Бесспорно, RPG в последнее время считается самым востребованным и популярным жанром в игровой индустрии. Большинство крупных студий интегрируют механики ролевых проектов в экшены, шутеры, платформеры и даже стратегии. Эти элементы придают играм глубину, интерактивность и огромную свободу в отыгрыше. Поэтому в наше время сложно найти продукт в определенном жанре без приписки RPG в конце. Мы выбрали 60 самых главных и интересных ролевых игр и спешим поделиться с вами этим списком.
Десять лет назад мы уже публиковали топ лучших RPG. И вот пришла пора обновить и расширить этот список. Мы собрали самые значимые и культовые ролевые игры, в которые нужно поиграть каждому, кто с теплотой относится к данному жанру. К сожалению, чистокровные RPG с пошаговой боевкой, обширной вариативностью и глубоким сюжетом выходят крайне редко. Зачастую новинки даже близко не подбираются к эталонному стандарту проектов 90-х годов. Мы добавили в ТОП игры, где ролевые механики играют ключевую роль в основном игровом процессе и не являются дополнительным функционалом для продвинутой прогрессии. Если вы любите RPG, но после Baldur's Gate 3 не можете найти проект с таким же запредельным уровнем качества, то данный материал вам обязательно пригодится.
Ролевые игры в конце нулевых очень сильно отличались от современного видения жанра. В те годы свое победоносное шествие вела студия BioWare, и ни одна другая компания не могла соперничать с ней. В 2009-ом вышла грандиозная Dragon Age: Origins, которой удалось переложить классическую вариативную RPG на блокбастерные рельсы. Авторы легендарной Gothic выпустили Risen, а Larian безуспешно пыталась подружить пользователей со вселенной Divinity. Не стоит забывать о триумфальном восхождении FromSoftware, которая выпустила свою первую хардкорную ролевую игру для PS3.
Dragon Age: Origins — не просто ролевая игра, а веха жанра, разработанная «классическим составом» студии BioWare. Многими фанатами жанра считается истинной наследницей дилогии Baldur's Gate. Мрачная, жесткая и взрослая во всех отношениях RPG, которую можно бесконечно перепроходить и находить для себя что-то новое. Действие DAO происходит в вымышленном королевстве Ферелден, охваченном войной и нашествием чудовищ — порождений тьмы. Игроку предоставляется возможность стать представителем древнего ордена Серых Стражей, который сформирован для борьбы со всевозможными угрозами. В отличии от большинства современных ролевых игр, Dragon Age предлагает шанс создать уникального персонажа, у которого есть свои предыстория, мотивация, сквозной сюжет и неповторимая роль во вселенной.
Dragon Age: Origins до выхода Baldur's Gate 3 считалась самой вариативной и нелинейной ролевой игрой в индустрии. Игрокам постоянно приходится принимать сложные решения, которые влияют не только на сюжет, но и второстепенных персонажей. В проекте нет открытого мира, но при этом DAO дает больше творческой свободы, чем любая другая игра. Каждый выбор имеет свои последствия, что в конечном итоге выливается в уникальное и неповторимое прохождение. BioWare потратила 10 лет на создание детальной вселенной, богатого лора и необычной истории, которые с легкостью уделывают даже «Игру престолов» (Game of Thrones).
Даже сейчас Dragon Age: Origins может похвастаться приятной графикой и прекрасными персонажами, которые в те годы не создавали в угоду современной повестки. Каждая локация имеет свой неповторимый стиль и своеобразный подход к исследовательской части. За саундтрек отвечал Инон Цур (Inon Zur), который до сотрудничества с Bethesda умел создавать шедевральные композиции. В наше время нечасто можно встретить такие потрясающие вокальные композиции. Dragon Age: Origins получила высокие оценки прессы и считается игроками со всего мира классикой жанра.
После отвратительной Gothic 3, студия Piranha Bytes перестала сотрудничать с издателем JoWood и в спокойном темпе разработала совершенно новый тайтл, который многие игроки до сих пор называют истинной третьей частью «Готики». Risen — это ролевая игра, действие которой разворачивается на острове Фаранга, который страдает от землетрясений и нашествия монстров. Главным героем стал безымянный путешественник, который после кораблекрушения попал на безымянный остров и был втянут в конфликт между Инквизицией и бандитами. Как и в прошлых играх Piranha Bytes, пользователю нужно выбрать фракцию, чтобы выжить и раскрыть все секреты загадочного мира.
Risen славится своими разнообразными квестами и заданиями, которые можно выполнять разными способами. Прохождение полностью зависит от творческого мышления игрока и развития прокачки персонажа. Фракции влияют не только на развитие сюжета, но и на набор навыков со способностями. Помимо сражений и исследования, пользователь может заниматься алхимией, кузнечным делом и другими ремеслами. Мир игры реагирует на действия главного героя, благодаря чему создается иллюзия незаскриптованного приключения.
В год выхода Risen могла похвастаться хорошей и детализированной графикой, а также продуманной боевой системой. Piranha Bytes наполнила игровой мир разнообразными монстрами и персонажами. Саундтрек написал автор музыки игр Gothic Кай Розенкранц (Kai Rosenkranz). Узнаваемый стиль мелодий прочнее связал Risen с прошлой трилогией игр Piranha Bytes. На релизе критики ругали проект за баги и общую техническую сырость, но фанаты жанра оказались в полном восторге. Спустя 15 лет Risen считается лучшей игрой студии и великой по версии игрового сообщества ролевой игрой.
В 2009 году бельгийская студия Larian Studios была очень нишевой и не могла похвастаться обширной фан-базой. Divinity 2: Ego Draconis — очень крутая ролевая игра. Ей не удалось завоевать внимание игроков из-за слабой пиар-кампании и довольно скромного бюджета. Только спустя десятилетие общественность «откопает» проект в недрах Steam и оценит по достоинству.
Сюжет игры вращается вокруг противостояния Убийц Драконов и возрожденного Дракона, а также раскрытия древних тайн и спасения мира от угрозы. Divinity 2 была первой попыткой Larian совместить жанр ролевой игры с экшеном. Боевая система позволяла сражаться как на земле, так и в воздухе, превращаясь в дракона. Каждый квест можно было пройти несколькими способами, а общая вариативность могла с легкостью соперничать с RPG прошлого века. Вариативность влияла не только на сюжет, но и на взаимодействие с неигровыми персонажами. Divinity 2 давала игрокам свободу, которой не могут похвастаться современные игры.
Уже на момент выхода Divinity 2: Ego Draconis выглядела весьма устаревшей. Разработчики пытались скрыть недостатки графики хорошим дизайном и повышенной детализаций уровней. Помимо визуальных проблем, игра очень плохо работала на ПК и была переполнена багами. Но все перечисленные минусы не смогли повлиять на высокие оценки прессы и восторженные отзывы игроков. В наше время Divinity 2 называют классикой жанра.
До 2009 года студия FromSoftware создавала весьма посредственные игры и могла похвастаться лишь серией экшенов Armored Core. Но с выходом Demon's Souls от «маэстро» Миядзаки (Hidetaka Miyazaki) репутация компании резко пошла вверх. Хидэтака скрестил ролевую игру с метроидванией и добавил невероятную сложность противников, тем самым заложив основы поджанра souls-like, который спустя годы станет чуть ли не самым востребованным в индустрии. Demon's Souls — эксклюзив PS3, который многие игроки пропустили из-за непопулярности консоли и ее высокой цены.
Demon's Souls известна своей высокой сложностью и требовательностью к игроку. Боевая система максимально приближена к экшену, но с использованием тактического подхода. Ролевая система предлагает несколько классов персонажей, которых можно прокачивать без каких-либо ограничений. Важной частью геймплея является система душ, которые служат как валютой, так и очками опыта. После гибели персонаж теряет все накопленные души. Он может их вернуть, если возвратится на место смерти в целости и сохранности.
На момент выхода Demon's Souls могла похвастаться красивой графикой и общим дизайном. При этом игра очень плохо работала на PS3 и фреймрейт часто опускался до 15 кадров. FromSoftware создала впечатляющих боссов и монстров, который до сих пор считаются эталонными. В 2020 году вышел ремейк игры для PlayStation 5, который обновил графику и улучшил технические аспекты, сохранив при этом дух оригинала. Demon's Souls не стала мегапопулярной на выходе, но со временем обрела культовый статус.
В 2010 году вышло немало хороших игр. Студия BioWare выпустила свой magnum opus, после которого качество их проектов стало скатываться по наклонной. Bethesda вернула Fallout разработчикам первых двух частей. И не прогадала. New Vegas стала не только лучшей трехмерной интерпретацией популярной франшизы, но и значимой ролевой игровой в истории. Питер Молинье (Peter Molyneux) отправил на прилавки третью часть Fable, которая стала последней крупной игрой студии Lionhead. Obsidian выпустила свою версию Mass Effect под названием Alpha Protocol, а издательство JoWood без участия Piranha Bytes представило миру четвертую Gothic с заголовком Arcania.
Mass Effect 2 — идеальный пример определения «образцовый сиквел». Последняя игра BioWare, созданная старым «классическим» составом. Проект, который навсегда изменил подход к разработке ролевых приключений. Веха в индустрии и фундамент для последующих блокбастеров. Mass Effect 2 удалось на время затмить Star Wars и стать главной космооперой медиа-среды. Можно еще очень долго перечислять заслуги «главной игры» BioWare, но среди них есть одна, которую нельзя не упомянуть: Mass Effect 2 показала общественности, что видеоигры — это новая веха в искусстве.
Вторая часть Mass Effect продолжает историю Шепарда, которому предстоит собрать отряд элитных бойцов, чтобы спасти галактику от оживших кораблей — Жнецов. В свое время первая часть получила титул RPG 2.0, представляя собой смесь приключенческого экшена и ролевой игры. Боевая система в сиквеле была значительно улучшена, а возможности для отыгрыша существенно расширены. Потрясающий сюжет писателя Дрю Карпишина (Drew Karpyshyn) был очень вариативным. Mass Effect 2 получила высокие оценки критиков и положительные отзывы игроков.
Bethesda возродила серию Fallout из пепла, а Obsidian возвысила ее. New Vegas — это «настоящий» сиквел изометрической дилогии, который разработали бывшие сотрудники Black Isle Studios. Большая часть контента представляет собой наработки отмененной Fallout 3: Van Buren. Действие игры разворачивается в пустыне Мохаве, вокруг города Нью-Вегас. Главный герой, курьер, выживает после нападения и кражи важного платинового чипа. Его главная задача — вернуть чип обратно и выяснить, кто назначил цену за его голову. Конечно же, история мести выльется в полноценную войну между фракциями, в которой игрок сыграет основную роль.
Fallout: New Vegas — это доведенная до ума третья часть, в которой больше ролевых элементов, чем непосредственно экшена. Obsidian создала полностью нелинейный сюжет, в котором у игрока нет никаких ограничений. Все по канонам классических приквелов. Мир игры забит различными фракциями и персонажами, с которыми нужно взаимодействовать. В New Vegas вернулись системы «кармы» и «репутации». Большинство конфликтов можно решить диалогами, а ключевые сюжетные персонажи могут погибнуть в любой момент без блокировки основного сюжета.
Fallout: New Vegas — самая любимая среди фанатов часть серии и важная ролевая игра для всей индустрии. Критики ругали ее за обилие багов, но при этом все равно поставили высокие оценки. Этот проект не стыдно перепройти даже сейчас.
Fable 3 — ролевая игра от Lionhead Studios. Триквел, который не смог переплюнуть вторую часть. Его действие происходит в вымышленном королевстве Альбион. Игроку предстоит взрастить отпрыска главного героя приквела и свергнуть его брата тирана с престола. В отличии от предыдущих проектов, третья часть исследует тему борьбы за трон и управления государственной машиной.
А еще это ролевой экшен с моральными делами. У игрока есть возможность исследовать открытый мир, выполнять квесты и принимать важные решения, которые в том или ином виде влияют на ход истории. От ваших поступков меняется характер главного героя, а также его навыки и способности. Быть злодеем или героем — решать только вам. Fable 3 — одна из немногих игр, где темная сторона сюжета прописана интереснее, чем светлая.
После завоевания трона игрок получает возможность управлять государством. Все дальнейшие политические решения будут отражаться не только на повествовании и развитии истории, но и на внешности главного героя. Критики высоко оценили Fable 3, но при этом отмечали, что она вышла слабее второй. Так или иначе, ее стоит попробовать.
Mount & Blade — довольно необычная ролевая игра. Если вышеупомянутые современные RPG в основном сочетались с экшен-элементами, то проект турецкой студии TaleWorlds мог похвастаться интересной интеграцией стратегических тактик. В 2010 году вышло самостоятельное дополнение Warband, которое не только расширило геймдизайнерские рамки, но и добавило улучшенную графику, фракции и мультиплеерный режим. Основная сюжетная канва осталась неизменной: игроку нужно пройти непростой путь от наемника до могущественного правителя.
В Warband игроки могут свободно перемещаться по открытому миру, нанимать войско, участвовать в битвах и осадах, а также выполнять разнообразные квесты. В отличии от Fable 3, где игрок владел королевством и решал важные вопросы, в Mount & Blade есть система дипломатии, союзничества и захвата вражеской территории. Не менее важной составляющей проекта является ролевой отыгрыш, который дает безграничную свободу в формировании своего протагониста.
Mount & Blade: Warband получила высокие оценки прессы и восторженные отзывы в Steam. Спустя 14 лет игра пользуется бешенной популярностью. Игроки проводят сотни, а иногда и тысячи часов в виртуальном средневековье. Warband нельзя назвать чистокровной ролевой игрой, но, в отличии от Fallout и Mass Effect, она способна генерировать тонны уникального контента.
2011-й стал настоящим праздником для игровой индустрии. Каждый месяц выходили хиты, которые в наше время принято считать эталонами жанров. Кроме того, год запомнился чрезмерной урожайностью в ролевом сегменте. Разработчики еще не успели разочароваться в жанре. Они не жалели сил и времени на проработку деталей и вариативности. Большинство из выпущенных в 2011 игр пользуются популярностью и по сей день.
The Elder Scrolls 5: Skyrim — одна из лучших игр в истории. Студии Bethesda удалось сотворить бессмертную классику, в которую люди с удовольствием возвращаются спустя десятилетие. И дело даже не в огромном потенциале для модификаций и не в бесконечных переизданиях, которые Тодд Говард (Todd Howard) пытается продать по десятому разу. Все дело в невероятном симбиозе жанров: ролевой игры, экшена, выживания в открытом мире и данжен-кроулера. Мало какая игра может похвастаться таким невероятным «коктейлем», в котором составные части гармонично уживаются друг с другом.
В Skyrim игрок играет за Довакина (драконорожденного), который наделен способностью поглощать души летающих монстров и использовать их силы для достижение собственных целей. Главная сюжетная задача — остановить «главного» дракона, который, согласно пророчеству, должен уничтожить мир. Ролевая система позволяет выбирать расу и класс, которые играют особую роль в истории. Как и в любой игре Bethesda, геймер может вступать в гильдии, развивать навыки, искать особую экипировку в подземельях и исследовать открытый мир.
Skyrim — одна из самых высокооцененных игр в истории. Даже спустя 13 лет она способна удивить графикой, свободой и невероятной музыкой, написанной Джереми Соулом (Jeremy Soule). Проект также поддерживает модификации, что позволяет огромному комьюнити создавать и делиться своими собственными дополнениями, улучшениями и расширенным функционалом. Настоящая веха в игровой индустрии, которой нет равных.
The Witcher 2: Assassins of Kings — важная для CD Projekt RED игра, без которой на свет не появился бы культовый триквел. После успеха первой части в странах СНГ разработчики поверили в себя и свои силы, выдав не просто ролевой проект, а настоящий блокбастер, который по всем фронтам обошел сиквел Dragon Age. Да, на релизе игра была непроходимой из-за багов, а ее системные требования не подходили большинству геймеров тех лет. Но сюжет, нелинейность, постановка и невероятное внимание к деталям с лихвой перекрывали любые недостатки.
В The Witcher 2 Геральту из Ривии нужно найти убийцу королей и очистить свое имя. Важной частью игры был нелинейный сюжет. Выборы, которые делал геймер, приводили к разным концовкам, а также открывали доступ к уникальным локациям с персонажами и квестами. В сравнении с первой частью второй «Ведьмак» был более линейной игрой, но при этом имел открытые локации с заранее прописанными второстепенными миссиями и постановочными сценами. В наше время такой подход к геймдизайну считается нормой, но в 2011 — это была настоящая революция.
The Witcher 2 получила обновленную боевую систему, в которой разработчики смешали экшен, тактику, использование магии и алхимии. Спустя год после релиза, CDPR отполировала сиквел до идеального состояния и портировала на Xbox. Второй «Ведьмак» получил восторженные отзывы критиков и высокие оценки от игроков. Хорошие продажи помогли студии не только удержаться на плаву, но и творить без каких-либо ограничений.
Всего через два года FromSoftware выпустила духовную наследницу Demon's Souls, в которую могли поиграть не только владельцы PlayStation 3. Dark Souls — хардкорная ролевая игра с элементами экшена и проработанной вселенной. Сюжет разворачивается в мрачном Лордране, где геймер в роли «Проклятой Нежити» должен собрать души могущественных существ и зажечь «Первое Пламя». В игре нет ветвистых диалогов и чрезмерной нелинейности, но это не значит, что в ней всего одна концовка. Dark Souls учитывает каждое действие игрока и выстраивает логичное повествование.
В Dark Souls все локации связаны в большой бесшовный мир. Каждый закуток и темный угол хранит в себе загадки и секреты. Игровой процесс местами схож с метроидванией, в которую добавили хардкорную боевую систему и ролевые механики. Прокачка персонажа и подбор экипировки значительно влияют на развитие прогрессии. Второстепенные квесты имеют нелинейность и влияют на основной сюжет.
В отличии от других ролевых проектов, Dark Souls не может похвастаться литературным слогом и проработанными персонажами. Всю сюжетную информацию игроки должны собирать в окружающем мире. Эта особенность придает игре глубокое и многослойное повествование. Dark Souls получила высокие оценки прессы и восторженные отзывы игроков. Спустя годы она стала образцом для подражания для множества других проектов.
Вероятнее всего, вы никогда не слышали о The Last Story. Эта потрясающая ролевая игра была эксклюзивом консоли Nintendo Wii, которая в нашей стране не пользовалась особой популярностью. Теперь же приставку можно запросто найти на вторичном рынке и попробовать этот шедевр. Проект разработан авторами культовых частей Final Fantasy, которая после их ухода из Square Enix стала блеклой и безвкусной.
The Last Story — японская ролевая игра с тактическими сражениями в реальном времени. Ее сюжет очень глубокий и эмоциональный. У каждого персонажа продуманный до мельчайших деталей характер. Огромный игровой мир заполнен второстепенными квестами и геймплейными активностями. Музыкальное сопровождение написал легендарный Нобуо Уэмацу (Nobuo Uematsu). На релизе The Last Story получала высокие оценки за инновационный игровой процесс, графику и сюжет.
Да, Deus Ex: Human Revolution — это в первую очередь иммерсив-сим, но не добавить ее в ТОП стало бы настоящим преступлением. Все основные признаки ролевой игры в проекте присутствуют в полном объеме. Более того, не каждая современная RPG может похвастаться продуманным и нелинейным сюжетом, прописанными второстепенными квестами и умной прогрессией. Human Revolution не просто возродила из пепла забытую всеми серию Deus Ex, но и стала одной из лучших игр в истории.
Deus Ex: Human Revolution может похвастаться не только гибкой нелинейностью, но разносторонним геймплеем. Игроки могут пройти ее несколькими способами: через стелс, диалоги, хакерство и сражения. Главный герой может улучшать свои способности путем апгрейда имплантов. Важной частью триквела стала свобода выбора. Пользователь должен принимать решения в моральных дилеммах, выбирать диалоги и избегать убийств для лучшей концовки.
Deus Ex: Human Revolution может похвастаться потрясающей стилистикой и продуманным дизайном. Ее графика и художественный стиль до сих пор остаются неповторимыми. Крутой саундтрек прекрасно работает на атмосферу. Критикам очень понравился проект, а игроки остались в полном восторге после прохождения.
В какие из перечисленных RPG вы играли?
Пройти опрос
Мне игра очень понравилась, после прохождения пиратки взял в Стиме, и другие игры от студии, создавшей Транзистор тоже отличные!
А это Hades 1 и 2 , Бастион, Pyre.
Очень качественный контент. Лайк
Капец, я — отсталый. Из всего перечисленного играл только в Скайрим (самое начало — до 2 или 3 ачивки. отложил на потом) и Ведьмак 2 (примерно половину прошёл)
Часть других игор — есть в коллекции. Ждут своего часа. 🤷♀️
Капец сообщения писали здесь 10 лет назад 🤯
В каком месте Warband не чистокровная RPG? RPG это когда игрок вливается в уже существующей без него мир и продолжает существовать без него. В RPG нету линейных сюжетов зависимых от игрока. Из всего списка только Warband является чистокровным RPG, всё остальное имеет косвенное отношение к этому жанру