Скандал: Microsoft закрыла ряд внутренних студий Bethesda. Разбираемся, почему так произошло

7 мая, благодаря изданию IGM и Джейсону Шраеру (Jason Schreier) из Bloomberg, стало известно, что Microsoft ликвидирует несколько студий, которые входят в состав Bethesda Softworks. Речь идёт об Arkane Austin, Tango Gameworks, Alpha Dog Studios и Roundhouse Games. Спустя короткое время слухи подтвердились официально.

У многих игроков это решение вызвало удивление, ведь за плечами разработчиков немало хитов, включая нашумевшую Hi-Fi Rush. Но поведение Фила Спенсера кажется логичным, хоть и весьма жёстким. В этой статье мы попробуем разобраться во всех тонкостях.

Microsoft как главный скупщик игровых студий

В течение последних десяти лет Фил Спенсер (Phil Spencer), глава игрового подразделения Microsoft, принял ряд решений о покупке крупных издателей и команд разработчиков. В 2014 году в состав корпорации вошла Mojang, известная по Minecraft, причём сумма сделки достигла $2,5 миллиарда. Спустя 6 лет была поглощена ZeniMax Media Inc., в состав которой входит id Software и Bethesda Softworks. На этот раз речь шла о $7,5 миллиардов. А в 2023-м завершилось слияние Microsoft и Activision Blizzard. Цена вопроса достигла астрономических $68,7 миллиардов. Это абсолютный рекорд для игровой индустрии, который вряд ли будет побит в ближайшее время.

После объединения Microsoft и Blizzard многие игроки ждали громких анонсов в духе четвёртой Warcraft. Но ничего подобного не произошло

Однако параллельно с приобретением новых студий шли сокращения. Например, в начале прошлого года было объявлено об увольнении 10 тысяч сотрудников компании. В январе 2024-го Спенсер сообщил, что Microsoft расторгнет договора ещё с почти двумя тысячами человек. Теперь же пришло время не отдельных людей, а целых команд.

Чем запомнились студии, которые были закрыты Microsoft

Предлагаем вспомнить, чем запомнились разработчики из расформированных команд.

Arkane Austin. Дополнительный филиал Arkane Studios, который был открыт в 2006 году, в городе Остин, США. Студия участвовала в разработке первой Dishonored, выпустила шутер с RPG-элементами Prey (2017) и неудачную Redfall. Поддержка последней прекратится, а запланированные DLC будут отменены.

Поклонники направления immersive sim, в духе Deus Ex или System Shock, часто называют Prey (2017) недооценённой игрой

Tango Gameworks. Студия, которую в 2010 году основал Синдзи Миками (Shinji Mikami), известный по первой и четвёртой Resident Evil. Команда успела выпустить две части The Evil Within, адвенчуру Ghostwire: Tokyo, мобильную Hero Dice и музыкальную ритм-игру Hi-Fi Rush.

В коммерческой неудаче Hi-Fi Rush винят не разработчиков, а издателя в лице Microsoft, который не озаботился продвижением потенциального хита

Alpha Dog Studios. Была организована в 2012-м как компания, которая специализируется на играх для мобильных устройств. За её плечами Wraithborne, MonstroCity: Rampage, Ninja Golf и Mighty DOOM.

Roundhouse Games. Занималась поддержкой The Elder Scrolls Online. Она не закрывается, а сливается с ZeniMax Online Studios, которая теперь отвечает за MMORPG по «Древним свиткам».

Отметим, что далеко не все люди были сокращены. Часть из них перешли в другие внутренние студии Bethesda. Остальным же придётся искать новую работу.

Какая игра от теперь уже закрытых студий вам понравилась больше всех?

Результаты

Почему произошло закрытие студий

Генеральный директор Microsoft Сатья Наделла (Satya Nadella) проявил максимальное доверие к Спенсеру, когда разрешил приобрести ряд крупных студий. Стоит учитывать, что до прихода Фила речь шла о закрытии игрового подразделение компании. Однако невольно возникал вопрос — что будет дальше? Ведь вложения нужно окупить, а если это не получится сделать быстро, то приходится избавляться от ненужного актива. Именно этот процесс мы наблюдаем сейчас.

Многие решения Фила себя оправдали. Например, Game Pass оказался востребованной подпиской, библиотека которой активно расширяется в том числе за счёт игр от недавно приобретённых студий. Например, в марте она пополнилась четвёртой Diablo.

При этом затраты на разработку новых проектов далеко не всегда оправдывают себя. Даже высокооценённая Hi-Fi Rush продалась не столь высоким тиражом, на который рассчитывало руководство Microsoft. Redfall же вовсе провалился с треском.

Официальная причина ликвидации студий — «создание пространства для увеличения инвестиций в другие подразделения Microsoft и сосредоточение на приоритетных играх». К уволенным разработчикам у компании нет претензий. Однако в текущих условиях найти новую работу им будет непросто.

Расформирование команд со стороны крупных издателей — не редкость в игровой индустрии. В сети можно найти внушительный список студий, которые были выкуплены, а затем закрыты Electronic Arts. Некоторые пользователи строят теории, что таким образом EA уничтожает конкурентов. На деле всё проще (и в то же время сложнее) — если студия не приносит прибыль, то от неё избавляются

Что думают представители игровой индустрии о закрытии студий Microsoft

Большинство деятелей индустрии осудили решения Фила или же просто проявили эмоции.

Просто невероятно грустно. Если мы закрываем студии, которые создают такие невероятные игры, как Hi-Fi Rush, Prey и The Evil Within, то какая надежда останется для кого-либо ещё?
— Алана Пирс (Alanah Pearce), сценаристка Santa Monica Studios, актриса озвучки, журналистка и ведущая подкастов.
Я не могу представить, каково это — услышать, что тебя увольняют из-за того, что отдали приоритет другому разработчику. Это «полезно» для морального духа, особенно если ты находишься в другом региональном офисе закрытого дочернего офиса. Представьте, как «приятно» читать это сотрудникам Obsidian. Дикость
— Майкл Даус (Michael Dowse), директор по издательству Larian Studios, авторов Baldur's Gate 3 и серии Divinity
Ninja Theory, Obsidian, Double Fine, id Software и MachineGames сейчас оказались в опасности. Создание видеоигры — нечто большее, чем просто сервисы, проекты с гигантскими открытыми мирами, которые выходят раз в шесть лет. Инновации и творчество умирают
— Джессика Когсвелл (Jessica Cogswell), редактор издания Gamespot
Чрезвычайно круто и совсем не разрушительно, что даже студии, которые получили награды и выпустили хиты, не застрахованы от «реструктуризации» и «перераспределения» ресурсов на другие нужды
— Эмма Кидвелл (Emma Kidwell), сценаристка Firaxis Games
«Танго» закрыли. Грустно
— Синдзи Миками, бывший глава студии Tango Gameworks, автор первой The Evil Within и оригинальной Resident Evil
Я просто хочу сказать, что люблю всех сотрудников Arkane Austin. У нас были и радостные, и тяжёлые времена. Конечно, сегодняшние новости ужасны для всех. Но ваш талант поднимет настроение, а я сделаю все, что смогу, чтобы помочь вам
— Харви Смит (Harvey Smith), бывший геймдизайнер Arkane Austin

Но нашлись и те, кто поддержал Спенсера.

Я вижу много критики в адрес Фила из-за сегодняшних новостей. Я уверен, что его самого это ранит не меньше, чем кого-либо еще. Понимаю, через что он проходит.

У меня нет желания защищать принятые решения. Я думаю, что мы все попадаем в трудные и неожиданные ситуации. Это часть работы. Но он хороший человек и глубоко переживает за творческий процесс и разработчиков. Говорю как человек, который тесно сотрудничал с ним в течение 8 лет. А наше знакомство длится уже четверть века.

Я на сто процентов понимаю гнев и замешательство, мне глубоко жаль те команды, которые пострадали сегодня и за последние несколько месяцев. Я не согласен со всеми решениями, которое Фил принял на своём посту, но верю в его лидерство и знаю, насколько тяжёлыми могут быть эти решения.

У Xbox может быть блестящее будущее. Я надеюсь, что руководство сможет реализовать свой потенциал, и все команды получат невероятный опыт. Это, безусловно, трудное время, когда требуется большая ясность в отношении того, какой у тебя план
— Майк Ибарра (Mike Ybarra), бывший директор Blizzard Entertainment

***

А как вы относитесь к закрытию внутренних студий Bethesda? Делитесь мнениями в комментариях!

Как вы относитесь к решению Фила Спенсера?

Результаты
+4
Комментарии 43