переделывать «Гарри Поттера» — слишком многое было вырезано. И да, фанаты от такого решения будут в бешенстве.

Зато в руки «большой Н» попадет Middle-earth: Shadow of Mordor и Middle-earth: Shadow of War с их нашумевшей системой Nemesis, которую Warner Bros. сначала запатентовала, а потом фактически похоронила. Фишка была в том, что все враги помнят встречи с вашим героем, победы и поражения. Симуляция была достаточно навороченная для своего времени и дарила совершенно новые ощущения от битвы с полчищами орков. Если бы Nemesis продолжили развивать и прикрутили туда фишки ИИ, мы могли бы увидеть нечто революционное, но увы. Теперь же есть шанс на возвращение системы и ее качественное улучшение.

А вот «Дом Дракона» близится к завершению. К тому же там все еще жив Джордж Р.Р. Мартин (George R. R. Martin), который, в отличии от Анджея Сапковского (Andrzej Sapkowski), не привык отдавать собственное детище любому, лишь бы получать отчисления. Если Netflix захочет творить с миром Вестероса всякое — автор явно постарается в этот процесс вмешаться. Из ближайшего — скоро выходит сериал «Рыцарь Семи Королевств» (A Knight of the Seven Kingdoms), который сделали на основе повести все того же Мартина, но это явно не тот таран, который нужен стримингу, чтобы начать окупать затраты. Поэтому кажется очевидным продолжение основного сюжета. Истории Джона Сноу и Арьи Старк еще можно развивать, особенно после провального финала «Игры престолов» (Game of Thrones). Этим компания и займется. Придется, конечно, уговорить тех же актеров, но с учетом того, что заметных ролей с тех пор у них так и не случилось, — это будет нетрудно. Никакого первоисточника в виде книг нет, и, похоже, уже не будет, а значит Netflix ничем не ограничена. С Мартином могут консультироваться, но здесь его полномочия будут ограничены гораздо сильнее, ведь он еще основные книги не дописал, что уж говорить про сиквелы.

В плане компьютерных игр мне сложно предсказать, чего ожидать. Netflix практически не заходила в сферу интерактивных развлечений, только если совсем чуть-чуть, а потому ее подход не имеет отличительных черт. Обладая правами на Mortal Kombat, новый владелец скорее начнет вмешиваться в производство фильмов и сериалов, чем в создание игр. Однако есть подозрение, что стриминговый сервис захочет сделать из серии приложение к этим самым сериалам и фильмам, то есть истории в одном мире, те же лица и общая канва происходящего. По сути это может означать полный перезапуск всего, что связано со «Смертельной Битвой», опять. Недавно моя теория получила подтверждение. Ситуация с игровым сегментом стремительно ухудшается. Netflix официально заявила, что игровое подразделение и все активы в этой сфере не считаются приоритетными. Иными словами, бюджеты если и будут выделять, то по остаточному принципу, а сами проекты станут не самостоятельными единицами, а лишь дополнениями к видео-контенту.

Кадр из «Рыцарь Семи Королевств». Еще одна катастрофа для стриминга. Сериал, где оба белые на ведущих ролях, да еще и мужского пола

Что касается DC, то Джеймс Ганн явно не тот режиссер, с которым привыкла работать Netflix. Он слишком свободолюбив и позволяет себе шутки, которые толерантное общество не приемлет. Однако оставить его в кресле руководителя вселенной все-таки могут. Вероятно, после официальной покупки с ним пройдет встреча, где Netflix сравнит свои ожидания с взглядами Ганна. Если они совпадут хотя бы на 60%, думаю, Ганн продолжит свою работу, хотя и будет вынужден скорректировать некоторые моменты. Как показывает практика, его идеи приносят деньги, а деньги Netflix после такой значительной покупки ой как нужны. Ранее я думал о привлечении Зака Снайдера (Zack Snyder), но похоже, что этого не будет в любом случае. Ходят слухи, что после оглушительного провала обеих частей «Мятежной Луны» (Rebel Moon) руководители сильно охладели к идеям мэтра. Ему режут бюджеты, с чем Снайдер, конечно же, категорически не согласен. Вряд ли такого человека вновь подпустят к DC, чтобы он не дай бог что-нибудь не испортил.

Очевидно, что у «Ворнеров» еще множество вкусных вещей, которые Netflix захочет развивать. Далеко ходить не надо. Новинка «Оно: Добро пожаловать в Дерри» (It: Welcome to Derry) о событиях перед основной историей про Пеннивайза настроением очень сильно напоминает «Очень странные дела». Можно ли злобным клоуном заменить Векну? Да легко, даже сильно напрягаться не придется. Сценаристы Netflix «собаку съели» на создании из коротких историй эпосов на пять сезонов вперед. А тут у нас инопланетянин, которого крайне трудно убить. Не стоит забывать и про «Дюну» (Dune) — еще одну богатую вселенную, которую можно расширять. Тем более там уже есть один запущенный сериал.

***

Нет сомнений, что Netflix сразу же начнет развивать активы Warner Bros., чтобы окупить затраты и получать скорую прибыль. Вот только качество таких новинок может оставлять желать лучшего. К сожалению, стриминговый сервис сейчас слишком погряз в удовлетворение идей меньшинств, позволяя себе идти в разрез с логикой и здравым смыслом лишь ради бонусов от повесточных СМИ, фондов и аудитории. Что будет происходить с нашими любимыми вселенными в руках такой компании — даже представить страшно. С такой позиции действия Paramount — еще одного столпа мирового кинематографа — уже не выглядят такими уж безумными. В ее руках изменения с франшизами будут не такими глобальными. Посмотрим, кто все же победит.

Так все-таки кто лучший хозяин для активов Warner Bros.?

Результаты
    Об авторе
    Комментарии1