Лучшие хоррор-игры

В этом материале собраны лучшие хоррор-игры всех времён для разных платформ. Выбранные проекты — не обязательно самые страшные в своём жанре (если вас волнует именно этот критерий, то ознакомьтесь с другой нашей статьёй), но уж точно качественные и увлекательные. И хотя в списке есть не только новые релизы, но и довольно старые игры, они всё равно остаются актуальными даже в 2025 году.

Clock Tower (1995)

Одна из первых страшных игр не про сражения с монстрами, а про умение выживать, прятаться и принимать быстрые решения. Главной героине Clock Tower необходимо избегать жуткого преследователя, вооружённого огромными ножницами. Проблема в том, что так называемый Scissorman может появиться в самый неожиданный момент в любом помещении старого особняка, поэтому расслабиться хотя бы на мгновение практически нереально.

Clock Tower — прародительница игр про уязвимых протагонистов, где главное оружие игрока — стелс, а не пистолет. Несмотря на приличный возраст, она всё ещё довольно стрессовая, особенно если играть в недавний ремейк.

Как часто вы играете в страшные игры?

Результаты

Eternal Darkness: Sanity's Requiem (2002)

Как ни странно, но многие игры, вдохновлённые творчеством Говарда Лавкрафта (Howard Phillips Lovecraft), не раскрывают в полной мере суть космического ужаса. Произведения Лавкрафта — это истории не про победу над чудовищами, а про незначимость людей в безграничной, неприветливой вселенной. Обычно герои его рассказов, осознав жуткую истину тщетности бытия, навсегда теряют рассудок.

Eternal Darkness — одна из тех редких игр, авторы которой понимали Лавкрафта как никто. Эффект потери рассудка здесь грамотно достигается за счёт метанарратива. Игра не кидает на геймера полчища монстров, однако заставляет сомневаться в собственной адекватности.

Так, по мере столкновения с различными пугающими явлениями, всё больше разрушается «четвёртая стена», и начинают происходить неожиданные странности не только с главной героиней, но и с игроком — от внезапного уменьшения громкости или проблем с геймпадом до вымышленной перезагрузки консоли. Подобные приёмы — редкость в хоррорах, поэтому если вы вдруг не проходили Eternal Darkness более двадцати лет назад, можете смело наверстать упущенное хоть сегодня: её сюрпризы нисколько не состарились.

Ремейк Resident Evil (2002)

По-прежнему золотой стандарт жанра survival horror. Ремейк первой Resident Evil не только выглядит потрясающе (графику, между прочим, обновили в ремастере 2015 года), но и впечатляет идеальным балансом сложности, комплексным дизайном уровней и уникальной атмосферой, которую вы не найдёте в других частях серии.

К фиксированным камерам и необычному управлению необходимо привыкнуть, однако постепенно начинаешь их ценить: когда нельзя легко взять и посмотреть, что за монстр стоит и издаёт жуткие звуки по коридору впереди, игра пугает даже больше.

Dead Space 2 (2011)

Сиквел Dead Space уж точно не настолько ужасающий, как первая часть и её недавний ремейк, однако вы вряд ли найдёте игру, которая более удачно совмещает хоррор с экшеном. Даже легендарная Resident Evil 4 уступает DS2 в некоторых аспектах: например, в плане вариативности арсенала, разнообразия врагов, а также общего размаха. Dead Space 2 — это голливудский блокбастер от мира страшных игр, и за это мы её ценим все эти годы.

Alien: Isolation (2017)

Игра, доказавшая, что реально сделать жуткий хоррор про Чужого. Alien: Isolation пугает не толпами пришельцев, а одним непобедимым и крайне разумным врагом. Монстр адаптируется к приёмам геймера и охотится на него, словно живой мыслящий хищник. Приходится полагаться на стелс, а также ограниченные ресурсы, чтобы отвлечь Чужого или хотя бы на время прогнать.

К слову, Alien: Isolation получилась настолько выдающейся, что она послужила прямым источником вдохновения для недавнего фильма «Чужой: Ромул».

Darkwood (2017)

Darkwood забрасывает игрока в зловещий лес без какой-то конкретной цели, кроме «найди украденный ключ, чтобы выбраться». Во всём остальном нужно разбираться самостоятельно. Днём вы обыскиваете местность, чтобы собрать как можно больше припасов, а затем спешите вернуться в убежище до наступления ночи, когда начнётся приход тёмных сущностей.

Darkwood — наглядный пример того, что играм не нужна передовая графика, чтобы вселять ужас. Простоватую картинку тут компенсирует гениальное геймплейное решение: геймер видит только тех монстров, которые попадают в ограниченный радиус свечения его фонарика. В результате весь саспенс строится на чувстве паранойи.

SIGNALIS (2022)

Вдохновлённая классическими хоррорами конца 90-х, SIGNALIS — это, пожалуй, самая удачная инди-игра в стиле старых Resident Evil и Silent Hill. Проекту долго можно петь дифирамбы: за стилистику, глубокий сюжет, который не перестанут обсуждать и через 10 лет, и, главное, за игровой процесс. Наполненные секретами локации интересно исследовать, как и заниматься поиском патронов и аптечек, а также планированием оптимальных маршрутов в обход смертоносных монстров.

Amnesia: The Bunker (2023)

Как и Alien: Isolation, проект Amnesia: The Bunker — это игра про клаустрофобию и сражения с постоянно адаптирующимся к твоим действиям монстром. Но Amnesia даже ещё более угрюмая. Как минимум, из-за сеттинга — сложно найти более мрачную локацию для игры, чем тёмный бункер времён Первой мировой войны.

В плане геймплея The Bunker двигает жанр вперёд благодаря имплементации элементов immersive sim. Игра поощряет креативное мышление и позволяет экспериментировать с механиками. Так, в каждое закрытое помещение тут можно проникнуть множеством способов разной степени рискованности. Хотите — ищите ключ или лезьте в вентиляцию, а хотите — взрывайте дверь гранатой.

Alan Wake 2 (2023)

Первый полноценный хоррор студии Remedy сложно назвать особо пугающим, но вот необычным и атмосферным — вполне. Alan Wake 2 цепляет уникальным подходом к повествованию: игра рассказывает странную историю, где грань между реальностью и авторскими фантазиями стирается до такой степени, что даже гейм-директор Сэм Лейк (Sam Lake) вписан в сюжет. Он играет одновременно трёх персонажей, включая самого себя.

Alan Wake 2 — это не только необычный нарративный эксперимент, но ещё и добротно сделанный survival horror: с запоминающимися локациями, жуткими врагами и фирменным для жанра менеджментом ресурсов.

Ремейк Silent Hill 2 (2024)

Многие фанаты Silent Hill утверждали, что польская студия Bloober Team не справится с переосмыслением культовой второй части. И не без причины: прошлые проекты компании сложно назвать идеальными. Тем не менее авторы ремейка подошли к задаче крайне ответственно и превзошли все ожидания.

Они не стали менять то, что и так идеально — сюжет. История была несколько расширена и улучшена, да, однако её ключевые моменты остались нетронутыми. А вот что подверглось существенным изменениям, причём исключительно в лучшую сторону, — это геймплей. Наиболее слабый элемент классической SH2 преобразился в ремейке за счёт новой боевой системы, доведённого до ума дизайна уровней и более увлекательных головоломок.

***

Если вы не нашли любимый хоррор в нашем списке — не расстраивайтесь. Периодически мы будем дополнять материал новыми играми. Какие именно стоит внести следующими — пишите в комментариях.

Как вы относитесь к скримерам в играх?

Результаты
0
Комментарии 7