Обзор фильма «Фантастическая Четвёрка: Первые шаги» — супергероика умерла. Да здравствует семейная драма!
На экраны наконец-то вышла очередная реинкарнация «Фантастической четвёрки» — на этот раз от Marvel Studios. Предполагалось, что фильм станет свежим началом для культовой команды и всей Шестой фазы КВМ. На деле же получился не супергеройский экшен, а неожиданно серьёзная (для формата кинокомикса) драма про беременность, роды и жизнь новоиспечённых родителей. Космос — лишь обои на заднем плане. А Галактус? Подождите, до него мы ещё дойдём.
Обзоры новых сериалов и кино
- Мнение о третьем сезоне «Игры в кальмара» — эмоциональный и бесконечно разочаровывающий финал
- Обзор «28 лет спустя»: как Дэнни Бойл и Алекс Гарленд переосмыслили легендарную кинофраншизу
- Обзор фильма «Балерина». Зрелищный боевик с милой красоткой и Джоном Уиком
- Мнение о фильме «Дожить до рассвета»: как сделать из интересной игры скучное кино
- Обзор ремейка «Как приручить дракона». Получилось ли превратить мультфильм в кино с живыми актерами?
- Обзор сериала «Гангстерленд». Прекрасная драма про современную мафию
- Обзор сериала «Киностудия» — великолепное признание в любви всей индустрии кинопроизводства
- Обзор сериала «В глуши» — Эрик Бана и красивые пейзажи против предсказуемого сценария
Ложное позиционирование
«Первые шаги» — 37-я картина КВМ, но не часть основной временной линии Земли-616. Marvel хитро сделала шаг в сторону, перенеся действие на Землю-828: можно не объяснять, почему команда так долго отсутствовала и запустить всё с нуля. Однако, по иронии, никакого «нового начала» не получилось.
Это не стандартная история становления — в кадре уже сложившаяся Четвёрка с известностью, опытом, влиянием на политику и вкладом в устройство мира. За первые 20 минут рассказывают: планета объединилась, армии распущены, а супергерои практически устранили преступность. Зрителю мельком дают увидеть, как они этого добились — но больше просто ставят перед фактом. Плюс объясняют своеобразный культ Фантастической Четвёрки. Добрый кусок фильма — ретроспективный отчёт о том, что было, пока зрителя не было.
Ловушка ожиданий
Подлог кроется в жанре. Формально, промокампания обещала нам научно-фантастическую супергероику с глобальной угрозой — но в реальности фильм строится как семейная драма. Главный конфликт — не с Галактусом, а с детской комнатой. Сюжет больше вращается вокруг беременности Сью Шторм и подготовки к появлению младенца: герои обсуждают коляски, защищают дом от бытовых рисков и беседуют о будущем ребёнка.
В какой-то момент в уютный быт вклинивается Серебряный Сёрфер и анонсирует приближение Галактуса. Угроза? Безусловно? Важность? Где-то там, между мягкими ковриками и пожарной системой. Неудивительно, что в финале Галактуса выкидывают вместе с остальным мусором.
Мы уже видели семейные темы в КВМ — родственные отношения в «Торе», отцовство в «Человеке-муравье» или семейную драму в «Чёрной вдове» — но там «семья» выступала как часть личного конфликта героя. Здесь же она и есть сюжет. Что это, если не обман ожиданий на уровне базового контакта со зрителем? Вместо супергероики с философией и угрозой космического масштаба — двухчасовая подготовка к выписке из роддома!
Какая «четвёрка» вам ближе?
Сбитый прицел Marvel
Завершив просмотр, понимаешь — новый фильм вообще не про Четвёрку. Он про Франклина Ричардса — сына Рида и Сью, новую надежду КВМ. Франклин — один из мощнейших персонажей комиксов Marvel. Мутант омега-уровня, способный переписывать реальность, сильнее Магнето и Профессора Икс. Связующее звено между Фантастической Четвёркой, мутантами и мультивселенной. Потенциально, он может сыграть ключевую роль в «Мстителях: Секретные войны». Но Marvel вкидывает важного персонажа не как героя, а как задел. Франклин — не цель истории, а её отложенный смысл.
А что же Чётверка — заявленные герои фильма? Ну, авторы подменяют сюжетную завершённость обещанием будущего. Это та же проблема, что была в «Громовержцах». Тогда фильм оказался анонсом Фантастической Четвёрки. «Ребят, сейчас у нас проходной эпизод, подождите ещё чуть-чуть — вот там мы разойдёмся по-настоящему», — указывали мы тогда в обзоре.
Теперь же и F4 превратилась в переходный продукт. Зрителю снова говорят: «друг, подожди, Франклин вырастет — вот тогда мы разойдёмся по-настоящему». Вся ли «Шестая фаза» превратится в череду двухчасовых тизеров без самостоятельной ценности?! Такое ощущение, что из раза в раз смотришь пролог к чему-то несуществующему.
Иллюзия конфликта
Формально у фильма есть всё, чтобы выглядеть как масштабное супергеройское событие: виды на планеты, объекты колоссальных размеров, антагонист — сам Галактус (Ральф Инесон, Ralph Ineson), пожиратель миров, существо космического масштаба и силы, выходящий за пределы человеческого понимания. Но за этим фасадом скрывается одна из главных проблем картины — полное отсутствие настоящего конфликта.
Зрелищной боёвки здесь нет. Да и с кем сражаться? Рядовых бандитов пересажали по тюрьмам, а с кем-то, вроде Человека-Крота (Пол Уолтер-Хаузер, Paul Walter Hauser), банально договорились. Серебряный Сёрфер? Пара вялых стычек, скорее ритуально-сюжетных, чем боевых. Галактус? Ну он явно «Фантастической Четвёрке» не соперник.
Финальный бой с ним читается с самого начала, ведь сценаристы следуют избитыми штампами: «устроить ловушку», «заманить на живца», «сперва завалить, а потом запинаем», «сильные женщины». Кульминация достигается в момент, когда Галактус — буквально — встаёт между белой женщиной и её ребёнком. Никакой божественной мощи, никакой стратегии, просто неуклюжий истукан, которого побеждают почти голыми руками.
Демонстрация способностей героев сведена к минимуму, словно авторы верили — зритель уже «итак в курсе». Невидимая Женщина исчезает пару раз за фильм. Мистер Фантастик растягивается раза три (в конце его опять растянули как резинку и чуть не разорвали — самый уморительный момент фильма). Существо остаётся Существом. Факел поджигает — четыре раза летает. На такой фактуре утверждать, что на фильм надо идти ради зрелищности, мы не можем.
Что действительно работает
Одной из немногих безусловных удач фильма стал сеттинг. Альтернативные 60-е в духе утопического ретрофутуризма реализованы безукоризненно. Представьте себе Fallout, но без войны, радиации и разрухи — наоборот, технологический прогресс пошёл по оптимистичному пути. Летающие автомобили, обтекаемые формы, кнопочные интерфейсы, круглые экраны, монорельсы, стекло и бетон в архитектуре — всё оформлено с любовью к деталям и стилем, отражающим наивные, но очаровательные представления того времени о будущем.
Такое художественное решение позволило Marvel Studios выделить фильм среди однотипных квазисовременных блокбастеров. Стоит отдать должное команде художников, дизайнеров и декораторов — визуальный язык картины цельный и продуманный. Спецэффекты профессиональны и местами изобретательны, хотя и не выходят за рамки привычного технологического уровня студии.
Согласимся с мнением, что за дизайн Галактуса можно похвалить. Впервые за долгое время Marvel отошла от реализма и показала классический облик комиксного персонажа без стеснения. Это не редизайн, а полноценное уважение к первоисточнику. Жаль, что само присутствие антагониста не выдерживает визуального масштаба: несмотря на проработку, он ощущается как гигантская декорация, а не как живая угроза.
С дизайном Серебряного Сёрфера, наоборот, намудрили. Её воплощение слишком глянцевое. Почти зеркальное покрытие мешает считыванию мимики — эмоции на лице есть, но они своего рода «засвечены». Приходится вглядываться в экран, тогда как более матовая текстура и хоть какой-то мейкап на лице могли с лёгкостью решить проблему и сохранить выразительность образа.
Разговоры вместо действия
Что получится из супергеройского боевика без экшена? Много ходьбы и разговоров. Большую часть хронометража герои снуют по экрану, обсуждают, советуются, взвешивают. И, надо признать, сама по себе установка — «сначала думаем, потом действуем» — неожиданно вменяема. Даже когда появляется Серебряный Сёрфер с вестью о надвигающемся Галактусе, герои не бросаются в бой с криками «аля-улю, сейчас наваляем ему», а собираются, анализируют, строят план. Единственный элемент фильма, в котором чувствуется первоначальная формула Marvel.
Постановка напоминает бразильскую теленовеллу из 90-х: разговоры о чувствах, семья, карьера, утренние шоу, политические речи на альтернативной Генассамблее ООН. Герои одеваются, ходят по ток-шоу, купаются в лучах славы в телевизоре, едят, спят, изобретают. Рид создаёт сверхтехнологии, Сью толкает прогрессивные манифесты. Всё это происходит на фоне роскошного небоскрёба, в котором живёт команда — мирное буржуазное счастье в ретрофутуристическом антураже. Даже когда на горизонте возникает Галактус, он воспринимается как техническое неудобство — проблема, которую можно решить на планёрке.
В итоге у фильма нет ни настоящего движения, ни напряжения: лишь вежливые, красиво снятые сцены жизни идеальных людей, которым ничего по-настоящему не угрожает.
Стабильно сильный состав
Несмотря на сценарные заскоки, все персонажи выглядят как люди — не как «селебрити», а как естественные участники происходящего, пусть и весьма идеализированные. Это решение играет на руку семейной интонации фильма: здесь нет культа силы, есть культ человечности, что раскрывает актёрские роли в необычном для Marvel ключе — через поведение, речь и моральные решения.
Рид Ричардс (Педро Паскаль, Pedro Pascal) — центральная фигура команды. Представлен не как стереотипный гений-нерд, а как осторожный, рациональный лидер. Его подход к угрозе Галактуса — хладнокровный анализ и создание нестандартных решений, что позволяет фильму избежать грубых «супергеройских» клише.
Сью Шторм (Ванесса Кирби, Vanessa Kirby) демонстрирует эмоциональную зрелость и дипломатичность. Когда становится известно, что Галактусу нужен Франклин (в обмен на сохранение Земли-828), она одна выходит на диалог с протестующей толпой. Сцена построена на принципе: один за всех и все за одного. Настоящий эмоциональный центр фильма.
Джонни Шторм (Джозеф Куинн, Joseph Quinn) оказывается полезен не в бою, а в лингвистике: он первым распознаёт, что ранее полученные F4 сигналы из далёкого космоса и язык Серебряного Сёрфера совпадают. Это позволяет наладить психическую связь с противником и сыграть важную роль в развязке. В его образе меньше токсичной маскулинности и больше рационального мышления — нестандартный, но оправданный с точки зрения сценарной функции новый образ персонажа.
Бен Гримм / Существо (Эбон Мосс-Бакрак, Ebon Moss-Bachrach) — играет не просто комического громилу. Его линия — попытка сохранить человечность в монструозной оболочке. Он готовит, заботится о детях, общается с пожилыми людьми. Актёр явно старается придать персонажу внутреннюю мягкость, хотя времени на развитие у него объективно мало.
Шалла-Бал / Серебряный Сёрфер — редкий пример удачного реверса пола в кастинге. Джулия Гарнер (Julia Garner) справилась с задачей показать своего персонажа как трагического героя, раздираемого между служением Галактусу и собственными моральными ограничениями. Эмоциональный диапазон, мимика и паузы делают её образ убедительным, несмотря на обозначенные ранее визуальные огрехи в дизайне.
Диалоги в фильме выдержаны на хорошем уровне: персонажи не просто обмениваются репликами, а действенно обсуждают происходящее, предлагают идеи и реагируют друг на друга. Фразы звучат естественно, не перегружены клише и дают зрителю возможность почувствовать мотивацию персонажей.
Паскаль и Кирби держат эмоциональный каркас — сцены между Ридом и Сью получились лучше остальных — в них ощущается настоящая связь, взаимное уважение и стремление к компромиссу, что делает семейную линию наиболее проработанной частью сценария. Актёрский состав удерживает фильм от провала в область стерильной, декоративной драмы.
Удалось ли фильму передать дух «семейной команды»?
Звук и музыка
Технически фильм выдержан — картинка, свет, спецэффекты соответствуют стандартам Marvel Studios. Аудиосопровождение справляется с той эмоциональной глубиной, которую требует история. Саундтрек от Майкла Джиаккино (Michael Giacchino) работает в такт кадру, но почти не работает как самостоятельная музыкальная тема. Нет ни одной мелодии, которую можно было бы напеть после выхода из зала — ни как у «Железного человека», ни как у «Мстителей», ни даже как у «Локи».
***
Фантастическая четвёрка: Первые шаги — не провал, но и не прорыв. Фильм оставляет чувство странной пустоты и скуки. При всей технической выверенности и грамотной актёрской работе Marvel в очередной раз выпускает проект, где сюжет подчинён будущему франшизы, а, хотелось бы, — чтобы работал как самостоятельная история.
Ладно, выйдут «Секретные войны» тогда-то мы запоем
.
- Marvel представила трейлер «Фантастической четвёрки» — премьера уже в июле
- Ушёл из жизни Джулиан Макмэхон, звезда «Фантастической четвёрки» и «Зачарованных»
- Судный день близко: спойлерная сцена после титров «Фантастической четвёрки» утекла в сеть