Как утеплить город и пережить первую бурю в Frostpunk 2 — гайд
Жестокий буран и похолодание до -100 °C — неизбежная часть игрового процесса Frostpunk 2. И дело не столько в суровости мира Морозных Земель, сколько в желании геймдизайнеров. В основную сюжетную линию сценария за Нью-Лондон встроен скрипт, который автоматически запускает бурю, давая вам не так уж и много времени на подготовку. Как не вызвать начало бури раньше времени и успеть накопить ресурсы? Рассказываем в этом гайде!
Гайды по Frostpunk 2
- Советы по Frostpunk 2 для новичков: гайд по игре
- Как утеплить город и пережить первую бурю в Frostpunk 2 — гайд
- Гайд Frostpunk 2 по Морозным Землям: отряды, разметка маршрутов, здания и апгрейды
- Гайд Frostpunk 2: Как чистить лед и планировать районы на гексагональной карте?
- Гайд Frostpunk 2: Как доставить 75 нефти из Старого Дредноута в Нью-Лондон
- Frostpunk 2: быстрый старт в сценарии «Нью Лондон»
- Что делать с Винтерхоумом в Frostpunk 2 — утилизировать или заселять?
Вы сами вызываете бурю
Важно понимать, что все действия, связанные с развитием города и выполнением ключевых сюжетных задач, в конечном итоге приведут к запуску бури. Этот момент предопределен скриптами игры и встроен в её механику. Под это перестроен баланс — вы не сможете долго отапливать город исключительно углем, да и в Морозных Землях просто нет столько угля, к тому же карта вначале наполовину закрыта уровнем угрозы. Без нефти не обойтись.
Игра динамически регулирует температуру и сроки её понижения (иногда повышения). Даже если сейчас ситуация кажется стабильной, игра может снизить температуру до -40° или даже -50°, и… вы уже не формируете запасы по топливу, а тратите их невиданными темпами. Тем самым, игра вынуждает скорее обновить генератор, чтобы он мог сжигать нефть. А как только вы это сделаете — тут-то скрипт на запуск бурана и сработает!
Шаг, запускающий бурю
Апгрейд, о котором идет речь, называется «Регулируемые насосы для генератора», которые нужно установить в центральном районе:
Буран запускает именно завершение этого улучшения, по самому скрипту «Приспособьтесь к холоду» (или его аналогу) можете двигаться без опаски.
Сам по себе этот скрипт вам нужен из-за технологии «Отопление поселений», которая вообще отсутствует в древе исследований «Отопление», пока вы не отправите 75 нефти в Нью-Лондон (прямо так и сказано), и является важнейшей технологией, позволяющей создавать полноценные поселения, снабжающие ваши города и колонии большим количеством еды, угля, материалов и товаров, высвобождая рабочую силу под другие задачи.
Не откладывайте и выполнение квеста «Черное золото» (основать колонию в Старом Дредноуте и отправить нефть в Нью-Лондон). Чем быстрее с ним решите и разовьете колонию, тем лучше. Он запускается после того, как вы завершите «Найдите новый источник тепла» и обнаружите Старый Дредноут в Морозных Землях. Но мы отвлеклись.
Расход топлива во время бури
Буран в Frostpunk 2 длится не несколько дней, как в первой части игры, а целых 30 недель (210 дней)! Город к его началу раскинется на огромных просторах Морозных Земель, а значит потребность в тепле будет значительно выше.
Расход угля во время бури при работающем и развитом городе может доходить до 3000 в сутки. Некоторые районы можно отключить, что-то придется отключить, тем самым снизив потребление до 1000-2000 единиц в сутки. Перемножив одно на другое получаем от 210 000 до 420 000 угля на складах (без его поставок извне). Это возможно, но потребует времени.
Помимо, собственно, запасов, в реальной игре должны бесперебойно работать и поставки ресурсов извне города, что сделает требуемый объем запасов еще меньше. И не забывайте, что вам будет доступна как уголь, так и нефть, израсходовав запасы одного вида топлива, вы начнете использовать второе, а первое будет накапливаться. Всё вместе это снижает порог вхождения и выживания во время бури, главное — выбрать подходящий момент.
Обратный отсчет
На подготовку к бурану и формирование запасов игра дает 100 недель. Много это или мало? Возможно ли за это время вообще подготовиться так хорошо, чтобы обойтись без жертв? Это возможно, но вам потребуется изучить продвинутые технологии добычи нефти, управления генератором и отоплением, а также развитая сеть коммуникаций по всем Морозным Землям.
Если же вы обновите генератор слишком рано, времени на всё это может банально не хватить. В одном из сценариев мне удалось получить 75 нефти из Старого Дредноута к 180-й неделе, потом я немного подождал и на 210-й неделе установил апгрейд на генератор, тем самым запустив обратный отсчет до бури.
Оставшихся 100 недель оказалось недостаточно, чтобы накопить необходимое количество угля и нефти, несмотря на регулярные поставки ресурсов. Я получал 330 нефти от Старого Дредноута, и 600 угля из ближайшего аванпоста на протяжении довольно долгого промежутка времени (и продолжал получать их во время бурана, т.к. на поселениях были все апгрейды). Накопленные 200 000 угля на складах будто улетели вместе с бураном. Удалось накопить достаточно еды и материалов, но по товарам все было плохо, т.к. эти районы пришлось выключить, а запасов не было. В итоге пришлось переигрывать.
Читатель может спросить: «Почему бы не развиваться без улучшения генератора?». Проблема в том, что без сжигания нефти город столкнется с трудностями в отоплении даже без наступления бури.
Баланс между развитием и отоплением
Логика игры подталкивает к постоянному расширению: больше людей, больше жилья, больше добычи и производства, лучше инфраструктура. Однако с увеличением города увеличиваются и расходы. Рано или поздно расходы районов на отопление превысят любой добываемый объем угля.
Поэтому, если вы только-только выдохнули, то спокойно развиваться и что-то там строить игра вам не даст. Просто снизит температуру на 10 градусов и вместо роста запасов, они начнут таять.
Если же вы отключите некоторые районы, чтобы сэкономить тепло, то обеспечение населения едой или товарами снизится. Это приведет к массовой смертности, бунтам и потере контроля над городом. Важно найти баланс между развитием и эффективной подготовкой к буре, чтобы не только пережить её, но и сохранить контроль над городом.
Затягиваем сопротивление
На этом пути вам предстоит постоянно заниматься микроменеджментом, управляя (включая-выключая) следующие объекты:
- Исследовательский институт. Потребляет значительное количество тепла. Если у вас сейчас нет денег на исследования или вы их вообще не планируете, выключите его;
- Логистические районы. Также тратят много тепла. Если не занимаетесь разведкой в Морозных Землях, смело отключайте их или снижайте производительность. У меня только один логистический район был включен постоянно;
- Пищевые районы. Комфортный уровень запасов: 10 000 — 15 000. Если еда накапливается слишком быстро, снижайте производительность или отключайте такие районы, тем более что вы можете доставлять еду из Морозных Земель.
На 300-310-й неделе произойдет серьезное похолодание, после которого затягивать и рассчитывать на уголь уже никак не получится. Но половину этого срока, 150-160 недель, так или иначе можно не обогревать указанные выше здания и районы. Это позволит существенно сэкономить на ежедневном расходе угля, за счет чего и получится затянуть сопротивление. С добывающими и промышленными районами такой фокус не получится, если вы планируете активное развитие (больше ресурсов = лучше).
Спустя короткое время после начала игры будет длительное (60 недель) похолодание до -40°, затем короткое потепление (20 недель) до -30°. Этот период, назовем его «-30° → -40° → -30°», совпадает с очередным расширением города по населению. У меня оно выросло примерно до 15 000. Что делает его идеальным моментом для основания колонии в Старом Дредноуте.
Преимущества момента:
- 3000 жителей временно перестанут потреблять еду, тепло и товары, что облегчит ситуацию в городе и позволит накопить ресурсы.
- Когда они уйдут, вы начнете копить уголь для генератора в Нью-Лондоне, не расходуя его на обогрев избыточной массы жилых районов.
- Когда колония будет основана, согревать людей будет печь Дредноута с нефтью, ресурс которой и вовсе бесконечен.
Следующие списки между собой полностью не синхронизированы (все варианты не учтешь) и приведены для понимания ключевых точек движения по каждому направлению. Также ознакомьтесь с нашим гайдом быстрого старта в Нью-Лондоне.
Рекомендации по городу
- Добавьте один район для производства пищи.
- Постройте пилораму в районе с бесконечным ресурсом.
- Расширьте логистический район и начните доставлять еду из Рыбацкой Деревушки.
- Постройте хранилище топлива, чтобы собрать излишки угля (мне удалось собрать 75 000) перед длительным похолоданием «-30° → -40° → -30°».
- Постройте Зал Совета и получите мандат доверия. Проведите голосование без обещаний или давайте такие, что соответствуют вашим планам и исследованиям.
- Постройте фабрику по производству ширпотреба в промышленном районе.
- Проложите подвесные дороги к углекопам и Китовой Шахте.
- Пробейте дорогу к северу от города и добавьте еще один логистический район.
- Постройте здание «Аванпост разведчиков».
- Отправьте 5 морозных отрядов в Рыбацкую Деревушку за оставшейся пищей.
- Постройте второй исследовательский институт.
- Превратите аванпосты углекопов и Китовую Шахту в поселения и улучшите их для дополнительного поступления ресурсов.
Исследования Морозных Земель
- Исследуйте Причал и Кладбище, чтобы забрать по 50 000 угля.
- Исследуйте Предгорье, к финалу этапа постарайтесь изучить «Подвесные дороги».
- Соедините аванпост углекопов (Предгорье) с Нью-Лондоном — получите 312 угля за 10 морозных отрядов.
- Соедините аванпост в Китовой Шахте (Причал) с Нью-Лондоном — получите 125 еды за те же 10 отрядов. Если не хватает, снимите 5 отрядов с Рыбацкой Деревушки (потом доберёте).
- Постройте Зал Совета и получите мандат доверия от города, а затем отправьте разведчиков исследовать Старый Дредноут.
- Исследуйте Пустынное Побережье, найдите Старый Дредноут, просмотрите скриптовую сцену и начните этап «Доставьте 75 нефти в город».
- Соедините Старый Дредноут с городом и отправьте колонию (если нужно, подождите, чтобы получить требуемое количество рабочей силы от роста города, не привлекая их из Морозных Земель).
- Заберите 50 000 нефти из соседней точки в Пустынном Побережье.
- Отправьте экспедицию в Горы для создания аванпоста угля, который принесет дополнительные 150 угля, что позволит продержаться еще дольше.
Ключевые технологии для изучения
- «Пилорама»;
- «Подвесные дороги»;
- «Утилизационная фабрика»;
- «Штаб разведчиков» (пригодится в скором времени);
- (Ваши исследования);
- «Станки-качалки» (разрывной);
- (Ваши исследования);
- «Отопление поселений»;
- «Грузовые станции»;
- «Логистический центр»;
- (Ваши исследования);
- «Улучшенные станки-качалки» (разрывной);
- «Улучшение генератора II» (форсунки);
- «Центр управления отоплением».
Запуск колонии в Старом Дредноуте
Запаситесь хотя бы 200 тепломарками. Половину из них сразу же потратите на ледорубов. Один рукав пустите к жилому району (я его строил в расщелине, а туда сперва нужно прорубить путь). Второй рукав через расщелину в противоположную сторону (где начинается океан). Третью группу ледорубов направьте почистить пространство между нефтяным районом и самим Дредноутом.
Совет: сначала постройте 2 добывающих модуля района и 1 жилой. Как правило, к этому моменту в Нью-Лондоне начинают заканчиваться модули. И только после этого — 2 района для добычи нефти.
Начинайте понемногу возить ресурсы между Старым Дредноутом и Нью-Лондоном. Как это сделать, описано в отдельном гайде. Значительный прирост к добыче нефти вы получите, когда в каждом нефтяном районе установите здание «Станки-качалки». Затем вам предстоит решить, готовы ли вы запускать буран или стоит подождать.
Подготовка к похолоданию
На момент действий выше у меня функционировало поселение углекопов и аванпост в Горах. Я получал около 250 единиц нефти из Старого Дредноута и улучшил перевозку грузов через «Грузовые станции». На 180-й неделе в Нью-Лондоне всё ещё оставалось достаточно угля, запасы которого постепенно сокращались (этот процесс я контролировал через микроменеджмент). В итоге удалось продержаться до 310-й недели (буран пришел на 410-й).
И вот, когда уголь уже закончился, я установил «Регулируемые насосы для генератора в центральном районе». Генератор тут же переключился на жор нефти, позволив активно запасать уголь. Оставшихся 100 недель хватило, чтобы собрать такие запасы, что Нью-Лондон не почувствовал бурю, а авторитет власти у населения даже не шелохнулся.
Какие-то конкретные советы давать, что делать между 180-й и 310-й неделями не вижу смысла, все нужное описано выше, а в остальном можно решить и самому. Я без труда исследовал необходимые технологии, хотя средств порой не хватало.
Самые важные и дорогие апгрейды были установлены в последний момент перед бураном (это здания из пунктов 12, 13 и 14 в списке технологий выше). Много времени и ресурсов ушло на строительство жилья, зданий и балансировку между добычей ресурсов в городе и Морозных Землях.
Буран близко: сколько ресурсов нужно, чтобы пережить его?
Несмотря на буран, потребности населения не уменьшаются и вам понадобится собрать достаточные запасы:
- уголь — 300 000 (+600 доставка, почти не использовали);
- нефть — 60 000 (+800 доставка, использовали всё);
- пища — 100 000 (+200 доставка, пересидели на запасах);
- материалы — 120 000 (+800 доставка, +200 добыча на месте, почти не использовал);
- товары — 22 500 (+50 на месте, пересидел на запасах).
Это идеальные показатели. Минимальные требования скромнее, но при нехватке ресурсов придется нелегко:
- уголь — 200 000 (+600 доставка);
- нефть — 20 000 (+200 доставка);
- пища — 30 000 (+150 доставка);
- материалы — 50 000 (+400 добыча на месте)
- товары — 3 000 (плюс сколько есть от местных производств, хватит примерно на половину бурана).
Где достать тепло, если запасов не достаточно?
Перед началом бури отключите все районы, связанные с производством пищи, так как из-за темноты их эффективность упадет до нуля. Примите законы «Рециркуляция тепла» и «Осмотр теплотрасс», чтобы значительно сократить потери тепла. Включите форсаж у генератора. Его не хватит на всю бурю, но на какое-то время в начале и в конце он поможет пережить холод. Я лично не поднимал форсаж выше 50%, опасаясь проблем.
Что будет, когда топливо закончится? Если до конца бури осталась всего неделя, вы, скорее всего, сможете выжить без серьёзных последствий. Но если времени остаётся больше, будет умирать около 100-150 человек за пару суток, а стабильность власти начнет падать. С последствиями этого падения вы будете решать уже после окончания бурана. Если не удастся, вас буквально выкинут на мороз.
***
Развивайте город, укрепляйте генератор, модернизируйте системы отопления и повышайте энергоэффективность зданий — тогда даже лютый холод Морозных Земель не станет преградой для выживания. И не забывайте заблаговременно накапливать ключевые ресурсы, необходимые для поддержания работы генератора на форсаже.
Другие гайды
- Советы по Frostpunk 2 для новичков: гайд по игре
- Что делать с Винтерхоумом в Frostpunk 2 — утилизировать или заселять?
- Frostpunk 2: быстрый старт в сценарии «Нью Лондон»
- Гайд Frostpunk 2: Как доставить 75 нефти из Старого Дредноута в Нью-Лондон
- Гайд Frostpunk 2: Как чистить лед и планировать районы на гексагональной карте?
- Гайд Frostpunk 2 по Морозным Землям: отряды, разметка маршрутов, здания и апгрейды
-
Советы по Frostpunk 2 для новичков: гайд по игре
-
Гайд Frostpunk 2: Как доставить 75 нефти из Старого Дредноута в Нью-Лондон
-
Гайд Frostpunk 2: Как чистить лед и планировать районы на гексагональной карте?
-
Frostpunk 2: быстрый старт в сценарии «Нью Лондон»
-
Гайд Frostpunk 2 по Морозным Землям: отряды, разметка маршрутов, здания и апгрейды