Обзор фильма «Хищник: Планета Смерти». Окончательный разрыв с оригинальной серией
Marat Usupov
В прокат вышел «Хищник: Планета Смерти» (Predator: Badlands), который ещё по трейлерам вызвал опасения у фан-сообщества. Рейтинг PG-13; Яутжа, больше похожий на баристу, чем на знаменитого охотника на людей; а также приставучий андроид Вейланд-Ютани. Получилось? Охохохо, да! На экране зрелищный аттракцион спецэффектов и крошащих друг друга монстров. Но не спешите радоваться. Если вы надеялись увидеть продолжение легенды, то слишком многого хотите от режиссера «Добычи» (Prey) Дэна Трахтенберга (Dan Trachtenberg). Почему — отвечаем в статье!
Обзоры новых сериалов и кино
- Обзор фильма «Фантастическая Четвёрка: Первые шаги» — супергероика умерла. Да здравствует семейная драма!
- Обзор сериала «В глуши» — Эрик Бана и красивые пейзажи против предсказуемого сценария
- Обзор нового фильма «Мир Юрского периода» — надежды на Возрождение не оправдались?
- Обзор фильма «Супермен» — новый путь киновселенной DC с пьющей Супергёрл, асоциальным Зелёным фонарём и макаками-хейтерами
- Обзор фильма «Я знаю, что вы сделали прошлым летом» (2025). Ненужный сиквел посредственного ужастика
- Мнение о сериале «Железное сердце» — не грози южному Тони Старку, попивая сок у себя в квартале
Танец ярости на планете Гемма
Экшен в «Хищник: Планета Смерти» обходится без надуманных предлогов для драк — режиссёр сразу бросает зрителя в водоворот событий, камера едва поспевает за персонажами. Бои поставлены яростно, плотно, сочно — каждый удар, оплеуха, рывок пульсируют энергией и адреналином. В ход идёт всё: от кулаков и холодного оружия до подручных предметов и смертоносной флоры Геммы, чьи биологически агрессивные биомы добавляют элемент выживания.
Хореография правдоподобна: чувствуется инерция, масса, в чем-то даже усталость. Герои не супермены — они промахиваются, ошибаются, получают синяки и рваные раны. Им, бывает, просто не везёт. Молниеносные атаки Яутжа и местных тварей создают отличный визуальный ритм, а разнообразия экшену добавляют огнестрел и взрывы.
Из боёв особенно запоминаются две сцены. Первая — схватка главного героя с местным «боссом-вертолётом», поставленная в духе Dark Souls: зритель вместе с протагонистом постигает слабые и сильные стороны противника. Вторая — бой андроида-напарника, когда отделённые друг от друга ноги и торс движутся в едином ритме, превращая сражение в странный, напряжённый танец.
Темп впечатляет: за 107 минут хронометража вам не дадут ни отдохнуть, ни заскучать. И когда в финальной трети режиссёр отпускает тормоза и даёт зрителю 20 минут непрерывного мордобоя — в этот момент понимаешь: билет окупился ещё до титров. Реализация 3D в IMAX на высоком уровне. Эффект не кричащий, но создаёт устойчивое погружение. Объём используется не ради дешёвых выпадов в зал во время махача, а для формирования глубины кадра с почти физически ощущаемым пространством, ударами и движениями. Графика безупречна: существа детализированы, окружение выглядит органично, CG не провисает даже в самых насыщенных эпизодах.
Выжили бы вы на планете Гемма?
Раньше тут бегали хоббиты, теперь — Яутжа
Наряду с динамичными боями, визуальная составляющая — ещё одна сильная сторона фильма. Команда CGI под руководством режиссёра создала завораживающий мир: пусть не уровня «Аватара» (Avatar, 2010), но определённо качественнее большинства блокбастеров последних лет.
Ландшафты планеты Гемма, снятые в Новой Зеландии, — это редкое слияние реальной природы и агрессивных цифровых форм, вызывающее одновременно восторг и тревогу. Причудливые скалы соседствуют с тропическими зарослями и участками лесов умеренного климата. Среди гигантских деревьев и глубоких рек под небом, исчерченным алыми прожилками, природа не просто фон — она тоже противник, готовый в любой момент восстать против непрошеных гостей.
Обычная трава здесь режет, как бритва; кусты выпускают парализующие шипы; лозы и корни движутся, будто живые, выискивая жертву. Фауна не уступает — смесь земных животных и ночных кошмаров. Над кронами парят птеродактили и драконы, на деревьях прячутся огромные одноглазые кальмары, а среди равнин бродят бронированные парнокопытные. Любопытный момент — во время просмотра в одной из сцен был замечен… сбежавший из Half-Life барнакл?
Несмотря на обилие экшена, оператор Джефф Каттер (Jeff Cutter) обеспечил чистую картинку без тряски и ясный монтаж. А также добился подлинного эффекта присутствия — зритель будто шагает рядом с героями, проходя весь их путь от тесных ущелий до сырых джунглей Геммы. В переходах по степям и холмам слышится эхо «Братства кольца»: кажется, режиссёр и оператор не удержались от лёгкого поклонa Новой Зеландии и её эпосу.
Звуковое окружение отлично детализировано: от хруста сломанных веток под ногами героев и гулких ударов кулаками в рукопашных схватках, до свиста пролетающих шипов и рева инопланетных существ. В IMAX создаётся эффект полного присутствия: будто сам продираешься через джунгли и чувствуешь вибрации от ударов.
Если всё перечисленное вас впечатлило — смело идите в кино. Но… я надеюсь, вы подозреваете, что «просто и хорошо» с «Хищником» не бывает?
Почему «как со Шварценеггером» больше не будет
В 1987 году Арнольд Шварценеггер (Arnold Schwarzenegger) воплотил архетип идеального героя боевика — физическая сила, хищный взгляд и абсолютная уверенность превратили его Датча в опасную и притягательную фигуру. К середине 2020-х этот образ стал культурным анахронизмом: в тренде сейчас чувствительные, эмпатичные мужчины, воспитанные на критике «токсичной маскулинности». Сегодня Голливуд просто не может снять фильм о «мужчине-охотнике» без риска быть обвинённым в пропаганде насилия.
Хорошо, скажете вы, но ведь этот фильм про Яутжа, на инопланетян ведь «повесткочка» не распространяется?! Увы, самцы в этом мире не доминируют даже среди чудовищ. Как и в «Добыче», Трахтенберг снова делает ставку на женских персонажей — сейчас это выглядит уже не как свежий ход, а как осознанная формула. Андроид Тиа выступает ментором и направляющей силой; антагонистка Тесса — корпоративный аналог Рипли, вплоть до финального боя в роботе-погрузчике из «Чужих». Обе независимы, решительны, физически превосходят окружение. Дек — ученик, ведомый, уязвимый. Его роль сводится к усвоению уроков, которые ему терпеливо преподают.
Таким образом, франшиза, когда-то олицетворявшая первобытную мощь и страх, вынуждена адаптироваться к эпохе, где традиционная мужественность табуирована, а рейтинг R — коммерческое самоубийство. Трахтенберг принял правила новой эпохи и прогнул франшизу: не шокировать, а увлекать; не пугать, а впечатлять. Признаем, творческой ловкости ему не занимать. Лента отлично смотрится в кино: динамично и зрелищно, но в концептуальном плане утратила суть — ту самую первобытную брутальность, из-за которой все когда-то полюбили «Хищника».
Новая концепция — «хищник-аутсайдер», который ищет себя через самопознание и эмоциональные связи. Этот Яутжа и правда потягивает лавандовый латте на кокосовом молоке без сахара — зато никого не травмирует своим образом.
Слабый среди сильных
Почему аутсайдер? Дек — неудачный экземпляр по меркам Яутжа. Слабее, медленнее, ниже ростом — метр восемьдесят против стандартных двух с половиной. Его брат Кай, добросердечный и благородный, пытался уберечь Дека от неминуемой гибели, но тот так и не смог одолеть его в ритуальных поединках, несмотря на годы тренировок. Отец вынес приговор: «Этого генетического отброса — на помойку». Кай ослушался и спас брата, заплатив собственной жизнью.
Героично? Несомненно. Но у истории есть нюанс: Дек — тщеславный и амбициозный выскочка. Вместо того, чтобы просто убежать, он жаждет пройти инициацию и занять достойное его эго место в клане. И выбирает самого опасного монстра Планеты Смерти — Калиска. Чудовище с невероятно быстрой регенерацией, колоссальной силой и зачатками разума, победить которое не смогли даже именитые воины Яутжа. Уровень — босс из Dark Souls, а не спарринг-партнёр для неудачника.
Реальный уровень Дека — схватки с андроидами Вейланд-Ютани. Поднять врага над головой и разорвать голыми руками, как истинный Яутжа, он не способен. Знаете, забудьте вообще про классических Яутжа — идеальных охотников, воплощение первобытной силы. Дэн предлагает посмотреть на «альтернативный путь к величию» — через кооперацию, адаптацию, интеллект и эмоциональные узы. Формула красивая, но для какой-нибудь другой франшизы.
О чем фильм-то?
Повествование строится вокруг союза между Яутжа по имени Дек, повреждённого андроида Тии — исследовательницей Вейланд-Ютани, два года изучавшей Гемму, — и неведомой зверушкой, присоединившейся к незадачливым искателям приключений чуть позже. Они путешествуют по планете с целью убить Калиска, но в середине фильма планы меняются. У истории есть эмоциональное ядро: монстр-протагонист, изгой, борющийся за честь и мстящий за брата. Фильм концентрируется не на охоте, а на внутренней драме Дека и его отношениях с Тией. Цель — не напугать, а заставить сопереживать, превратив борьбу за выживание в эпос о принятии и искуплении.
В какой-то момент Тие приходит идея сбиться в клан «аутсайдеров». Она терпеливо объясняет Деку основы «современного лидерства»: сильный не тот, кто убивает больше других, а тот, кто заботится и помогает. Первую половину фильма Дек, как и положено «традиционному» Яутжа, игнорирует эту болтовню и действует в одиночку — в результате проигрывает бой Калиску и почти умирает. Если бы не вмешательство Вейланд-Ютани, всё бы тут и закончилось.
Но стоит ему усвоить «прогрессивную модель поведения» — и дела чудесным образом идут в гору. Следует бодрый апгрейд: костяная броня, клинки из фауны, дротики из бритвенно-острой травы и амфибия-мурена, плюющаяся кислотой. Дальше — череда боёв, где каждый союзник вносит вклад в избиение статистов — и практически неизбежная победа.
Не хочется морализаторствовать, но «Планета Смерти» страдает той же гнильцой, что и большинство современных голливудских историй. Это типичный конфликт «я особенный, и мир обязан меня понять». Вместо взросления — самооправдание, вместо вины — поза оскорблённого таланта. Дек становится изгоем не волею судеб, а из-за собственного тщеславия и неумения принять поражение.
Логичный финал — признание слабости: «из меня не вышел настоящий Яутжа, отец был прав, а я — глупец — подвел брата под монастырь». Но сценаристы подменяют покаяние самодовольством. Герой возвращается не изменившимся, а ещё более обозлённым, требуя признания. Приносит голову андроида вместо обещанного Калиска — нарушив собственную клятву — и слышит от отца: «Ты позоришь нас своим существованием». В нормальном фильме это стало бы кульминацией осознания, но здесь всё наоборот: Дек решает, что он достоин большего, и начинает мстить. Так рождается фальшивый герой — не сильный и не умный, просто обиженный. Как зритель может ему сопереживать?
Шварценеггер vs. современные герои, нужен ли?
Игра актёров: один в поле воин
Честно оценить актерскую игру в «Хищник: Планета Смерти» сложно. По сути, весь человеческий элемент собран на одной актрисе, Эль Фаннинг (Elle Fanning), которая воплотила героиню Тию и антагонистку Тессу. Она неплохо отработала оба образа: и неожиданной союзницы, и циничной корпоративной стервы, добавив глубины через мимику и эмоциональные всплески, — чем спасла ленту от засилья CGI.
Остальные «роли» — сплошная компьютерная графика и моушен-кэпчер. Дек, сыгранный Димитриусом Шустер-Коломатанги (Dimitrius Schuster-Koloamatangi) в костюме с захватом движений, выглядел убедительно в плане физики, но его «игра» сводилась к рычанию и позам — голос синтезирован, эмоции минимальны. Монстр Калиск и прочая фауна — чистая анимация, без актёрского вклада.
В итоге, команда под руководством Трахтенберга заслуживает похвалы за интеграцию актёров с CGI: Фаннинг стала якорем человечности в чужеродном хаосе, а моушен-кэпчер Шустер-Коломатанги добавил реализма Яутжа. Но для франшизы, где раньше блистали Шварценеггер и Гловер (Danny Glover), это выглядит как шаг назад — слишком много пикселей, слишком мало харизмы.
***
«Планета Смерти» знаменует окончательный разрыв с культовым первым фильмом. Франшиза, где побеждал сильнейший, теперь утверждает, что «самый заботливый» тоже достоин. Попытка преодолеть усталость серии через жанровый сдвиг и моральную реформацию удалась — но ценой потери идентичности. Для фанатов — разочарование. Для массовой аудитории PG-13 — попкорновое развлечение.
-
«Фильм категории B» и «Зажигательный рок-концерт» — появились первые отзывы и оценки «Хищника: Планета смерти» -
Фанаты обеспокоены — фильм «Хищник: Планета смерти» не получил взрослый рейтинг, и на то есть логическая причина -
Джеймс Кэмерон лично одобрил сценарий нового «Хищника» -
«Новое направление для Голливуда»: Хидео Кодзима сравнил «Хищник: Планета смерти» с играми и мангой -
ТОП-40 лучших игр про выживание на PC -
ТОП-30 самых сложных игр — вам будет больно -
ТОП-30: лучшие кооперативные игры для PS4 и PS5 — во что поиграть с друзьями на одной консоли








