26 октября 2004 года на PlayStation 2 состоялся релиз GTA: San Andreas. Но даже сегодня, спустя 20 лет после выхода, игра сохраняет популярность. Её запускают на стримах, улучшают при помощи модов и проводят десятки часов в неофициальном мультиплеерном режиме, известном как SAMP. В этой статье мы расскажем, почему San Andreas стала настоящим феноменом игровой индустрии.
Самая первая Grand Theft Auto вышла в 1997 году. Она представляет собой простенькую автомобильную аркаду с видом сверху. Игроку предлагается угонять машины, сбивать прохожих и выполнять задания местных боссов. По меркам конца 90-х проект выглядел заурядным. Через два года на полках магазинов появилась GTA 2. Она развила концепцию оригинальной игры — предложила нелинейную кампанию и большую свободу действий. Но к 1999-му её механика уже выглядела устаревшей. К тому же за 4 месяца до второй Grand Theft Auto вышла Driver, которая предложила погони и другие задания с использованием автомобилей в полностью трёхмерном городе.
В 90-х и начале нулевых многие серии с двухмерной графикой начали переводить в полноценное 3D. Но далеко не у всех получилось добиться успеха в новом формате. Mortal Kombat после серии экспериментов с Deception и Armageddon вернулась к изначальной механике, Worms 3D была принята хуже первых частей, а платформер Earthworm Jim 3D и вовсе оказался провальным. Но переход GTA в трёхмерное измерение произвёл настоящую революцию в игровой индустрии.
Grand Theft Auto 3 вызывала вау-эффект за счёт невероятной реалистичности. Возникало ощущение, что мы действительно передвигаемся по современному мегаполису. Тогда, в 2001 году, возможность угнать любую машину, плавать на катерах и стрелять из оружия по врагам в рамках одной игры казалась чем-то невероятным. Многие оставляли сюжет на потом, а просто наслаждались вседозволенностью и безнаказанностью в рамках большого города, который напоминал современный Нью-Йорк.
GTA 3 быстро обрела успех, и Rockstar занялись разработкой продолжения. Изначально Vice City должна была стать дополнением к третьей части, но разработчики увлеклись и выдали так много контента, что проект выпустили как отдельную игру. Дождливый и мрачный Либерти-Сити сменился солнечным Вайс-Сити, который напоминал Майами. Действие развернулось в середине 80-х, а сюжет отсылал к фильму «Лицо со шрамом» (Scarface) 1983 года и сериалу «Полиция Майами: Отдел нравов» (Miami Vice). Среди транспортных средств появились мотоциклы и вертолёты, арсенал был расширен в несколько раз, а миссии стали разнообразнее. По продажам Vice City превзошла третью часть, что мотивировало Rockstar выпустить ещё одну игру на этом же движке.
Сценарий игры закручен вокруг Си-Джея, парня из афроамериканской банды, который возвращается в родной район Лос-Сантоса после нескольких лет отсутствия. Он сразу же попадается на удочку продажных полицейских, а позже ввязывается в войну между группировками. Причём история не ограничивается этим противостоянием — мы сталкиваемся с безумной преступницей Каталиной, устраиваем ограбление казино, расправляемся с итальянской мафией и занимаемся многим другим.
Сюжет San Andreas хорош сам по себе, и он отлично дополняет события GTA 3 и Vice City. Мы встречаем знакомых персонажей, от Кена Розенберга до Клода, и узнаём больше информации об их судьбе. Спустя время выйдут спин-оффы Liberty City Stories и Vice City Stories, которые добавят ещё больше интересных деталей.
Ваша любимая часть серии GTA
Пройти опросGTA 3, Vice City и San Andreas оказались временными эксклюзивами PlayStation 2. Поэтому игры затачивались под возможности этой консоли. Разработчики при всём желании не могли сделать качественный шаг вперёд в графике или игровой механике. Это произойдёт лишь в четвёртой Grand Theft Auto, которая выйдет на PS3 и Xbox 360.
А во время работы над San Andreas команда Rockstar сосредоточилась на масштабе. Вместо одного города нам предложили целых три — Лос-Сантос, Сан-Фиерро и Лас-Вентурас. В них без проблем угадывались реальные мегаполисы Лос-Анджелес, Сан-Франциско и Лас-Вегас.
Для быстрого преодоления расстояния между ними можно воспользоваться не только автомобилями, но и реактивными самолётами. Помимо этого появилась возможность спрыгнуть с любой высоты и раскрыть парашют, чтобы безопасно спуститься вниз или продолжить полёт при помощи джетпака. Причём падение в воду больше не гарантирует смерть для главного героя, ведь он научился плавать. Автопарк расширился новыми автомобилями, которые можно перекрашивать, ставить на них спойлеры и закись азота. Также хочется отметить RPG-элементы в духе навыков вождения и стрельбы, которые повышаются со временем и открывают новые возможности.
Все нововведения точечные, и ни одно из них не тянет на революцию. Но вместе они здорово освежили изначальную концепцию, знакомую ещё по GTA 3. Судя по отзывам — это именно то, что требовалось от разработчиков. К тому же San Andreas оказалась самой продаваемой игрой 2004 года и наиболее успешным проектом для PlayStation 2. Если учесть все платформы, то Rockstar удалось реализовать 27,5 миллионов копий.
Сюжетный режим San Andreas оказался почти в два раза длиннее истории Vice City и GTA 3. Причём у многих миссий есть особые условия, которые делают их уникальными. Вам предлагают летать на низкой высоте, чтобы не попасть в зону действия ПВО, угонять самолёты прямо в воздухе, устранять врагов бесшумно при помощи ножа, гнаться за скоростными поездами и многое другое. Происходящее безумие грамотно дополнено красивой постановкой и забавными шутками.
Как и прежде, помимо основных поручений, есть сотни необязательных заданий с собственными мини-играми. Нам особенно запомнилась хардкорная школа пилотирования, пройти которую — настоящее испытание. Также хочется отметить свидания с девушками. Красавиц можно водить в кафе и боулинг, катать на машине и целовать перед тем, как попрощаться. Но изначально Rockstar хотела пойти дальше. Их желание развивать любовную тему привело к серьёзному скандалу.
Разработчики планировали добавить в San Andreas отдельную мини-игру, которая связана с сексом. Она есть и в финальной версии проекта. На ПК открыть доступ к ней можно при помощи мода, который получил название Hot Coffee. Когда об этом стало известно, начался скандал с требованием повысить возрастной рейтинг или даже полностью запретить. Именно так произошло в некоторых странах, например, в Австралии. Игру пришлось изымать из продажи. Позже была выпущена новая версия San Andreas c вырезанной механикой Hot Coffee.
Однако стоит отметить, что скандальная мини-игра была обнаружена лишь в июле 2005-го, когда проект вышел на ПК. До этого в течение семи месяцев продавалась PS2-версия San Andreas. Она и обеспечила издателю основную прибыль. Поэтому перепечатка тиража не нанесла значительного финансового ущерба Rockstar. Но случай стал показательным. В четвёртой и пятой частях GTA ничего подобного не было. Всё ограничилось лёгким стриптизом и стонами из квартиры.
Лишь немногие игры сохраняют актуальность спустя годы. Как правило, речь идёт о проектах, которые поддерживают за счёт пользовательских модификаций. Но в случае с San Andreas энтузиасты не просто улучшили графику или добавили новый контент. Они прикрутили к игре полноценный мультиплеер. Сама Rockstar планировала добавить его ещё в GTA 3, но даже в San Andreas всё ограничилось простеньким кооперативом. Правда, он доступен только на PS2 и Xbox-версиях.
Самопальный многопользовательский режим, известный как SAMP, пользуется популярностью и сегодня. Он предлагает самые разные развлечения, от простых гонок и перестрелок до полноценных RP-серверов, где игроки отыгрывают роли полицейских, пожарных, рабочих и бандитов. Именно такие режимы в духе симулятора жизни привлекают тысячи игроков по всему миру.
***
А чем вам запомнилась GTA: San Andreas? Делитесь мнениями в комментариях!
Как вы оцениваете GTA: San Andreas?
Пройти опросрабочки в сампе это самые тёплые воспоминания, почти в любое время можно было зайти и увидеть как бедолаги таскают хворост, романтика
Чегоооо??? Ведь только недавно вышел порт на андройд в честь десятилетия игры. Что вообще происходит?
Возможно, вы закидаете меня помидорами, но лично мне старые части ГТА, а именно: тройка, сан-андрес и вайс сити, в общем и целом, не зашли. Как по мне, это зашкварные игры, переполненные чёрным юмором. Да и даже для тех бородатых лет техническая часть игр знатно так хромала. Та же первая мафия, вышедшая в те же годы смотрелась куда как лучше, не на головы, а на порядки опережая своих конкурентов из рокстар.