Frostpunk 2: быстрый старт в сценарии «Нью Лондон»
Первое прохождение сюжета Frostpunk 2 может вызвать сложности из-за большого количества изменений в геймплее. Каждое решение в начале партии может иметь далеко идущие последствия и далеко не все из них проявятся сразу. В этом гайде рассказываем, как повысить шансы на успешное завершение кампании и чего точно делать не стоит.
Гайды по Frostpunk 2
- Советы по Frostpunk 2 для новичков: гайд по игре
- Как утеплить город и пережить первую бурю в Frostpunk 2 — гайд
- Гайд Frostpunk 2 по Морозным Землям: отряды, разметка маршрутов, здания и апгрейды
- Гайд Frostpunk 2: Как чистить лед и планировать районы на гексагональной карте?
- Гайд Frostpunk 2: Как доставить 75 нефти из Старого Дредноута в Нью-Лондон
- Frostpunk 2: быстрый старт в сценарии «Нью Лондон»
- Что делать с Винтерхоумом в Frostpunk 2 — утилизировать или заселять?
Начало игры
Вы начинаете игру в городе с населением около 8000 человек, из которых формально 5000 составляют рабочую силу (60%). Однако фактически доступно только 52,5% (4200 рабочих), поскольку часть рабсилы задействована в обслуживании жилых районов и предоставлении там услуг. Медицина, отопление, развлечения и другой досуг работают автоматически и не требуют вашего внимания.
Каждый производственный район в начале игры требует от 450 до 600 человек, и с каждым новым зданием добавляется еще по 500 рабочих. Первые 80-90 недель вам придется довольствоваться примерно 5000-6000 рабочих (с учетом естественного прироста около 2000 населения). Не стесняйтесь временно отключать здания или целые районы, чтобы перераспределить рабочую силу на более важные задачи. Либо просто снижайте их эффективность через ползунок контроля.
Совет: не обращайте внимание на сюжетные задачи и происходящие в городе события. Игра постоянно будет подсовывать какие-то задания и указывать план действий. Если последуете ему, только проиграете. Сразу после загрузки поставьте игру на паузу, сохранитесь, прокликайте все менюшки, изучите карту и что где находится. Время отдать первые распоряжения.
В начале кампании главным приоритетом является налаживание добычи угля — без тепла население начнет вымерзать сотнями. Пропустить этот этап никак не получится. Осложняет задачу то, что до залежей не так легко добраться, нужно сперва пропустить ледорубов. Оптимально сразу по трем «рукавам», чтобы быстрее добраться до залежей:
Теперь запланируйте три жилых района, чтобы спрятать от холода избыток населения. Не помешает построить добывающий район над тремя залежами модулей, поскольку они добываются очень медленно, но расходуются быстро. Лично я расположил все три блока на одной стороне карты.
Избыток пищи и материалов на старте позволяет некоторое время не торопиться со строительством продовольственных и добывающих районов.
Ну и самое главное — отправьте еще один, четвертый, отряд ледорубов пробивать путь к восточному выходу в Морозные Земли (скриншот ниже). В будущем этот выход обеспечит короткий маршрут для приема ресурсов. Сохранитесь, снимите паузу и ждите, пока ледорубы расчистят путь.
Когда территория над угольными залежами будет очищена ото льда, заложите один угольный район.
Отправьте ледорубов прочистить лед над всеми залежами угля до конца (скриншот выше), а пару лишних гексов направьте к северному выходу в Морозные Земли (но пока не копайте в ту сторону). Лучше закончите очистку направления к восточному выходу в Морозные Земли (шаг #2 на скриншоте выше).
Следующий важный шаг: заложите строительство логистического района (скриншот выше).
Как только первый угольный район будет завершен, включите генератор. Он не будет работать на полную мощность, но обеспечит минимально достаточное количество тепла. Три жилых района и два угольных обеспечат комфорт для населения на начальном этапе и не дадут заболеть слишком большому количеству людей. Снова сохранитесь.
На этом этапе у вас начнут заканчиваться тепломарки, и возникнет вопрос: строить ли Зал Совета или Научный Институт (обойдется почти в два раза дороже). Расширьте один жилой район и постройте Институт, так как он начнет работать сразу и вы быстрее изучите необходимый минимум технологий. Совет же в свою первую сессию только примет вотум доверия вашей власти, а для принятия какого-нибудь закона соберется снова лишь через 10 недель. Количество полезных законов во второй части Frostpunk заметно меньше, чем в первой, так что запуск Совета можно отложить на надолго, пользы от него мало.
Логистический район готов? Теперь ваша цель — найти уголь в Морозных Землях, чтобы генератор мог работать на полную мощность к ближайшим морозам. В идеале, завершите строительство логистического района и Института одновременно.
Куда в Морозных Землях идти в первую очередь?
Итак, вы вышли в Морозные Земли и осмотрелись. Что делать в первую очередь? Скажу сразу: не приглашайте жителей из внешнего мира в город раньше времени. Когда придет время? Например, когда нужно построить поселение или колонию, а у вас и без этого нет рабочей силы. В первые недели может казаться, что рабочих недостаточно, но с этим можно жить. На 45-50-й неделе население города вырастет по скрипту. Подождите этого момента, чтобы избежать перенаселения и связанных с ним проблем, таких как нехватка ресурсов и перегрузка инфраструктуры.
Прокликивая карту Морозных Земель и ближайших соседних районов обратите внимание на метки «уровень угрозы»: опасный или смертельный. Не ходите в эти районы. Начните с безопасных мест. Обычно это два региона — Замерзшая бухта и Предгорья. Предгорья находятся неподалеку, и там есть ценные ресурсы, а еще там будет важнейший аванпост по добыче угля, который со временем можно развить в полноценное поселение. Но это позже.
А сейчас отправьте морозные отряды исследовать Замерзшую бухту и расположенный за ней регион Причал. В Замерзшей бухте вы найдете Рыбацкую Деревню — заберите морозоборцев (это будет исключением из общего правила абзацем выше), и получите доступ к огромному запасу еды — 80 000 единиц продовольствия, которое будет питать Нью-Лондон на протяжении многих недель, затратив всего пять морозных отрядов.
Оттуда сразу двигайтесь в Причал. Там в ухоронке лежит 50 000 угля, который можно использовать сразу. Когда запасов угля нет совсем, полезная находка, согласитесь? Это значительно облегчит развитие вашего города, высвобождая ресурсы для важных исследований и решений. Например, вы сможете отложить строительство второй шахты и потратить тепломарки на более приоритетные задачи.
Следующий важный регион — Кладбище, расположенный левее и ниже Причала. Там найдете еще 50 000 единиц угля, который будет крайне необходим для поддержания работы генератора и развития города. Сразу тащите его в город, из-за похолодания вам неизбежно придется использовать эти запасы.
Между тремя регионами находится Пустынное побережье, где вы обнаружите дредноут из пролога. Это запустит цепочку событий, связанных с добычей нефти и основанием второго города (колонии). В этом же регионе вы найдете ухоронку с 50 000 единицами нефти — ценный ресурс, пусть даже с ходу его не получится транспортировать в Нью-Лондон. Для этого сперва нужно основать колонию.
На скриншотах ниже показаны ключевые регионы и ресурсы, которые можно найти в Морозных Землях до первого бурана. Открытая карта поможет вам лучше ориентироваться в ледяной пустыне и планировать маршруты. Как утеплить город и пережить первую бурю в Frostpunk 2 мы рассказывали в отдельном гайде.
Что исследовать в первую очередь?
Совет: древо исследований в игре организовано хаотично, больше напоминает систему перков в RPG, чем логичную и четкую структуру из первой части. Важные исследования часто спрятаны за невнятными названиями, а некоторые исследования зачем-то разбиты на два разных здания или улучшения, что только усложняет понимание и вызывает путаницу. В общем, неприятное ощущение при осмотре «древа технологий» — это нормально.
Первым делом сосредоточьтесь на исследованиях, связанных с отоплением: Отопление → Угольные шахты → Подрывные угольные шахты и Отопление → Теплоизоляция жилья → Асбестовая облицовка. Как бы вы ни старались, быстро добраться до запасов угля не получится, а первое похолодание уже не за горами. Добывающие районы не справятся с обогревом без угольных шахт, поэтому вам понадобится хотя бы одна шахта, чтобы обеспечить город теплом. Утеплитель же существенно сократит расходы угля на отопление домов, что важно из далеко идущих соображений.
Вторым важным направлением станет добыча ресурсов: Ресурсы → Пилорамы → Механизированная пилорама. Здание пилорамы значительно увеличит добычу материалов и откроет доступ к дальнейшим исследованиям по этой теме. Без стабильной добычи материалов рост экономики в будущем сильно замедлится.
Третьим приоритетом будет ветка Ресурсы → Фабрики → Механическая фабрика. Это дорогостоящая ветка, а сама фабрика потребляет огромное количество материалов (без пилорамы точно не обойтись). Однако, как только фабрика начнет производство бытовых товаров, вы быстро ощутите, насколько полезна она для города и что от довольного населения вы получаете больше денег.
Четвертым шагом в исследованиях должна стать ветка Морозные земли → Подвесные дороги. Их проще прокладывать, ресурсы по ним идут быстрее, и с их помощью вы сможете превращать аванпосты в полноценные поселения. Расселив часть населения по новым поселениям, вы облегчите нагрузку на Нью-Лондон и сделаете развитие более устойчивым.
Важно не перепутать. В любом случае вам придется производить бытовые товары и отправлять их в поселения, что оправдывает выбор подвесных дорог на четвертое место, а не третье. Но сама фабрика стоит дорого, поэтому вы сперва её исследуете, но строите уже после того, как начнете исследовать Подвесные дороги.
Что делать в промежутке?
Мы определились с основными исследованиями, теперь несколько советов на пути от начала партии до более стабильного положения города.
Если вы исследуете первый регион Морозных Земель и угольную шахту примерно в одно время, не забудьте проконтролировать дальнейшие разработки и исследования территорий. Игра заранее не предупреждает, когда морозные отряды освободятся после сопровождения морозоборцев из Рыбацкой Деревни. В итоге они могут бездействовать, пока вы будете распределять вновь прибывших по новым районам. Важно основать аванпост в Деревне после того, как вы забрали жителей — это отдельное действие, не связанное с сопровождением морозоборцев!
Обратите внимание на расход материалов. На складах может быть около 35 000 единиц ресурсов, но важнее отслеживать динамику их потребления. Наступает время строить добывающие районы в местах с большими запасами ресурсов, и к счастью, на карте таких мест много. Я бы рекомендовал освоить следующую область:
Планирование районов в Frostpunk 2 требует определенной сноровки, но здесь почти без ошибок можно построить три добывающих района, а один из ресурсов и вовсе бесконечный, что даст огромный буст к добыче. Если правильно распределить гексы, то вместо строительства четвертого района вы можете улучшить три имеющихся и полностью освоить область.
Добавьте 2–3 центра хранения материалов, чтобы существенно снизить потребность в рабочей силе. А если ещё и лесопилку построите, то объём материалов на складах превысит 250 000 единиц. Два возможных варианта на скриншоте выше и ниже.
Не забудьте построить шахты на всех угольных месторождениях. Хотя к 50–55-й неделе вы получите уголь из ухоронки, до этого момента нужно пережить несколько суровых похолоданий.
Примерный порядок действий после строительства логистического района следующий:
- Отправьте морозные отряды за морозоборцами в Рыбацкую Деревню.
- Там же учредите аванпост и начните поставки еды в Нью-Лондон.
- Изучите «Теплоизоляцию жилья», чтобы снизить расходы на отопление.
- Запланируйте два жилых района для новых жителей из Рыбацкой Деревни (если построите их заранее, отключите, чтобы сэкономить ресурсы).
- Отправьте морозные отряды исследовать Причал.
- Начните строительство первой угольной шахты.
- Запланируйте хотя бы два добывающих района для материалов, один из них расположите над месторождением бесконечных материалов.
- После получения угля из ухоронки остановите/снизьте добычу угля в ваших районах, чтобы не тратить впустую рабочую силу и ресурсы — она может потребоваться на других направлениях. В целом, если склады наполнились, то далее пополняться не будут (дальнейшая добыча не идет), но рабочая сила, тепло и ресурсы будут расходоваться, как обычно.
- Постройте промышленный район и прикажите производить бытовые товары.
- Исследуйте лесопилку и начните её строительство в районе с бесконечными запасами материалов.
- Постройте вторую угольную шахту.
- Постройте третий район для добычи материалов;
- Между добывающими районами постройте центры хранения для бонусов к производительности.
- Отправьте отряды исследовать восточный регион Кладбище — там есть ещё одна ухоронка с 50 000 угля.
- Постройте продовольственный район для обеспечения города едой. Хотя бы один район у вас должен быть.
- Постройте Зал Совета и проведите голосование, чтобы заручиться поддержкой фракций. Идеально, если ваши обещания совпадут с вашими планами. Например, я пообещал Поборникам исследовать Механическую фабрику (уже исследовалось), а Нью-Лондонцам принять закон «Помощь в развитии города», который был мне выгоден.
- Отправляйтесь в Предгорья для основания аванпоста Углекопов.
- Поставьте изучать «Подвесные дороги» для расширения аванпостов до уровня поселений.
- Если вы углубляли шахты взрывными работами, то когда в одной из них случится ЧП, сохраните добываемый уголь. Этот выбор не приведет к каким-то большим последствиям в будущем.
- Соедините аванпост Углекопов и нефтяную Колонию с Нью-Лондоном при помощи воздушных дорог.
- Если хотите, приведите 2500 человек из «Заброшенных укрытий» в Нью-Лондон (это прям рядом с городом). Но можно обойтись и естественным приростом.
- Отправьте 3000 колонистов в Старый Дредноут. Запланируйте 2 района для добычи модулей и 1 для жителей. Позже вы можете добавить еще 1 район для жителей, рано или поздно всё равно отселите сюда лишних людей из Нью-Лондона.
- Начните добывать нефть и переправлять её в Нью-Лондон, это важная задача для развития всей кампании.
- Проведите еще несколько исследований: «Штаб разведчиков» и «Станки-качалки» (разрывной). Первое откроет новые районы Морозных Земель для изучения, второе позволит добывать гораздо больше нефти для доставки в Нью-Лондон.
- Чтобы ускорить исследования, постройте еще один Институт. Либо можете основать поселение в Теслаграде, что недалеко от Нью-Лондона
Дальше останется только улучшать и расширять инфраструктуру, укрепляя позиции города. Исследуйте в Морозных землях все доступные безопасные территории, и закладывайте, по возможности, поселения, так как они добывают ресурсы на постоянной основе, т.е. помогают в долгосрочной перспективе. Начните привлекать на эти работы население из Морозных Земель. Впереди вас ждет буран, но как не вызывать его раньше времени, как утеплить город и сколько ресурсов нужно, чтобы пережить похолодание? Рассказываем в следующем гайде.
***
Можно ли сделать быстрый старт в Frostpunk 2 еще лучше? Опишите свой опыт в комментариях!
Другие гайды
- Советы по Frostpunk 2 для новичков: гайд по игре
- Что делать с Винтерхоумом в Frostpunk 2 — утилизировать или заселять?
- Гайд Frostpunk 2: Как доставить 75 нефти из Старого Дредноута в Нью-Лондон
- Как утеплить город и пережить первую бурю в Frostpunk 2 — гайд
- Гайд Frostpunk 2: Как чистить лед и планировать районы на гексагональной карте?
- Гайд Frostpunk 2 по Морозным Землям: отряды, разметка маршрутов, здания и апгрейды
-
Гайд Frostpunk 2 по Морозным Землям: отряды, разметка маршрутов, здания и апгрейды
-
Гайд Frostpunk 2: Как чистить лед и планировать районы на гексагональной карте?
-
Гайд Frostpunk 2: Как доставить 75 нефти из Старого Дредноута в Нью-Лондон
-
Советы по Frostpunk 2 для новичков: гайд по игре
-
Как утеплить город и пережить первую бурю в Frostpunk 2 — гайд