20 лет God of War. Вспоминаем первую часть легендарной серии

2 марта 2005 года на PlayStation 2 вышла оригинальная God of War. Благодаря сеттингу древнегреческих мифов, отличному геймплею и звериной жестокости главного героя, она быстро завоевала сердца игроков. Спустя пару лет мы увидели прямое продолжение, а затем — триквел и несколько приквелов. В 2018 году разработчики превратили God of War в полноценную RPG и отправили Кратоса в Скандинавию. Сегодня мы предлагаем вспомнить, с чего всё начиналось.
2005 год в игровой индустрии
В середине нулевых шестое поколение консолей подходило к завершающему этапу жизненного цикла. Как правило, именно в этот период выходят самые интересные проекты. В 2005 году список эксклюзивов PlayStation 2 пополнился Devil May Cry 3, Shadow of the Colossus, Gran Turismo 4, Yakuza, Kingdom Hearts 2, Guitar Hero и Tekken 5. А если коснуться мультиплатформы, то ещё можно отметить Resident Evil 4, Prince of Persia: The Two Thrones и Fahrenheit. На этом фоне слэшер про древнегреческую мифологию мог затеряться и пройти незамеченным для широкой аудитории. Однако на игру сразу обратили внимание.

Статьи, приуроченные к юбилеям культовых игр
- 10 лет Alien: Isolation. Вспоминаем лучшую игру по вселенной «Чужого»
- 15 лет Metro 2033 — вспоминаем сильные стороны игры
- 15 лет Heavy Rain. Вспоминаем лучший интерактивный фильм за всю историю
- 15 лет Dragon Age: Origins. Вспоминаем лучшую игру серии
- 20 лет Half-Life 2. Вспоминаем один из лучших шутеров в истории
- 20 лет GTA: San Andreas. Вспоминаем одну из лучших игр серии Grand Theft Auto
- 20 лет Doom 3 — вспоминаем самый неоднозначный шутер id Software
- 25 лет Counter-Strike. Как менялся легендарный сетевой шутер от первого лица
Разработка God of War
К работе над God of War студия Santa Monica приступила в 2002 году, вскоре после релиза гонки Kinetica, предыдущего проекта команды. Изначально игра называлась Dark Odyssey, но её основная концепция сформировалась сразу — сочетание динамичного слэшера в духе Devil May Cry c головоломками как в ICO и сеттингом древнегреческих мифов. Также можно отметить систему QTE или быстрых нажатий клавиш, которая в середине нулевых внедрялась повсеместно. Примечательно, что одним из источников вдохновения называют фильм «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» (Indiana Jones and the Raiders of the Lost Ark). Помимо этого разработчики хотели, чтобы игрок чувствовал себя действительно брутальным героем.
Представители студии Santa Monica утверждают, что Sony предоставила команде полную свободу действий. Благодаря этому получилось реализовать весьма смелые задумки, которые отличают God of War от других проектов тех лет.
Сюжет первого «Бога войны». Кратос против Ареса
Главный герой игры по имени Кратос во время очередного сражения оказался на грани гибели. Он попросил о помощи бога войны и поклялся верно служить ему. Арес согласился и помог спартанцу выиграть битву. Долгое время Кратос выполнял условия соглашения. Но сын Зевса подставил своего воина и заставил его убить собственную жену и дочь. Таким образом он надеялся, что Кратос отринет всё человеческое, что в нём есть, и станет совершенным бойцом. Но в результате наш герой отвернулся от бога войны.
Основной сценарий игры крутится вокруг попыток протагониста найти способ оборвать жизнь Ареса. Это сделать непросто, ведь олимпийские боги бессмертны. Однако Кратосу начали помогать другие небожители, прежде всего, Афина. Вообще игра грамотно работает со вселенной древнегреческих мифов. При этом сценаристы не ограничивают себя условными рамками, а смело добавляют свои сюжетные линии, которых не было в легендах Эллады.
Но для многих игроков сюжет в God of War не так важен. Главное — бодрый, динамичный геймплей.
Какая часть God of War вам нравится больше всех?
Геймплей. Брутальные сражения и головоломки
По меркам хардкорных слэшеров геймплей God of War весьма простенький. В игре есть несколько видов оружия, элементарные комбо и возможность использования магии. В определённый момент открывается режим ярости, который даёт временную неуязвимость и повышенный урон. А раненых противников можно добивать жестокими фаталити — для этого достаточно подойти поближе и выполнить несложное QTE. Также можно отметить простенькую прокачку, благодаря которой увеличивается урон и открываются новые удары.
Яростный экшен с уничтожением гарпий, минотавров и циклопов здесь сочетается с трёхмерным платформером, где нужно преодолеть полосу препятствий. На её фоне ловушки из Prince of Persia: Warrior Within кажутся детскими забавами. Иногда игроку предстоит разгадывать головоломки. Причём для успеха важна не только сообразительность, но и скорость реакции.
Важно отметить, что отдельные составляющие игры грамотно сочетаются друг с другом. За счёт чередования разных геймплейных механик не успеваешь устать от бесконечных сражений или заскучать во время карабканий по уступам.
Причины успеха God of War
Всего было продано 4,6 миллионов копий первой God of War. Это отличный результат, особенно если учесть, что перед нами эксклюзив Sony. Игра изящно сочетала зрелищность и лёгкость освоения базовой механики. Для того, чтобы эффектно уничтожать врагов, не нужно было оттачивать умение сражаться на клинках до совершенства, как в Devil May Cry 3: Dante's Awakening, которая вышла на месяц раньше. Достаточно чередовать сильные и слабые удары, а также уклоняться от вражеских выпадов и вовремя прожимать QTE.
Также можно отметить сеттинг древнегреческих мифов. Тогда, в 2005 году, он был редкостью в игровой индустрии. Но при этом Афина, Зевс, Аид и Арес знакомы большинству геймеров благодаря урокам истории, книгам и сериалам в духе «Зены — королевы воинов» (Xena: Warrior Princess) и «Удивительных странствий Геракла» (Hercules: The Legendary Journeys).
Наследие первой God of War
God of War стала началом новой серии. В 2007 году вышел сиквел, а в 2010-м — третья часть, где Кратос вырезал всех, кто жил на Олимпе. Ещё выходили приквелы и медквелы. Во всех этих играх геймплей был примерно такой же, как в оригинале.
В 2018 году мы увидели новую God of War, без чисел или дополнительных слов в названии. Её действие перенеслось в Скандинавию, где Кратос и его сын Атрей столкнулись с местными богами. Проект можно считать полноценной ролевой игрой с подбором снаряжения, прокачкой навыков, открытым миром и дополнительными заданиями. Однако боёвка осталась такой же зрелищной и динамичной, как раньше. Спустя 4 года вышло прямое продолжение с подзаголовком Ragnarok. Оно закрыло тему скандинавских богов. Ходят слухи, что действие следующей части развернётся в Древнем Египте.

Актуальна ли оригинальная God of War сегодня
На взгляд автора этих строк, первая God of War заметно устарела. И дело не в графике, а в отдельных геймплейных эпизодах, которые кажутся абсурдно сложными. К ним относятся ходьба по тонким балкам, карабканье наверх по башням с шипами и некоторые ловушки, которые требуют идеальной точности. Уже во второй части серии от подобных элементов избавились.
К тому же игре не хватает разнообразия и ярких, запоминающихся моментов. Да, первое попадание в царство мёртвых и финальное сражение с Аресом врезаются в память. Однако большую часть времени мы бродим по однотипным локациям и вычищаем их от полчищ монстров.
Первая God of War была хороша для своего времени. Но сейчас ей нужен даже не ремастер, а полноценный ремейк, в котором разработчики избавятся от некоторых сомнительных идей оригинальной игры и сконцентрируются на главном — зрелищных сражениях с боссами. По такому принципу была сделана великолепная третья часть.
Ходят слухи, что скоро Sony переиздаст оригинальную трилогию на PlayStation 5 и PC.
***
А вам нравится первая God of War? Или вы не проходили её в своё время? Делитесь мнениями в комментариях!
Проходили первую God of War?