Обзор Kingdom Come: Deliverance 2. Самая смелая и грандиозная ролевая игра последних лет
![Обзор Kingdom Come: Deliverance 2. Самая смелая и грандиозная ролевая игра последних лет](https://files.vgtimes.ru/posts/2025-02/obzor-kingdom-come-deliverance-2.-samaya-smelaya-i-grandioznaya-rolevaya-igra-poslednih-let-120705.webp?1739824417)
Kingdom Come: Deliverance 2 — игра, способная отобрать все свободное время, заставить забыть о сне и еде, а также испытать нервы на прочность. Но взамен она подарит столько дофамина и незабываемых эмоций от масштабного приключения, что хватит до конца года. Это не просто очередной «образцовый сиквел» с отточенными механиками, а мощный пинок крупных студий, отвернувшихся от преданной кор-аудитории. Warhorse Studios своим проектом напомнила индустрии, что игры — это искусство, а не платформа для продвижения конкретных идеологий.
Мы провели бессонные ночи, колеся по бескрайним просторам Богемии. Ловили чертей, разбирались в политических интригах, напивались вусмерть с половцами, играли в кости с цыганами, рисовали непристойности на быке, искали маньяка, облизывали трупные ямы и отправляли на виселицу браконьеров — всё ради того, чтобы найти хоть пару причин поругать Kingdom Come: Deliverance 2. Но удалось ли нам это? Ответ найдете в этом обзоре.
«Из грязи в князи» часть вторая
Основные события второй части начинаются практически с того момента, где завершилась первая Kingdom Come: Deliverance. Если вы по какой-то причине пропустили оригинал, но хотите окунуться в сиквел вместе со всем миром, можете смело начинать играть прямо сейчас. Разработчики предусмотрели всё для комфортного старта: ключевые моменты первой части аккуратно вплетены в повествование, так что пятичасовой ролик с предысторией на YouTube-канале Warhorse Studios вам точно не понадобится. Важные отсылки к персонажам и событиям оригинальной игры органично встроены в сюжет, позволяя новичкам быстро вникнуть в происходящее.
Сюжет Kingdom Come: Deliverance 2 по своей масштабности сравним с несколькими сезонами качественного сериала. При этом первые 20-40 часов — лишь прелюдия к основному конфликту. Но какая это прелюдия! Зрелищная, мастерски срежиссированная, она ничуть не уступает по накалу и качеству ключевым событиям игры. Главный герой Индржих вместе с верным другом Яном Птачеком прибывают в живописный, но далеко не дружелюбный регион Троски. Их цель — доставить письмо дворянину Отто фон Бергову и заручиться его поддержкой в борьбе против короля Сигизмунда. Однако, не успев добраться до замка до заката, герои решают разбить лагерь в опасной зоне, где хозяйничают банды разбойников. Это решение оборачивается кровавой схваткой, после которой Индржих и Ян остаются без сопровождения, письма и даже штанов — в самом прямом смысле слова. А в довершение всего, удирая от бандитов вброд, Индржих получает стрелу в плечо, что приводит к потере опыта и навыков, заработанных в первой части. В общем, классическое, но от этого не менее захватывающее начало для сиквела ролевой игры.
Чудом избежав преследования и восстановив силы у местной травницы, наши герои наконец добираются до замка Бергова. Однако вместо радушного приема их встречает «бодрящий душ» из помойного ведра. Ведь за окном — эпоха, где встречают по одежке, а Индржих с Яном, одетые в лохмотья бродяг, вообще не напоминают высокопоставленных вельмож. К тому же слухи о гибели пана Птачека в стычке с разбойниками и делегацией из Ратая окончательно перекрывают все пути к барону, запертому за каменными стенами. К счастью, вскоре должна состояться свадьба с участием Бергова, а значит, у героев еще есть шанс выполнить поручение.
На протяжении всего пролога сценаристы Kingdom Come: Deliverance 2 медленно, но уверенно опускают героя обратно на самое «дно», из которого он с трудом выбрался в первой части. Причины такого подхода очевидны: игрок должен оставаться на равных условиях с игровой средой. После ссоры с Яном, вызванной массовой дракой с крестьянами у корчмы, мы получаем доступ к первой крупной локации и полную свободу действий. В отличие от приквела, новичкам здесь будет гораздо проще сориентироваться и погрузиться в атмосферу Средневековья. Разработчики с самого начала подскажут, где искать работу, как добыть первые доспехи и в каком уголке лежит достойное оружие.
Первую половину основной сюжетной линии Kingdom Come: Deliverance 2 можно сравнить с первым сезоном «Игры престолов» (Game of Thrones) — здесь много экспозиции, диалогов и политических интриг. Большую часть времени вы будете колесить по огромной карте, перемещаясь из точки «А» в точку «Б» и решая мелкие, на первый взгляд, проблемы. При этом львиная доля сюжета скрыта во второстепенных заданиях. Их так много, что от обилия иконок на карте может случиться легкий приступ паники. И самое главное — каждое задание не является шаблонным дженериком, которым нас последние годы кормят крупные студии. Это продуманные, глубокие и грамотно прописанные истории. Представьте, что вам дали огромный мир The Elder Scrolls 5: Skyrim, но вместо «мусорных» квестов в него вложили всё самое лучшее из The Witcher 3.
Особый восторг вызывает взаимосвязь второстепенных квестов. После выхода в открытый мир мы отправились искать дочь местной травницы, недавно спасшей нашего героя от смерти. В ходе расследования выяснилось, что у спасительницы затяжной конфликт с местными крестьянами, грозящий обернуться трагедией. Как истинные рыцари, мы нашли способ примирить стороны и предотвратить кровопролитие. В благодарность травница стала помогать нам в других заданиях, заметно сокращая время на плутания по карте. Однако, выбрав другой путь и не решив конфликт миром, мы могли бы позже обнаружить тела убитой травницы и её дочери. Это означало бы, что все связанные квесты пришлось бы проходить иначе. В этом плане Deliverance 2 очень напоминает Fallout 2, в любви к которой не раз признавался директор проекта Даниэль Вавра (Daniel Vávra).
Практически каждое, даже самое простое задание, превращается в мини-приключение с увлекательными механиками и неожиданными поворотами. Сценаристы не стесняются в выражениях и смело демонстрируют исторические стереотипы, как они описаны в учебниках. Местные цыгане крадут лошадей, верят в магию и всячески пытаются воспользоваться добротой Индржиха. Две враждующие деревни каждый сезон сходятся в кровавой схватке из-за клочка земли, и даже если вам удастся их примирить, радости от этого они особо не испытают.
Вот еще один пример. Ленивые трубадуры сначала заставят вас украсть лютню, а потом отправят на поиски струн. После этого они попросят Индржиха отработать их долг перед владельцем корчмы: перетаскать тяжелые мешки и вычистить выгребную яму. При этом заставить самих лентяев взяться за работу у вас не получится. После выполнения квеста мы едва сдерживали желание проучить музыкантов кулаками, но это слишком сильно ударило бы по репутации. Самое забавное, что сценаристы намеренно поставили игрока в такую ситуацию, чтобы вызвать нужные эмоции. Основное блюдо в виде мести подается чуть позже, во втором акте. Не будем спойлерить, но финал этого квеста вам точно понравится.
К концу первого акта вам раскроют все стороны конфликта, и история из детективного триллера превратится в настоящий блокбастер. В центре сюжета — становление национального героя чешского народа Яна Жижки (Jan Žižka), чья статуя украшает Витковский холм в Праге. Вместе с ним вам предстоит объединить разрозненное население Богемии и дать отпор королю Сигизмунду с его приспешниками. При этом ключевые события перенесутся на совершенно новую карту, по размерам не уступающую первой.
Главной жемчужиной новой локации стал город Кутна-Гора (Куттенберг). Он настолько огромен и детализирован, что мы на долгие часы забыли о сельской местности и проблемах крестьян. Настолько живого и проработанного города не видели со времен Cyberpunk 2077. И в отличие от игры CD Projekt RED, в Kingdom Come: Deliverance 2 местное население — не просто декорация, а живой организм, где у каждого есть своя роль и распорядок дня. Пребывание в Кутна-Горе оставляет неизгладимое впечатление. Второстепенные квесты становятся длиннее, но от этого не теряют в качестве. Пока основной сюжет готовит нас к грандиозной битве, побочные задания предлагают выследить маньяка, очистить подземелье от демонов или собрать мрачные монументы из черепов в монастырской крипте. Несмотря на реалистичный сеттинг средневековья, мистика всё же находит своё место. Например, один из квестов даёт давно умерший монах, а прислугу Бергова постоянно беспокоят черти, которых нам пришлось изгонять святой водой.
Главное достоинство побочных заданий — полное отсутствие рутины. По сути, это небольшие, самостоятельные эпизоды, раскрывающие эпоху и показывающие быт людей пятнадцатого века. Они нелинейны, предлагая игроку нестандартные пути прохождения. При этом основной сюжет, несмотря на прекрасную подачу и интригующую историю, остается слишком линейным, не дает той свободы, что есть в побочных квестах. Любой ваш выбор или фраза влияют лишь на репутацию и отношение других персонажей к протагонисту.
Заранее заданный сценаристами путь часто разрушает эффект погружения и ощущение прогрессии. Например, в первом акте мы попадаем на свадьбу, где случайно находим невесту, брошенную женихом. Независимо от выбранных реплик в диалоге, нас всё равно ловит местный деревенщина, выкидывает из подвала и пинает на потеху толпе. Мало того, что нам не дали сделать выбор, так ещё и заставили наблюдать за «беспомощным» главным героем, который совсем недавно рубил разбойников топором.
И это не единичный случай. Индржих постоянно оказывается в ситуациях, где его оглушают, раздевают и избивают даже самые слабые персонажи. Это совершенно не вяжется с образом, который мы создаем для героя в побочных заданиях. Безусловно, историческая достоверность накладывает на сюжет ограничения, но протагонист всё же вымышленный персонаж. Он мог бы самостоятельно решать, на чью сторону встать и какой выбор сделать.
Основная сюжетная линия Kingdom Come: Deliverance 2 получилась настолько масштабной, что её хватило бы на две полноценные игры. При этом большую часть времени вы проведете за бесконечными поездками и пешими переходами по бескрайним просторам Богемии. Если в задании указано следовать за каким-то персонажем, будьте готовы к долгому и неспешному путешествию из одной точки в другую. Самое забавное, что в конце пути может не оказаться точки быстрого сохранения, а если у вас в кармане нет «спасительного шнапса», то после случайной неудачи или смерти придется заново топать тем же неспешным шагом. Да, это реалистично. Нет, это не весело.
В итоге Kingdom Come: Deliverance 2 — это смесь линейной исторической драмы и песочницы в открытом мире, где побочные задания дают больше ролевого отыгрыша, чем основной сюжет. При этом две эти концепции плохо уживаются друг с другом. Вы можете попытаться самостоятельно зачистить сюжетные крепости, лагеря и башни, но особой выгоды это не принесет. Если хотите почувствовать себя героем и повлиять на мир, отправляйтесь в сторону второстепенного контента.
Несмотря на линейность и некоторую затянутость, основная история Kingdom Come: Deliverance 2 получилась настолько захватывающей, что мы буквально не могли оторваться от экрана. Это первая ролевая игра после Baldur's Gate 3, которую прошли не ради обзора, а ради удовольствия. И для нас это важный показатель качества.
Играли в первую Kingdom Come: Deliverance?
Всё ещё хардкорная, но более дружелюбная к новым игрокам
Геймплейные улучшения Kingdom Come: Deliverance 2 полностью оправдывают термин «образцовый сиквел». Большинство элементов доработали и адаптировали под новую аудиторию. Боевую систему усовершенствовали, сделав ее проще и интуитивнее. Сами сражения стали зрелищнее, но при этом перестали раздражать излишней хардкорностью. Лично нам сиквел показался значительно проще оригинала. Если раньше каждая битва с сюжетным боссом заставляла попотеть, а за малейшую ошибку игра жестко наказывала, то теперь стычки один на один редко вызывают серьезные трудности.
Анимации в боях выглядят и ощущаются лучше, чем в первой части. Движения стали плавнее, а комбинации — интуитивно понятными. Кулачные бои также доработали, упростив в некоторых аспектах. Если следить за стаминой и вовремя блокировать удары, спарринги не доставят особых проблем. А драться на кулаках в Deliverance 2 придется часто. Практически в каждой деревне есть бойцовский клуб, где можно подзаработать деньжат и улучшить репутацию.
Стрельба из лука стала удобнее, а арбалет и вовсе превратился в нашего «верного друга». Да, перезарядка у него долгая, но точность и пробивная сила с лихвой компенсируют недостатки. Если добавить к этому ядовитые зелья, намазанные на болты, то арбалетом можно спокойно перебить целый отряд бандитов, не выходя из укрытия. Также в игру добавили первый огнестрел — ручницу (пищаль). Это оружие для настоящих энтузиастов: долгая перезарядка, отвратительное прицеливание, но огромный урон. Идеально подходит для запугивания деревенских бабушек громкими выстрелами.
Навигация стала удобнее, но скрытые быстрые убийства по-прежнему возможны только с кинжалом в инвентаре. Темная одежда помогает маскироваться в тени, а индикатор сверху предупреждает о возможной опасности. По ощущениям, красть и вскрывать замки стало проще. Местные жители теперь не просыпаются от малейшего шума, а стражники не стремятся обыскивать вас при каждом удобном случае. Сначала мы пытались играть по рыцарским законам, но позже поняли: без прокачанного навыка взлома и карманной кражи на поздних этапах сюжета будет тяжело.
Свое первое состояние можно легко сколотить на ремесле. На выбор доступны зельеварение, кузнечное дело, охота и наемничество. Алхимия осталась практически без изменений. Собираете травы, идете к алхимическому столу, выбираете нужное зелье и варите по инструкции. Если соблюдаете рецептуру, бдите за таймером и вовремя снимаете котел с огня, получите улучшенные зелья и яды. Главное — следить за состоянием трав или заранее сушить их в специальных сушилках.
Кузнечное дело — новый вид ремесла, задуманный разработчиками еще для первой части, но не реализованный из-за сжатых сроков. Принцип работы у мехов и наковальни схож с зельеварением. Сначала вы ищете или покупаете необходимые материалы, затем отправляетесь к кузнечному уголку и выбираете нужный предмет из списка. После этого берете заготовку, нагреваете её и обрабатываете молотком, пока не получите оружие или подкову. Каждый созданный предмет имеет свою классификацию: чем выше качество, тем лучше характеристики. Советуем перед работой надевать кузнечный фартук и бить по наковальне в ритм мелодии, насвистываемой Индржихом.
Охота и наемничество — самые простые способы заработка. Достаточно лишь научиться метко стрелять и уверенно владеть мечом. Лута с противников выпадает много, вот только продавать его практически некому. У местных торговцев в карманах жалкие гроши, а зажиточные купцы, способные купить золотые кубки по достойной цене, появятся далеко не сразу. При этом цены у ремесленников всегда высокие, а система торга на первых порах не приносит ощутимой выгоды. Проще отбирать монеты у разбойников, а необходимые для выживания предметы находить в открытом мире. Советуем вообще не тратить деньги на торговцев — накопленные средства пригодятся для аренды жилья или посещения купален.
Ролевая система стала практичнее и интуитивно понятнее. Пассивная прокачка характеристик работает так же, как и в первой части: чем чаще вы выполняете определенные действия, тем быстрее растет навык. Зато активная прогрессия стала прозрачнее и полезнее. Раньше многие перки давали незначительные бонусы, активирующиеся только в конкретных условиях. В сиквеле их роль и значимость заметно возросли. Например, благодаря грамотному распределению перков наш герой научился быстро бегать ночью, не тратя стамину.
Вкладывая очки навыков в науку и красноречие, вы повышаете шансы на удачное прохождение проверок в диалогах. И поверьте, решать проблемы словами в Kingdom Come: Deliverance 2 куда выгоднее, чем силой. Многие мирные исходы в побочных квестах зависят от уровня обаяния. Однако даже с максимально прокачанным навыком вы не всегда сможете убедить собеседника. Важно учитывать, с кем вы говорите, как выглядите и какая у вас репутация.
Управление лошадьми стало удобнее и отзывчивее по сравнению с первой частью. Чем больше времени вы проведете в седле, тем быстрее откроете полезные перки. При этом мы недавно узнали, что первая лошадь Индржиха по кличке Сивка после 35 километров «пробега» получает перк, улучшающий все ее характеристики. А мы этого скакуна по глупости обменяли в замке (хотя очень не хотели предавать коня), так как она уступала большинству лошадей в игре по скорости и выносливости.
Несмотря на многочисленные улучшения базовых механик, в Kingdom Come: Deliverance 2 осталось немало спорных решений, раздражавших ещё в первой части. Во-первых, намеренное растягивание игрового процесса. Мало того, что игра сама по себе очень длинная и насыщенная контентом, так еще и в заданиях постоянно приходится куда-то идти за тридевять земель. Мы понимаем, что Warhorse Studios пыталась создать не просто ролевую игру, а симулятор средневековья, но чрезмерное увлечение реализмом привело к тому, что большую часть времени вы будете следовать за кем-то, сопровождать кого-то, топать на край карты за каким-то предметом, а потом возвращаться обратно, отбиваясь от разбойников и волков. Да, большие расстояния можно преодолевать с помощью быстрого перемещения, но сюжетные маркеры часто расположены в глуши, а точки доступа находятся только у крупных поселений.
Помимо уже описанных времязатратных ремесел, вам постоянно придется искать ночлег, провиант, место для мытья, инструменты для ремонта экипировки, ящики для хранения и множество других симуляционных элементов. Безусловно, они отлично работают на погружение в эпоху, но при этом добавляют десятки часов к прохождению. И это без учета «культового прикола» Даниэля Вавры — заставлять игроков таскать тяжести. На смену ящикам из Mafia пришли мешки с мукой и провиантом. Вот только Вито Скалетта быстро понял, что этим должны заниматься работяги, а Индржих покорно таскает тяжести, несмотря на кипящую внутри ненависть. Беспорно, первый раз это было смешно, но к восьмому уже стало раздражать.
![](https://files.vgtimes.ru/posts/2025-02/thumbs/1739812389_09_02_2025_06_49_12_60_.webp)
Нельзя не упомянуть об отсутствии весомых наград за выполнение квестов. Да, проходить дополнительные задания интересно ради сюжета, но, с другой стороны, их можно спокойно пропустить, так как особой выгоды они не приносят. Можно потратить 2-3 часа на переговоры цыганского барона с дочерью и в награду получить шляпу, которую стыдно носить. Даже за самые сложные миссии или турниры вам выдадут хлам, зачастую уступающий вашей экипировке. А продать его торговцам по достойной цене не получится — у них редко есть крупные суммы на руках.
И всё же, несмотря на описанные проблемы, от Kingdom Come: Deliverance 2 невозможно оторваться. Это одна из тех редких игр, созданных не для массового потребителя, а для преданной аудитории, поддержавшей разработчиков на Kickstarter еще в 2014 году и позволившей реализовать смелый и по-своему оригинальный проект. Сиквел — это реализация всех обещаний, которые Warhorse Studios не смогла воплотить в первой части. Даниэль Вавра подарил нам одну из лучших ролевых игр в истории, превосходящую по качеству исполнения и контенту всё, что выпускали именитые студии вроде BioWare, Bethesda и Obsidian в последние годы.
Красивая, уютная и прекрасно оптимизированная
Kingdom Come: Deliverance 2 разрабатывалась не на модном Unreal Engine 5, а на «доработанном напильником» CryEngine. Если в 2007-ом все боялись этого «монстра» за чрезмерную «прожорливость», то сейчас это один из самых стабильных движков, который по непонятным причинам игнорируется многими студиями. И зря. CryEngine отлично справляется с открытыми пространствами, обеспечивает высокую дальность прорисовки и создает красивую, детализированную картинку даже на «народном» железе.
В Kingdom Come: Deliverance 2 вас ждут знакомые и приятные пейзажи — бескрайние леса и уютные деревеньки, проработанные до мельчайших деталей. Авторы досконально изучили быт пятнадцатого века и воплотили его в игровом мире. По сути, перед нами виртуальная экскурсия в позднесредневековую Богемию, где каждая деталь иллюстрирует повседневную жизнь того времени. Дизайнеры с максимальной точностью воссоздали архитектуру и декорации, чтобы вы могли своими глазами оценить всё великолепие исторической области Чехии.
В Kingdom Come: Deliverance 2 нет новомодных технологий вроде трассировки лучей, «нанитов» или «люменов», но освещение и затенение работают не хуже, чем в современных блокбастерах на Unreal Engine. Динамическая смена дня и ночи создает незабываемые пейзажи. Несмотря на малое количество искусственных источников света, вы можете свободно перемещаться по миру даже в темное время суток, в отличие от недавней S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl.
Разработчики значительно улучшили модели персонажей и их анимации. Большинство катсцен создано с использованием технологии захвата движений актеров. Баги и технические ошибки, встречавшиеся в релизной версии первой части, в сиквеле практически исчезли. Kingdom Come: Deliverance 2 — одна из тех игр, которой не нужен «патч первого дня». Вы можете смело начинать прохождение прямо сейчас, не дожидаясь обновлений.
![](https://files.vgtimes.ru/posts/2025-02/thumbs/1739812933_09_02_2025_06_42_22_57_.webp)
Но больше всего порадовала оптимизация. Первая часть даже сейчас с трудом справляется с 4K-разрешением и тормозит при каждом удобном случае. Разработчикам пришлось изрядно потрудиться, чтобы сиквел не только превзошел оригинал в техническом плане, но и работал стабильнее. Мы были приятно удивлены, когда игра самостоятельно выставила высокие настройки графики без использования апскейлеров, а затем выдавала стабильно высокий FPS. Никаких перезагрузок, просадок или подлагиваний. Просто красота.
Музыкальное сопровождение выполнено на высочайшем уровне. Ян Валта (Jan Valta) и Адам Спорка (Adam Sporka) создали характерный для Восточной Европы саундтрек, идеально вписавшийся в выбранный сеттинг. Актерская работа также заслуживает похвалы. Том Маккей (Tom McKay) и Люк Дейл (Luke Dale) в ролях Индржиха и Яна Птачека отлично дополняют друг друга. Их безграничный оптимизм и вера в лучшее создают яркий контраст с жестоким и мрачным миром позднего средневековья.
Уже играете в Kingdom Come: Deliverance 2?
***
Kingdom Come: Deliverance 2 — не просто образцовый сиквел, а феномен, вернувший веру в ролевые игры от первого лица. Warhorse Studios показала всей индустрии, как нужно относиться к своей аудитории: с уважением, вниманием к деталям и стремлением к высочайшему качеству. Даниэль Вавра написал историю, превосходящую по уровню исполнения многие исторические сериалы и раскрывающую быт средневековой Богемии. Разнообразные второстепенные задания, ошеломительная актерская игра, многогранный геймплей, великолепный саундтрек и потрясающая оптимизация делают Kingdom Come: Deliverance 2 не просто хорошей игрой, а одной из лучших в жанре RPG.
Разработчикам из Warhorse Studios удалось сделать то, что уже долгие годы не может повторить Bethesda после успеха The Elder Scrolls 5: Skyrim. Они создали игру с живым открытым миром, где за каждым углом скрывается интересная история или необычная ситуация. И если раньше восточно-европейский геймдев воспринимался как аутсайдер, проекты которого журналисты называли «евроджанком» (eurojank — видеоигры из Европы с амбициозными концепциями, но недостаточным исполнением), то теперь это лидеры рынка, которые задают стандарты для всех последующих проектов. Kingdom Come: Deliverance 2 — не просто игра, это доказательство того, что страсть, талант и уважение к игрокам могут создать нечто поистине великое. Если вы еще не играли, то самое время начать — ведь это тот редкий случай, когда игра становится не просто развлечением на пару вечеров, а настоящим культурным событием.
-
Тираж Kingdom Come: Deliverance 2 достиг двух миллионов копий менее чем за пару недель
-
«Почему мало игр с сюжетами как у RDR или The Witcher 3?»: соавтор Kingdom Come: Deliverance 2 раскритиковал современные проекты
-
Kingdom Come: Deliverance 2 сравнили с Red Dead Redemption 2 по физике, текстурам, охоте, животным и не только
-
Дизайнер квестов CD Projekt RED пришёл в восторг от «живого мира» в Kingdom Come: Deliverance 2
-
The Witcher 3: Wild Hunt против Kingdom Come: Deliverance 2 — две масштабные RPG поколения, но какая всё-таки лучше?
-
ТОП-120: лучшие кооперативные игры в 2025 году