Обзор четвертого сезона «Ведьмака»: как Netflix добила свой главный фэнтези-сериал

Обзор четвертого сезона «Ведьмака»: как Netflix добила свой главный фэнтези-сериал

Dmitry Pytakhin

Падите ниц или просто бегите в ужасе — ведь пришёл он, четвёртый сезон «Ведьмака» (The Witcher) от Netflix. Да-да, это всё-таки случилось. Надо отдать создателям должное: к моменту премьеры даже самые нейтральные критики уже особо не верили в успех. Феноменально. Один из наиболее перспективных фэнтези-проектов давно бьётся в предсмертной агонии. Сезон закономерно получил вал критики и практически утонул в дизлайках. Так ведь Netflix ещё и выпустила отдельный фильм про банду Крыс, который раньше должен был стать сериалом-ответвлением, но что-то в очередной раз пошло не по плану. Вместе с тем препарировать «Ведьмака» интересно именно с академической точки зрения, ведь это идеальная иллюстрация того, что может случиться с отличной историей, если за неё берутся неподготовленные люди, которые вообще не чувствуют материал и не понимают акцентов автора первоисточника. Этим мы и займёмся.

Белый волк с новым лицом

Если вы вдруг забыли, Netflix умудрилась допустить потерю титульного актёра. Генри Кавилл (Henry Cavill) был недоволен изменениями в каноне и часто вступал в конфронтацию с командой сценаристов и самой Лорен Шмидт Хиссрич (Lauren Schmidt Hissrich) — шоураннером, что в итоге привело к уходу звезды из проекта в середине производства. При этом Генри работал за копейки (по меркам Голливуда) и был ярым фанатом оригинальных игр и книг, что позже аккуратно высмеивала Хиссрич в своих интервью.

Образ Генри полюбился зрителям далеко не сразу, однако увлеченность актера была уж слишком заразительной

Конечно, всё это не совсем точная информация. И Генри, и Лорен рассказывали о произошедшем крайне осторожно, но чем больше проходило времени, тем больше различных фраз проскальзывало — что и позволило сложить два и два. При этом новый исполнитель роли Геральта — Лиам Хемсворт (Liam Hemsworth) — якобы рассматривался на эту должность изначально, и только вмешательство «злого и противного» Генри Кавилла не позволило скромной компании Netflix и не менее скромной Хиссрич реализовать свои грандиозные планы на успех.

Обзоры новых сериалов и кино

  1. Обзор сериала Splinter Cell: Deathwatch от Netflix. Не такого возвращения Сэма Фишера мы ждали
  2. Арт-блокбастер Пола Томаса Андерсона. Чем прославилась «Битва за битвой» с Леонардо Ди Каприо
  3. Новая экранизация Стивена Кинга. Стоит ли смотреть драму «Долгая прогулка»
  4. Зак Креггер после «Варвара»: почему «Орудия» — самый обсуждаемый хоррор года
  5. Обзор финала второго сезона сериала «Уэнздей» — а где танец мамушка?
  6. Обзор нового фильма «Мир Юрского периода» — надежды на Возрождение не оправдались?
  7. Обзор фильма «Франкенштейн»: красота в гротеске глазами Гильермо дель Торо

Примерно такой эмоциональный фон сложился вокруг сериала во время производства новых сезонов, что, конечно, не могло не сказаться на просмотрах. Впрочем, именно внешне Хемсворт выглядит действительно неплохо. Его Геральт больше всего напоминает вариант из игры The Witcher 3: Wild Hunt — картинно идеальный, мужественный и фактурный. Он не такой массивный, как Кавилл, и ощущается более канонично. Только вот есть одно «но»: увы, харизмы Лиаму недостаёт.

Забавно, что лишь к 4 сезону ведьмак, наконец-то, облачился из причудливых доспехов в свою каноничную куртку

Свой образ Кавилл тщательно прорабатывал на протяжении трёх сезонов. Да, костюмеры то и дело пытались нарядить его в смешные кожаные изыски прямиком с какой-нибудь извращённой вечеринки, да, не могли подобрать для титульного актёра нормальный красивый парик — но ведьмак был ведьмаком. Даже когда Генри просто молчал или глубокомысленно хмыкал, на его лице читались эмоции. Хемсворт же просто отрабатывает контракт и ходит 90% хронометража с идеальным, но каменным лицом. Его Геральт больше не личность, а персонаж, и сильно теряется на фоне множества героев, которые сопровождают охотника на монстров в пути.

Ещё до премьеры стало известно, как именно сценаристы решили объяснить смену актёра. Отныне история о Геральте — сказка, которую рассказывают детям. А у рассказчиков могут быть разные представления о ведьмаке. Правда, понять это можно только в том случае, если вы успели прочитать новость с пояснением где-то в интернете. Если же не следить за слухами вокруг сериала, создаётся очень забавное впечатление: в ускоренном темпе нам показывают все события трёх сезонов, но уже с Хемсвортом.

Вдумайтесь ещё раз: нам не говорят, что есть разные образы Геральта, Йеннифэр и Цири — нам предлагают забыть события многих лет с Генри Кавиллом и заменить их ускоренной перемоткой с Лиамом, оставляя других героев неизменными. Что это, если не полное неуважение к труду актёра? Думается, уже на этом этапе должно стать очевидно настоящее отношение шоураннера и команды к Кавиллу и его попыткам показать «ведьмака из книг».

Здесь все: Никита, Стас и Дюша Метёлкин

Можно ли было выйти из этой сложной ситуации иначе? Конечно же, да. Достаточно было продемонстрировать спор нескольких сказителей о внешности Геральта и других персонажей, чтобы хотя бы в рамках одной сцены нам показали 4–5 вариантов — каждый со своими особенностями. Это полностью ответило бы на все вопросы зрителей и позволило оставить версию Генри рабочей, просто не единственной.

Хемсворт не пытается копировать предшественника — похоже, такой задачи и не ставилось. Зато теперь Геральт периодически кричит, как заправский герой военного боевика, о чём в интернете уже множество шуток. Мог бы быть знаменитый ведьмак изначально таким? Вполне.

В какую ведьмачью школу вы бы вступили?

Результаты

Я хочу ещё раз обратить ваше внимание, что новый Белый Волк — это забавная и грустная ситуация, но далеко не самая большая проблема сериала. Хемсворту банально не хватает времени, ведь сезон интерпретирует события романа «Крещение огнём» (Chrzest ognia), где троица главных героев вообще не пересекается. Будь актер с самого начала, он, возможно, справился бы лучше.

Поговорим теперь о сюжете, ведь он очень условно повторяет оригинальную книгу. После бунта чародеев Геральт проигрывает битву волшебнику Вильгефорцу, Цири случайно телепортируется в пустыню, где в итоге находит банду убийц и грабителей — Крыс, а Йеннифэр остаётся разбираться с последствиями Танеддского бунта.

Геральт лечится в Брокилонском лесу дриад, после чего забирает Лютика и новоиспечённую союзницу — лучницу Мильву, чтобы найти Цири и освободить её из заключения у императора Нильфгаарда. Дело в том, что у Эмгыра (именно так зовут императора) находится лже-Цири, однако ведьмак об этом не знает и искренне верит, что приёмная дочь где-то там, в стране, правитель которой прямо сейчас ведёт войну с Королевствами Севера.

В целом линия Геральта в сериале пострадала не очень сильно. Более того, сценаристы без проблем пропускают огромные куски времени, что приводит к полному переосмыслению характеров уже знакомых сериальных версий персонажей. Неожиданно к своему каноничному образу вернулся Кагыр. Мало кто из фанатов оценил ту вариацию, которую продемонстрировали на экране. Из храброго юноши Кагыр у Netflix превратился в отталкивающего психа, который успел и до, и после встречи с Цири совершить много разного. Теперь же он довольно быстро присоединяется к группе ведьмака, доказывает своё благородство и полезность, а под конец становится другом и союзником Белого Волка. Вау, прямо как в книге.

Эмгыр окончательно превратился в типичного злодея. Жаль, такого персонажа потеряли

Странные наклонности Лютика тоже предпочли забыть, однако масштаб изменений был настолько большим, что королю Радовиду и его «дружбе» с бардом всё-таки пришлось посвятить значительный кусок. Главный царственный маньяк северных земель, по версии сценаристов, стал таковым из-за скандала с Лютиком. При этом Радовида переключает по щелчку пальцев, что выглядит скорее смешно, чем убедительно. Вся эта невероятно модная и «оригинальная» линия, начатая ещё в третьем сезоне, вызывала вопросы у фанатов с самого начала. Лютик — прославленный бабник и весельчак — просто не мог быть… таким. С тех пор ничего не изменилось. Хорошо, что криво и косо, но создатели всё-таки вернулись на более-менее оригинальные рельсы хотя бы в этом.

Как и в романе, Геральту и Кагыру снятся одинаковые сны о приключениях Цири. Однако сериальные персонажи оказываются гораздо глупее своих прототипов. Тот факт, что Геральт буквально видит, как приёмная дочь убивает монстров в совершенно ином месте, не похожем на тронный зал Нильфгаарда, никак не подталкивает ведьмака к какому-то осмыслению. Напомню, что в книге Белый Волк именно через видения понял, что княжну стоит искать в другом месте.

Отдельного упоминания заслуживает целый эпизод флешбэков, где герои вспоминают свои прошлые истории (до общего знакомства), а Лютик по итогу превращает происходящее в полноценный мюзикл! Да, в «Ведьмаке» теперь есть серия, где около двадцати минут персонажи поют, а ещё показывают вставку с анимационной предысторией Региса. Видимо, в голове у создателей это выглядело очень свежо и оригинально, однако на деле серия вообще не даёт ничего нового зрителю — просто тратит время, ломая об колено и без того не самый стройный темп.

Смотрит на твои традиционные ценности

Стоит ли говорить, что между всей ганзой ведьмака и близко нет той химии, которая присутствовала в книгах? Это просто набор героев, которые куда-то идут, время от времени разговаривают, но остаются друг другу чужими. Такими же чужими они остаются и для зрителя. Даже появление Золтана Хивая — души игр и главного шутника, вносящего львиную долю колорита, — ощущается каким-то вялым и будничным. Кроме пары матерных слов краснолюд так ничем и не выделяется.

Зато выделился Регис. Вы, наверное, уже знаете, что бледного вампира сыграл не очень бледный Лоренс Фишбёрн (Laurence Fishburne), известный по роли Морфеуса в «Матрице» (The Matrix). Кастинговые решения создателей — это отдельная боль всех фанатов, длящаяся ещё с самого первого сезона, поэтому в этот раз сильно никто не удивился. Весь образ Региса не только не похож на его игровой вариант, но и в целом имеет мало общего с оригиналом.

Плюсом стала очень забавная стрижка, превращающая загадочного кровососа в посмешище. При этом Фишбёрн выжимает из материала всё, что может. Его манера себя вести, разговаривать и даже улыбаться очень подходит Регису. В очередной раз актёр делает максимум, чтобы хоть как-то улучшить то, что нещадно пытаются загубить создатели проекта.

Правда, с Регисом по итогу происходит примерно то же, что и с новым Геральтом. Если вы не в курсе, что это вампир, понять будет крайне сложно. В книгах ведьмак довольно быстро раскусил суть нового знакомого, здесь же у него не вибрирует медальон и нет абсолютно никаких подозрений. Однако ближе к концу сезона Белый Волк внезапно прямо в лоб рассказывает Лютику о природе Региса. Как он это понял? Почему не захотел обсудить с Регисом сразу? Вопросов много. Опять же, исправить такое можно было одной сценой и правильными акцентами, но, похоже, всем было просто наплевать.

Выше я уже писал про скачки во времени. И на самом деле это гораздо более серьёзная проблема, чем может показаться. Персонажи лишь изредка обозначают, что с последней сцены прошло уже несколько месяцев. Для зрителей — пара минут. При этом двигается команда ведьмака примерно в одинаковых местах, да и выглядит без явных изменений, что вносит ещё больше сумбура.

Под конец начинается сущий цирк, когда часть ганзы отделяется по личным причинам, чтобы продолжить свой путь уже без Геральта. Из зрителей натужно выжимают эмоции и всячески указывают на важность момента, но уже через пару минут один из героев возвращается. Якобы за прошедшее время он смог всё осмыслить и принять иное решение. Две эти сцены отделены несколькими минутами.

Похожая беда существует и с географией, но она ощущается более явно не в ветке Белого Волка, а Цири.

Линия Цири пострадала меньше всех. Правда, это не заслуга сценаристов. Как я уже писал выше, из приключений Крыс хотели сделать сериал. В итоге сначала урезали количество эпизодов, а потом и вовсе оставили фильм. Куски с Цири, наоборот, запихнули в полноценный сезон. Как результат — у приключений Цири совершенно иной тон и темп повествования, визуально картинка также очень отличается. Зато всё сжато и по сути. Переходы между Геральтом и Цири резкие, скомканные и внезапные. При этом никто даже не пытался задуматься о поддержании настроения или о таких базовых правилах операторской работы, когда зрителю нужно дать немного времени прочувствовать и осознать момент. Часто, когда у Геральта происходит что-то серьёзное или печальное, экран просто гаснет — и в ту же секунду мы видим веселье у Цири. Дай создатели пару лишних секунд на затухание — было бы гораздо органичнее, но увы.

В этом сезоне княжна взрослеет и учится самостоятельности. Честно сказать, лично мне эпизоды с Крысами не нравились ещё в книге. В сериале ничего не изменилось. По моему мнению, Анджей Сапковский (Andrzej Sapkowski) с самого начала задумывал их как типичных бандитов, которым не за что сопереживать. Детей войны, если хотите. Да, они помогают Цири, но на самом деле она им нужна была гораздо больше. Практически сразу становилось очевидным, что для пепельноволосой это лишь временный переходный этап пубертата и не более. В итоге Крысы получают ровно то, что заслуживают.

Образ стал гораздо каноничнее, жаль только, что меч пластиковый и из детского магазина игрушек

В сериале создатели почему-то решили сделать особенный акцент на том, что шайка не такая уж плохая и вообще «команда мечты», подходящая для отдельного проекта. Хочется надеяться, что среди руководства нашёлся-таки человек, который объяснил Лорен Хиссрич, насколько это плохая идея, и именно это легло в основу того, что уже готовый проект в итоге забраковали. Те куски, которые дошли до экранов, конечно, никак не раскрывают персонажей, но, если честно, и не очень хочется в них погружаться. Особенно на контрасте с ганзой ведьмака, которая страдает от похожих проблем. Лучше бы побольше времени уделили им. Впрочем, Крысы — такая же часть оригинальной истории, как и многие другие. Удалять их совсем — неразумно. К тому же именно в этом ответвлении появляется Лео Бонарт — один из самых страшных злодеев всего цикла, который как раз дебютировал в книге «Крещение огнём».

Бонарт — убийца ведьмаков и маньяк, обожающий чужие страдания и кровь. Сапковский не слишком вдавался в подробности, как именно пожилой мечник был способен убивать обученных мутантов, но надо понимать, что и сами ведьмаки в оригинале были не такими уж суперлюдьми. Бонарта сыграл Шарлто Копли (Sharlto Copley) — мужчина известный и запоминающийся, но редко появляющийся в проектах категории «А». Его стезя — неплохие истории без огромных бюджетов, где актёрам дают большую свободу. А ещё Копли отлично показывает злодеев. И не просто плохих парней, а отбитых на всю голову головорезов. Найти более подходящего кандидата на роль Лео было бы сложно. И, о чудо, когда с кастингом не пытаются набрать лишние баллы толерантности, всё начинает работать. Бонарт именно такой, каким его представляешь. Лишь одно это мгновенно выгодно оттеняет его на фоне многочисленного расового разнообразия, терпимости и повестки. Многие зрители уже окрестили Лео главной звездой четвёртого сезона. Не Геральта, напомню, а самое что ни на есть абсолютное зло, вызывающее в книгах лишь отвращение.

Заканчивая обсуждать вторую ветку сезона, хочется вернуться к тому, что я писал выше, — проблемы с географией. Есть сцена, когда Цири режет в тату-салоне бандитов. Потом проводит там ещё некоторое время, а после трупы осматривает уже Бонарт, вышедший на след молодой княжны и Крыс. То есть между моментом, как там была Цири, и тем, как пришёл Бонарт, должна пройти примерно пара часов максимум. Однако после этого Лео очень долго не может найти Цири в пределах, кажется, одного города. Потом выясняется, что он в другом городе, но внешне это понять невозможно. А ещё столица Нильфгаарда от всех этих мест то примерно в двадцати минутах ходьбы, то где-то очень далеко. Чудеса. Из-за подобных моментов в мир сложно поверить, и происходящее кажется не сериалом, а театральной постановкой, когда действующие лица на секунду заходят за сцену и выходят уже в якобы другом месте.

Однако самые большие проблемы в новом сезоне с Йеннифэр. То, что создатели сотворили с чародеями, не поддаётся никакому осмыслению. Сказать, что это плохо, — не сказать ничего. А ведь весь подсюжет Йен — крайне благодатная почва для модных сценаристов. Именно в этой книге брюнетка сильно растёт как личность и впервые принимает на себя полную ответственность за должность матери. Более того, появляется Ложа сильных и независимых волшебниц, призванная управлять из тени всеми королевствами. Даже выдумывать ничего не нужно — Сапковский уже отдал дань уважения женским персонажам, но не тут-то было. По какой-то причине в представлении создателей Йеннифэр должна была стать не просто важной, а самой важной. Не просто чародейкой, а центральным звеном. Поэтому теперь брюнетка ведёт за собой вообще всех и превращается в настоящего лидера сопротивления, Сару Коннор или кого-то близкого — не иначе. Ситуация усугубляется ещё и потому, что основным противником группы женщин становится мерзкий мужчина Вильгефорц, который превосходит чародеек во всём, поэтому у героинь нет шансов.

Уже на этом этапе фанатам должно стать плохо. Вильгефорц, конечно, один из центральных антагонистов истории, но далеко не такой суперзлодей, каким его решили показать. После бунта волшебников он исчезает из поля зрения чародеек и целиком сосредотачивает своё внимание на Цири. К тому же и Йеннифэр, и Францеска Финдабаир, и уж тем более Филиппа Эйльхарт были одними из самых могущественных людей Континента. В открытом бою с ними всеми Вильгефорцу пришлось бы туго просто в силу математического перевеса. К сожалению, всё это было слишком просто для сценаристов, к тому же в книге у Йеннифэр довольно пассивная роль, что также нельзя было допустить. Шоураннер неоднократно заявляла, что центральными лицами истории являются чародейка и княжна, а не Геральт, даже если весь цикл романов называется в честь него.

Теперь же происходит следующее: Вильгефорц собирает армию магов-ренегатов, а Йен — свою армию чародеек. К тому же благодаря какой-то эльфийской магии злодей вырубает порталы, что закрывает возможность магичкам быстро перемещаться. При этом вся остальная магия работает у них без ограничений — запомним этот момент. Йен вместе с Трисс и Филиппой ждут нападения на новую магическую крепость. Внезапно выясняется, что хаос, из которого магички черпают силу, конечен и находится в резком дефиците, а потому волшебницам нужно… научиться сражаться на мечах! Тот факт, что ещё в первом сезоне нам демонстрировали, как чародейки берут энергию, например, из цветов, полностью забыт. Злой Вильгефорц настолько могуч, что не только подчиняет себе хаос, но и пожирает силы собственных послушников, чтобы расширить возможности. Обучать сражаться женщин берутся ведьмаки, которые, внимание, без порталов за пару дней прибывают из далёкого Каэр Морхена и с радостью дают в руки волшебниц мечи и, почему-то, луки. Стоит ли говорить, какой это ужас буквально во всём.

В итоге Йеннифэр орудует ножом, а Весемир погибает в драке с Вильгефорцем, что полностью перечеркивает любые надежды на связь сериала и игр. Отныне финал истории может быть любой, а участие Дикой охоты вообще под вопросом.

Проблема пластиковых мечей глубже, чем кажется

Из забавного, лично я отметил, что всех особенно сомнительных с точки зрения каста чародеек по итогу убивают, оставляя в отряде повесточной толерантности лишь Фрингилью Виго, Трисс и саму Йеннифэр. Первую, кстати, активно пытают в замке Вильгефорца, хотя это вроде бы будущее брюнетки. Ещё будет эпическая сцена, в которой Филиппа руками пытается сдвинуть рычаг водонапорной башни, забыв, видимо, про всё волшебство, а магички вспоминают всю свою магию и бросают мечи только в тот момент, когда контроль над порталами вновь оказывается у них, как будто это главное боевое заклинание.

Есть ли вообще что-то ещё в этом сезоне, что заслуживает внимания? Как ни странно — да. Я бы хотел выделить боевые сцены. Ведьмак окончательно сформировал собственный стиль, отличающийся от любого другого фехтования в фильмах. Если описать его, я бы сказал, что больше всего подходит «практичный реализм» — в рамках этого вымышленного мира, разумеется. Ведьмак не мельтешит и выполняет минимум действий, но каждое движение, каждый взмах меча эффективны. Парочку приёмов узнают фанаты игр, другие совершенно новые, которых даже в предыдущих сезонах не было. Правда, не все схватки оправданы — иногда бой происходит ради боя, но наблюдать всё равно интересно. Ещё в сериале изменилось настроение. Тёмный цветокор ушёл в прошлое, теперь у нас всё более яркое, сказочное и фэнтезийное. Абсолютно любой момент первого сезона гораздо мрачнее, чем весь четвёртый. Хорошо это или плохо — дело вкуса.

***

В итоге мы имеем довольно печальную картину. Создатели сериала как будто прочитали краткое содержание книг, совершенно не заботясь о деталях и создании той самой атмосферы. Больше всего новый сезон напоминает не самую дорогую театральную постановку, а ведь на него было потрачено астрономическое количество денег. Я скажу страшную вещь: наблюдать за вакханалией «Властелин колец: Кольца власти» (The Lord of the Rings: The Rings of Power) приятнее.

Теперь нам остаётся лишь ждать премьеры финала. Он, кстати, уже снят, от чего лично мне даже немного не по себе — страшно представить, что там ждёт любимых героев.

Какая главная проблема четвертого сезона «Ведьмака»?

Результаты
    Об авторе
    Комментарии0