Что это было? The Day Before вышла, провалилась и закрылась — история самого крупного игрового провала этого года
Год назад мы посоветовали игрокам забыть про The Day Before и не особо надеяться на хорошую релизную версию. Все трейлеры, обещания, дневники разработки, суд за торговую марку и другие сомнительные манипуляции были обыкновенным «прогревом» аудитории и инвесторов. Никакой игры не существовало вплоть до конца 2022 года.
Неожиданным событием стал недавний релиз The Day Before в рамках раннего доступа. Разработчикам таки удалось собрать некое подобие «экстракшн»-шутера на движке Unreal Engine 5. И конечно, итоговый продукт полностью отличается от того, что нам наобещали главы Fntastic. Ни крутой графики, ни «выживача», ни толп зомби… вообще ничего. Мы, конечно, не удивились конечному результату, но игроки пришли в полную ярость, так как до последнего считали, что получат ту самую The Day Before, которую с помпой анонсировали два года назад. Сейчас мы расскажем, чем на самом деле является игра и почему «скам» не принес авторам должного результата.
Подготовка к прогреву
С первого взгляда может показаться, что якутская студия (официально она сменила локацию на Сингапур) Fntastic не пыталась обмануть игроков и действительно хотела войти в мир ААА-проектов. За плечами разработчиков 4 инди-игры, собранные из идей более известных тайтлов. Но на самом деле все не так радужно. По крайней мере, если присмотреться к этим продуктам беспристрастным взглядом.
Более известная The Wild Eight была изометрической версией The Long Dark. Игру выпустили в сыром техническом состоянии и оставили ее такой до лучших времен. Скорее всего, эти дни настали, так как на странице Steam изменилось название студии. Ранее в графе была указана Fntastic, а теперь — Eight Points. Буквально вчера студия объявила о закрытии. Но, скорее всего, якуты не хотят бросать выгодное дело и придумали «мув» с ребрендингом. The Wild Eight — довольно популярный выживач, и на его дальнейшем развитии можно неплохо подзаработать. Жаль только игроки быстро заметили ребрендинг и закидали игру негативными отзывами. К слову, более подробно о закрытии студии Fntastic мы расскажем в последней главе.
В 2018 году состоялся релиз кооперативного хоррора Dead Dozen. Многие из вас даже не слышали об этой игре, но она до сих пор продается в Steam. По геймплею это калька с No More Room in Hell. Люди заперты в рамках небольшой локации и должны сбежать из какой-то сибирской пирамиды. Объединившись в команду из 4 человек, игроки убивают однообразных гулей и ищут выход с локации. No More Room in Hell, если что, — бесплатная модификация Half-Life 2, но Dead Dozen даже подтолкнуть ее плечом была не в состоянии. Проект получился пустым, однообразным, забагованным и абсолютно никому не нужным. Те немногие, кто купили игру на релизе, жаловались на черный экран при запуске, проблемы с настройкой разрешения, нулевой онлайн и отсутствие какого-либо контента. Эти проблемы вам ничего не напоминают? Правильно, это болячки релизной версии The Day Before.
Самая «мякотка» в истории Dead Dozen заключается в том, что разработчики бросили сырой кусок кода на произвол судьбы сразу после релиза. Спустя два месяца Fntastic вышла на связь и сообщила: «Привет, ребята! Приносим извинения за недавнее затишье в общении. К сожалению, у нас закончились средства на разработку игры, поэтому команда разработчиков взяла паузу. Мы вернемся, как только найдем финансирование». Увы, но Dead Dozen была скам-проектом, который не сработал. Отсутствие хайпа, рекламы и «вкусных» трейлеров спасли игроков от бездумной покупки откровенного мусора. А вот разработчики получили важный урок, который в дальнейшем им пригодился: как нужно вешать лапшу на уши общественности и раздувать рекламный пузырь.
Спустя несколько месяцев после релиза Dead Dozen авторы выкатили короткую мобильную адвенчуру типа point-and-click Radiant One. Здесь жертвой плагиата оказалась Oxenfree. Довольно примитивная графика, скучный сюжет и отсутствие внятного геймплея не помешали игре собрать неплохие отзывы прессы. Все-таки продавалась она за сущие копейки и не обещала пользователям заоблачного качества. Чувствовалось, что Radiant One собрали за очень короткий срок. При минимальных затратах студия смогла что-то заработать и удержаться на плаву. Тем более ресурсы были нужны для анонса главной героини этой статьи.
Сотрудники Fntastic утверждают, что разработка The Day Before началась 5 лет назад. То есть в 2018 году. Мы точно не знаем, чем на самом деле занимались авторы, но точно не созданием игры. Как минимум, за три года на Unreal Engine 4 можно собрать не просто бета-версию, а работоспособный билд, который остается лишь доработать напильником. А благодаря удобному инструментарию, упрощенной системе написания скриптов, обширной библиотеке ассетов и магазину с уже готовыми геймплеными фичами, игру реально воплотить в жизнь небольшой командой. Да, без шика и лоска, но это простительно для крохотной инди-студии.
В 2021 году состоялся анонс The Day Before. Разработчики выкатили шикарный геймплейный трейлер. Красивая графика, десятки возможностей, зомби, ММО, крафт, стелс и много чего еще. Не удивительно, что игра за короткий промежуток времени стала самой желанной в сервисе Steam. Разработчики так умело пустили пыль в глаза, что большинство зрителей не заметили ассет-флип (незаконное использование активов сторонних игр), которым любят баловаться скаммеры игровой индустрии.
В трейлере были: шрифты, интерфейс, анимации, прицел The Last of Us, индикаторы из Red Dead Redemption 2, модели и текстуры из The Division, Resident Evil 2 и других игр, купленные в Unreal Marketplace активы, геймдизайн упомянутых выше The Division и The Last of Us, а также реюз звуковых эффектов. Подробный анализ мы представили в прошлогодней статье. Советуем ознакомиться.
Геймплейная демонстрация была полностью срежиссированным фейком и не имела ничего общего с самой игрой. В сети есть высказывания людей, которые знали внутреннюю кухню Fntastic в те годы. Они рассказали, что данный трейлер был создан с целью привлечения инвесторов, на деньги которых планировалось создать рабочий прототип. Это довольно странно, так как в 2021 году издателем The Day Before выступила MyTona, у которой наверняка имелись финансы для поддержания разработки. Издательство, скорее всего, знало о том, что Fntastic показала фейк, и все равно продолжало содержать студию, поддерживая дальнейшее производство трейлеров The Day Before.
Одновременно с анонсом The Day Before разработчики выпустили Propnight, которая скопировала весь основной игровой процесс Dead by Daylight и немножечко Prey. Игру пиарили как «проект от создателей The Day Before». Конечно, ее начали активно покупать. И на самом деле Propnight получилась неплохой игрой, которую очень быстро забросили авторы. Потенциал был, но приоритет — ААА-блокбастер. 6 декабря 2023 года Fntastic отключила серверы Propnight и перенаправила ресурсы на релизную версию The Day Before.
А вы ждали The Day Before?
Самая желанная игра 2023 года
После оглушительного успеха посыпались фейковые трейлеры The Day Before — один краше другого. Здесь вам и симуляция грязи из SnowRunner, и строительство дома, и крафт предметов, и модификации оружия, и огромный открытый мир! А также орды зомби, кастомизация персонажа, сауна, спортзал, огромный открытый мир и полноценный город в духе Нью-Йорка. Всю эту вкуснятину обещали обернуть в MMO с сюжетными квестами. Вдобавок трейлеры приманивали «свежую кровь», которая добавляла игру в список желаемого. Странно, что Fntastic не решилась открыть предзаказы. Затраты на производство трейлеров окупились бы моментально.
При этом новые трейлеры уже в открытую показывали ассет-флипы без мишуры и приукрас. В одном из таких «геймплейных» роликов засветилась заправочная станция из Life is Strange 2. Боевая система, анимации стрельбы, поведение противников и некоторые системы были взяты напрямую из Days Gone. Игра тогда уже вышла на ПК, поэтому из нее спокойно доставались все необходимые ресурсы. Вдобавок эксклюзив Sony разработан на Unreal Engine 4, его код спокойно встраивался в фейковый проект.
Забавно, но общественность правда верила в существование игры. Год назад наша редакция выпустила ролик, где рассказала об ассет-флипах, вранье и лапше, которую разработчики вешают всем на уши. Вот только в комментариях нас обвиняли в предвзятости и натягивании совы на глобус. Люди ждали эту игру и надеялись на лучший исход. Не верите? Откройте видео по ссылке и почитайте сами.
К концу 2021 года разработка The Day Before сдвинулась с мертвой точки. Мыльный пузырь был раздут до немыслимых масштабов. Скорее всего, именно в это время руководство Fntastic начало осознавать, что игру с таким размахом невозможно собрать силами небольшой студии. Ассет-флип можно без страха использовать в безобидных роликах, но если это заметят в самой игре, которая продается за деньги, то судебные иски не заставят себя долго ждать. Благо у компании был спасательный круг в виде магазинчика Unreal. Из имеющихся лотов можно собрать что угодно, главное — иметь прямые руки. Но последних в студии явно не хватало.
Нанимать крутых спецов с опытом работы руководство Fntastic то ли не захотело, то ли им нечем было платить зарплату программистам, но выход все-таки нашелся. Волонтеры! Новички, джуны, выпускники онлайн-школ, да вообще все, кто хотел бы за спасибо и строку в портфолио поработать, набирались для создания The Day Before. В различных источниках была информация, что иногда в компании появлялись действительно талантливые ребята, которые искренне желали спасти проект от грядущего провала. Вот только слушать их никто не желал. Вылетали инициаторы очень быстро и заменялись менее болтливыми новичками. Студия специально игнорировала заявки от людей, которые ранее занимались разработкой видеоигр и медиаконтента. После выполненной задачи им говорили «спасибо», давали ключ Propnight и выкидывали на мороз. Желающих поработать над The Day Before было очень много, поэтому достоверно неизвестно, сколько вообще человек по итогу оставило след в ее разработке.
Бывший разработчик Fntastic рассказал изданию Dualshockers о том, что игра изначально не планировалась как MMO. Никто в студии не мог понять, почему в трейлерах заявляют фичи, которых нет в дизайн-документах. Ролевые механики банально не смогли нормально реализовать. Квесты, нелинейность и прокачка — лишь на словах. С самого начала идея заключалась в том, что на серверах будет меньше 100 человек. Никаких кланов, рейдов, закрытых хабов не планировалось на первых этапах. На протяжении двух лет разработчики все аспекты ММО полностью игнорировали. The Day Before изначально задумывалась как «смесь Rust, DayZ и Escape from Tarkov».
Геймдизайн игры полностью конструировали основатели студии. Они игнорировали отзывы команды и принимали «чудовищные» решения, основываясь на желании повторить успех других крупных проектов. Например, голосовой чат был вырезан из игры, потому что основатели студии так захотели. Те, кто был недоволен ситуацией или много жаловался, вылетали. Игру постоянно переделывали и пересобирали. Очень много времени и сил тратилось впустую.
Еще один бывший разработчик анонимно сообщил, что руководство Fntastic никогда не планировало добавлять в The Day Before ничего другого, кроме зомби, игроков и торговцев. Нанятый сценарист, например, занимался только диалогами для хаба. Система квестов была написана еще до полноценной разработки, но в саму игру ее не вставили.
Первоначальный релиз The Day Before должен был состояться в июне 2022 года. Конечно, все понимали, что игра абсолютно точно не выйдет в назначенный срок. Ближе к дате разработчики заявили, что переносят проект на Unreal Engine 5. Сделали это по причине более обширного функционала, который упрощает разработку и затраты на специалистов. MetaHuman позволяет моделировать и анимировать персонажей без привлечения дизайнеров и моделеров. Технологии глобального освещения избавляют от необходимости в художниках по свету. И так далее. Довольно забавно осознавать, что The Day Before была настоящей народной игрой, которую создавали на полном энтузиазме и обещаниях.
Ясное дело, что перенос игры на 2023 год не мог спасти положение. Собрать одиночную кампанию из уже готовых ассетов намного проще, чем сделать онлайновую игру. А руководство Fntastic изначально заявило на весь мир, что The Day Before — это ММО, как The Division. Выступить с заявлением, что игра меняет концепцию, не решились. К счастью, нашелся более интересный способ сдвинуть дату релиза к концу 2023 года — проблемы с товарным знаком The Day Before. Игру удалили из Steam, а правообладатель из южнокорейской компании начал судебные разбирательства с Fntastic.
Пока шли споры за бренд, разработчики наспех собирали рабочий билд, чтобы успеть к релизу в конце 2023 года. Австралийское издание WellPlayed обратило внимание на запрос на регистрацию торговой марки Dayworld, исходящий от Mytona Fntastic. В документе была заявка, которая полностью соответствует описанию The Day Before. По этому поводу у нас два предположения. Если суд действительно был, то в случае проигрыша у игры появилось бы новое название. Другой вариант: это запасной круг на случай феноменального провала The Day Before, чтобы на ее основе собрать новую игру.
За несколько месяцев до релиза разработчики сообщили, что отвоевали торговый знак. Следом вышел новый геймплейный трейлер The Day Before, который уже был похож на реальную игру. Скудная графика, низкая детализация, кривые анимации, пустой мир, корявая боевая система и ничего общего с тем, что нам показали в 2021 году. Лично мы были довольны тем, что у Fntastic вообще есть какое-то подобие игры, а вот игроки взвыли от ярости. Вдобавок новые трейлеры покадрово копировали видеоролики Call of Duty и The Last of Us, что еще сильнее подлило масла в огонь. 2023 год был заполонен играми, которые не оправдали ожидания, поэтому игроки не особо охотно поглощали постановочные трейлеры The Day Before.
Перед релизом авторы еще раз перенесли игру, но не на 2024 год, а всего на месяц. 7 декабря 2023 года The Day Before попала в Steam в режиме «Раннего доступа». Покупателей сразу предупредили, что игра еще сырая, ее будут активно доделывать патчами. Скорее всего, они попытались повторить успех Escape from Tarkov и Star Citizen. Вот только они не обмолвились, что игры как таковой нет, а то, что игрокам дали, нельзя назвать даже альфа-версией — настолько все плохо.
Видеоигра без геймплея
The Day Before — это не MMO, не синглплеерная игра, не выживач, не RPG, не автосимулятор и не экшен с толпами оживших мертвецов. А что тогда? Недоделанная пародия на «экстракшн»-шутер (PvPvE) а-ля Escape from Tarkov, Vigor и Hunt: Showdown. При этом разработчики до самого конца настаивали, что The Day Before не имеет ничего общего с вышеперечисленными играми. Еще бы, там хотя бы есть геймплей.
Первые проблемы у игроков начались сразу после запуска: черный экран, невозможность сменить разрешение, вылеты, застревание в «лимбе» после стартовой катсцены и другие мелкие неприятности. Становится понятно, что игра не просто сырая геймплейно, но и сломанная в технической части. На релизе было сложно попасть на сервер. Игроки ломанулись изучать долгожданную игру, а по итогу сидели в виртуальной очереди.
После вступительной катсцены нас гоняют по базе, выдают снарягу, дают построить дачу и выпускают в пустой открытый мир. Основная цель: зарабатывать местную валюту. Достигается она выполнением одинаковых заданий — сбором мусора на определенной территории и продажей лута. Все. Никакого сюжета, интересных задач, рейдов и других особенностей ММО здесь нет и в помине. Зарабатывать деньги абсолютно незачем. Дача — отдельных хаб, который не дает преимущества и служит лишь декорацией, на которую можно привезти друзей. Вы, конечно, можете купить машину, которая стоит больше миллиона монет, но на заработок такой суммы требуются сотни часов реального времени. На релизе за один квест давали 1 тысячу. После патча зарплату подняли до 5 тысяч, но эти изменения игрокам были уже не нужны, так как они сразу нашли способ зарабатывать миллионы без лишних телодвижений. Монеты очень просто «дюпались» (клонировались на экране хранилища), что мгновенно привело к наплыву богачей с элитной экипировкой. Сразу видно — разработчики никогда не играли в Diablo.
Открытый мир пустой и скучный. Детализация на нуле. Сплошные коробки, одинокие машины и пустые улицы. Вы можете без особых стараний застрять в текстуре, пройти сквозь дом, перепрыгнуть через декорацию и не выбраться обратно. Карту абсолютно точно не тестировали. Даже на мощных ПК игра безбожно фризит и теряет кадровую частоту. The Day Before по качеству графики даже близко не приблизилась к первой Tom Clancy's The Division, которая вышла в 2016 году.
Иногда может попасться жалкий одинокий зомби, которого легко убить из любого оружия. Забудьте про орды противников из трейлера. В лучшем случае вы можете случайно подцепить трех трупоедов. Иногда вам могут попасться случайные игроки, но сражения с ними — испытание на прочность. Серверы настолько нестабильные, что у нас противники скользили по асфальту, летали, увеличивались до монструозных размеров, проваливались в затекстурье и растворялись в воздухе. В The Day Before можно умереть на ровном месте. Например, вы прогрузились на сервере игрока, а он у вас нет.
Весь лут абсолютно рандомный и бесполезный. В полицейских машинах могут лежать водопроводные трубы, а в кофейнях — видеокарты, наборы для пайки и любой другой мусор. Кроме как продать, с лутом делать нечего. Стоит он копейки, и поэтому таскать его нет никакого желания. Городские локации очень быстро надоедают своим однообразием. Иногда можно спровоцировать включение сигнализации, но никто на нее не придет. Вы лишь получите отвратительный писк в наушниках, который будет преследовать до следующего квартала.
Нам удалось попробовать местный транспорт. Так вот, это бесполезный хлам, на который разработчики впустую потратили время. Физика убогая. Коллизии нет. Зомби проходят сквозь машину и молча умирают на асфальте рядом с ней. Городское окружение деревянное — врезаться можно даже в мусорный пакет. При этом на большой скорости игра жестко стопорится.
Сложно признавать, но The Day Before скучнее, хуже, глючнее, забагованнее, чем The Lord of the Rings: Gollum. Последняя хотя бы пыталась быть игрой и не строила из себя ААА-блокбастер. The Day Before пытается быть похожей на «экстракшн»-шутер, но не может дать даже минимальный функционал. В игре нет банального ближнего боя — и это в проекте с зомби! Если у вас закончатся патроны, то вам лишь остается бегать от врагов по локации и ждать неминуемой смерти от других игроков.
Из чего собрана The Day Before и закономерный исход
Если вы увлекаетесь разработкой игр на Unreal Engine, то без труда узнаете ассеты, геймплейные фичи, звуки — да вообще все. Практически вся игра собрана из покупных деталей. Ручную работу сложно даже выделить.
The Day Before сделана на базе модульного комплекта Ultimate Multiplayer Survival Pack V5. Все основные фичи заложены в него изначально: режимы прицеливания от первого и третьего лица, восприятие ИИ, создание зданий с возможностью ставить мебель, торговая система, настройка пола, транспорт, сетевой код. Это настолько мультифункциональный модуль, что его вполне хватит на десяток различных игр.
Редактор персонажа также взят из маркетплейса Unreal. Всего за $40 (4000 рублей) можно получить базовый набор из самых востребованных функций. Называется модуль Assembly: Modular Character Creator. Инвентариев купили несколько штук, но в игру вставили вот этот. Диалоговую систему, которая используется в хабе, разработчики купили здесь. Над квестовой системой тоже париться не стали и купили Fullstag Quest System. Физика автомобилей для мультиплеерных игр реализована через Advanced Vehicle System.
А вот еще небольшой список общедоступных ассетов, использованных в игре: автомобили, олени, шкафы, набор «задний двор», барные предметы, ювелирный магазин, дома на заднем фоне, деревья, заброшенный пригород.
Красивый и пустой город разработчики сами не моделировали. Его купили по частям. Основную базу взяли из модуля Downtown — City Pack. Остальное — заброшенный автосалон, американское кафе, небо с системой смены дня и ночи — также взяли из маркетплейса. Разметка на дороге отсюда. Ассеты для локации с банком также купили. Жилые загородные дома приобрели за $70 (7000 рублей — раскошелились).
Мы лишь перечислили то, что бросается в глаза. Но вторичных ассетов в игре гораздо больше. Сложно даже понять, что на самом деле создано руками сотрудников Fntastic. Факт в том, что собственных ассетов, если они вообще есть, ничтожно мало. И это за пять-то заявленных лет разработки!
На релизе онлайн в Steam превышал отметку в 30 тысяч человек. Спустя пару дней показатель снизился до 9 тыс. Через шесть дней после релиза в игру зашло меньше тысячи человек. Самая ожидаемая игра с треском провалилась, а раздутый рекламный пузырь лопнул с таким треском, что его отголоски стали слышны за пределами игровой индустрии. Из отчета руководителей Fntastic стало известно о 201 тысячи проданных копий. За пару дней после релиза 50% игроков запросили деньги обратно. И с каждым днем возвратов становится больше.
The Day Before — самый глупый и неумелый скам, который только можно представить. Игра не только не принесла прибыль при минимальных затратах, но и потянула на дно саму Fntastic. 12 декабря студия сообщила о закрытии. Игру по понятным причинам доделывать никто не собирается. От такой новости игроки начали обвинять руководство в мошенничестве. MyTona решила окончательно не сливать репутацию в унитаз и пообещала договориться с Valve, чтобы у всех желающих была возможность оформить возврат — независимо от наигранного времени. В нашем гайде мы подробно разжевали, как вернуть деньги, если вы поверили обещаниям и купили The Day Before.
Если вы переживаете, что руководство Fntastic нагло заработало кругленькую сумму с продажи The Day Before, закрыло студию и уехало в закат на джипе, можете выдохнуть. Steam производит выплаты 30-дневными циклами после окончания продаж каждого месяца. Это означает, что все деньги, которые Fntastic собрала в период с 1 декабря по 31 декабря, будут рассчитаны Valve в январе. При этом выдача заработанного состоится только в феврале, так как Steam требуется месяц на расчет. Fntastic наверняка знала об этих особенностях, поэтому их поспешное закрытие выглядит особенно странно.
А вы попробовали релизную версию The Day Before?
***
Сейчас The Day Before купить уже нельзя, но она точно оставила жирный след в истории игровой индустрии. Таких масштабных прогревов аудитории с тотальным провалом в итоге мы не видели очень давно. Ситуация с The Day Before напомнила нам о временах начала нулевых, когда такие скам-поделки были нормой. Они же, в свою очередь, и потопили некогда легендарную «Акеллу».
К слову, руководство Fntastic никуда не делось и вернется с новой студией Eight Points. Нам лишь остается ждать, когда прозвучит очередной громкий анонс еще более масштабной и невероятной игры.
-
Как вернуть деньги за The Day Before, если провёл в игре больше двух часов
-
Как оптимизировать The Day Before — как убрать просадки, фризы и повысить FPS
-
The Day Before провалилась — студия разработчиков закрывается
-
The Day Before больше нельзя купить в Steam. Разработчики пообещали вернуть деньги
-
«Возвращайте средства, тут уже ничего не поможет»: The Day Before растеряла большую часть аудитории