Разоблачаем давний миф Fallout: «во вселенной игры не изобрели транзисторы». Почему это ложь и почему важно знать правду
Серия игр Fallout выделяется своей обширной и хорошо продуманной вселенной. Однако даже в ней находятся подводные камни, а в сообществе крутится немало мифов. В одной из статей мы разбирали, почему мир Fallout так сильно фонит спустя 200 лет и почему атомная война тут не причем. Сегодня разоблачим другой миф, утверждающий, что «в мире Fallout не изобрели транзистор». Да-да, есть и такой миф.
Рядовой геймер может задаться вопросом — какая к черту разница, изобретали или нет какой-то непонятный транзистор в мире Fallout? В том-то и проблема — почти каждый разбор мира Fallout не обходится без «неизобретенного транзистора». Это, по меньшей мере, заблуждение, и вот почему.
Транзисторная горячка
Начнем с того, что транзисторы упоминаются во всех основных играх серии Fallout, причем в том же смысле, который вкладываем и мы.
В Fallout 2 Избранный во время диалога с гулем Скитером упоминает микрочипы для починки регулятора топливных элементов, используемых в электромобилях. Также в квестах нужно найти компьютерные детали (Vault 15 computer parts, Green memory module), которые уж сильно похожи на традиционные для 90-х компьютерные платы.
В записках и диалогах Fallout 3 упомянуто, что транзисторы используются в устройствах Mister Handy для основных операций, в охранных замках ошейников рабов, в электронных схемах роботов.
В New Vegas один из квестов связан с «платиновым чипом». Устройство содержит собственную операционную систему и набор программ, а значит имеет оперативную и постоянную память, процессор (вычислитель) и электронный ключ.
Учитывая, что по размерам оно не превышает обычную фишку казино (39х3 мм или 43х4 мм), то однозначно изготовлено на кремнии с применением интегральных схем. Более того, если поднять цитату создателя устройства Роберта Хауса, то он говорит, что «чип был напечатан». В нашем мире чипы тоже «печатаются» при литографии.
В Fallout 4 можно услышать, что транзисторное радио было до Великой войны (в одном из диалогов проктора Квинлана на дирижабле «Придвен», на одной из станций наблюдения и в записках фанатиков), причем явно следует, что это была не какая-то военная диковинка — они имели коммерческое распространение (см. транзисторный радиоприемник General Atomics BS7). Джек Кэбот экспериментировал с новыми моделями транзисторов еще в 2023 году, пытаясь создать портативный генератор поля Абремалина.
Также в Fallout 4 и Fallout 76 нужно собирать военные электросхемы и печатные платы, 3D-модели которых явно повторяют обычные платы на полупроводниках (диодах, транзисторах и микросхемах) из нашего мира. Желающие могут ознакомиться с полным списком упоминаний, а мы вспомним, что по обсуждаемому вопросу говорили разработчики.
О чем была Fallout 4, помните?
Мнение отцов-основателей
Еще во время разработки оригинальной Fallout дизайнер Леонард Боярский (Leonard Boyarsky), обсуждая с программистом Тимоти Кейном (Timothy Cain) основные аспекты будущей игры, выдвинул предположение, что в мире Fallout цивилизация никогда не выходила за рамки транзисторов (т.е. транзистор был изобретен, а вот микроэлектроника не прижилась):
В последующем Джошуа Сойер (Joshua Sawyer), дизайнер Van Buren (отмененной Fallout 3 от Black Isle) и New Vegas от Obsidian, подтвердил, что в мире Fallout существуют микросхемы на транзисторах (IC), разговаривая с одним из фанатов:
Соейр последовательно придерживается этой позиции долгие годы. В 2019 году, обсуждая Fallout: New Vegas, он повторил, что роботы подвержены влиянию ЭМИ, а возникающие из-за этого шероховатости в лоре объясняются тем, что «технологии в мире Fallout представлены непоследовательно».
После покупки прав, Bethesda многое изменила в лоре, но вопрос с транзисторами остался в подвешенном состоянии. С одной стороны, в Fallout 3, 4 и даже 76 можно найти множество упоминаний транзисторов или интегральных схем. С другой стороны, ведущий дизайнер уровней этих игр Джоэл Бургесс (Joel Burgess) заявлял, что транзистор не был изобретен в мире Fallout, а значит и микроэлектроники в привычном смысле не было.
Все тот же Сойер говорил, что вся эта возня относительно (не)существования транзисторов — вторична по отношению к сеттингу и не влияет на него существенным образом. По его мнению, это хорошее дизайнерское решение к по-настоящему интересным идеям — электронике, устойчивой к ЭМИ, гибридной био/тех-электронике («мозг в колбе») и другим научно-фантастическим технологиям мира Fallout.
Это еще ничего не доказывает!
Друзья, обсуждение вопросов лора, по которым нет однозначных и ясных формулировок, дело неблагодарное. На наши аргументы выше, вы можете возразить, что картинки компьютерных модулей и электронных схем такие, потому что разработчики поленились нарисовать/смоделировать правильные для мира, в котором есть только электровакуумные лампы.
Слова Боярского можно понять так, что транзистор в мире Fallout существовал как научный демонстратор и массово не применялся. То, что большинство упоминаний транзисторов приходится на New Vegas — так это геймдизайнер Джошуа Сойер был за их наличие в лоре, вот и притащил. А транзисторные приемники и другие упоминания в Fallout 3/4/76 — это просто в Bethesda недоглядели или решили не заколачивать эту лазейку.
Но и это есть, чем парировать. Нарисовать печатные платы с электронными лампами, например, водный чип, разработчики смогли. Как и изобразить большое количество вакуумных ламп в технике Fallout 3/4. Поставь ведущие дизайнеры и сценаристы четкую установку не показывать и не упоминать транзисторы и интегральные схемы ни в каком виде, таких несоответствий не было бы. И тут стоит обговорить еще один момент.
Могли ли в мире Fallout пройти мимо транзисторов?
Эксперименты с прообразами полупроводниковых приборов начались в 30-е годы XX века — период, когда наши с миром Fallout таймлайны официально синхронизированы. Из чего следует, что научно-технический задел по данной теме в мире Fallout точно был, исследования должны были продолжаться, но само изобретение транзистора могло случиться не в 1947 году, а в 1977 или даже в 2007.
Да, интенсивное развитие вакуумных ламп в мире Fallout вполне возможно. Наиболее совершенные и продвинутые приборы могли быть маленькими, не такими прожорливыми, а вместе они закрывали все потребности инженеров-электронщиков. Не забудем и про тысячи «мозгов в колбе», которые использовались в суперкомпьютерах для сложных вычислений.
Но все равно заменой микросхем вакуумные лампы из-за физических ограничений стать не могли. Ученые и инженеры должны были искать третью альтернативу, которая закрыла бы огромную область коммерческого и военного применения, где требовалась именно миниатюризация.
Почему в мире Fallout транзисторы развивались так медленно?
Если датировка записей на терминале в доме Кэботов верна, то только в 2023 году мистер Кэбот возился с «новыми типами» транзисторов. Это на 60-65 лет позже относительно событий нашей реальности. Можно выделить несколько естественных причин, почему так произошло.
Иные физические свойства материалов. Не погружаясь в физику, отметим, что основа нашей электроники — кремний, который обладает таким удачным набором характеристик, что ему нет альтернатив. Будь в мире Fallout у кремния свойства того же германия, и трудозатраты на разработку микросхем выросли многократно, а характеристики продукции не вызывали восторгов.
Иная социальная антропология. При всех минусах наша реальность куда как более дружелюбна и открыта, в то время как мир Fallout военизирован вплоть до мелочей и куда больше напоминает фашистский режим. Правительства не субсидировали новые разработки, если они не помогали завтра победить в местном аналоге Холодной войны. А коммерческому сектору не досталось мирового рынка, чтобы провести транзисторную революцию за свой счет, ведь каждый политический блок строго охранял свои национальные рынки.
Неустойчивость ранних прототипов транзисторов к сильным электромагнитным импульсам от атомных бомб. То, о чем говорили даже отцы-основатели Fallout, вполне могло стать якорем в развитии микроэлектроники. Зачем производить горы чипов, если они со всеми данными не способны пережить атомную ковровую бомбардировку?
Наконец, просто не было большой необходимости. Все задачи решались электроникой, основанной на вакуумных лампах и «мозгах в колбе», потому вкладывать баснословные деньги на еще одно направление (которое могло разрушить уже устоявшийся баланс) вряд ли кто-то хотел. Выделяли средства в час по чайной ложке, вот исследования этой области и застопорились.
Среди проблем серии Fallout, на ваш взгляд, основная:
Транзистор в мире Fallout — это данность
К каким выводам мы приходим? В мире Fallout электронные лампы остались главным устройством для электроники в 21 веке, а термин «чип» обычно (но не всегда) относился к вычислителям, использующим вакуумные трубки, например, водяной чип.
Полупроводники были известны и совершенствовались, но не были мейнстримом, примерно так, как у нас сейчас электронно-лучевые приборы (они применяются, но стоят крайне дорого из-за малой тиражности и материалов высокого качества).
Микроэлектроника в мире Fallout могла зародиться только к середине 2040-х годов и оставалась дорогой технологией производства штучных изделий, таких как platinum chip. Это, в сочетании с неустойчивостью к ЭМИ, не позволяло использовать её в массовом производстве. Тем не менее, к 2077 году её развитие позволило создать портативный компьютер, по характеристикам напоминающий наши смартфоны из 2007 года, только без дисплея.
***
Любое заблуждение очень быстро обрастает надуманными конструкциями, а они приводят к неверным выводам. Применительно к нашей теме: утверждение, что одна маленькая деталь привела целую планету к ядерной катастрофе. Дескать, электроника осталась теплой, ламповой и прожорливой до электричества. Ради её выработки цивилизация увлеклась сжиганием угля, нефти и урана, но как только они закончились, из-за последнего месторождения нефти вспыхнула третья мировая. Ответ — нет. Мир Fallout никак не мог погибнуть по причине отсутствия коммерческой микроэлектроники. Какие предпосылки стояли за крахом мира Fallout, мы можем обсудить когда-нибудь в будущем.
-
История Obsidian Entertainment: от угрозы банкротства до лучшей части Fallout в истории — часть первая
-
Моды, которые превратят Fallout 4 в Fallout 76 — строительство в любом месте, крафт оружия и брони и многое другое
-
Тенденции: цифровая дистрибуция вредит геймерам. Рассказываем на примере Fallout 76
-
Bethesda приготовила геймерам подарок в Fallout 76 в честь сериала
-
Первые кадры из сериала Fallout от Amazon: гуль-ковбой, Братство Стали и выход из убежища