ТОП лучших и культовых модов для S.T.A.L.K.E.R., которые актуальны и в 2024 году
S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl ждать ещё долго. Идеальное время, чтобы перепройти классическую трилогию. И если вы делали это уже неоднократно — не беда. Ведь есть моды, которые кардинально меняют серию.
В этой статье мы поговорим про моддинг «Сталкера» — его зарождение, развитие и самые впечатляющие работы фанатов. А чтобы вам было удобнее, мы распределили проекты на несколько категорий, чтобы каждый мог подобрать себе мод по душе.
Краткая история моддинга
Первые модификации к «S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля» начали выходить чуть ли не сразу после релиза игры. Фанаты стремились исправить недостатки проекта и оперативно разбирались с полученным инструментарием.
Им стал SDK — набор инструментов для разработчиков. Его выложили, чтобы игроки создавали карты к мультиплееру. Но как оказалось, тот же SDK использовался для разработки всей остальной игры. И после танцев с бубном фанаты получили возможность модифицировать игру по своему усмотрению: добавлять новые предметы и уровни, создавать квесты и прописывать механики.
Первый мод вышел 20 мая 2007 года, он исправлял баланс, возвращал вырезанный контент и делал Зону более хардкорной. Начало было положено — сообщество модмейкеров S.T.A.L.K.E.R. начало по винтикам перебирать проект и создавать «Ту самую Зону». И у каждого в голове она была, конечно, своя.
Что вы цените в модах по «Сталкеру» больше всего?
Вот тогда-то всё и завертелось. Бесчисленное количество правок, модов, графических исправлений, неофициальных патчей и глобальных модификаций — скрипты и наработки одних проектов ложились в основу других. На сайтах и форумах люди разбирались в коде игры, пытались понять структуру проекта, восстанавливали вырезанный в ходе разработки контент. Конечно, большинство из этих сайтов уже не существует, но и то, что осталось, позволяет понять — работа кипела нешуточная.
Рынок пиратских дисков в середине нулевых годов процветал, и вся работа мододелов оседала на дисках и оказывалась на прилавках. Сотни отдельных модов, антологии, сборники оригинальных игр вместе с фанатскими версиями — всё это очень успешно продавалось.
Так сообщество продолжало расти. Появлялись и закрывались сайты, менялись знаковые фигуры в сообществе моддеров. На место ушедших приходили новые и использовали наработки предшественников для создания новых проектов.
На данный момент в сети есть несколько крупных сообществ, а также множество форумов и сайтов по вселенной S.T.A.L.K.E.R. На эти ресурсы нынешние контент-мейкеры выкладывают свои работы, делятся впечатлениями о пройденных модификациях, составляют рейтинги лучших и держат руку на пульсе моддинга.
Еще один проект: форум AMK-Team стал самой крупной и, можно сказать, последней площадкой, связанной именно с тематикой модифицирования игры. Именно здесь бережно хранят гайды и инструкции пятнадцатилетней давности о том, как добавлять новый контент; тут же есть циклы постов про SDK, которые позволят далекому от программирования человеку творить с Зоной всё, что он пожелает.
Именно благодаря этим ресурсам вселенная S.T.A.L.K.E.R. всё еще живет и развивается — новые проекты выходят регулярно, а сотни гайдов и инструкций доступны каждому.
Но что насчёт самих модов?
True Stalker
Самый масштабный и качественный мод для «Сталкера» за последнее время. Его действие разворачивается параллельно с историей Стрелка из оригинальной трилогии. В модификации переработан изначальный геймплей, повышено качество графики, улучшен искусственный интеллект людей и монстров, а также восстановлены противники, которые не попали в основные игры серии. Мы рекомендуем этот мод всем, кто ждёт выход второго «Сталкера». К тому же на нашем сайте есть подробное прохождение всех основных и дополнительных заданий.
Возвращение в Зону
Эта сюжетная модификация продолжает события «Зова Припяти». Вас ждёт семь больших локаций, включая три совершенно новые, множество основных и побочных заданий, управляемый транспорт, а также возможность выбора. Помимо этого, в модификации есть режим «Выживание», который напоминает игры жанра «Королевская битва». Прохождению сюжетного режима «Возвращения в Зону» мы посвятили отдельный гайд.
Лабиринт
Приквел к «Чистому небу», посвященный поиску пути к Центру Зоны, минуя Выжигатель мозгов. Главный герой действует совместно с торговцем Сидоровичем, который хочет с его помощью стать ещё богаче. Мод можно похвалить за высокую сложность и качественную работу со скриптами. А ещё во время прохождения вас ждёт множество секретов, которые спрятаны в сейфах. Их поискам мы посвятили тематическое руководство.
Stalker Oblivion Lost Remake 3.0
Задача этого мода — восстановить самую первую версию «Сталкера», каким он планировался в 2003-м. Речь идёт о сюжете, оружии, локациях и монстрах. 20 января 2024 года Oblivion Lost Remake получила версию 3.0 и вышла в стадию открытого бета-тестирования. Мы готовы порекомендовать её тем, кто уже прошёл все крупные моды для «Сталкера». А если у вас возникнут трудности с основными или дополнительными заданиями, воспользуйтесь нашим гайдом.
Stalker: The Exception
Свежий мод, который появился в сети 11 февраля 2024 года. Вы будете играть за киллера Томаса. Ваша задача — устранить нескольких опытных сталкеров. Однако простое поручение приводит к цепи непредсказуемых событий, и герой решает разобраться во всём самостоятельно. Вас ждут десятки новых монстров, уникальные комплекты оружия и брони, локации, которые сделаны специально для этой модификации, а также переработанный интерфейс и улучшенная графика. Подробному прохождению всех заданий The Exception мы посвятили отдельную статью.
Ф.О.Т.О.Г.Р.А.Ф
Эта модификация позволяет взглянуть на Зону с неожиданной стороны. Мы играем не за наёмника и не за сталкера, а за простого фотографа, который отправляется в окрестности Чёрнобыля, чтобы провести репортаж. На его пути встретится немало препятствий — от агрессивных монстров до опасных аномалий. Однако основная задача героя — замечать мелкие детали, проводить расследования и составлять фотоотчёты.
Der Fallende Stern: Definitive Edition
Перед вами улучшенная версия популярной модификации «Упавшая звезда» на новой версии движка OGSR. Её действие разворачивается в 2012 году. Группа сталкеров, известная как Апокалипсис, образует вокруг Зоны купол, из которого невозможно выбраться. Всему виной таинственный груз в контейнере. Именно его нужно найти нашему главному герою — наёмнику с позывным Джей-Джей.
Last Stalker
Прямое продолжение предыдущего мода. По словам автора, сюжет «Последнего сталкера» можно рассматривать как независимую историю, но проходить её гораздо интереснее, если знаешь события «Упавшей звезды». Его действие разворачивается на локациях из «Чистого неба». Модификацию можно похвалить за вариативность в ключевых моментах местной истории.
Золотой шар
Название мода отсылает нас к артефакту из «Пикника на обочине» братьев Стругацких. Именно его будет искать главный герой. Несмотря на наличие транспорта, путешествие окажется долгим. Чтобы выжить, игрокам придётся следить за тремя параметрами: голодом, жаждой и состоянием здоровья. Заразиться чернобыльской чумой можно от местных крыс, зомби или грязной воды. Также в модификации важную роль играет «Удача», которая меняется со временем и влияет на все основные характеристики.
Классика модов: Lost Alpha, OGSM, GUNSLINGER MOD
У GSC Game World всегда были проблемы с нехваткой времени, студии часто приходилось отказываться от некоторых механик и концептов, вырезать квестовые линейки и целые локации. Если вам кажется, что оригинальной трилогии чего-то не хватает, нижеследующие проекты — то, что вам нужно.
Выбранные в этой категории моды дополняют и расширяют классические сюжеты — перерабатывая и возвращая локации, переосмысливая геймплей и давая пережить старые приключения по-новому.
Lost Alpha
Требуемая оригинальная игра: не требуется
Начнём с Lost Alpha. Изначально мод представлял собой попытку воссоздать атмосферу старого доброго «Сталкера», но ближе к 2013 году концепция поменялась, а команда решила создать что-то своё, используя лишь часть идей старых дизайнерских документов. В Lost Alpha Developer's Cut авторы привнесли новые элементы в игровой процесс и улучшили графику. Именно эта версия мода получила наибольшую известность.
В 2020 вышло глобальное дополнение Extended, кардинально меняющее геймплей игры. «Сталкер» обзавёлся RPG-элементами, а прохождение стало сложнее. Сохраняться можно только в отведенных для этого местах, а герой сталкивается с еще большим количеством трудностей.
OGSM CS 1.8 Community Edition
Требуемая оригинальная игра: S.T.A.L.K.E.R.: Clear Sky 1.5.10
OGSM (или Old Good Stalker Mod) не пытается прыгнуть выше головы, а лишь полирует до блеска оригинал, привнося несколько приятных, но побочных механик.
Мод исправляет огрехи второй части — «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо». Устраняет вылеты, решает проблемы с багами и логическими несостыковками. Проще говоря, это огромный патч, который также восстанавливает вырезанный контент: броню, мутантов, оружие и квесты.
И ещё одно — с этим модом появляется возможность продолжить путешествие по Зоне после прохождения основного сюжета.
GUNSLINGER MOD
Требуемая оригинальная игра: S.T.A.L.K.E.R. — Call of Pripyat 1.6.02
Gunslinger сосредотачивается на переработке оружейной части «S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти». У полусотни новых моделей оружия своё звучание и анимации, зависящие от апгрейдов, а также ощущение от стрельбы.
Передвижение игрока стало реалистичнее, а многим предметам добавлены новые анимации. Например, если в магазине остались патроны, затвор передернут не будет, а главный герой просто сменит магазин, ведь патрон в стволе уже есть. То же самое происходит и с количеством лекарства в упаковке: при первом применении мы видим, что блистер полон, при втором — что главный герой уже принимал препарат, а на третий раз он выкидывает пустую упаковку. Это лишь маленький пример того, как сильно разработчики заморочились ради создания атмосферы.
«Фриплейные» модификации
«Фриплей» — модификации, направленные на свободное исследование Зоны, развитие с нуля и создание собственной истории.
Хотите стать членом Долга и очистить мир от заразы Зоны? Примкнуть к бандитам и «навести шороху на всякую шелупонь»? Фанатично нести службу, защищая Монолит от неверных? Именно эти модификации подарят такую возможность.
Call Of Chernobyl by stason174
Требуемая оригинальная игра: не требуется
Сборка «от Стасяна» содержит, пожалуй, наибольшее количество аддонов и модов — и позволяет легко их отключать и настраивать под себя. Внутриигровая экономика, баланс и графические нюансы — всё подкручивается в меню.
В остальном по заветам фриплея: несколько сюжетных линий, огромное количество второстепенных квестов, оружия, локаций и экипировки. Зона во всей своей красе.
Anomaly
Требуемая оригинальная игра: не требуется
Разработчики этого мода подошли к делу с другой стороны. Они решили не гнаться за количеством контента, а сосредоточиться на атмосфере и проработке системы A-Life.
Тут есть: динамический чат, реагирующий на события в мире игры, самостоятельно путешествующие сталкеры и мутанты, возможность примкнуть к различным группировкам, 3D-модели ПДА, проработанная система крафта и амуниции. Отдельно хочется отметить настраиваемую экономику и систему быстрых перемещений.
Мод запускается даже на офисных ноутбуках (проверено!), но расцветает на топовых системах. Погодные условия, графические улучшения, преображающие Зону, проработанные анимации — всё это ещё сильнее погружает в атмосферу жестокого, но завораживающего мира.
Legends Returns
Требуемая оригинальная игра: не требуется
Авторы Legends Returns работали с оглядкой на дизайн-документы ранних версий «Сталкера». Мод добавляет вырезанную группировку Грех, разные детали игрового лора, несколько полноценных сюжетных линий и множество новых квестов.
Со стабильностью всё в порядке. А что касается графики… что ж, атмосфера раннего «Сталкера» — это атмосфера раннего «Сталкера». Проект, конечно, придётся по вкусу не всем.
Dead Air, A.R.E.A, Call of Misery
Требуемая оригинальная игра: не требуется
Боль, страдания и множество избыточных механик — звучит как что-то, что понравится значительной части комьюнити «Сталкера». Dead Air, A.R.E.A. и CoM по-своему прекрасны. Дышащая Зона, опасность на каждом шагу, необходимость планировать действия и быть всегда начеку — это, конечно, цепляет. Но нужно ли настолько ударяться в крайности?
Если вы готовы к настоящим испытаниям, вас также ждут значительно переработанные графика и звук, улучшенный ИИ и новые квесты.
Все три модификации работают стабильно.
Старый мир, новая история — крутые модификации со своим сюжетом и уровнями
Куда более дружелюбны к новым игрокам моды, которые перекраивают Зону на иной лад — сюжетный. Новые истории, новые локации, новые герои и, конечно, злодеи. Таких модификаций великое множество. Мы же упомянем лишь несколько: они не «самые-самые», но по разным причинам откладываются в памяти.
«Пространственная аномалия»
Требуемая оригинальная игра: S.T.A.L.K.E.R.: Call of Pripyat 1.6.02
В этом моде игрокам нужно выбраться из смертельной ловушки — пространственного пузыря, в котором застрял сталкер по кличке Зверь. Еще ему предстоит найти ответы на многие вопросы и справиться с дефицитом боеприпасов и медикаментов.
Короткая, но яркая история, добротный баланс и атмосфера безысходности — вот формула запоминающегося мода.
SFZ PROJECT
Требуемая оригинальная игра: S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl 1.0006
Если вы скучали по атмосфере «Пикника на обочине», SFZ PROJECT для вас. Правда, модификация совсем новая, она всё ещё дорабатывается. Пока что вышел только «нулевой эпизод», но потенциал уже виден.
История рассказывает про третий выброс, который меняет облик всего вокруг. Разработчики воссоздали удивительную атмосферу дикой, мистической и пугающей Зоны. И добились они этого не при помощи больших и страшных мутантов, а через постановку напряженных моментов и работу со звуком.
Ещё игроков ждёт система достижений, лимит на сохранения и приятная графика.
«Ветер времени»
Требуемая оригинальная игра: не требуется
2048 год. Машина времени построена, а значит пора менять историю и что-то делать с Зоной, которая нехило так разрослась и начала угрожать человеческой цивилизации. Главный герой летит в прошлое с конкретной задачей — предотвратить крупнейший выброс и разобраться в его причинах.
Неплохо написанный сюжет? Есть. Баланс? На месте. Графика? В норме. Из нового контента (помимо, конечно, сюжета) отметим дополнительные локации, несколько фич из «S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля» и переделанную систему артефактов.
«Долина Шорохов»
Требуемая оригинальная игра: S.T.A.L.K.E.R.: Call of Pripyat 1.6.02
Следующая модификация, «Долина Шорохов», рассказывает классическую историю про нелегкую долю и шальные деньги. Неплохо проработанная сюжетная линия, достойное исполнение побочных квестов, прописанные персонажи и грамотно оформленное окружение — однозначные плюсы этой модификации.
По сюжету сталкер Макс собирается покинуть Зону. Ну и, конечно, неплохо подзаработать в последней вылазке. Так он и оказывается в Долине Шорохов, которая просто так не отпустит героя.
Качество исполнения модификации такое, что оно могло бы стать официальным DLC.
«Народная Солянка» и «Объединенный пак»
Требуемая оригинальная игра: не требуется
Их мы не могли обойти стороной! Слишком большое влияние они оказали на модостроение и коммьюнити, слишком много пиратских копий с этими модами было расставлено на прилавки магазинчиков во всём СНГ.
А дело вот в чём: «Солянка» и выросший из неё «Объединенный пак» — это попытки собрать в единое целое всё, что есть во вселенной S.T.A.L.K.E.R.: как оригинальную трилогию и её билды, так и некоторые фанатские модификации. И в целом, что само по себе чудо, получившийся проект работает (пусть и не без огрехов) и проходится.
Конечно, есть проблемы. А именно проблемы с балансом, с соблюдением условностей и лора вселенной, с уровнем сложности и сортировкой контента — обилие сюжетных предметов может запутать даже игрока с фотографической памятью. Но если у вас есть достаточно свободного времени, вы не боитесь вызовов, эти проекты могут надолго завладеть вашим вниманием.
***
Надеемся, среди перечисленных модификаций вам удалось найти себе что-нибудь по вкусу. Упомянутое — лишь капля в море. У сообщества ценителей Зоны богатое прошлое и, смеем надеяться, с выходом S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl не менее перспективное будущее.
Что вы ждете от S.T.A.L.E.R. 2: Heart of Chornobyl?
-
Блогер, который слил консольный билд S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl, рассказал о S.T.A.L.K.E.R. 2 и не только
-
Независимая студия GamesVoice выпустит русскую озвучку для S.T.A.L.K.E.R. 2
-
GSC может готовить консольную версию S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl. В сеть слили ранний билд
-
В честь всемирного дня кошек разработчики S.T.A.L.K.E.R. показали концепт-арт демонического кота-мутанта
-
Фанат показал первые скриншоты своего ремастера S.T.A.L.K.E.R. с новой графикой и локациями