Обзор The Elder Scrolls 4: Oblivion Remastered. Возвращение легенды в самом лучшем виде

Инсайдеры не солгали. Ремастер The Elder Scrolls 4: Oblivion действительно все эти годы находился в разработке, и, что самое главное, релиз состоялся сразу после полноценного анонса. Настоящий подарок для ценителей хороших ролевых игр и фанатов оригинального проекта 2006 года. На этот раз Bethesda не ограничилась лишь легким марафетом устаревшей с точки зрения визуала игры, как это было в своё время со Skyrim, а позволила студии Virtuos осовременить классику и облагородить её геймплейные шероховатости. Забегая вперёд, можем сразу отметить: с точки зрения геймдизайна игра ничуть не устарела, а впечатления от неё на две головы выше, чем от недавней Avowed. Мы были рады вернуться в уже родной Сиродил, чтобы воочию убедиться в качестве ремастера и рассказать вам, почему вы должны попробовать Oblivion (если не застали её на релизе) или пройти её заново от начала и до конца.
Второй шанс
В 2006 году The Elder Scrolls 4: Oblivion произвела настоящий фурор в индустрии и захватила умы не только фанатов RPG, но и вообще всех геймеров. Bethesda сделала уютную и комфортную ролевую игру, которую можно было спокойно пройти на Xbox 360, наслаждаясь сочной картинкой и адаптированным под геймпад управлением. Конечно, большая часть нашей аудитории изучала Сиродил на PC, так как консоли в те годы были у ограниченного числа пользователей, и, вдобавок, на них отсутствовала полноценная локализация и безграничный простор для моддинга.
С одной стороны, немного странно в 2025 году делать обзор на игру, с которой не понаслышке знаком каждый второй геймер, а с другой, судя по объему работы, проделанной студией Virtuos, можно запросто принять новую версию Oblivion за полноценный ремейк. Да, столько всего было переделано и осовременено! С сюжетной и общей повествовательной стороны — это всё та же игра 19-летней давности: с невариативными диалогами, довольно линейными квестами и загрузками между локациями. Поэтому фанаты могут спокойно выдохнуть и не переживать, что их любимую игру «испортили» или «переписали на современный лад». Главное — это не ремейк уровня Resident Evil 2 от Capcom, но и не ремастер в духе The Last of Us: Part 1 от Naughty Dog.
The Elder Scrolls 4: Oblivion Remastered даёт современной аудитории, которая выросла на Skyrim, возможность пройти одну из самых значимых ролевых игр в индустрии с актуальным визуалом и улучшенным геймплеем. Можно с уверенностью сказать, что это последняя игра Bethesda, в которой были крутые второстепенные квесты, приятная атмосфера и запоминающиеся персонажи. В дальнейшем студия углубилась в эксперименты с генерацией контента и превратила последующие игры в «симулятор мусорщика» на RPG-фундаменте.
При этом нельзя однозначно назвать The Elder Scrolls 4: Oblivion шедевром на века. Несмотря на обширную фан-базу и довольно высокие оценки прессы, у «Четвертых Свитков» есть немало хейтеров, считающих её худшей игрой в серии. И причин на самом деле несколько: унылые и однообразные подземелья, собранные из одинаковых ассетов; кривая симуляция живого мира Radiant AI, из-за которой всё происходящее могло по щелчку пальцев превратиться в комедию; не самая удачная система автолевелинга с перекачанными рядовыми противниками на последних этапах сюжетного квеста; урезанная со всех сторон нелинейность; и ещё целый ворох мелких проблем, на перечисление которых потребуется несколько абзацев.
И всё же о TES 4 чаще вспоминают с теплотой, чем с негативом. Многие из перечисленных выше недостатков стали особой «изюминкой» игры, которая спустя годы генерирует уморительные ситуации. Достаточно лишь вбить в поисковую строку «funny situation Oblivion». И если в свое время вы пропустили игру или вас отпугнули негативные отзывы хейтеров в сети, то сейчас самое время дать ей второй шанс. Bethesda и Virtuos проделали колоссальную работу по осовремениванию классики и довели до ума огромное количество спорных механик, чтобы сегодняшним геймерам было столь же комфортно, как и владельцам Xbox 360 в 2006 году.
Как вы относитесь к оригинальной TES 4: Oblivion?
Геймплейные улучшения ремастера
Первое, на что обращаешь внимание после запуска игры, — обновленный редактор персонажей. Oblivion и Fallout 3 известны своим редактором, где нельзя было сделать красивого или хотя бы приятного внешне персонажа. Мало того, что сам инструментарий жутко неудобный и не давал изначально адекватные пресеты, так еще и готовый герой в самой игре существенно отличался от того, что было создано в редакторе. В дальнейшем Bethesda «прикрутила» к своему движку очень гибкий редактор персонажей (Fallout 4), но в 2006-м приходилось играть тем, что получалось «слепить».
Сам по себе обновленный редактор персонажа неплохой, но не такой гибкий и функциональный, как в той же Fallout 4. Создать более-менее симпатичного героя сложно, но можно. Ползунки в параметрах теперь двигаются независимо друг от друга, позволяя менять определенные части лица, не затрагивая остальные. Сразу видно, что разработчики из Virtuos обратили внимание на популярные модификации и внесли правки в оригинал, исходя из запросов преданной аудитории.
Модели персонажей в ремастере полностью переработали и осовременили. Нельзя однозначно сказать, что они стали симпатичнее, чем в оригинале, но абсолютно точно — реалистичнее. Император теперь не опухший «кругляш» с нарисованными морщинами, а настоящий пожилой человек. Аргониане получили очень крутой редизайн, а каджиты — естественный шерстяной покров. Судя по заявлению разработчиков, эти расы наделены новой характерной для вида озвучкой.
Создав персонажа и оказавшись в тюремной камере, нам сразу на ум пришла фраза Хана Соло из «Звёздных войн» (Star Wars): «Чуи, мы дома!» Геометрия локаций, расположение предметов, скриптовые сцены и диалоги — всё осталось на своих местах. Ключевому изменению подверглась только графика. Окружение теперь настолько детализированное и реаличное, что на первых порах в голове происходит диссонанс: игра, по факту, та же самая, но ощущения совершенно другие.
Большая часть озвучки перенесена непосредственно из оригинальной игры. На самом деле это довольно спорное решение, так как местами Oblivion звучала слишком неестественно и наигранно. Особенно нелепой была озвучка в городских беседах NPC между собой. Вернее, даже не беседах, а бессмысленных фразах, из-за которых мы 19 лет назад думали, что население игры состоит сплошь из сумасшедших. С другой стороны, без узнаваемых голосов пропал бы особый вайб от классической Oblivion. Сомневаемся, что Шон Бин (Sean Bean) согласился бы ещё раз озвучить Мартина Септима для ремастера.
Покончив с прологом и выбравшись из канализации, мы смогли оценить графическое великолепие открытого мира. И выглядит The Elder Scrolls 4: Oblivion Remastered просто потрясающе. Не побоимся заявить: на данный момент — это одна из самых красивых игр на Unreal Engine 5. Переработанные с нуля объекты, высокая детализация окружения и потрясающее освещение преображают Сиродил до неузнаваемости. Произошла настоящая технологическая магия: по факту мы находимся в игре 19-летней давности, где играет потрясающая музыка Джереми Соула (Jeremy Soule), все ключевые места на карте на своих местах, но при этом визуал совершенно другой. Вдобавок, без зеленого фильтра из оригинала игра выглядит более естественной, хотя некоторым фанатам его будет не хватать, так как он был характерной чертой классической Oblivion.
Но если перестать разглядывать окружение и сконцентрироваться на контентном наполнении, то первое, что сразу видишь — устаревший по современным меркам открытый мир. Каким бы красивым ни был Сиродил, он абсолютно пустой в плане наполнения и логики случайных событий. Bethesda в начале нулевых еще не умела заполнять пространство интересными встречами, что разочарует новичков, познакомившихся с серией во времена Skyrim. Противники зачастую случайно появляются неподалеку от игрока и преследуют его до тех пор, пока он их не убьет. Из-за этого в большинстве случаев нельзя нажать кнопку ожидания или лечь спать на открытой местности, так как игра будет постоянно напоминать вам, что поблизости есть враг.
Так как ремастер построен на гибридном смешении двух движков — Gamebryo и Unreal Engine 5, вся игровая логика из оригинала перенесена в ремастер в исходном виде. И это касается не только загрузок между локациями, но и взаимодействия с физическими объектами. Вы по-прежнему можете убить противника активированной ловушкой или столкнуть стопку бревен на стоящих внизу гоблинов. Все, что касается физики (например, ловушек, цепей и подвешенных объектов) — работает, как в оригинале.

Искусственный интеллект, базовые механики, поведение толпы — все перенесено в ремастер без улучшений. Враги как «тупили» во время стелс-прохождения, так и «тупят». Скриптовые сцены как ломались во второстепенных квестах, так и ломаются. Застревающие в текстурах NPC и сбои логики — обыденность, которая наверняка не отпугнет кор-аудиторию, а вот новички с наибольшей вероятностью сразу побегут жаловаться на форумах и писать негативные отзывы в Steam. Мы за время знакомства с игрой столкнулись с парой багов в квестах, но все они решились обычной перезагрузкой.
И всё же без изменений в основных системах не обошлось. Так, разработчики усовершенствовали ролевую систему. Теперь повышение уровня дает больше контроля над тем, как вы хотите развивать персонажа, предоставляя возможность вкладывать определенные очки в характеристики. Раньше можно было выбрать только три атрибута, и игра сама решала, на сколько уровней их улучшить, исходя из действий игрока. Собственно, поэтому многие ругали оригинальную Oblivion за рандомность. Сейчас же у игроков развязаны руки, и они могут самостоятельно прокачать героя, как душе угодно. Единственный нюанс: нельзя «вкинуть» больше пяти очков в одну характеристику, в остальном — полная свобода.
В целом ролевая система сохранилась в первозданном виде. За любое действие вы накапливаете опыт и в дальнейшем получаете уровни. Чем больше двигаетесь и прыгаете, тем быстрее прокачиваете атлетику. Деретесь мечами — получаете развитие навыка владения клинковым оружием. И так далее.
Автолевелинг никуда не делся. Разработчики в анонсе сказали, что улучшили эту систему, но мы существенной разницы с оригиналом не заметили. Возможно, из-за того, что в последний раз запускали классическую Oblivion лет 10 назад. В любом случае, при правильной прокачке и подобранной экипировке проблем с прохождением возникнуть не должно. Вдобавок появилась авторегенерация здоровья, из-за которой пропала острая необходимость в заклинании «Лечения». Однако по мере роста прогресса мы начали замечать, как у противников стала появляться высокоуровневая экипировка, что лишь подтвердило наши предположения о наличии ненавистной многими системы автолевелинга.
Боевая система получила небольшие улучшения, но в основе своей осталась такой же, как и 19 лет назад. Во-первых, она теперь отзывчивее. Анимации более плавные и точные, что дает улучшенный контроль над персонажем. Враги лучше реагируют на попадания. Добавленные в ремастер хитмаркеры помогают понять, попали вы ударом по противнику или нет. Вдобавок на оружии остается кровь, которая со временем исчезает с клинка.
Стрельба из лука стала приятнее и удобнее. Добавили прицел, с помощью которого проще целиться в противников. С новыми анимациями (например, натягивания тетивы) управление персонажем осуществляется на современном уровне. Теперь можно нормально играть за лучника и строить билд через скрытность. Да, такой роскоши не было в оригинале.

С перечисленными выше изменениями боевая система в ремастере нам понравилась. Бесспорно, это далеко не уровень Kingdom Come: Deliverance 2 и даже не Avowed, но «закликивать» противников так же весело, как и в других играх серии TES. ИИ не блещет особым умом, но способен задавить толпой в узких коридорах подземелий. Главное, что в Oblivion сохранилось чувство прогрессии. Мы привыкли к современным RPG, где независимо от уровня экипировки любой враг остаётся грозным соперником, способным противостоять игроку. Но TES 4, как машина времени, вернула нас к классической формуле, где новое оружие и заклинания дают чувство превосходства над соперником, хоть и на короткий период из-за автолевелинга.
В систему исследования мира добавили возможность спринта, на который расходуется выносливость. Теперь можно быстро перемещаться между локациями и не злоупотреблять быстрым перемещением из одной точки карты в другую. Тем более вокруг вас заново воссозданный Сиродил, которым хочется любоваться во время изучения карты. Вдобавок в ремастер добавили систему перегруза из Skyrim, поэтому любителям таскать хлам на продажу в любом случае придется пешком топать до ближайшего торговца.
Стоит также отметить серьезные изменения в интерфейсе. Некоторые элементы теперь размещены в более удобных местах, а внутриигровая карта, наконец-то, стала удобной и информативной. Элементы HUD перерисовали под что-то среднее между The Elder Scrolls Online и Skyrim. Ориентироваться в пространстве и следить за показателями стало заметно проще. Мы рады, что Virtuos не побоялась отказаться от рудиментов и осовременила то, что серьезно раздражало в оригинале.
Из менее значительных изменений: анимация передвижения стала приятнее; появилась инерция и ощущение веса главного героя; намного приятнее стало играть от третьего лица; у противников появились дополнительные движения во время сражений с плавными переходами между анимациями; броня и оружие ломаются быстрее; интерактивные предметы теперь подсвечиваются; появилась приятная анимация сбора растений и грибов, а также после сбора они исчезают, а не остаются на месте, как это было в оригинале. Мелких изменений в геймплее достаточно, и в совокупности они заметно освежают устаревший за два десятилетия игровой процесс.
В целом Oblivion Remastered — настоящий подарок для геймеров, которые мечтали пройти одну из лучших игр Bethesda, но их отпугивал возраст и внешний вид. Мы привыкли смеяться над попытками Тодда Говарда (Todd Howard) продавать одни и те же игры, но на этот раз он действительно предлагает то, от чего сложно отказаться. Ради безупречных второстепенных квестов, ярких персонажей, сюжетной линии на Дрожащих Островах, музыки Джереми Соула, а теперь еще и великолепной графики с улучшенным геймплеем мы не просто готовы принять его предложение и потратить драгоценные десятки часов на перепрохождение классики, но и советуем вам поступить аналогично.
Типичные проблемы и особенности Unreal Engine 5
The Elder Scrolls 4: Oblivion Remastered впечатляет визуалом. Разработчики из Virtuos задействовали весь инструментарий Unreal Engine 5 и сделали по-настоящему «сочный» и живописный открытый мир. Из-за отсутствия фильтров из оригинала, повышенной резкости и контрастности картинка выглядит очень реалистичной. Если не знать изначально, что это ремастер Oblivion, то можно принять проект за любую другую игру на Unreal Engine 5.
С новой графикой, улучшенной геометрией и текстурами игра обрела объем, глубину и масштаб. Например, гладиаторская арена по ощущениям стала больше и величественнее. В городах приятно находиться, а жилые помещения не выглядят безжизненными декорациями. Также в ремастере полностью переработаны водные пространства. Мы были приятно удивлены проработкой речного дна и наличием косяков рыб. А от визуала переработанных локаций на Дрожащих Островах буквально побежали мурашки по коже. Благо все DLC включены в ремастер изначально, и вам не нужно приобретать Deluxe-издание ради огромной порции отличного контента.
Модели персонажей также полностью переработаны. Лица выглядят более выразительными и детализированными. Разработчики избавились от «фирменной фишки» Oblivion с гладкими лицами и овальными контурами. Теперь каждый персонаж выглядит уникально и реалистично. Нельзя однозначно сказать, что NPC стали симпатичнее и приятнее, но вы как минимум сможете их быстрее запоминать и находить нужных по квесту героев на городских улицах.
Мимику NPC в ремастере лишь слегка облагородили. В диалогах в большинстве случаев используются стандартные анимационные паттерны из 2006 года. Конечно, после Kingdom Come: Deliverance 2 и тем более Cyberpunk 2077 довольно непривычно смотреть на стандартную мимику из начала нулевых на высокодетализированных моделях, но спустя пару часов этот недостаток перестаешь замечать.
Куда серьёзнее разработчики подошли к переработке внутриигровых анимаций. Если вы совсем недавно проходили оригинал, то сходу увидите значительные изменения. Появились сюжетные анимации, которых ранее не было. Например, убийство императора в самом начале выглядит эффектно и постановочно. В оригинале его «рубанули» мечом обычным способом, словно это рядовой NPC, а не важный сюжетный персонаж. Игроки, не знакомые с оригиналом, даже не обратят внимания на это изменение, так как уже привыкли к подобным вещам в других играх, а вот фанаты останутся в полном восторге.
Про музыкальное сопровождение даже добавить нечего. Саундтрек как был великолепным, так и остался. Джереми Соул — мастер своего дела. Жаль, что пути композитора и Bethesda разошлись, и он вряд ли будет писать музыку для TES 6.
Касательно оптимизации — все не так здорово, как хотелось бы. Хорошей частоты кадров при Unreal Engine 5 на среднестатистических сборках ждать не приходится. Даже на топовом железе игра едва выдает стабильные 60 кадров. DLSS и другие апскейлеры не спасают положение. С включенным рейтрейсингом на базе Lumen игра выглядит потрясающе, но при этом FPS падает примерно вдвое.
Судя по обзорам в Steam, у большинства игроков есть серьезные проблемы с просадками кадров в открытом мире, в то время как на закрытых локациях FPS стабилен. При тестировании мы не стали выкручивать все на максимум и играли на высоких настройках с включенным DLSS в режиме DLAA. В среднем ремастер выдавал 60 FPS с просадками до 40 на открытых локациях и более сотни — в закрытых. Однако с выставленным пресетом DLSS на «Качество» мы получили уже 70 стабильных кадров, но с выключенной трассировкой лучей Lumen.
Без багов и ошибок, конечно же, не обошлось. Все технические огрехи стандартной Oblivion перекочевали в ремастер. Также стоит сказать, что игра может без причины вылететь на рабочий стол. Судя по многочисленным отзывам, проблема была не только у нас.
Будете ли вы проходить The Elder Scrolls 4: Oblivion Remastered?
***
The Elder Scrolls 4: Oblivion Remastered — великолепное переиздание культовой ролевой игры, которая славилась отличными второстепенными квестами, уникальной атмосферой и незабываемым саундтреком. Это не просто графический апдейт, а возможность заново открыть для себя одну из самых душевных игр Bethesda. Да, все классические проблемы оригинала остались: автолевелинг, случайные баги и забавные ляпы ИИ. Но сегодня эти особенности воспринимаются уже как фирменный стиль «Четвертых Свитков».
Мы получили ровно то, чего ждали — лучшую версию Oblivion с потрясающей графикой, доработанным геймплеем и тем самым волшебным ощущением приключения, которое затягивает так сильно, что хочется снова вернуться в Сиродил и переиграть все забытые квесты. Если вы пропустили оригинал из-за устаревшей графики или сомнительных отзывов — сейчас идеальный момент дать игре второй шанс. Главное — проверьте системные требования, чтобы потом не пришлось писать гневный отзыв из-за просадок FPS.
P.S. Не забудьте перед запуском сказать: «Спасибо, Тодд, за шикарный подарок!» Вдруг он услышит и подарит нам не менее крутой ремастер Fallout 3 — ходят слухи, он уже в разработке.
-
The Elder Scrolls 4: Oblivion Remastered запустили с ультра-настройками на RTX 5090 и сравнили с оригиналом 2006 года
-
Разработчик оригинальной The Elder Scrolls 4: Oblivion 2006 года оценил ремастер
-
The Elder Scrolls 4: Oblivion Remastered уже попала в топ самых популярных игр в Steam
-
Игроки отреагировали на релиз The Elder Scrolls 4: Oblivion Remastered. Собрали популярные мемы
-
Анонсирована русская озвучка для The Elder Scrolls 4: Oblivion Remastered
-
ТОП-25 лучших модов на Minecraft, в которые обязательно стоит сыграть