Увольнения, закрытие студий и триумф АА-проектов: как прошёл 2025 год для игровой индустрии
Fazil Dzhyndzholiia
Сейчас, когда настало время подводить различные итоги, это лучший момент, чтобы обсудить главные события игровой индустрии 2025: что случилось хорошего, что — плохого и в каком направлении бизнес видеоигр развивался в уходящем году.
Проблемы ААА-геймдева
Эти 12 месяцев были не самыми простыми для авторов высокобюджетных игр. К сожалению, мы увидели продолжение тенденции, начавшейся в прошлые годы, когда проекты-блокбастеры настолько дорого обходятся крупным издателям, что они начинают отбивать затраты за счёт агрессивного сокращения сотрудников и отмены тайтлов ещё на этапе разработки.
Год начался с шока — внезапного закрытия студии Monolith, которая начала свой путь ещё в 90-х и отвечала за отличные хиты вроде Operative: No One Lives Forever, Aliens Versus Predator 2, F.E.A.R. и Middle-earth: Shadow of Mordor.
Через несколько месяцев стало известно и о проблемах среди игровых подразделений Microsoft. Корпорация запустила одну из самых жёстких волн урезания команд, закрытия студий и отмены проектов в истории Xbox. Под нож пошла The Initiative — студию ликвидировали, а разработку Perfect Dark полностью отменили, несмотря на статус одного из ключевых эксклюзивов Xbox. Также была закрыта разработка Everwild от Rare и отменена неанонсированная MMORPG Blackbird от ZeniMax Online. Пострадали Turn 10 Studios (минус около половины штата), а также King, Raven Software, Sledgehammer Games, High Moon Studios, Blizzard Entertainment, Undead Labs и Halo Studios. Формально Microsoft объяснила свои действия «оптимизацией» и перераспределением ресурсов.
Тогда же летом, после провального запуска MindsEye, студия Build A Rocket Boy начала процесс сокращений. Компанию основал Лесли Бензис (Leslie Benzies) — бывший продюсер и один из ключевых руководителей Rockstar North, много лет работавший над серией Grand Theft Auto. В Build A Rocket Boy официально подтвердили старт консультаций по увольнениям, однако с каким именно количеством людей попрощались по итогу — неизвестно.
Осенью руководство Take-Two Interactive и Rockstar Games довольно сурово подавило предполагаемую попытку создания профсоюза среди разработчиков GTA 6. Это происшествие повлекло за собой протесты возле офисов Rockstar, причём на момент написания данного материала история всё ещё продолжает развиваться. Так, совсем недавно премьер-министр Великобритании Кир Стармер (Kier Starmer) заявил, что правительство займётся расследованием увольнений сотрудников Rockstar.
К сожалению, нет причин думать, что в 2026 году мы обойдёмся без подобного рода историй и что ситуация для создателей ААА-проектов в ближайшем будущем как-то улучшится. Без фундаментального сдвига в философии того, как мегакорпорации ведут бизнес, это невозможно. Глава Rebellion Джейсон Кингсли (Jason Kingsley), как и, к слову, основатель Larian Свен Винке (Swen Vincke), во всём винит неправильный подход менеджеров, работающих на крупных издателей:
В каком-то смысле можно утверждать — и это, вероятно, прозвучит спорно, — что для некоторых крупных компаний на уровне высшего руководства бизнес заключается не в создании игр… их настоящий бизнес — в управлении восприятием со стороны акционеров, чтобы стоимость акций росла. А разработка игр в таком случае становится лишь вторичным следствием этого процесса.
Покупка EA games
Саудовский суверенный фонд PIF вместе с Silver Lake и Affinity Partners договорился о приобретении Electronic Arts за $55 млрд. Один из крупнейших издателей игр станет частной компанией. Сделка — часть стратегии Vision 2030: Саудовская Аравия инвестирует в развлечения, медиа, спорт и игры, чтобы диверсифицировать экономику, снизить зависимость от нефти и улучшить имидж в западном мире.
Пока что для сотрудников EA ничего не меняется. Но это — пока что. Риски очевидны. Значительная часть сделки финансируется за счёт кредитов (около $20 млрд), которые новые владельцы будут стремиться быстрее погасить. Это означает, что в дальнейшем возможны увольнения, отмена проектов и усиление монетизации — в придачу к активному внедрению ИИ в процесс разработки для снижения затрат.
Спокойны за будущее EA?
Золотой век инди-игр и проектов среднего масштаба
2025 год стал переломным, когда фокус критиков и геймеров в значительной степени переключился с ААА-релизов в сторону проектов от независимых команд. Помимо игр от небольших коллективов вроде Hollow Knight: Silksong, Hades 2, Blue Prince и Absolum, в наилучшем свете показали себя тайтлы среднего бюджета, занимающие быстро разрастающуюся нишу между инди и дорогими блокбастерами. Их обычно принято обозначать как АА.
Флагманом АА-проектов, конечно же, стала Clair Obscur: Expedition 33, завоевавшая во время The Game Awards аж восемь наград, включая GOTY. И это при том, что бюджет «Экспедиции» составил менее 10 миллионов долларов — согласно заявлениям разработчиков из Sandfall Interactive и публикациям в СМИ.
Другие игры среднего калибра, которые выстрелили в 2025 году, — это Dispatch от студии AdHoc, основанной выходцами из Telltale Games, Kingdom Come: Deliverance 2, Atomfall, Tainted Grail: The Fall of Avalon и Cronos: The New Dawn.
Пока ААА-индустрия прогибается под весом растущих затрат, АА-модель во многом ближе к логике разработки нулевых, в чём и заключается её ключевые преимущества. Авторам таких проектов не надо окупать сотни миллионов долларов, что снижает давление и позволяет экспериментировать с дизайном. Меньше менеджмента — больше авторского контроля. Да и сам процесс создания игр занимает в среднем три–четыре года вместо шести–восьми, а компактные независимые команды не так страдают от высокой текучести кадров. Неудивительно, что теперь мы видим немало релизов среднего бюджета и почти наверняка можно утверждать, что их число будет только расти.
Закрепление нового курса Xbox и завершение консольной войны
В этом году Microsoft окончательно переквалифицировалась в мультиплатформенного издателя. Компания выпустила для PlayStation 5 уйму проектов: The Elder Scrolls 4: Oblivion Remastered, The Outer Worlds 2, Doom: The Dark Ages, Gears of War: Reloaded, а также порты бывших эксклюзивов вроде Forza Horizon 5, Senua's Saga: Hellblade 2, Indiana Jones and the Great Circle, Age of Empires 2: Definitive Edition и в начале декабря — Microsoft Flight Simulator. Символической точкой в многолетнем противостоянии Xbox и PlayStation стал анонс Halo: Campaign Evolved для PS5.
После двух слабых консольных циклов Microsoft сделала ставку на Game Pass и дорогие поглощения, однако давление со стороны руководства и требования высокой рентабельности привели к упомянутым выше сокращениям, отменам проектов и активному выходу игр Xbox на PlayStation.
Популярность Xbox Series X упала в 2025 году настолько, что во время ноябрьского сезона распродаж в США девайс даже не попал в топ-3 самых востребованных консолей. XSX обошла малоизвестная консоль Nex Playground с управлением движениями, ориентированная на детей и совместные игры без геймпадов. По сути, это некий аналог Kinect — что иронично.
Выход новых платформ
А вот для кого год прошёл прекрасно, так это для Nintendo. Компания наконец-то выпустила Switch 2. Новая консоль быстро побила все мыслимые рекорды и стала самой быстро продаваемой приставкой в истории: менее чем за полгода её купило более 10 миллионов геймеров. В Америке за октябрь Nintendo Switch 2 продалась в количестве 328 тысяч штук за месяц, что на 68 % быстрее темпов продаж оригинальной Nintendo Switch и на 3 % опережает прежний рекорд PlayStation 4.
На фоне таких показателей Nintendo повысила прогноз продаж Switch 2 на текущий финансовый год: компания уверена, что теперь консоль может превзойти показатели первого года оригинальной Switch, и рассчитывает продать 19 миллионов Switch 2 к 31 марта 2026 года.
С учётом всего этого фанатам Nintendo стоит ждать сильной поддержки новой системы со стороны мультиплатформенных издателей. Тем более что консоль на удивление мощная и тянет порты передовых ААА-релизов вроде Cyberpunk 2077, Star Wars Outlaws и Assassin's Creed Shadows.
Помимо Nintendo Switch 2, уходящий год порадовал и другими игровыми девайсами, самые интересные из которых — семейство ROG Xbox Ally. Это портативные PC, созданные в коллаборации ASUS и Microsoft. Любопытны они тем, что подчёркивают уход бренда Xbox от традиционных консолей в сторону лицензированных девайсов от партнёров.
И, конечно же, нельзя забывать, что в 2025 году Valve анонсировала Steam Machine — собственный кастомный PC, призванный конкурировать с домашними приставками. Правда, насколько такой компьютер окажется успешным, сказать сложно, так как мы ничего не знаем о его цене.
Подорожание хобби
Несмотря на то что вышли новые игровые гаджеты, а также немало великолепных тайтлов, за этот год игры, к сожалению, стали менее доступным хобби. Начнём с того, что Nintendo пробила психологический барьер, установив на Mario Kart World ценник в $80. Microsoft поспешила последовать примеру японского гиганта и анонсировала повышение цен на свои тайтлы осенью, однако затем передумала и не стала этого делать. Тем не менее ящик Пандоры открыт, и следует ждать нормализации $80 за ААА-релизы. Это приведёт к тому, что геймеры будут осторожнее покупать новинки и чаще полагаться на распродажи, а также на инди-игры и релизы среднего масштаба с более доступными прайсами.
Хотя Microsoft не стала просить $80 за ту же The Outer Worlds 2, компания всё равно подкинула игрокам не самый приятный сюрприз, объявив о повышении цен на подписку Game Pass. Стоимость Ultimate-версии сервиса в США выросла с $19,99 до $29,99 в месяц, а PC Game Pass — до $16,49.
В то же время тарифная война Америки и Китая напрямую повлияла на подорожание консолей и различной игровой периферии. Стандартная PlayStation 5 и её цифровая версия выросли в цене за этот год на $50, Xbox Series S — на $100, а Xbox Series X и вовсе — на $150. Это беспрецедентная ситуация: никогда такого не было, чтобы на пятый год консольного цикла за приставку просили больше денег, чем на релизе.
И, конечно же, стоит отметить абсурдное подорожание ОЗУ для PC — почти в два–три раза. Обусловлено оно расширением инфраструктуры для поддержки ИИ, нуждающейся в быстрой памяти. Производители ОЗУ теперь ставят в приоритет новые дата-центры, а не обычных пользователей. В этом году мы ещё не успели в полной мере ощутить последствия дефицита памяти, однако в следующем — вполне можем. Судя по всему, не только возрастут цены на игровые устройства, но и новым стандартом станет уменьшенный объём ОЗУ в телефонах и ноутбуках.
***
В целом для игровой индустрии год выдался непростым, однако успех инди- и АА-игр перекрывает многие негативные моменты. Приятно видеть, что голос именно авторов, а не менеджеров всё чаще слышен в геймдеве.
Получится ли у независимых студий оставаться в фокусе внимания и в 2026 году — угадать невозможно, тем более когда релиз GTA 6 затмит всё на свете. Тем не менее даже если мы и увидим реванш ААА, 2025 год всё равно навсегда запомнится как год доминирования андердогов.
А что вы думаете про состояние игровой индустрии? Расскажите в комментариях.
Как вы оцениваете 2025-й?
-
Что происходит с ценами на консоли и игры? -
Итоги года на VGTimes — выберите лучшие игры 2025 -
64 ГБ оперативной памяти по цене PS5 Pro: что происходит со стоимостью ОЗУ? -
Чёрные дни для игровой индустрии: Xbox сокращает сотрудников, закрывает перспективную студию и отменяет игры -
Главное о скандале с увольнением сотрудников Rockstar Games -
ТОП-70 игр в открытом мире. Вам точно будет, чем заняться -
ТОП-205: лучшие кооперативные игры в 2025 году




