История Obsidian: от работы на Mail.ru до Fallout 5 — часть вторая

В прошлый раз мы остановились на моменте, когда финансовое положение Obsidian Entertainment было невероятно тяжёлым, а банкротство казалось неизбежным. Время обсудить, как наши герои ухватились за спасательный круг из России, пережили новые взлёты и падения, попали под крыло к Microsoft и получили надежду на создание нового Fallout.

Спасение утопающего

Мало кто вспоминает, что именно Obsidian по заказу Mail.ru (если быть точнее, её дочерней компании My.com) разрабатывали популярную ныне ММО Armored Warfare: Проект Армата. Именно такой необычный и совсем не характерный для студии проект позволил компании некоторое время продержаться на плаву. Трудно сказать, почему Mail.ru отдали онлайн-игру разработчику, который силён, прежде всего, сюжетом, персонажами и квестами. Но кончилось всё предсказуемо: в 2017 году работа над Armored Warfare была перенесена в Москву, а от услуг Obsidian отказались. Финансовые показатели экшена посчитали неудовлетворительными, а причиной назвали отсутствие у разработчика опыта в ММО. Ну ничего себе, какая неожиданность.

Пусть работа с российским издателем и позволила Obsidian продержаться какое-то время, но не решала финансовый вопрос кардинально. У студии была идея изометрической RPG, как в старые добрые времена, но пустые карманы не позволяли её реализовать. В то время краудфандинг только набирал обороты, и команда порой до хрипоты спорила о необходимости выходить за народным финансированием. Никто не верил в возможность набрать даже минимальную сумму, пока однажды Тим Шейфер (Tim Schafer) не поставил рекорд на Kickstarter, получив 3.3 миллиона долларов на Broken Age. И руководство студии решило рискнуть.

На разработку просили чуть более миллиона долларов. Трудно представить восторг в стане Obsidian, когда нужная сумма была собрана уже на второй день. Позже проект и вовсе побил рекорд Шейфера с показателем почти в четыре миллиона долларов. В будущем эту сумму превзошла лишь многострадальная Star Citizen, да и то лишь за счёт финансирования через собственный сайт.

Obsidian назвали свой проект Pillars of Eternity и очень щепетильно подошли к работе. Студия понимала, что ответственность высока и на народные деньги нужно сделать хорошую — и незабагованную! — игру. Радовало, что на этот раз не было издателя с кнутом, который бы вставлял творцам палки в колёса, желая отбить каждый вложенный цент. Уровень свободы был велик.

В итоге, можно сказать, что Pillars of Eternity вышла отличной игрой с очень интересной вселенной, проработанными персонажами, интригующим сюжетом и глубокой боёвкой. Игра предлагала немало механик помимо основных: позволяла обустраивать свой замок, множество часов зачищать глубокое подземелье, решать квесты самыми разнообразными способами и даже поучаствовать в масштабной текстовой баталии. Всё это очень понравилось заскучавшим по изометрии геймерам. Игра получила высокие оценки и продалась тиражом примерно в полтора миллиона экземпляров — просто отличный показатель для столь хардкорного представителя жанра.

После релиза информационное поле вокруг Obsidian было наполнено не только разговорами об игре. Много говорили о создании разработчиками новой краудфандинг платформы Fig. Кстати, именно там собирали бюджет для Outer Wilds, Wasteland 3, Psychonauts 2 и, конечно, Pillars of Eternity 2. А в июне 2015 года компанию покинул легендарный Крис Авеллон (Chris Avellon) — причём не без скандала. К сожалению, история Obsidian напоминает пешеходный переход, где белое всегда сменяется чёрным.

Чёрное и белое

В 2016 году студия выпустила Tyranny, ещё одну изометрическую RPG. Игра была вполне успешной, а её лор и сеттинг, на мой взгляд, и вовсе одними из самых интересных среди всех игр компании. Ведь здесь мы играли за представителя самой настоящей империи зла, которая неумолимо захватывала землю — кусочек за кусочком. Нашей задачей было не помешать планам мирового господства, а по мере сил способствовать их свершению. Моральные дилеммы, увлекательные диалоги и напряжённые бои прилагались.

Конечно же, игру называли слишком короткой, а сюжет обрывался на самом интересном месте, но на высокие оценки это не слишком повлияло. Продажи достигли отметки примерно в семьсот тысяч копий — не так уж много, но при этом и сама Tyranny не была столь огромной и высокобюджетной, как проект с Kickstarter. В принципе, это был успех, и мне искренне жаль, что о продолжении совсем ничего не слышно. Но то — полоса белая.

А чёрная полоса началась сразу же после релиза Pillars of Eternity 2: Deadfire. Игра определённо выросла в масштабе, а к множеству разнообразных локаций добавилась механика перемещения на корабле и даже морские бои (пусть они и были текстовыми и довольно унылыми). Сиквел был принят очень тепло, а критики и вовсе называли его кандидатом в лучшие игры года. Вот только в плане продаж всё было не так радужно.

Сами Obsidian не слишком распространялись о количестве проданных копий. Поскольку деньги на разработку собирали через Fig, то один из инвесторов, основываясь на сумме дивидендов, предположил, что за шесть месяцев было продано всего сто десять тысяч экземпляров. Позже директор по дизайну компании Джош Сойер (Josh Sawyer) признал коммерческий провал.

«Сложно сказать, почему сиквел продался хуже предшественника, поскольку оценки обеих игр одинаково хороши. Случилось ли это из-за того, что первая игра удовлетворила имевшие место на тот момент нужды аудитории, которая была просто не заинтересована во второй игре? Или потому что уровень осведомлённости [о существовании Deadfire] был ниже? Или причина в том, что несмотря на хорошие рецензии и продажи первой игры, она на самом деле не очень-то и понравилась людям? Возможно, всё разом»
— Джош Сойер

Неудача снова поставила студию в довольно неприятное положение.

Когда враг станет другом

В своё время срыв совместного с Microsoft проекта стал, наверно, одним из последних толчков, после которого Obsidian оказались на самом краю пропасти. Однако в ноябре 2018 года было объявлено, что компания Билла Гейтса (Bill Gates) покупает разработчика. Широко обсуждалось, что Microsoft обещает студии творческую свободу и исключительно поддержку.

Первым плодом этой сделки стала The Outer Worlds, которая собрала весьма положительные отзывы, хоть и не без жалоб, например, на боёвку. Конечно, игра не стала заменой серии Fallout, однако всеми силами старалась приблизиться к этой планке качества, да и продалась хорошо. Издатели заявили о более чем двух миллионах экземпляров, что превысило их ожидания.

Спустя год Obsidian отправили в открытое бета-тестирование весьма несвойственный им проект-выживалку Grounded, пришедшийся по вкусу аудитории. В данный момент студия ведёт работу над Avowed, фэнтези-RPG от первого лица, действие которого разворачивается во вселенной Pillars of Eternity. Игра определённо выглядит очень интересно. Но волнует игроков совсем, совсем другая игра…

Чё там с Fallout?

21-го сентября 2020 года новость о покупке Microsoft компании Zenimax, в которую входит Bethesda, прогремела на весь интернет. Многие игровые сайты даже не выдержали наплыва интересующихся темой читателей.

Для большинства геймеров эта тема серьёзно обострила вопрос о выборе консоли нового поколения. Но главное, что головы всех фанатов Fallout: New Vegas посетила вдохновляющая мысль: получается, Microsoft владеет и Obsidian, и правами на постапокалиптическую вселенную?

Сами Obsidian лишь многозначительно пожимают плечами в ответ на многочисленные вопросы. Однако, если подумать, то что мешает Microsoft удовлетворить чаяния общественности? Десять геймеров из девяти назовут New Vegas лучшей трехмерной Fallout, и если разработка уйдёт к кому-то ещё, то сообщество этого просто не поймёт.

Конечно, Obsidian сейчас заняты Avowed и Grounded, но анонс Fallout 5 не требует спешки. Мы с удовольствием немного подождём, чтобы когда-нибудь снова окунуться в ту чарующую атмосферу, что царила на территории бывшего Лас-Вегаса. Уверен, что Obsidian ещё не закончила свои дела во вселенной Fallout.

***

Obsidian — очень необычная компания. Они делают игры, где полно багов, недоработок и прочих неудобств, однако практически во всём чувствуется… душевность, что ли. Великолепные персонажи, увлекательный сюжет, интересные диалоги — сильные стороны компании цепляют, и при вопросе о любимых игровых студиях хочется без тени сомнений поставить Obsidian на одно из призовых мест.

Очень интересно, как дальше будет развиваться студия под крылом Microsoft. Нам, игрокам, остаётся лишь надеяться, что любимые разработчики будут верны своим идеалам — и научатся доводить свои гениально несовершенные игры до ума.

Какая игра Obsidian, начиная с 2015 года, для вас любимая?

Результаты
+4
Комментарии 7