Главное о скандале с увольнением сотрудников Rockstar Games
Fazil Dzhyndzholiia
Перенос релиза GTA 6 на 19 ноября 2026 года — не единственное громкое событие последних дней, связанное с Rockstar Games, пускай и затмившее все другие игровые новости. На прошлой неделе студия и её материнская компания Take-Two Interactive оказались в центре скандала из-за увольнения нескольких десятков сотрудников Rockstar, что привело к протестам возле их офисов. Разработчики утверждают, что с ними попрощались, чтобы сорвать попытку формирования профсоюза внутри Rockstar, тогда как представители Take-Two заявляют, что на такой шаг компания пошла из соображений безопасности — с целью предотвратить утечку конфиденциальных данных. Давайте разберёмся более детально, что же случилось.
Публикация Bloomberg
31 октября Джейсон Шрайер (Jason Schreier) первым написал про увольнение 30–40 человек из Rockstar Games. В статье важен комментарий Алекса Маршалла (Alex Marshall), президента профсоюза независимых работников Великобритании (Independent Workers of Great Britain, IWGB):
Rockstar только что совершила один из самых вопиющих и жестоких актов подавления профсоюзов в истории игровой индустрии. Это демонстративное презрение к закону и к жизням работников, которые приносят компании миллиарды, является оскорблением для их фанатов и всей мировой индустрии.
Согласно Маршаллу, группа сотрудников внутри Rockstar пыталась создать профсоюз. Это сравнительно новое явление в игровой индустрии, однако число подобных коллективных объединений постепенно растёт. Они гарантируют различные выгоды сотрудникам — например, защиту от сверхурочной неоплачиваемой работы, известной как crunch. Кроме того, профсоюз может обеспечить стабильные контракты, прозрачную оплату труда и дополнительные соцгарантии. А ещё — право коллективных переговоров при реструктуризации и массовых увольнениях, главном биче современной ААА-индустрии.
В 2023 году три сотни тестировщиков ZeniMax объединились в профсоюз под Communications Workers of America, который признала Microsoft, а в октябре того же года в Польше создан профсоюз Game Workers Poland усилиями работников CD Projekt RED после нескольких волн увольнений внутри компании.
Ответ Rockstar
6 ноября на сайте Bloomberg появилась публикация с официальным комментарием представителя Rockstar касательно всей истории с увольнением:
На прошлой неделе мы приняли меры в отношении небольшого числа сотрудников, уличённых в распространении и обсуждении конфиденциальной информации на публичных площадках, что нарушает политику нашей компании. Это никоим образом не связано с правом людей вступать в профсоюз или участвовать в профсоюзной деятельности.
Уволенные сотрудники и вправду завели отдельный Discord-чат. Однако в IWGB утверждают, что единственными его посторонними участниками были организаторы профсоюза. Алекс Маршалл ответил на обвинения Rockstar, заявив, что компания «боится трудолюбивых сотрудников, которые в частном порядке обсуждают реализацию своего права на более справедливые условия труда и коллективный голос».
Разумеется, невозможно сказать, целенаправленно ли начальство Rockstar пыталось остановить формирование профсоюза или же и вправду руководствовалось исключительно соображениями безопасности. Не секрет, что после хакерского взлома 2022 года компания существенно закрутила гайки, чтобы предотвратить возможные будущие утечки. В то же время, судя по всему, никакой конфиденциальной информации, затрагивающей разработку GTA 6, уволенные сотрудники в интернет не сливали: в противном случае в сети уже появились бы соответствующие материалы.
Протесты возле офисов
В конце прошлой недели у здания Rockstar North в Эдинбурге и возле лондонской штаб-квартиры Take-Two Interactive собрались демонстранты, недовольные «подавлением профсоюза».
В ходе протеста было зачитано обращение одного из пострадавших сотрудников:
Меня уволили без предупреждения, без доказательств и без возможности высказаться в свою защиту — только за то, что я общался с коллегами в приватном профсоюзном чате. Мы не сливали информацию и не пытались навредить компании. Мы просто поддерживали друг друга, старались понять, как устроено наше рабочее место, и сделать его лучше. Потерять работу из-за этого — крайне несправедливо. Никто не должен быть наказан за участие в профсоюзе или за честные разговоры о своей работе.
Пикет вышел поддержать сопредседатель партии шотландских зелёных Росс Грир (Ross Greer), который призвал «немедленно восстановить сотрудников на работе».
Перенос даты релиза GTA 6
В ночь с четверга на пятницу стало известно, что Grand Theft Auto 6 теперь выйдет не 26 мая, а 19 ноября 2026 года. Тайминг новости тут же породил теории заговора в соцсетях, что Rockstar и Take-Two умышленно пытаются отвлечь внимание от скандала с увольнениями. На самом деле в это верится с трудом. Подобные вещи планируются сильно заранее, как и интервью, которое генеральный директор Take-Two Штраус Зельник (Strauss Zelnick) дал The Game Business сразу после анонса переноса. Скорее всего, информацию о новой дате релиза привязали к финансовому отчёту за прошедший фискальный год.
Также в интернете геймеры стали предполагать, что Rockstar и Take-Two решили перенести игру из-за увольнений, опасаясь, что работа застопорится. Согласно же Штраусу Зельнику, обе компании просто хотят отполировать GTA 6 до блеска:
Когда мы назначаем дату, мы действительно в неё верим. Мы говорили и раньше: если игре нужно больше времени на полировку, чтобы стать своей лучшей версией, мы дадим ей это время. Именно это и произошло. Мы очень уверены в этой дате релиза. Она остаётся в том же финансовом году, это отличное окно для выхода, и, разумеется, мы полностью поддерживаем подход Rockstar.
Маловероятно, что увольнения, затронувшие в основном Rockstar North, а не другие подразделения компании, радикально повлияют на разработку Grand Theft Auto 6 на текущем этапе: судя по всему, основная часть контентной работы над игрой уже завершена. Это подтвердил известный инсайдер Том Хендерсон (Tom Henderson): проект перешёл в фазу ловли багов.
Как вы восприняли новость о переносе GTA 6?
Пост анонимного сотрудника Rockstar
Одновременно с анонсом новой даты релиза на GTAForums появился пост пользователя, представившегося одним из работников Rockstar. Модератор форума впоследствии смог подтвердить, что это действительно сотрудник компании.
Пост предоставляет важный дополнительный контекст скандалу. Автор комментария пишет, что уволено было 34 человека (31 в Великобритании и 3 в Канаде). После коротких встреч с HR, длившихся в среднем не более пяти минут, людей буквально выводили из офиса. Согласно анонимному пользователю, сокращённые сотрудники «были опытными работниками, многие — с десятилетиями стажа в Rockstar, некоторые — более 18 лет без единого дисциплинарного взыскания. Это ведущие художники, аниматоры, тестировщики, дизайнеры, программисты и продюсеры».
Всего в профсоюзном Discord-чате состояло более 250 сотрудников. Те, кого не уволили сразу, опасаются, что с ними всё ещё могут попрощаться в ближайшие дни. Автор поста акцентирует внимание на том, что в закрытом чате никто не сливал информацию об игре.
Пожалуй, ключевая деталь в посте — утверждение, что сотрудники максимально близко приблизились к формированию профсоюза. За неделю до скандала объединение достигло примерно 200 членов, превысив порог в 10 %, необходимый для официального признания и начала коллективных переговоров. Это позволило бы разработчикам обсуждать с руководством проблемы вроде переработки, низкой оплаты и жёстких графиков.
В конце автор отмечает, что боевой дух в Rockstar North на нуле, а сотрудники потеряли веру в начальство компании.
***
Насколько можно судить по имеющейся информации, увольнения, затронувшие Rockstar, не должны поменять курс разработки GTA 6 (процесс вышел на финишную прямую) и непосредственного отношения к переносу даты выхода игры не имеют.
Тем не менее скандал лишний раз напоминает, что люди, стоящие за нашими любимыми играми, нуждаются в защите трудовых прав. Баланс между корпоративными интересами и правом разработчиков на коллективное представительство остаётся хрупким, но хочется верить, что всё большее число компаний сможет его найти. Всё же создание профсоюзов в игровой индустрии способствует формированию более устойчивой и прозрачной профессиональной среды, а от этого выигрывают все: авторы игр, бизнес, геймеры.
А что про сложившуюся ситуацию думаете вы? Расскажите в комментариях.
Что сильнее всего влияет на качество игры?
-
Уволенные разработчики GTA 6 вышли на протесты у офиса Rockstar — студия ответила обвинениям в «подавлении профсоюзов» -
Из-за скандала с эротическим модом Hot Coffee разработчики из Rockstar боялись закрытия во время работы над GTA 4 -
Сооснователь Rockstar рассказал о причинах отмены шпионского экшена Agent и DLC для GTA 5 про Тревора -
«Мы слишком напуганы и подавлены»: сотрудник Rockstar рассказал о «чистках» внутри студии -
Сооснователь Rockstar объяснил, почему вокруг GTA 6 такой огромный ажиотаж -
ТОП-40 лучших игр про выживание на PC -
ТОП-30 самых сложных игр — вам будет больно -
ТОП-30: лучшие кооперативные игры для PS4 и PS5 — во что поиграть с друзьями на одной консоли







