18 февраля 2010 года на PlayStation 3 вышла Heavy Rain, самая известная игра Дэвида Кейджа (David Cage) и его студии Quantic Dream. Несмотря на высокие оценки, у некоторых журналистов и игроков возникли серьёзные претензии к проекту. Мы разобрали плюсы и минусы этого интерактивного фильма, а также постарались дать ответ на главный вопрос — заслуживает ли он вашего внимания сегодня, спустя 15 лет после релиза.
В 2005 году, за 5 лет до выхода Heavy Rain, Дэвид Кейдж выпустил интерактивный фильм Fahrenheit. Тогда игровая пресса утверждала, что состоялось рождение нового жанра. Но подобные проекты выходили и раньше. Ярким примером может служить Dragon's Lair 1983 года. Заслуга Fahrenheit в другом — она вывела повествование в видеоиграх на качественно новый уровень. Её ролики на движке обладают качественной постановкой, а необходимость быстро нажимать указанную последовательность кнопок создаёт ощущение, что мы действительно влияем на происходящее. Всё это сочетается с неплохим сюжетом, где есть место продуманной истории персонажей и действительно неожиданным поворотам. К тому же в игре предусмотрено несколько концовок, которые напрямую зависят от ваших действий.
Fahrenheit оказалась «спящим хитом» — отличным проектом, который никто толком не ждал. Благодаря этой игре на студию Quantic Dream обратили внимание крупные издатели в лице Sony и Microsoft.
В середине нулевых запускалось седьмое поколение консолей. Тогда платформодержатели были особенно заинтересованы в эксклюзивах, чем и воспользовался Дэвид Кейдж. Однако базовая идея Heavy Rain с маньяком, который похищает детей, показалась представителям Microsoft слишком жестокой. Поэтому глава Quantic Dream обратился к Sony, и японская компания согласилась финансировать разработку игры. Возможности нового движка были продемонстрированы в мае 2006 года на девките PlayStation 3. Виртуальная актриса выглядела максимально естественно — она разговаривала, смеялась и плакала, а её мимические мышцы точно передавали каждую эмоцию. Всё это производило впечатление, ведь ничего подобного в играх тех лет ещё не было.
Работа над Heavy Rain заняла четыре года. За это время были отсняты сотни часов видео с актёрами, которое потом использовали для записи движений персонажа. Но далеко не все идеи Дэвида Кейджа были реализованы на практике. Например, в сети можно найти ролик, где главный злодей душит свою мать после того, как она раскрыла его личность. От этой сцены решили отказаться, хотя она отлично вписывается в логику происходящего.
Основная история закручена вокруг Мастера Оригами, маньяка, который крадёт детей и заставляет отцов выполнять различные испытания на грани жизни и смерти. Именно в такой ситуации оказался Итан Марс. Если он не справится, его сын Шон погибнет. В сюжете также фигурирует журналистка Мэдисон Пейдж, агент ФБР Норман Джейден и частный детектив Скотт Шелби. Но один из них — не тот, за кого себя выдаёт.
Важное преимущество Heavy Rain над другими интерактивными фильмами — нелинейность. Итан может как спасти сына Шона, так и потерять его, а судьба каждого из действующих персонажей зависит исключительно от вас. Интересно, что сам Дэвид Кейдж любимым финалом называл печальный исход событий, в котором все герои погибают.
Heavy Rain вдохновлена такими кинолентами как «Семь» (Se7en), «Пила» (Saw) и «Ливень» (Hard Rain), а также реальными историями маньяков. Если бы этот проект оказался фильмом, его наверняка отнесли бы к категории B. Однако здесь вступает важный фактор, который отличает игры от других произведений искусства — интерактивность. Так мы плавно переходим к геймплею.
Quick Time Events или QTE, также известная как система быстрых нажатий на клавиши, в Heavy Rain вышла на качественно новый уровень. От игрока зачастую требуют давить на кнопки или крутить стики так, чтобы действия пальцев совпадали с происходящем на экране. Например, вам придётся точно повторить движения туши по ресницам, чтобы сделать для Мэдисон Пейдж более яркий макияж. Эта механика особенно хорошо раскрывается на высоком уровне сложности, когда приходится зажимать по несколько клавиш одновременно.
Но это ещё не всё. Быстрые, агрессивные действия нередко требуют взмахов самого геймпада. Вы будете яростно дёргать его в сторону, чтобы уйти от столкновения во время скоростной погони или резко опускать контроллер вниз для нанесения удара по противнику. Получилась любопытная ситуация — за счёт личного участия мы проникались действиями персонажей, и их история становилась интереснее, чем есть на самом деле. К тому же, ваша ошибка в решающий момент может привести к гибели ключевого персонажа.
Через полгода после релиза Heavy Rain в продаже появился контроллер движений PlayStation Move. Для игры вышел специальный патч, который поддерживает это устройство. Но и без него ощущение движений персонажей прекрасно передаётся с помощью стандартного контроллера DualShock 3, который поставлялся вместе с PS3.
Не всем игрокам и журналистам понравилась Heavy Rain. Некоторые даже назвали её главным разочарованием 2010 года. Однако в их рассуждениях есть одна особенность — как правило, они сравнивают проект Дэвида Кейджа с полнометражным кино. И классические триллеры действительно интереснее и глубже.
Однако тут важно отметить, что мы говорим не о фильме. Heavy Rain — прежде всего игра. Она вывела режиссуру и постановку на качественно новый уровень, поэтому её начали воспринимать как полноценную кинокартину. На наш взгляд, это не совсем справедливо. К тому же у проекта есть два важных преимущества — интерактивность и нелинейность, но многие критики этого как бы не замечают.
Единственное, к чему можно придраться — не слишком удобное управление во время изучения локаций. Обычная ходьба персонажей требует привыкания. Поначалу вы наверняка будете ошибаться и упираться в стены вместо того, чтобы спокойно двигаться к цели.
Для игры планировалась серия сюжетных DLC. Однако до релиза добралось только одно из них. Оно называется Heavy Rain Chronicles: Episode One — The Taxidermist, и его действие развернулось за два года до похищения Шона. Мэдисон Пейдж в поисках Мастера Оригами выходит на след другого маньяка, который делает чучела из людей. Журналистка может сдать преступника полиции или же стать его новой жертвой.
«Таксидермист» остался эксклюзивом PlayStation 3 — в версиях для PS4 и PC его не было. Видимо, идея с дополнениями была признана неудачной.
Ваш любимый интерактивный фильм
Пройти опросЧерез 3 года после выхода Heavy Rain Дэвид Кейдж выпустил Beyond: Two Souls. Игра оказалась заметно проще — её можно покритиковать за линейность, предсказуемый сюжет и отсутствие интересных геймплейных ситуаций. Мнения пользователей снова разделились. Одни считают её шедевром, а другие — главным провалом года.
Спустя 5 лет Quantic Dream выпустила Detroit: Become Human, которая оказалась намного лучше. В ней есть разветвлённый сюжет со множеством вариантов развития событий, полноценная драма, масса неожиданных моментов и возможность лишиться ключевого персонажа из-за неверного действия. Вопрос наличия души у человекоподобных роботов в различных произведениях поднимался неоднократно, и Detroit оказалась интересным высказыванием на эту тему.
Также хочется обратить внимание на то, что после выхода Heavy Rain началась мода на интерактивные фильмы в игровой индустрии. С 2012 по 2015 годы вышли The Walking Dead: The Game, The Wolf Among Us, Life is Strange и Until Dawn. Причём это только самые яркие примеры. Сейчас фанаты жанра ждут второй сезон «Волка» и новую серию антологии The Dark Pictures под названием Directive 8020.
Со времён Heavy Rain интерактивные фильмы не сделали ни одного серьёзного шага вперёд. Более того, другие представители жанра зачастую смотрятся проще, чем творение Дэвида Кейджа 15-летней давности. В результате история Итана Марса даже сегодня воспринимается неплохо. Да, некоторые моменты реализованы по современным меркам топорно, а управление местами не такое удобное, как хотелось бы, но всё это мелочи на фоне ключевых достоинств игры. К тому же, сегодня ознакомиться с ней можно не только на консолях Sony, но и на PC.
***
А вы играли в Heavy Rain? Любите интерактивное кино? Делитесь мнениями в комментариях!
Играли в Heavy Rain?
Пройти опрос
Там через год после HR вышла L.A. Noire от рокстаров, тоже с проблемами в плане мимики, не говоря уже об отсутствии логики/смысла в диалогах при допросах. Она между тем имеет 85% положительных откликов, а у HR 82%. Так что делай поправку на ветер🤫