The Witcher 3: Wild Hunt против Kingdom Come: Deliverance 2 — две масштабные RPG поколения, но какая всё-таки лучше?

Сравнивать разные игры, пусть и в одном жанре, — дело, как правило, неблагодарное. Разные механики, истории и персонажи нравятся разным людям. Поэтому об объективности говорить трудно. Однако не сравнивать совсем тоже было бы неправильно. Особенно, когда одна великая игра, чью высоту долгое время никто не мог превзойти, наконец-то, уступает место достойной новинке. Без лишний предисловий — The Witcher 3: Wild Hunt против Kingdom Come: Deliverance 2. Кто же все-таки король RPG-жанра?

Небольшой дисклеймер

Давайте сразу договоримся, автор этой статьи — большой фанат вселенной ведьмака в целом и игр про него в частности. Когда-то давно The Witcher влюбила меня в персонажа, после чего я перечитал все книги, а также впитал весь контент, до которого смог дотянуться. Что уж говорить, медальон школы волка из чистого серебра до сих пор периодически висит на моей шее. Вторая и тем более третья части, конечно же, были во всем только лучше. Я действительно считаю, что CD Projekt RED смогла найти решение сразу нескольких важных проблем, на которых оступались многие студии до них, да и после тоже.

Во-первых, у разработчиков получилось органично продолжить сюжет первоисточника. Не перерабатывать его своим оригинальным и очень концептуальным видением, как сегодня модно, а именно продолжить. То есть творцы сразу ограничили себя правилами мира Анджея Сапковского (Andrzej Sapkowski) и смогли в его рамках рассказать большую новую историю длиной в три игры.

Во-вторых, удалось построить отыгрыш таким образом, что в Геральте — уже полностью сформированном персонаже — все равно было очень много от игрока. Решения, которые можно было принять, зачастую ощущались диаметрально противоположными. Однако всегда соответствовали духу ведьмака как героя.

Ну и, в-третьих, это, конечно же, лор и мир, которые удалось органично расширить. До сих пор игровая вселенная увлекает и привлекает, а ведь последняя часть вышла 10 лет назад.

Возможно, The Witcher 3: Wild Hunt и не образцовая RPG всех времен, но удачно совместила в себе составные элементы, став одной из лучших игр как таковых. Игроки по всему миру не дадут соврать.

Теперь, что касается Kingdom Come: Deliverance. Честно признаюсь, первую часть я так и не прошел до конца, задушившись от множества условностей, странной боевой системы и полностью неработающего на консоли взлома замков. Я досматривал сюжет на YouTube, мне было интересно, но возвращаться в игру после многих десятков часов не хотелось.

И в каком же я восторге от второй части… Сейчас Kingdom Come: Deliverance 2 стала для меня той игрой, где я могу пять часов вообще не двигаться по основному сюжету, все равно что-то делать и при этом искренне отдыхать морально. Это великий проект, который стоит попробовать каждому, кто действительно любит ролевые игры. Так что сравнивать я буду две любимых игры. При этом мы сознательно проигнорируем Baldur's Gate 3 — еще один несомненный шедевр. Партийная ролёвка с камерой над головами персонажей уж слишком отличается от двух других игр, поэтому здесь мы не будем мучиться, пытаясь найти параллели и сравнить тёплое с горьким.

Что вам больше нравится в игре – фэнтези-элементы или реализм?

Результаты

Визуал и техническая часть

Начнём с простых вещей. Несмотря на разницу в 10 лет, The Witcher 3: Wild Hunt всё ещё неплохо выглядит. В обновленной версии графику подтянули, поэтому картинка приятная, чёткая и по современным меркам не особо требовательная. Но дьявол в деталях. Во-первых, в Kingdom Come: Deliverance 2 больше окружения. Один лес чего стоит. Во-вторых, игра демонстрирует больше разнообразных фишек, свойственных реальной жизни. Например, болты и стрелы застревают в мишенях и деревьях, а также оставляют всплески на воде. В The Witcher 3: Wild Hunt такого нет. Стрелы просто исчезали, не более того.

Окружающий мир тоже ведет себя иначе. В Kingdom Come: Deliverance 2 животных во время охоты действительно нужно выслеживать. В The Witcher 3: Wild Hunt они просто разбегались в разные стороны, а подстрелить разрешали исключительно оленей. Весь открытый мир в шедевре CD Projekt RED крутится вокруг ведьмака. Вне поля зрения игрока персонажи не живут. В Kingdom Come: Deliverance 2 напротив. Каждый из NPC имеет собственный распорядок дня и по возможности соблюдает его. К тому же игрок может вмешиваться в привычную жизнь поселения, что заставит болванчиков отреагировать на те или иные действия. Для примера: Геральт мог брать из хижин всё и без какого-либо штрафа. Генри же за подобное поведение хлещут плетьми или вовсе казнят.

Забавно, но есть в техническом плане и общие моменты. Например, ни Геральт, ни Генри не могут устроить даже минимальный заплыв на лошадях. При этом ведьмак умеет погружаться в воду, тогда как Генри нет. А ещё вода примерно одинаково реагирует на шаги. И там, и там трава и цветы — плоские болванки, а лица неважных NPC регулярно повторяются.

В целом визуальная часть Kingdom Come: Deliverance 2 — это шаг не вперед, а скорее вглубь. Нет в новинке разнообразных новомодных фич со светом и реализмом графики, которые заставляют кипеть даже самые мощные видеокарты и процессоры, все просто, но со вкусом и деталями. Примерно также ощущалась в свое время и The Witcher 3: Wild Hunt, да и до сих пор ощущается.

Ролевые системы

Обсудив техническую часть и визуал, стоит поговорить про отыгрыш. Он прекрасный и разнообразный в обоих проектах, но… в Kingdom Come: Deliverance 2 всё-таки лучше. Все опытные игроки знают, что реплики в диалоговом окне обычно имеют четкую градацию — наверху самые лучшие и правильные ответы, внизу — агрессивные и «неверные». Очень многие RPG использовали похожую механику, пока однажды Mass Effect не ввела в моду диалоговый круг. Последующие игры BioWare стали выпускаться еще и с рисунками «настроений ответов», чтобы даже самые недальновидные точно понимали, какой из выборов «плохой». Есть нечто подобное и в The Witcher 3: Wild Hunt, но без картинок, конечно же. Никто не мешает выбирать иное, но большую часть игры можно пройти, если кликать в диалогах на что-то сверху. Kingdom Come: Deliverance 2 — тот редкий случай, когда систему сломали. Вы действительно должны думать, что сказать в каждой конкретной ситуации, независимо от места реплики в окне.

К тому же в The Witcher 3: Wild Hunt не очень часто требовалось добиваться от персонажей конкретных действий через харизму или навык общения. Чаще всего результат зависел от конкретных действий Геральта — собрал ли он все улики, поговорил ли со всеми нужными людьми, что сам считает правильным. В Kingdom Come: Deliverance 2 не так. Ваши навыки общения постоянно прокачиваются, зависят от того, как Генри выглядит, во что одет и давно ли мылся. Диалоги — большая и важная часть игры, где в полной мере можно быть таким, каким хочешь. Не плохим и не хорошим, а реалистичным. Это высота и проработка, до которой будет далеко еще очень многим проектам.

Важный фактор — персонажи. Здесь у CD Projekt RED была фора, так как большинство важных героев придумал Сапковский. Однако нельзя не отметить грамотную работу с ними, чего, кстати, лишен одноименный сериал от Netflix. Имея на руках первоисточник, студия встроила узнаваемых героев так, что каждый диалог запоминался. Чего только стоят стихи Геральта про Ламберта — известного моржового хрена.

В Kingdom Come: Deliverance 2 тоже хватает персонажей, но никто из них вам особо не знаком. Да, встречаются герои из первой части, но обстоятельства раскрывают их совершенно по-новому. Из-за этого вы здесь и сейчас формируете свои отношения. И никто не знает, сыграет ли несущественная ссора через десяток часов или нет. Касаемо персонажей, я бы, наверное, уравновесил оба хита. Следить за компаньонами забавно и интересно.

Боёвка

Наконец, перейдем к слону в комнате — боевой системе. И вот здесь будет особенно трудно. Ведьмак сражается красиво и смертоносно. Это один большой танец, где постоянно течет рекой кровь, пусть она и не задерживается на теле протагониста. В Kingdom Come: Deliverance 2 сражение даже против двух врагов — утомительно долгое и опасное мероприятие, в котором еще и от потери крови можно погибнуть. Конечно, в The Witcher 3: Wild Hunt есть уровни сложности, чего, кстати, нет в Kingdom Come: Deliverance 2, но давайте будем честны — у CD Projekt RED драки попроще и покрасивее.

Боевая система Kingdom Come: Deliverance 2 еще в первой части отпугнула многих потенциальных фанатов. В сиквеле ситуация немного стабилизировалась, кое-где упростили, что-то подрезали, местами добавили. Интересно ли биться? Что ж, если вы потратите несколько часов на реальное заучивание связок ударов, то да. Однако и в этом случае большинство комбо вам просто не дадут сделать. The Witcher 3: Wild Hunt такого от вас не потребует. Геральт и так отличный мечник, поэтому должен соответствовать. В бою оба героя имеют слоты быстрого доступа, однако жевать в процессе драки с боссом батоны Генри не сможет, максимум — оружие переключить.

Схватки также сильно различаются по своей динамике. В Kingdom Come: Deliverance 2 любая спешка — это очень плохо. Вы рискуете потерять стамину, ошибиться, получить по голове в ответ, что приведет к кровотечению, а также уменьшению все той же выносливости. The Witcher 3: Wild Hunt про другое. Вести себя агрессивно в бою — главная победная тактика. Что из этого лучше — наверное, каждый решает для себя сам.

Менеджмент и крафт

Последнее, что хотелось бы обсудить — общий крафт и менеджмент. И вот здесь Kingdom Come: Deliverance 2 на голову уделывает The Witcher 3: Wild Hunt. В последней основная сложность заключалась в рецептах, самые ценные из которых особым способом добывались через побочные данжи. При этом зачистка подземелий была отличной, но вот потом всё сводилось к сбору ресурсов и заказу снаряжения. Отличия были лишь в цифрах.

В Kingdom Come: Deliverance 2 эту систему проапгрейдили до совершенно иного уровня. Купить снаряжение нужно трех разных видов — для боя, разговоров и стелса. При этом в каждой группе характеристик есть свои дополнительные статы. Что вам будет важнее — бесшумность или незаметность?

Кровь, которая обязательно остается после каждой битвы, напрямую влияет на то, насколько страшным вы станете. У каждого из трех видов доспехов есть целая куча слоев, собственная прочность. Мечи нужно регулярно точить или ковать собственными руками. Варить зелья придется буквально, отмеряя на песочных часах время, а кражи требуют подготовки и тщательного планирования. К тому же заимствованные вещи не получится продать в той же деревне, где вы совершили преступление. В The Witcher 3: Wild Hunt ничего и близко похожего нет. Конечно, игра CD Projekt RED лишена элементов выживания и совсем про другое, но уровень погружения и детализации в Kingdom Come: Deliverance 2 нельзя не отметить.

***

Сравнить The Witcher 3: Wild Hunt и Kingdom Come: Deliverance 2 — две настолько масштабные игры — задача крайне трудная. Уж слишком они отличаются по своей сути. Однако, если проанализировать, становится понятно, что именно Kingdom Come: Deliverance 2 во многом развивает идеи The Witcher 3: Wild Hunt. Я уже писал это выше и готов повторить. Новинка 2025 года — это не шаг вперед для RPG, но вглубь, тем она и ценна.

Какая игра вам нравится больше?

Результаты
+3
Комментарии 21