Red Dead и не только. История вестернов в играх: от начала и до наших дней
Когда вы слышите слово «вестерн», какие ассоциации приходят на ум? Прогретый солнцем песок южных штатов Америки, ковбои, шерифы, преступные банды, револьверы и дуэли?
Наша подборка предложит вам погрузиться в мир Дикого Запада, полный опасностей, перестрелок и приключений.
Мы совершим краткую, но познавательную экскурсию, и узнаем не только о самых известных игровых сериях в этой стилистике, но и о самых первых представителях вестерна в компьютерных играх.
Кинематографические истоки
Вестерн как направление искусства прижился, главным образом, в кино, и имеет множество почитателей.
Вкратце — о характерных чертах. Место действия, обычно — Дикий Запад. Времена заселения западных штатов Америки во второй половине XIX века.
Типичные для вестерна персонажи: невозмутимый шериф; независимый охотник за вознаграждением; лихой ковбой; кровожадный вождь (враг главного героя); благородный индеец (иногда — помощник и спутник главного персонажа); преступники; глава бандитской банды; невинная девушка; роковая женщина.
Также вестерн нельзя представить без характерных для городов тех времен построек, таких как салун — бар, который посещали ковбои, бандиты, картежники.
Важное место в языке вестерна занимают дуэли — перестрелки на револьверах между главным героем и антагонистами. Имеет большую роль моральная оценка: часто главный герой это положительный, благородный персонаж, олицетворяющий собой добро, сражающееся со злом.
В 1960-1970 итальянский кинематограф переживает небывалое развитие, тогда же рождается и поджанр вестерна, названный «спагетти-вестерном» (итальянский вестерн). Съемки таких фильмов проходили, главным образом, на юге Италии, чьи пейзажи схожи с американским Западом. В спагетти-вестерне уходит на второй план реалистичность американского вестерна, появляется больше притчевости, акцент делается на эффектный визуальный ряд, с удивительной меткостью героев — казалось, что они попадают в цель даже особенно не целясь.
Один из первых вестернов вообще — «Большое ограбление поезда», немой фильм 1903 года. Значительную роль в этом кинематографическом жанре сыграла «Долларовая трилогия» Сержио Леоне, с Клинтом Иствудом в главной роли.
Ваше отношения к фильмам-вестернам?
Первый фильм трилогии — «За пригоршню долларов» (1964). Несмотря на возраст, она интересно смотрятся и сейчас.
А что в играх?
2004 — 2018: серия Red Dead
В играх нишу вестернов уверенно заняла серия Red Dead от Rockstar Games, поэтому логично начать обзор именно с нее.
Началась она с выпущенной в 2004 году на PS2 и Xbox Red Dead Revolver. За разработку отвечало подразделение в Сан-Диего. Игра ведется охотником за головами по имени Рэд, скитающимся в поисках убийц своих родителей.
В ней не было еще открытого мира (все уровни были линейными, хотя и большими), но зато уже был продуманный сюжет, шагнувший в сторону драматической составляющей, а для саундтрека разработчики даже лицензировали композиции из классических спагетти-вестернов.
Для желающих обратиться к первому своему подобного рода опыту, Rockstar переиздала Revolver для PlayStation 3 и PlayStation 4.
Следующим шагом стала Red Dead Redemption (2010).
Протагонистом стал Джон Марстон, бывший головорез, который вынужден работать на государственных агентов, иначе пострадает его семья. Авторы предложили не только продуманную сюжетную линию, но и огромный мир, полностью открытый для изучения. Реализовано множество огнестрельного оружия, а также метательное оружие и даже лассо. Все это, а также обкатанный на GTA IV движок нового поколения, сделали свое дело, и игра очень успешно разошлась.
За оригинальной игрой последовал крупный аддон Undead Nightmare.
Redemption вышла на PS3 и Xbox 360, по программе обратной совместимости доступна и на Xbox One. На PC ее так и не дождались. Но сыграть на персональном компьютере все же возможно, так же как и на PS4, где пока нет прямого порта (используя сервис стриминга игр PlayStation Now). Приверженцы ПК не оставляют также попыток сыграть в нее на эмуляторах, которые, в свою очередь, постоянно улучшаются авторами.
Свыше восьми лет потребовалось для создания Red Dead Redemption 2 (2018), наиболее амбициозной части. История Артура Моргана, одного из членов банды Ван дер Линде, завоевала достаточное признание. По сюжету, после неудачного ограбления банка бандиты вынуждены скрываться в глуши от федеральных агентов и охотников за головами.
Критиками отмечена проработанная сюжетная линия, глубина и детализация игрового мира, общий стиль и «атмосферность» проекта. Разработчики наполнили мир не только отличными сюжетными миссиями, но и множеством дополнительных занятий. Качество графики и проработки отдельных нюансов и вовсе было поднято на небывалый для компании уровень.
Однако игры серии Red Dead — это не единственные вестерны от мира игр.
Давайте разберемся, какие еще продукты существуют в данном стиле, какие из них заслуживают как минимум интереса со стороны почитателей сеттинга и с чего все начиналось.
Для этого переместимся в прошлое.
1975: Gun Fight
Одна из первых игр данной направленности, созданная японской компанией Taito.
Вышла Gun Fight на аркадных автоматах, разрешения которых — 256×224 пикселей — было уже вполне достаточно для первых пистолетных сражений. Игра велась двумя игроками.
Успех привел к появлению портов для домашних компьютеров тех времен — таких, как Atari 2700 и Commodore 64.
1985: Outlaws
Еще одна поистине ретро-игра в нашей подборке. В Outlaws, экшене, выпущенном в 1985 году для компьютера Commodore 64, мы играем за Одинокого наездника (Lone Rider).
Всю игру перемещаемся на лошади, сражаясь с врагами при помощи пистолета и преодолевая препятствия. Можно даже уворачиваться от пуль.
Несмотря на почтенный возраст, на YouTube без проблем находятся видеопрохождения этой игры.
1991: Mad Dog McCree
А вот Mad Dog McCree — это уже, если можно так сказать, видеотир. Вообще категорию подобных игр прозвали LaserDisc games, по сути это — интерактивное кино (целиком состоят из полноэкранных видеороликов, между которыми нужно выполнять какие-либо действия). Распространялись они на лазердисках, предках CD и DVD.
Сюжет игры — о бандите по имени Бешеный пес МакКри, который выкрал мэра городка и его дочь; их предстоит спасти игроку.
Геймплей тут такой. Игрок смотрит ролик, где к нему обращаются разные герои, стреляет по врагам, опять смотрит ролик, опять стреляет, и так до самого финала. Вид, при этом — «из глаз», что порождает комментарии о «лучшей графике» и сравнения с формулой геймплея Call of Duty. И пускай «кино» смотрится сегодня крайне наивно, но у игроков тех лет это вызывало неподдельные эмоции.
Само собой, к игре были срочно сделаны несколько продолжений. Также данный хит множество раз переиздавали: в 2003 году на CD и DVD дисках (для ПК и бытовых видеопроигрывателей, а также консоли PS2 с такой функцией), в 2009 году для Wii, в 2013 году — PlayStation 3. Видеотир доступен и на портативных устройствах Apple, для которых вышел в 2011 году.
2001: Desperados: Wanted Dead or Alive
Desperados — стратегическая тактическая игра в стилистике вестерна. Казалось бы, не очень сочетается, но Spellbound Entertainment, подкованная в производстве стратегий, доказала обратное (кстати, многим позже они разработали известную Arcania: Gothic 4).
Сюжет забрасывает нас в 1881 год: бандит Эль-Диабло со своей шайкой грабит поезда, уставшая от финансовых потерь транспортная компания Twinnings & Co предлагает 15 000 $ любому, кто способен остановить преступника. За дело берется Джон Купер, собирающий свою команду для охоты на грабителей.
Вышедшая в 2001 году, игра получила два продолжения — Desperados 2: Cooper’s Revenge и Helldorado. А в 2018 году вышел официальный патч, который позволил преспокойно играть в нее на современных операционных системах.
2005: Gun
Игра Gun, разработанная Neversoft, еще до Red Dead Redemption, предложила полностью открытый мир, благодаря чему после выхода обзавелась прозвищами в духе «GTA на Диком Западе».
История, развивающаяся на территориях двух штатов, включила в себя и месть за смерть близкого, и легенду о золотых приисках, и встречи со множеством антагонистов.
Структура геймпея и правда похожа на GTA. Перемещение по большого размера локации происходит на лошадях. Есть основные (двигающие сюжет) и побочные миссии, множество вооружения (и система его улучшения), а также имитация фауны, вроде встречающихся диких животных.
Проект, помимо PC посетивший PS2, PSP, Xbox 360 и GameCube, можно смело рекомендовать как поклонникам Red Dead, так и просто приключений в открытом мире.
2006 — 2013: серия Call of Juarez
Не менее сильно, даже в сравнении с Red Dead, выглядит серия Call of Juarez от польской компании Techland. Эти игры, на наш взгляд, не получили заслуженного внимания в момент своего выпуска, но при этом отлично проходятся (как и выглядят) даже сейчас.
Call of Juarez 2006 года (PC, Xbox 360) начала серию. Здесь два игровых персонажа и главных героя — Билли, молодой парень с индейскими корнями, который ненавидит своего отчима, постоянно колотящего его, и Рэй, фанатически верующий священник, а в прошлом опасный преступник. Однажды отчима и мать Билли убивают бандиты, и Рэй, оказавшийся на месте происшествия, посчитает, что убийца — именно Билли, которого он на дух не переносит. Священник пускается в погоню за юношей, а уж сколько приключений выпадет на пути каждого из них — не перечесть.
В этой игре нет открытого мира, но зато есть очень большие уровни, предполагающие, впрочем, некоторую свободу действий. По уровням нас проводит длительный и полный интересных поворотов и даже личностного роста персонажей сюжет. Нашлось место для охоты на диких животных, скачек на лошадях и покорения гор.
В то же время это прежде всего шутер от первого лица, очень динамический, но временами сменяющий свою динамику на вкрадчивые стелс-уровни, а то и вовсе на неспешные прогулки по дикой природе и наслаждение атмосферой.
В 2009 году поляки выпустили Call of Juarez: Bound in Blood, посетившую все три основные платформы того времени.
В плане повествования это оказалась предыстория первой игры: молодые Рэй и (еще живой) Томас становятся преступниками, дезертируют из армии, не считая нужным сражаться по разные стороны баррикад (времена Гражданской войны) и влюбляются в одну и ту же женщину. Игровой процесс стал еще динамичное, а графика — еще более прогрессивной.
В 2011 году поступила в продажу третья часть серии игр, The Cartel. Авторы совершили рискованный шаг, перенеся место действия своего вестерна в 21 век — современную Америку, завязав сюжет вокруг борьбы с наркомафией.
Однако вестерн в условиях современного города понравился не всем. Последняя же игра в серии, Gunslinger (2013), вновь вернулась на Дикий Запад и заслужила неплохие оценки в Steam.
В какую игру из подборки играли?
Заключение
Как видим, разработчиков, как и кинематографистов, во все времена существования компьютерных играх, занимала тематика вестернов. Существуют даже игры про Дикий Запад, сделанные авторами-любителями (например, сюжетный мод Wanted! для Half-Life 1 и Smokin' Guns на движке Quake 3).
Думается, будут и другие. Хотя и конкурировать с титанами, вроде упомянутой серии Rockstar, игроделам теперь будет нелегко — слишком высокую планку задали последние части Red Dead.
Понюхать порох, выпить крепкого виски, сразиться в револьверной дуэли и, главное, выжить — это все в играх из нашей подборки.