Resident Evil — 25 лет! К юбилею культовой серии игр вспомнили лучшие порты легендарных хорроров

22 марта 2021, в 13:59

Сегодня, 22 марта, первой Resident Evil исполняется 25 лет. За такой долгий срок серия успела несколько раз поменять вектор развития, обрасти сиквелами, приквелами и спин-оффами, пережить несколько бестолковых экранизаций, обзавестись радиопостановками, мультфильмами и даже целым парком развлечений. Этот год тоже обещает быть плодотворным: поклонников ожидают Resident Evil Village с Альсиной Димитреску и мультиплеером (всё, что мы о ней знаем — в этом материале), мультсериал Infinite Darkness и новая киноадаптация с подзаголовком Welcome to Raccoon City. Однако сегодня мы предлагаем прогуляться по прошлому этого долгоиграющего сериала и посмотреть, как чувствуют себя многочисленные игры на поле портирования.


Resident Evil 4 (2005)

Платформы: GameCube, PlayStation 2, PC, Wii, Android, iOS, Zeebo, PlayStation 3, Xbox 360, PlayStation 4, Xbox One, Nintendo Switch

От Resident Evil 4 вполне реально получить удовольствие и сегодня
От Resident Evil 4 вполне реально получить удовольствие и сегодняОт Resident Evil 4 вполне реально получить удовольствие и сегодня

В свое время четвёртая часть разделила комьюнити Resident Evil надвое: новичкам игра пришлась по вкусу, тогда как олдфаги ругали её за поломанный лор, дурацкий даже по меркам серии сюжет, бездумный экшн и потерянную атмосферу. Однако ворчания фанатов не помешали творению Синдзи Миками (Shinji Mikami) стать культовым и задать стандарт экшн-хорроров на долгие годы вперед.

По договору с Nintendo, Resident Evil 4 вышла в 2005 году на приставке GameCube, а спустя несколько месяцев — на PlayStation 2. Релиз на платформе Sony несколько уступал в графике оригинальной игре, но компенсировал это рядом дополнительных бонусов. В 2007 году случился кошмарный порт на PC: по какой-то причине игра не поддерживала мышь, и целиться приходилось клавишами, картинка сдала позиции даже по сравнению с PS 2, а в моменты QTE на экране всплывали кнопки геймпада, пусть тот и вовсе отсутствовал. Зато в переиздании для Wii подтянули графику и добавили поддержку Wii Remote.

Ещё были порты на мобильные устройства, порты на Xbox 360 с PlayStation 3, а потом и на Xbox One с PlayStation 4, на Nintendo Switch и на малоизвестную консоль Zeebo.


Resident Evil (1996)

Платформы: PlayStation, PC, Sega Saturn, Nintendo DS

В Director's Cut были добавлены уровни сложности, новые костюмы и изменено расположение камер
В Director's Cut были добавлены уровни сложности, новые костюмы и изменено расположение камерВ Director's Cut были добавлены уровни сложности, новые костюмы и изменено расположение камер


Оригинальная Resident Evil, без всяких преувеличений, игра легендарная. Потому не удивительно, что именно она первой получила великолепный ремейк и один из самых интересных портов среди классики.

В 1997 году первая часть вышла для Sega Saturn: игра содержала бонусную мини-игру, а также новые костюмы для главных героев. Не обделили вниманием и PC: в этой версии была улучшена графика, добавлены анимации пропуска дверей, а также новые костюмы и оружие для Криса и Джилл.

В 2006 году, на десятилетие серии, Resident Evil портировали на консоль Nintendo DS с подзаголовком Deadly Silence.

В переиздании для карманной приставки освежили геймплей, а на втором экране теперь располагалась карта и экипировка выбранного главного героя
В переиздании для карманной приставки освежили геймплей, а на втором экране теперь располагалась карта и экипировка выбранного главного герояВ переиздании для карманной приставки освежили геймплей, а на втором экране теперь располагалась карта и экипировка выбранного главного героя


В обновленной версии было два режима: Classic Mode — оригинальная игра с минимальными улучшениями, и Rebirth Mode, содержавшая большее количество врагов и новые головоломки, в которых использовались уникальные особенности консоли (второй экран, стилус и микрофон).

Deadly Silence также поддерживала два разных режима многопользовательской игры: кооперативный и соревновательный, целью которого было набрать наибольшее количество очков среди всех игроков, уничтожая разных монстров. На выбор — как знакомые герои (участники отрядов Альфа и Браво), так и знаковые игровые локации.

В целом этот порт встретили прохладно как критики, так и игроки, но проект всё равно вышел интересным. И сегодня, когда фанаты чуть ли не под каждым постом Capcom просят издать классические части для Nintendo Switch, хочется напомнить издателю, что однажды у него уже неплохо получилось.


Resident Evil 2 (1998) и Resident Evil 3: Nemesis (1999)

Платформы: PlayStation, PC, Dreamcast, Nintendo 64, GameCube, Game.com

Именно на версиях для GameCube основан великолепный мод Seamless HD Project
Именно на версиях для GameCube основан великолепный мод Seamless HD ProjectИменно на версиях для GameCube основан великолепный мод Seamless HD Project


Сиквелы Resident Evil, несмотря на свою культовость, получили более скромные переиздания, чем их предшественница. Так, обе вышли на PlayStation One с разницей в год и были портированы на Dreamcast, PC и GameCube почти без изменений: разве что местами подтянули графику и добавили новые костюмы для главных героев. Помимо этого, Resident Evil 2 вышла на недолго просуществовавшей консоли Game.com. Однако самым знаменитым релизом двойки считается порт на Nintendo 64 — каким-то чудом умельцы из Angel Studios уместили два оригинальных диска на один картридж без сильных потерь качества. Особенностью этого порта стало также наличие новых 16 документов, плотнее связывающих игру с другими частями, рандомизатор предметов и отсутствие привычной уже сегодня мини-игры Extreme Battle.

Стоит упомянуть, что вся трилогия в своё время была портирована на мобильные телефоны.

Resident Evil: Survivor (2000)

Платформы: PlayStation, PC

Survivor вышла в 2000 году незадолго до настоящего продолжения серии — Code: Veronica и почти никого не впечатлила
Survivor вышла в 2000 году незадолго до настоящего продолжения серии — Code: Veronica и почти никого не впечатлилаSurvivor вышла в 2000 году незадолго до настоящего продолжения серии — Code: Veronica и почти никого не впечатлила


Resident Evil: Survivor — первая часть из линейки Gun Survivor (игр, заточенных под GunCon, световой пистолет PlayStation), первый официальный спин-офф и четвёртая по счёту игра в серии. Также это первый шутер во вселенной RE с видом от первого лица, пусть и достаточно криво исполненный.

Сюжет спин-оффа разворачивался после уничтожения Раккун-Сити, на острове Шина, где находилась очередная лаборатория Umbrella. Главный герой терял память в самом начале игры и отправлялся вперёд за ответами, попутно отстреливаясь от местного населения, превратившегося в зомби. Несмотря на то, что история, в целом, вышла банальной, она неплохо развивала и дополняла лор вселенной RE.

Помимо версии для PS1 существовал и PC-порт, но сделан он был исключительно для японского рынка — и сделан плохо. Игра вполне заслуженно получила в основном негативные рецензии как от критиков, так и от игроков. Но забавно, что на территории России Survivor многие дети 90-х знали как Resident Evil 4: спасибо ушлым продавцам пиратских дисков.

Resident Evil: Dead Aim (2003)

Платформы: PlayStation 2

Японское название этой игры — Gun Survivor 4 Biohazard: Heroes Never Die
Японское название этой игры — Gun Survivor 4 Biohazard: Heroes Never DieЯпонское название этой игры — Gun Survivor 4 Biohazard: Heroes Never Die


Dead Aim — последняя и самая удачная часть из линейки Gun Survivor: графика здесь стала приятнее, появились нормальные кат-сцены и интересные герои. Камера во время исследования впервые в серии переехала за плечо персонажа, хоть стрелять, как и раньше, приходилось от первого лица.

Сюжет повествовал о Брюсе МакГиверне и Фон Лин — американском и китайском агентах, отправленных в 2002 году на корабль Spencer Rain, чтобы остановить бывшего работника корпорации Umbrella Морфеуса Д. Дювалля. Ученый не поленился украсть у предавшего его работодателя немного Т-вируса и лайнер, намереваясь повторить трагедию в Раккун-Сити, но в больших масштабах.

Игра вышла исключительно на PlayStation 2 и заслуженно получила неплохие оценки: она и до сих пор представляет интерес для всех любителей вселенной RE.


Resident Evil: Gaiden (2001)

Платформы: Game Boy Color

Геймплей сочетал исследование с изометрическим видом и стрельбу от первого лица через полоску со скользящим прицелом
Геймплей сочетал исследование с изометрическим видом и стрельбу от первого лица через полоску со скользящим прицеломГеймплей сочетал исследование с изометрическим видом и стрельбу от первого лица через полоску со скользящим прицелом


Gaiden вышла в 2001 году и стараниями RE 4, изменившей существовавший тогда лор, довольно быстро лишилась места в каноне. Сюжет Gaiden продолжал эпилог Леона Кеннеди из Resident Evil 3: Nemesis, в котором организация «Анти-Амбрелла» завербовала бывшего полицейского в свои ряды. По заданию он отправлялся на лайнер «Звёздный свет», что тайно перевозил новый BOW (Bio Organic Weapon), но связь с ним пропадала. Тогда ему на помощь выдвигался знакомый по оригинальной игре Барри Бертон.

В 2001 году такой экспериментальный эксклюзив для Game Boy Color оценили далеко не все, но сейчас Gaiden представляет большую ценность для фанатов RE как символ того, чем серия могла бы стать.

Resident Evil (2002) — это ремейк, который уже сам давно стал классикой
Resident Evil (2002) — это ремейк, который уже сам давно стал классикойResident Evil (2002) — это ремейк, который уже сам давно стал классикой

***

Разумеется, это далеко не всё. Сегодня нормально не поиграть в Code: Veronica, которая осталась и без PC-версии и, судя по всему, без ремейка — а ведь это игра основной линейки! Есть и любимая большинством фанатов дилогия Outbreak, запертая на PS2, о переосмыслении которой фанаты активно просят не один год. Можно вспомнить специфические и отчасти каноничные The Umbrella Chronicles и The Darkside Chronicles, сделанные для Wii и портированные только на PS3. Это не говоря про целую горсть слабых мультиплеерных проектов, ценность которых для серии крайне сомнительна.

За 25 лет накопилось столько всего, что иногда приходится с сожалением наблюдать, как неплохие игры практически перестают существовать в рамках своей же игровой вселенной. Несмотря на это, почти все части основной линейки доступны на современных машинах, что несомненно радует, особенно на фоне Silent Hill. Остаётся только надеяться, что Capcom продолжит бережно развивать серию и не превратит её снова в бездумный боевик с осточертевшими QTE. А там, глядишь, и до Dino Crisis доберётся.

Какой старинной серии хорроров не помешала бы пара портов на современные платформы?

Результаты


Комментарии 9