Обзор Doom: The Dark Ages. Король шутеров возвращается со щитом, а не на щите

Выход каждой новой части серии Doom — настоящее событие для игровой индустрии. За последние тридцать лет шутеры сильно изменились, в них появился сюжет, проработанные персонажи и густая атмосфера, а в некоторых представителях жанра — открытый мир и RPG-элементы. Doom же по-прежнему предлагает уничтожение демонов на небольших аренах. Но заниматься истреблением нечисти в ней всё также интересно, как и тридцать лет назад. А за счёт смены сеттинга The Dark Ages ощущается как глоток свежего воздуха.

Doom как важнейшая серия шутеров в истории

Самая первая Doom была духовной наследницей Wolfenstein 3D. Приключения Би-Джей Бласковица тоже в своё время понравились игрокам, но именно сражения с полчищами адских созданий на марсианских базах вывели популярность шутеров на новый уровень. А спустя год на полках магазинов появился сиквел с дополнительными уровнями и фирменным двуствольным дробовиком.

Первые две части серии удивляли передовыми технологиями — Джон Кармак (John Carmack) не просто разработал псевдотрёхмерный движок, а заставил его работать быстро на актуальных компьютерах тех лет. За уникальный дизайн уровней с необычной архитектурой мы должны поблагодарить Американа МакГи (American McGee) и Джона Ромеро (John Romero).

О третьем «Думе» мы подробно рассказали в отдельной статье. Если коротко, то разработчики сместили акценты с динамичного расстрела демонов в сторону хоррор-элементов, в результате чего мы получили совсем другую игру. Концепция была признана неудачной, поэтому следующая часть оказалась перезапуском, который вернулся к формуле оригинальной дилогии. А в 2020 году вышла Doom Eternal, где сражения напоминают своеобразные головоломки. Вам нужно чётко рассчитывать число патронов, грамотно использовать все доступные умения и помнить о слабых местах каждого конкретного монстра.

Любимая часть серии Doom?

Результаты

Новый сеттинг — главное отличие Doom: The Dark Ages от ранних игр серии

Во всех предыдущих частях серии Doom мы делали примерно одно и то же — сражались с демонами в сеттинге недалёкого будущего, а также заглядывали в ад, чтобы разделаться с особо сильными прислужниками дьявола. Даже арсенал везде был похожим. На этапе анонса казалось, что The Dark Ages ограничится косметическими изменениями по сравнению с Eternal. Но вместо этого нас отправили в Средневековье, дали в руки щит и предложили сжигать демонов верхом на огромном драконе.

Шутеры с элементами классического фэнтези выходили ещё в 90-х. Яркие примеры — Hexen и Heretic от Raven Software. Однако, благодаря мрачным декорациям, The Dark Ages напоминает не эти проекты, а оригинальную Painkiller. Совсем скоро она получит полноценный ремейк. Будет интересно сравнить двух представителей разных серий, которые внезапно оказались похожи друг на друга.

Этот арбалет — местный аналог BFG из предыдущих частей серии. Как и прежде, один выстрел из него зачищает половину арены

Обзоры игр 2025 года

  1. Обзор Kingdom Come: Deliverance 2. Самая смелая и грандиозная ролевая игра последних лет
  2. Обзор Sniper Elite: Resistance. Будни британских диверсантов
  3. Обзор на The First Berserker: Khazan. Качественный soulslike с корейскими нотками
  4. Обзор Blue Prince. Потрясающий пазл в обертке нечестного рогалика
  5. Обзор Steel Seed. Красивая фантастика, вдохновленная «старой школой»
  6. Обзор South of Midnight. Одна из самых стильных и уютных игр 2025 года
  7. Обзор Atomfall. Низкобюджетный аналог S.T.A.L.K.E.R. в британском сеттинге
  8. Обзор Assassin's Creed Shadows — знаешь, что такое безумие?
  9. Обзор Split Fiction. Эпатажный и ругающийся Юсеф Фарес вновь создал прекрасное
  10. Обзор Monster Hunter Wilds. Упрощение — это не всегда хорошо

Сюжет в Doom? Звучит как шутка

«Сюжет в игре — как сценарий в п**нофильме. Он должен быть, но совершенно не важен», — заявлял Джон Кармак. Эта немного устаревшая к 2025 году фраза на удивление точно подходит Doom. Начиная ещё с третьей части, сценаристы активно пытаются рассказать сложносочинённую историю с кат-сценами, дневниками, внутриигровым кодексом и многим другим. Вот только суть всегда сводится к одному — демоны из ада напали на людей, поэтому их надо остановить.

В The Dark Ages мы видим масштабное вторжение со штурмом городов, наблюдаем за реализацией коварных планов одного из лидеров дьявольских армий и охоте за таинственными артефактами. Причём молчаливый главный герой здесь выступает как человек с невероятной силой и могуществом. Один из персонажей на полном серьёзе сравнивает Палача Рока с богом, а демоны дрожат от одного упоминания его имени. И весь этот пафос подаётся максимально серьёзно.

При желании в нижней части экрана можно поставить лицо главного героя, которое будет отображать текущее состояние здоровья и реагировать на каждое попадание. Это приятная отсылка к первым играм серии

Любопытно, что ещё одиннадцать лет назад нам показали, что у продолжения классического шутера может быть отличный сюжет, который вызывает эмоции и нагнетает интригу. Речь о Wolfenstein: The New Order. В 2017-м он получил сиквел с подзаголовком The New Colossus, в котором история вышла на качественно новый уровень.

Щит вместо меча. Арсенал Doom: The Dark Ages

Смена сеттинга напрямую повлияла на арсенал новой Doom. В самом начале прохождения нам выдают щит. Простая возможность блокировать вражеские удары преобразует всю механику — вы всегда можете перейти в оборону, сменить позицию и попробовать восстановить здоровье на окраине арены, вдалеке от самых опасных демонов.

Однако гораздо лучше парировать атаки. Это позволяет нанести дополнительный урон, сбить броню с противников в доспехах, заставить ревенанта материализоваться, и многое другое. Бои с местными боссами полностью построены на отражении их ударов.

Щит также можно использовать в атаке. Среди доступных приёмов простой таранный удар и бросок вперёд. На словах всё это кажется стандартным нововведением, словно речь идёт о дополнительном оружии. Однако на деле появление щита заставляет мыслить иначе. Пока он поднят, вражеские дальние атаки вам не страшны, но герой не можете использовать дальнобойное оружие. А во время стрельбы вы беззащитны перед ответным огнём демонов. В результате приходится грамотно реагировать на то, что происходит на поле боя, действовать по обстоятельствам.

Удивляет, как ловко щит вписался в базовую механику Doom. На её освоение потребуется пять-десять минут и несколько сражений с рядовыми противниками. Причём стоять в блоке всё время не получится — после нескольких попаданий он будет пробит, а вы окажетесь уязвимы. В этом плане игра напоминает экшены с полоской выносливости в духе Dark Souls.

Как и в Eternal, желательно учитывать сильные и слабые стороны противников. Например, на раннем этапе игры серьёзную угрозу будут представлять солдаты с собственными щитами. Но от них можно избавиться за пару секунд, если сначала выстрелить в упор из дробовика, а затем бросить круговую пилу. Но это же оружие отскакивает от брони каменных импов, поэтому их лучше бить в ближнем бою. Против одиночных противников отлично подойдёт пронзатель, который можно назвать аналогом коломёта из Painkiller. А вот против толп разномастных врагов лучше использовать скорострельное оружие, например, плазменный ускоритель или костолом, местный аналог минигана. Если же сражение развернулось в узких стенах замка, то лучше переходить на двуствольный супердробовик, который наносит большой урон в ближнем бою. Даже огромные противники в духе манкубуса или всадника перестают казаться такими уж грозными, когда обнаруживаешь, как быстро они убиваются при помощи ядра цеповала. Но это оружие же теряет свою эффективность, когда речь заходит о быстрых врагах.

Появление каждой новой пушки — настоящий праздник. Её демонстрируют со всех сторон, после чего предлагают сразу пустить в ход. Причём ощущение от использования оружия просто непередаваемое, ведь оно прекрасно озвучено и анимировано, а противники живо реагируют на прямые попадания — от них отваливается броня, куски плоти и даже отдельные конечности. А если вы играете при помощи геймпада DualSense, то получите дополнительное удовольствие от стрельбы благодаря вибрации и сопротивлению курков.

Легендарный двуствольный супердробовик по-прежнему один из лучших стволов в арсенале Палача рока. Причём стрельба в упор отлично сочетается с навыками ближнего боя

Последние части серии Doom критиковали за добивания противников, которые немного сбивают бешеную динамику сражений. В The Dark Ages они более органично вписаны в геймплей. Однако ближнего боя стало больше. Например, вы будете вынуждены бить противников в рукопашную, чтобы получать дополнительные патроны для огнестрельного оружия. Дефицит боеприпасов из Eternal остался в прошлом, поэтому во время сражений пули можно не экономить.

Также можно отметить руны. Они наделяют Палача рока дополнительными возможностями, например, возвращают наплечную пушку или позволяют отражённым снарядам поражать демонов током.

Титаны и драконы

Привычный шутерный геймплей в The Dark Ages разнообразили за счёт управления огромным экзоскелетом, известным как Атлан. К сожалению, эти эпизоды — худшее, что есть в игре. Его движения слишком медленные, рукопашные схватки тягучие, а стрельба из турелей или ракетомёта представляет собой простенький и невыразительный тир. Невольно вспоминается сюжетная кампания Titanfall 2, где тоже были тяжёлые мехи. Но там сражаться с их помощью было даже интереснее, чем стрелять из обычного оружия.

Полёты на драконе — совсем другое дело. В них есть динамика, а также возможность двигаться в любом направлении практически без ограничений. Сражения верхом на огромном ящере строятся на своевременных уклонениях. Только после удачного уворота вы сможете нанести значительный урон вражеским танкам. Эта игровая условность делает бои в воздухе действительно интересными. Причём разработчики грамотно сочетают управление огнедышащим монстром с отстрелом демонов на своих двоих. Периодически вам придётся покидать дракона, зачищать комнаты обычным оружием, а затем снова возвращаться на спину крылатого союзника. В результате мы получили чуть ли не самые насыщенные эпизоды во всей игре.

Типичный бой с демонами в Doom: The Dark Ages

Вы врываетесь на арену со множеством рядовых противников и начинаете убивать их пачками под фирменный тяжёлый рок. Вскоре появляются более сильные демоны, каждый из которых требует индивидуального подхода. Поверженные враги немного восполняют ваше здоровье, поэтому часто проще пострелять по бродячим трупам, чем судорожно искать аптечку.

Когда локация зачищена, на неё может прибыть полубосс или главарь, убийство которого принесёт постоянный бонус, например, навсегда повысит максимальное число патронов. Но одолеть его непросто — нужно парировать атаки и планомерно ломать броню, чтобы открылась возможность расстрелять его из огнестрела. Попутно будут появляться другие враги, которые попытаются ударить в спину, поэтому нужно всегда быть начеку.

«Мир — передышка между двумя войнами». Что происходит в Doom: The Dark Ages, когда демоны не пытаются вас убить

Сражения с демонами — лучшее, что есть в игре. Но когда последний из них падает замертво, начинается блуждание по коридорам или открытым локациям. Разработчики пытаются разнообразить их простенькими головоломками, но лучше бы их не было. Решение либо лежит на поверхности, либо приходится осматривать стены и потолок в поисках интерактивного объекта. От элементов платформинга практически избавились — есть лишь вертикальные поверхности с заметными царапинами, по которым нужно карабкаться наверх.

При желании можно поискать секретные области, где лежит золото, которое инвестируется в прокачку оружия. Вот только тратить время на его поиски совершенно не хочется. Наоборот, возникает желание поскорее продвинуться дальше по сюжету, чтобы вновь окунуться в гущу сражений.

Без посещения ада не обходится ни одна номерная часть серии Doom. К сожалению, в The Dark Ages он получился не слишком выразительным

Прокачка действительно улучшает оружие — увеличивается урон, скорострельность и другие параметры. Разумеется, отдавать предпочтения стоит тем пушкам, которые вы часто используете в бою. И не стоит забывать про кистень, благодаря которому будете постоянно восполнять запас брони.

Doom: The Dark Ages активно использует современные графические технологии и предлагает действительно необычную шутерную механику. Но в глубине души она остаётся самым настоящим олдскулом. Аккуратно расставленные аптечки и патроны заставляют вспомнить времена первых Quake, а разноцветные ключи, которые открывают важные для прохождения двери, встречались почти во всех шутерах 90-х.

Заигрывания с Лавкрафтом

Поначалу почти все монстры кажутся рескином знакомых демонов из предыдущих частей серии с поправкой на Средневековый сеттинг. Однако во второй половине прохождения мы попадаем в город Рай'уул. Обитатели этого измерения выглядят так, словно сошли со страниц книг Говарда Филлипса Лавкрафта (Howard Phillips Lovecraft). Например, мы видим существ с характерными щупальцами на голове, как у служителей культа Ктулху. Да и окружение напоминает о космических ужасах из произведений американского писателя. Но главное, что всё это не выглядит чужеродно, а отлично вписывается в тематику The Dark Ages.

В такие моменты может показаться, что перед нами новая Call of Cthulhu, а не Doom

Рёв железа, языки огня. Звук и музыка в Doom: The Dark Ages

Музыка всегда была важной составляющей Doom. Ещё в самой первой части серии она задавала настроение — оказалось, что тяжёлый рок идеально сочетается с уничтожением полчищ демонов. В сети активно обсуждают уход композитора Мика Гордона (Mick Gordon), который работал над перезапуском 2016 года и Doom Eternal. Сложно сказать, дело в нём или же в звукорежиссёре, но здесь музыка играет фоном и практически не подбадривает. Сама по себе она неплоха, если послушать её отдельно, но возникает ощущение, что в игре она включается не к месту.

Звуки — совсем другое дело. И речь не только о выстрелах и взрывах. Даже простое приземление Палача рока после прыжка с большой высоты сопровождается реалистичным грохотом железа. Во многом благодаря лязгу металла мы чувствуем, что управляем героем в тяжёлых доспехах. Похожий эффект был в RoboCop: Rogue City, где каждый шаг Алекса Мёрфи сопровождался грохотом его механических ног.

Один в поле воин

По сути, сегодня у Doom: The Dark Ages нет прямых конкурентов. Ежегодная Call of Duty предлагает совершенно другой подход, а бумер-шутеры с пиксельной графикой сложно воспринимать как полноценные современные игры. Ремейк Painkiller, о котором мы упоминали выше, ещё не вышел, да и не факт, что он окажется удачным.

Подобные всадники убиваются в два этапа. Сначала устраняем наездника, а затем — рогатое животное

Поэтому новую Doom можно сравнить лишь с предыдущими частями серии. Например, Eternal по ощущениям кажется сложнее, ведь там более жёсткая привязанность оружия к уязвимостям противников, а патронов гораздо меньше. Хорошо это или плохо — решать вам. Но мы отметим главное — благодаря смене сеттинга и появлению щита The Dark Ages воспринимается свежо. Разработчикам из id Software удалось избежать самоповтора, что уже можно считать достижением.

***

Получается парадоксальная ситуация. Обновлённая шутерная механика и полёты на драконах — единственное, что в The Dark Ages выполнено превосходно. Остальные элементы игры кажутся посредственными или устаревшими. Но этот шутер всё равно хочется порекомендовать всем, кто неравнодушен к жанру. В последний раз такое яростное и увлекательное уничтожение демонов нам предлагали пять лет назад, в предыдущей части Doom.

А вы уже прошли The Dark Ages? Понравилась игра или предыдущие части серии были лучше? Делитесь мнениями в комментариях!

Уже поиграли в Doom: The Dark Ages?

Результаты
+4
Сюжет
5.0
Управление
10
Звук и музыка
8.0
Локализация
9.0
Геймплей
9.0
Графика
9.0
8.3 / 10
The Dark Ages отличается как от предыдущих частей серии, так и от любого другого шутера, который есть на рынке. Благодаря щиту привычная механика ощущается по-новому, но играть всё ещё интересно. Ценители жанра просто обязаны ознакомиться с новой Doom.
Плюсы
— Новые геймплейные возможности, например, использование щита, отлично реализованы;
— Убивать демонов по-прежнему интересно;
— Оружие прекрасно озвучено и анимировано, чувствуется каждое попадание;
— Полёты на драконах вносят разнообразие в базовую механику;
— Это одна из самых жестоких и брутальных игр современности.
Минусы
— Посредственный сюжет;
— Управление экзоскелетом вызывает скуку;
— Музыка не такая бодрая, как раньше;
— В перерывах между сражениями вас ждут лишь блуждания по уровням в поисках секретов.
Комментарии 5