Мертвые жанры: насколько игровая индустрия изменилась за последние двадцать лет?

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, насколько сильно изменилась игровая индустрия за последние двадцать лет? Какие жанры появились? А какие ушли в небытие? Мы — задумались. И результат этих размышлений привел в оторопь. Выяснилось, что буквально под носом у хардкорной аудитории произошло самое настоящее вымирание. Традиционные видеоигры сегодня — это динозавры, а мы — очень может быть, последнее поколение, которое застало интерактивные развлечения в их исконной форме.

Человеческое сознание устроено таким образом, что оно совершенно не замечает течения времени. Мы можем десятилетиями жить в одном и том же городе, ходить по улицам и лишь потом, глядя на архивные фотографии, осознать, насколько сильно все кругом изменилось. С видеоиграми история схожа. Когда год за годом следишь за новинками индустрии, просто перестаешь обращать внимания на мелочи. Что платформеров, например, год от года становится все меньше, а последняя игра про скейтбординг появилась в продаже несколько лет назад и была, говоря по правде, тем еще куском дерьма.

Но стоит только посмотреть на список релизов осознанно, чтобы прийти в ужас от ситуации на рынке. Какие традиционные жанры еще на плаву? Шутеры, RPG и Action/RPG в стиле Dark Souls, спортивные симуляторы, боевики от третьего лица в открытом мире. А нетрадиционные? MOBA, «Королевские битвы», F2P MMORPG, игры-сервисы. Говоря откровенно, совсем негусто. Остальные жанры либо влачат жалкое существование, либо попросту вымерли. В рамках этого материала мы не будем анализировать, почему так произошло. Важно другое. Современный геймер, который только начинает увлекаться интерактивными развлечениями, не увидит всего того, что видели его более опытные коллеги. И вот вопросу, что именно он упустит, мы и посвятим наш сегодняшний материал.

Стратегии в реальном времени

Неделю назад автор этих строк написал полную недовольства колонку о выступлении Microsoft на собственном фестивале Inside Xbox. Если говорить кратко, мысль проста: американцы представили слишком много инди и почти не говорили о традиционных играх. Однако в одном «зеленых» упрекнуть уж точно нельзя: Microsoft — одна из немногих корпораций, которая сегодня поддерживает практически вымерший жанр стратегий в реальном времени.

Золотой век RTS начался в девяностые годы. Starcraft, Warcraft, Command & Conquer, Total Annihilation, Z, Supreme Commander, Ground Control — одних только звездных названий наберется на целый абзац. Сегодня — увы — ситуация совсем иная. RTS разрабатывают либо небольшие студии (фактически речь идет об инди), либо компании, что сумели удержаться на плаву вопреки всем индустриальным трендам и имеющие за спиной финансовую подушку безопасности от заинтересованных издательств. А их с каждым годом становится все меньше. Вот и получается, что Microsoft с ее Halo Wars 2 и Age of Empires IV — последние из Могикан. Люди, готовые рисковать и вкладывать деньги в фактически мертвый жанр. Причем не в ремастеры, а полноценные сиквелы. А это еще большая редкость.

Аркадные гонки

Буквально десять-пятнадцать лет назад жанр аркадных гонок считался одним из самых популярных среди консольных геймеров. Свежие релизы случались едва ли не каждый месяц, а продажи — уверенно ползли вверх. Геймеры готовы были покупать не только Need for Speed или Burnout, но обращали внимание на Motorstorm, Pure, продолжение Stuntman, FlatOut, Sega Rally, Blur, Project Gotham Racing — примеров огромное множество.

Однако с приходом на рынок PlayStation 4 и Xbox One ситуация изменилась самым кардинальным образом, и сегодня найти годную аркадную гонку настолько же сложно, насколько заставить Electronic Arts вложиться в изометрическую RPG. То есть, конечно, в теории возможно и это, но на практике куда как чаще в качестве спонсоров выступают обычные пользователи. То же самое происходит в мире аркадных гонок. Новинок выходит минимум, а по-настоящему больших проектов, с бюджетом и хорошей технической базой, — единицы. Вот и приходится в этом сезоне очень средней Need for Speed Heat (наша рецензия здесь) отдуваться за себя и за того парня. Альтернатив потому что толковых нет.

Экстремальные спортивные симуляторы

Снегоходы, уличный футбол и баскетбол, байки, сноубординг и скейтбординг — вот лишь краткий список увлечений, который может быть положен в основу интересной видеоигры. Когда-то так оно и было. В нашей колонке про забытые игры Electronic Arts мы отмечали, что американцы еще поколение назад махнули рукой на такие успешные серии как Skate и SSX. Однако так поступила не только EA.

В нынешнем поколении почти невозможно найти что-нибудь стоящего в жанре экстремального или уличного спорта. Да, в FIFA 20 (наша рецензия здесь) появился режим уличного футбола, но он — давайте честно — лишь капля в море видеоигр. А ведь еще совсем недавно и Skate, и SSX, и линейка Pro Skater пользовались бешеной популярностью. Ныне все это порядком забыто не только разработчиками, но — судя по всему — самими геймерами. А жаль. Уличный баскетбол все же интереснее своей спортивной версии, а годный симулятор скейтбординга способен развлечь ничуть не хуже очередного выпуска UFC от EA.

Платформеры

Будучи когда-то самым популярным консольным жанром, сегодня платформеры переживают далеко не лучшие времена. Хороших трехмерных игр выходит чертовски мало, а 2D-нишу плотно оккупировали трехкопеечные инди, которые к настоящим платформерам зачастую имеют не больше отношения, чем слон — к жирафу. Да, безусловно, библиотека PlayStation 4 может похвастаться ремейком Ratchet & Clank, а Rayman Origins и Rayman Legends не появились только на тостерах, но…

Давайте честно. Сегодня жанр целиком и полностью держится стараниями энтузиастов, большая часть которых... работает в Nintendo. На системах других компаний хорошие платформеры выходят крайне редко. Cuphead не в счет: во-первых, эта игра исключение из правил, а во-вторых, она — инди, которая чудом добралась до релиза.

Рельсовые шутеры

Помните, как классно было стрелять по живым мертвецам в House of the Dead 2? Или ликвидировать бандитов в Virtua Cop. А еще бороться с террористами в Silent Scope. Рельсовые шутеры пришли на консоли и PC с аркадных автоматов, успели обрасти преданной аудиторией поклонников и… фактически канули в небытие уже в эпоху PlayStation 3 и Xbox 360. Шоу окончено — драмы не будет.

Сегодня о жанре рельсовых шутеров помнят только харкдорные геймеры, которые начали свое знакомство с миром виртуальных развлечений как минимум пятнадцать лет назад. Разумеется, и среди новичков найдутся увлеченные историей умы, но… Проблема-то в том, что ничего нового и высокобюджетного не выходит. Если, конечно, не считать The Typing of Dead: Overkill. Но и она — лишь бледная тень своего именитого предка.

Хорроры

Один из самых спорных пунктов нашего текста. Дело в том, что интерактивные ужастики сугубо формально и не думали погибать. Совсем недавно Capcom выпустила ремейк Resident Evil 2. The Evil Within 2 в 2017 году собрала хорошую прессу. Да и Alien: Isolation заставила геймеров не на шутку бояться одного, но очень злобного и непредсказуемого противника.

Однако давайте смотреть правде в глаза. Классических хорроров выходит до обидного мало. Да, жанр худо-бедно держится за счет нескольких команд, но поток качественных ужастиков, которые захлестнул все платформы в нулевые, сегодня превратился в тоненькую струйку. Где сиквел Siren: Blood Curse? Почему ничего не слышно о Silent Hill? Какого лешего разработчики махнули рукой на Fatal Frame? И ведь мы только крупные серии назвали. Могли, например, вспомнит Cold Fear или Haunting Ground. Или цикл Clock Tower. В любом случае, с хоррорами сейчас все плохо — пациент скорее мертв, чем жив.

Аркадные военные симуляторы

В девяностые и нулевые особой популярностью среди геймеров пользовались так называемые «аркадные военные симуляторы». Яркий пример таких видеоигр — серия Ace Combat и линейка Strike (Jungle Strike, Desert Strike и.т.д.). Собственно, от больших собратьев эти аркады отличались ставкой на зрелищность и экшен.

И вот ведь какое дело. Сугубо формально та же Ace Combat и не думала умирать. Но стоит посмотреть по сторонам и ничего, кроме Skies Unknown, не найдется. Конечно же, кто-то может вспомнить War Thunder. Она действительно плюс-минус о том же самом. Вот только «Тундра» — это условно-бесплатная мультиплеерная игра. А жанр ценят все же за классно поставленные одиночные миссии и кинематографичные ролики. Так что…

Одиночные сюжетные игры

Не жанр, но направление. Сегодня классические одиночные приключения на 8-15 часов переживают не самые лучшие времена. Фактически единственная компания, которая на полном серьезе поддерживает этот формат — Sony. Да и та все чаще смотрит в сторону игр с открытым миром. Разгадка проста: традиционные игры очень сложно монетизировать — будь они хоть шутером от третьего лица.

Мультиплеер, микротранзакции, ставка на количество контента в угоду его качеству. Все это практически не оставляет шанса на то, что тренд качнет в другую сторону, и мы получим поток хитов, сравнимый с таковым во времена PlayStation 3 и Xbox 360. Кстати, со слэшерами ситуация не сильно лучше. Сколько их народилось за отчетный период? Только чур не мухлевать и ремастеры не учитывать.

***

Вот и получается, что сегодняшняя индустрия — лишь бледная тень себя самой из прошлого. Технологии бегут вперед, картинку в некоторых играх уже сложно отличить от реальности, но ценой всему этому стала фактическая смерть многих жанров. Причем интересных не только гикам, но и массовой аудитории. Кому помешали симуляторы скейтбординга? Почему на хоррорах поставили жирный крест? Куда подевались крепкие сюжетные боевики от третьего лица? Какого лешего полки завалены играми с открытым миром без сценария как такового и со штампованным геймплеем? И куда нам столько «Королевских битв»? Увы, чем больше ты об этом задумываешься, тем явственнее понимаешь: зима близко. К счастью, снег рано или поздно растает. Главное, чтобы из-под белой пелены прорвались подснежники, а не всплыло что-нибудь пахучее.

+1
Комментарии 6