Лучшие отечественные игры про Вторую мировую войну
Девятое мая — это особенный день для нашей страны, особенный для всех стран, что входили в Советский Союз. День победы. Когда был водружен Красный флаг над Рейхстагом после многих лет кровопролитной войны.
Специально к большой дате мы составили подборку отечественных игр о Второй мировой войне.
2003 — 2017: серия игр «Блицкриг»
В России произведено немало хороших стратегических игр: Демиурги, Silent Storm, Периметр, Кодекс войны, Аллоды.... Перечислять можно долго. Причем многие наиболее известные стратегии являются продукцией компании Nival. Ее же перу принадлежит серия «Блицкриг».
Блицкриг — это термин, пошедший из немецкого языка и означающий молниеносную войну — такую теорию боевых действий, при которой предполагается скоротечный разгром вражеской страны и полный ее захват. Блицкриг был удачно осуществлен нацистской Германией по отношению к Франции и Польше. А вот с СССР этот трюк не удался, «молниеносная война» стала «тотальной» и закончилась победой Союза.
В серии игр «Блицкриг» представлены различные эпизоды Второй мировой.
Реализованы кампании за СССР, Союзников (британские и американские войска) и Третий рейх. Играя советскими войсками можно воспроизвести события таких эпизодов как Зимняя война в Финляндии, операция «Барбаросса», контрнаступление под Москвой, Сталинградская битва, Курская битва. В кампании Союзников реализованы бой в Норвегии, нападение на Францию, наступление в Италии… В кампании Третьего рейха — нападение на Польшу и нападение на Францию.
Все миссии делятся на два вида — «исторические», сделанные в соответствии с историческими событиями, и «произвольные», в которых необходимо выполнять стандартные для стратегий задания (взятие города, захват вражеского склада и т.п.). За успехи в выполнении заданий разблокируется призовая техника.
Первую часть, выпущенную в 2003 году, положительно оценили, что стало подспорьем для выпуска второй части в 2005 году и нескольких аддонов.
Игры, кстати, содержат редактор карт, что позволяет геймерам полноценно конструировать новые карты и миссии.
Анонс Блицкриг 3 произошел как раз во время скандала с Company of Heroes 2 — другой военной стратегией от канадской компании Relic. С подачи BadComedian, выпустившего свой ролик по теме, завертелся маховик общественного порицания и проект сняли с продаж на территории России; возмущение игроков вызвала антисоветчина и целенаправленное искажение истории. Представляя третью «Блицкриг» продюсер игры Сергей Орловский делал акцент на историческую точность: «Сложившаяся с Company of Heroes 2 ситуация нас тоже задела, поэтому мы решили сказать, что мы делаем отличную, исторически корректную стратегию, в которую можно играть за все три стороны конфликта, не боясь навешивания очередных ярлыков».
Company of Heroes 2 выставляет СССР в плохом свете умышленно?
Блицкриг 3 выпустили в 2017 году. В игре представлены кампании за СССР, западных Союзников и Страны Оси (гитлеровская коалиция), более 60 миссий и более двухсот реалистичных боевых единиц.
Интересной особенностью также стал первый в мире нейросетевой искусственный интеллект по имени «Борис». Он играет на уровне опытного игрока и делает предсказания о планах противника, не используя скрытой информации. Таким образом, сражения с ИИ более приближены к игре с настоящим оппонентом.
2004 — 2016: серия игр «В тылу врага»
Еще одной крупнейшей игровой серий, сфокусированной, в основном, на Второй мировой войне является «В тылу врага».
Начало положено в 2004. Именно тогда располагавшаяся в Северодонецке (Луганская область) компания Best Way представила первую часть.
В тылу врага (англоязычное название — Soldiers: Heroes of World War II) представляет собой стратегию в реальном времени, однако при этом ее фишкой также является возможность ручного управления любой дружественной единицей — будь то пехота или техника. В этом режиме игрок может самостоятельно передвигать технику при помощи клавиатуры и совершать выстрелы. Другой особенностью можно назвать неплохую работу физического движка по части разрушаемости окружения, что оказывает влияние на ход боевых действий.
Реализовано четыре кампании (сценаристом стал писатель А. Зорич) за СССР, Британию и США, и Германию.
В 2006 году авторы выпустили вторую часть. В тылу врага 2 сосредоточена на завершающем этапе войны в Европе: лето 1944 — весна 1945. В этот период Третий Рейх прикладывал все силы для сдерживания надвигающейся Красной армии и армий Союзников. Как и прежде, было реализовано несколько кампаний по 10 миссий за каждую из сторон, а сценарий вновь написал Зорич.
В дальнейшем серия разрослась множеством продолжений и аддонов, а эстафету разработки приняла немецкая Digitalmindsoft. Также некоторые аддоны создали российские компании Dark Fox и Realore Studios.
Последняя часть — Штурм 2: В тылу врага. Начало — вышла в 2016 году. Все части серии имеют редактор карт.
2007 — 2010: дилогия «Смерть шпионам»
Мы сознательно ограничились только двумя стратегическими сериями (но зато насколько большими). На самом деле разработчики стран СНГ очень сильны своими стратегическими играми. Как насчет других жанров? Следующая игра подборки, Смерть шпионам — это представитель сложного и достаточно нишевого жанра stealth-action.
Релиз состоялся в 2007 году, а за разработку отвечала Haggard Games из Ростова-на-Дону.
Управлять предстоит Семеном Строговым, офицером СМЕРШ (сокращенно от «Смерть шпионам!») — главного управления советской военной контрразведки. Задача данной структуры являлась борьба против вражеских разведывательное-диверсионных сил. Сотрудники организации выполняли сложнейшие задания, связанные со шпионажем, контрразведкой, диверсиями, похищением и уничтожением особо важных лиц и т.п.
Все атрибуты стелса здесь реализованы на весьма высоком уровне. Внимание противника отвлекается бросанием мелких камушков, ножи можно использовать как бесшумное метательное оружие, использовать удавку или хлороформ, маскироваться в различные виды костюмов, вести себя соответствующим ситуации образом, например, выдавая себя за гражданского среди гражданских. Игра получила в целом положительные оценки от геймеров и прессы.
Уже в следующем году вышло продолжение — Смерть шпионам: Момент истины, где игроку, вновь в роли Строгова, предстоит выполнить 7 заданий.
В разработке также находилась полноценная третья часть, анонсированная в 2010 году как Death to Spies 3: Ghost of Moscow.
Но из-за ряда сложностей ее релиз постоянно переносился и откладывался и в итоге она вышла только в 2016 году под другим названием — Alekhine’s Gun , получив смешанные отзывы в Steam.
2001 — сейчас: серия игр «Ил-2 Штурмовик»
Ил-2 считается легендарным самолетом времен Великой отечественной войны. Он был создан под руководством конструктора Ильюшина и стал самым массовым в истории авиации (свыше 36 тысяч экземпляров). Немецкие солдаты называли его «бетонным самолетом» и «черной смертью». Именно на управлении этим самолетом сосредоточен авиационный симулятор Ил-2 Штурмовик. Однако к управлению доступен не только сам Ил-2 и его модификации, но и многочисленные другие самолеты СССР, а также американские и немецкие модели (всего 32 самолета).
Достоверность в симуляторе на самом высоком уровне — даже игрой проект называть тяжело. Подлинные эмоции испытать можно исключительно управляя машиной с хорошего джойстика — клавиатура даст совсем не те впечатления. «Ил-2» был признан самым высокотехнологичным симулятором своего времени и получил высочайшие оценки прессы и многочисленные награды как от западных, так и от российских изданий.
Разработкой занималась московская 1С: Maddox Games, издатель— 1С, за рубежом проект издавала Ubisoft. Релиз состоялся в 2001 году.
Спустя несколько лет, в 2003 году, авторы выпустили Ил-2 Штурмовик: Забытые сражения.
Симулятор стал полноценным продолжением: в нем была серьезно доработана летная модель, появились динамические кампании, новые самолеты, а также была значительно усовершенствованна графическая составляющая.
Именно «Забытые сражения» стали основой для выпуска огромного количества дополнений, а также сборного издания «Платиновая коллекция» (ищите его в Steam как IL-2 Sturmovik: 1946).
В 2011 и 2014 году соответственно серия пополнилась полноценными частями Битва за Британию и Битва за Сталинград. Также есть аркадная часть серии, Крылатые хищники 2009 года от Gaijin Entertainment.
Разработчики планируют развивать «Ил-2» в виде новой серии «Великие битвы» (Great Battles), выпуская новые части, которые можно будет использовать отдельно, так и соединив друг с другом.
2007 — 2016: «Стальная ярость: Харьков 1942» (и продолжатели)
Стальная ярость: Харьков 1942 — лишь один из немногих реалистичных симуляторов танка, разработанных харьковской компанией Graviteam.
«Стальная ярость», выпущенная в 2007, рассказывает о событиях Харьковской операции, трагических событий 12-29 мая 1942 года, когда наступление советских войск завершилось уничтожением со стороны войск Германии, что привело к продвижению немцев на южном участке фронта.
В симуляторе предстоит управлять различными видами танков, в том числе легендарным Т-34. Реализована разрушаемость объектов — танки способны эффектно разрушать дома в сельской местности.
Проект не стал слишком известным из-за своей хардкорности, но получил уважение в среде поклонников танковых симуляторов.
В дальнейшем эта же компания продолжила выпуск танкосимов, разработав Achtung Panzer: Kharkov 1943, Steel Armor: Blaze of War и другие схожие проекты.
Последний проект авторов — Graviteam Tactics: Mius Front (2006) — переместит игроков в напряженные дни битв в районе реки Миус и кургана Саур-Могила.
2010: Морской охотник
А это уже отечественный симулятор москитного флота — быстроходных и маневренных малых боевых кораблей. За разработку отвечало игровое подразделение «Акеллы», хорошо подкованное в корабельных играх (серия «Корсары»).
Морской охотник (англоязычное название — PT Boats: Knights of the Sea) предлагает разнообразные миссии, которые нужно выполнять управляя торпедным катером — разведывательные и спасательные операции, морские сражения, вылазки на превосходящие силы противника.
Игра очень долго находилась в разработке (в период с 2004 года, когда уже была почти готова, из-за недоразумений между «Акеллой» и 1С, она висела в подвешенном виде до 2009) и ближе к релизу была значительно упрощена в угоду массовым игрокам, однако все равно является достаточно сложным проектом.
Также стоит отметить хорошую на свое время графику, а особенно рендеринг воды.
2016: War Thunder
И поговорив о достаточно сложных играх, нельзя не упомянуть о War Thunder — массовой многопользовательской игре, коммерческом хите от Gaijin Entertainment. Формальный старт проекта произошел в 2016 году. С тех пор игра стала одной из самых масштабных MMO современности.
Изначально она была представлена как авиационный симулятор, однако в дальнейшем авторы расширили составляющую до симуляции танков и даже флота.
Любимый вид техники в War Thunder?
Проект предлагает командные бои, в которых игроки сообща выполняют различные задания, такие как захват аэродромов и баз, защиту и атаку территорий. Кроме того, реализованы одиночные и кооперативные миссии — в таких случаях управление противником берет на себя искусственный интеллект.
В War Thunder представлены многочисленные самолеты времен 30-60 годов, разделенные по линейкам стран-участниц Второй мировой — СССР, Германии, США, Японии, Великобритании, Италии и Франции. Всего их больше четырехсот, вместе с модификациями, и авторы постоянно увеличивают их количество. Также представлена наземная бронетехника (легкие, средние, тяжелые танки, САУ и ЗСУ) и флот (воплощенный в виде барж, катеров, эсминцев и крейсеров).
2010 — World of Tanks, World of Warplanes и World of Warships
Об этой троице было решено написать одним разделом. Как и War Thunder, это масштабные массовые многопользовательские симуляторы военной техники.
Более того, необычайный ажиотаж на рынке MMO произвела именно World of Tanks, выпущенная в 2010. Она позволила белорусской компании выбиться из выбранной ниши производителя стратегий в реальном времени в ранг разработчиков игр первого эшелона и принести заоблачные прибыли.
Парк танков в этой игре поистине огромен — более 500 боевых единиц которые были сделаны в СССР, Германии, США, Франции, Великобритании, Японии и Китае, в том числе к Т-34, «Тигр» и «Першинг». В качестве локаций выступают поля Восточной Европы, а также улицы разных городов.
В 2013 году авторы запустили не менее масштабный проект, World of Warplanes, разработанный совместно с украинской компанией Persha Studia. В этом проекте авторы решили расширить границы собственной серии и представить игрокам сражение на самолетах в годы Второй мировой. Представлены истребители разных видов, штурмовики и бомбардировщики.
А в 2015 году состоялся релиз World of Warships (сделанный вместе с российской Lesta Studio), сосредоточенный на сражениях боевых кораблей. В проекте представлен эсминцы, крейсеры, линкоры и авианосцы.
В какие игры подборки вы бы поиграли?
* * *
Надеемся, вам понравятся военные игры из нашей подборки и вы сможете провести тематически оформленный вечер!
О своих любимых военных играх пишите в комментариях и не забывайте ставить лайки и делиться материалом с друзьями.
Как вы проведете 9 мая?