Обзор System Shock 2: 25th Anniversary Remastered. Неплохое переиздание классики для фанатов серии

26 июня 2025 года вышел ремастер классической System Shock 2. Оригинальная игра была революционной для своего времени. Но не растеряла ли она своих достоинств к сегодняшнему дню? Ответу на этот вопрос посвящена наша рецензия.

В двух словах про серию System Shock

Релиз оригинальной System Shock состоялся в 1994 году. Она предлагала весьма сложный геймплей, в котором важно было учитывать тип противников и использовать против них соответствующие боеприпасы, выбирать, что носить с собой в ограниченном инвентаре, исследовать мир и постепенно открывать новые области. Помимо этого, приходилось покидать обычную реальность и путешествовать по киберпространству. Также можно отметить отличный сюжет, который подавался через окружение и записки. Причём всё это было в те времена, когда первая Doom казалась вершиной технологического прогресса.

Сделать качественный сиквел ничуть не проще, чем провести разработку нового проекта. Важно улучшить сильные стороны первой части, устранить недостатки и сохранить концепцию игры. Более того, в случае с System Shock 2 студиям Irrational Games и Looking Glass пришлось переносить изначальную концепцию на новые технологии. Но и с этой задачей они справились. Отметим, что главным дизайнером и сценаристом игры выступил Кен Левин (Ken Levine), который позже выпустит её духовного наследника. Речь, конечно, о BioShock.

Кен Левин, дизайнер и сценарист System Shock 2. Позже он выпустит её духовных наследников, первую и третью BioShock

Сейчас ведётся разработка System Shock 3. К проекту привлечён Уоррен Спектор (Warren Spector), продюсер первой части и гейм-директор Deus Ex. Последнему проекту мы посвятили отдельную статью.

Проходили игры серии System Shock?

Результаты

Сюжет System Shock 2

Действие игры разворачивается в 2114 году на звездолёте Фон Браун (Von Brown), который сопровождает крейсер «Рикенбакер» (Rickenbacker). Во время полёта экипаж откликнулся на сигнал бедствия и обнаружил живые организмы, которые были приняты за инопланетян, и забрал их на борт. Однако это была ошибка, ведь паразиты быстро захватили контроль над людьми. Причём ими руководит некий коллективный разум. Чтобы одолеть его, главному герою нужно заручиться поддержкой героини, знакомой ещё по первой части. Но и с ней не всё так просто, ведь она планирует использовать возможности космического корабля в своих целях. Будьте готовы к внезапным сюжетным поворотам и неожиданным откровениям.

Как и в других представителях направления immersive sim, вы будете получать информацию из текстовых описаний на палубных панелях и в дневниках, из малозначимых, на первых взгляд, деталей и случайных событий, которые грамотно дополняют картину мира.

Если рассмотреть System Shock 2 с точки зрения жанров фантастики, то перед нами гибрид киберпанка и биопанка. Подобное сочетание до сих пор остаётся редкостью в игровой индустрии.

Обзоры игр 2025 года

  1. Обзор Kingdom Come: Deliverance 2. Самая смелая и грандиозная ролевая игра последних лет
  2. Обзор Sniper Elite: Resistance. Будни британских диверсантов
  3. Обзор на The First Berserker: Khazan. Качественный soulslike с корейскими нотками
  4. Обзор Blue Prince. Потрясающий пазл в обертке нечестного рогалика
  5. Обзор Steel Seed. Красивая фантастика, вдохновленная «старой школой»
  6. Обзор South of Midnight. Одна из самых стильных и уютных игр 2025 года
  7. Обзор Atomfall. Низкобюджетный аналог S.T.A.L.K.E.R. в британском сеттинге
  8. Обзор Assassin's Creed Shadows — знаешь, что такое безумие?
  9. Обзор Split Fiction. Эпатажный и ругающийся Юсеф Фарес вновь создал прекрасное
  10. Обзор Monster Hunter Wilds. Упрощение — это не всегда хорошо
  11. Обзор Doom: The Dark Ages. Король шутеров возвращается со щитом, а не на щите

Элементы хоррора

В 1999 году некоторые журналисты называли System Shock 2 самой страшной игрой в истории. Возможно, это преувеличение, но проект действительно может вызвать испуг. Атмосфера умирающего корабля, жуткие монстры, искусственный интеллект, который постепенно сходит с ума и, кажется, пытается добить волю тех, кто ещё пытается сопротивляться. А когда для давно погибшего экипажа устраивают вечера поэзии, невольно вспоминается мультфильм «Будет ласковый дождь» по мотивам одноимённого рассказа Рэя Брэдбери (Ray Bradbury), где роботы продолжают исправно служить умершим хозяевам.

Важно отметить, что все эти черты игр жанра survival horror работают на создание густой атмосферы, которая прекрасно сочетается с геймплеем и сюжетом. В результате мы получаем комплексное и цельное произведение.

Геймплей System Shock 2

Во второй части System Shock нам предложили полноценную ролевую систему с возможностью выбора класса персонажа. Геймплей за десантника, псионика и хакера действительно отличаются друг от друга. Чтобы разобраться во всех тонкостях, предлагается пройти подробный обучающий режим. И это тот редкий случай, когда туториал может помочь даже опытным игрокам.

Развитие вашего персонажа напрямую зависит от класса. В специальных терминалах можно прокачать основные характеристики, разблокировать активные скиллы и пассивные перки. Помимо этого при помощи одноразовых предметов открывается доступ к умениям, которые вы не развивали. Таким образом, даже чистокровный воин сможет проводить полноценный взлом.

Прокачка параметров осуществляется при помощи особых аппаратов

Но если стрельба и хакинг уже кажутся привычными, то псионика действительно удивляет. Помимо очевидных боевых умений с использованием огня и льда, можно отметить гипноз противников, временное повышение характеристик, снижение уровня тревоги, неуязвимость к ядам и невидимость. Разумеется, при таком подходе придётся вкладывать в прокачку огромное количество кибернетических модулей. К тому же во время использования этих навыков быстро тратится псионическая энергия. Однако игра за такого персонажа меняет геймплей и заставляет мыслить нестандартно.

Сражаться предстоит много. В качестве врагов главного героя выступают тяжёлые роботы, андроиды-камикадзе, киборги и мутанты. Отдельного внимания заслуживают подопытные обезьяны, которые развили телекинетические способности и представляют серьёзную опасность для игрока. Разумеется, среди врагов есть и аннелиды, те самые существа, которых обнаружили на одной из планет и привезли на борт корабля. Причём они смогли породить других, ещё более жутких созданий. Например, рамблеров, огромных монстров, напоминающих гигантскую кучу плоти. Сохранилась одна из отличительных черт первой части — во время перестрелок важно учитывать тип противника и применять против него определённое оружие и вид боеприпасов. По крайней мере, если вы играете за солдата.

Необходимость повторного посещения одних и тех же локаций сегодня считается дурным тоном. Однако в System Shock 2 всё не так критично. Постепенно мы будем получать доступ к новому оборудованию, например, к защитному костюму, который позволит проникать на новые, ранее недоступные локации. Нечто подобное встречается в метроидваниях. Также стоит отметить, что уже знакомые места будут восприниматься иначе, когда вы узнаете важную информацию о происходящих событиях.

Про Nightdive Studios

Но какой бы потрясающей ни была System Shock 2, за 26 лет, которые прошли с даты релиза, её картинка успела устареть. Поэтому для современных игроков нужно качественное переиздание, которое улучшит картинку. Этой работой занялась Nightdive Studios.

Речь идёт о команде, которая уже много лет выпускает ремастеры и ремейки классики. Они перевыпустили трилогию Turok, первые две части Quake и Doom, Blood, Rise of the Triad, первую System Shock и другие шутеры. Среди квестов можно отметить легендарные Blade Runner и I Have No Mouth, and I Must Scream.

Ползанья по вентиляциям наверняка заставят вас вспомнить геймдизайн второй половины 90-х в духе того, что мы видели в Duke Nukem 3D и Half-Life

Примечательно, что идея основать эту студию пришла в голову Стивену Кику (Stephen Kick) именно тогда, когда он попытался запустить дисковую версию System Shock 2 на современных системах. К тому же в 2012 году не было легального способа приобрести игру в интернет-магазинах. Тогда он занялся этим вопросом. Вместе с женой энтузиаст организовал студию Nightdive и связался с правообладателями. В результате, уже в 2013-м игра вышла в GOG и Steam. А спустя 12 лет пришло время полноценного ремастера.

Особенности переиздания System Shock 2

Автор этих строк в целом поддерживает идею переиздания классики. Так шедевры прошлых лет становятся доступны на актуальных консолях и современных PC. Но если для Days Gone или The Last of Us Part Two достаточно небольшой коррекции графики, то играм из 90-х нужен полноценный ремейк, как в случае с Final Fantasy 7.

А System Shock 2 получила лишь ремастер. Несмотря на улучшенные текстуры, с первого же взгляда чувствуется, что перед нами игра, которой больше 20 лет. Остались характерные угловатые декорации, простенькие лица персонажей и модели окружения. Ближайший аналог — Half-Life: Source, которая мало отличается от оригинала.

Выбор класса персонажа напрямую повлияет на геймплей

Проблема в том, что второй System Shock нужны современные технологии. Ремейк мог бы раскрыть её потенциал для современных игроков, ведь таких сложных и комплексных проектов сейчас практически не выпускают. К тому же, хотелось бы увидеть замысел Irrational Games и Looking Glass с современным геймдизайном.

При этом стоит признать, что со своей основной задачей переиздание справляется. Вы можете без проблем пройти его на современном компьютерном железе, а также на портативной Steam Deck. Планируются и консольные версии, правда, на момент написания этой статьи они ещё не вышли.

Игра доступна для покупки в России, но русского языка в ней нет

В случае с ремастером System Shock 2 главное — потратить пару часов на освоение базовых правил. Этого времени должно хватить, чтобы вы втянулись и привыкли ко всем особенностям игры.

Стоит ли играть в переиздание System Shock 2

Всё зависит от того, чего вы ждёте от этого проекта. Если вам давно хотелось ознакомиться с легендарным представителем жанра immersive sim — смело берите, ведь более качественного переиздания в ближайшие годы мы точно не получим. Ценители сложных RPG и шутеров с нетривиальным геймплеем тоже могут обратить внимание на ремастер.

А если для вас игры — развлечение на вечер после тяжёлого дня, то лучше поискать другой вариант, например, Doom: The Dark Ages. Как и в 1999 году, вторая System Shock заставит тщательно продумывать каждое действие, читать записки и попутно пытаться сложить в голове картину происходящего. К тому же стоит учитывать недружелюбный геймдизайн, из-за которого порой непонятно, что делать дальше.

***

Играли в оригинальную System Shock 2? Планируете запускать ремастер? Делитесь мнениями в комментариях!

Будете запускать ремастер System Shock 2?

Результаты
+3
Сюжет
9.0
Управление
7.0
Звук и музыка
9.0
Геймплей
9.0
Графика
6.0
8.0 / 10
Добротное, но далеко не идеальное переиздание классики, которое не получается воспринимать как современную игру. Однако на данный момент это лучший способ ознакомиться с легендарной System Shock 2.
Плюсы
— Отличный сюжет с неожиданными поворотами;
— Нетривиальный сеттинг, в котором сочетаются киберпанк и биопанк;
— Мрачная атмосфера в духе космических хорроров;
— Вариативный геймплей с множеством способов прохождения.
Минусы
— По современным меркам графика выглядит устаревшей;
— Недружелюбный интерфейс может отпугнуть новых игроков;
— Управление требует привыкания.
Комментарии 0