Обзор «Громовержцев*» (2025). Та самая терапия для КВМ Marvel

Друзья, за окном май, в прокат ворвались «Громовержцы*» — блокбастер Marvel про команду супергероев-плохишей, которые должны спасти мир или умереть. Если после такого пафосного вступления у вас в голове всплывает только недоумённое «КХТО???» в духе Коррата из «Стражей Галактики» — вы не одиноки. Почему этот фильм хвалят из каждого утюга? Действительно ли он интереснее предыдущих проектов Marvel? И стоит ли тратить на него вечер? Разбираемся в обзоре.

Кинообзоры

  1. Мнение о сериале «Аколит» — Disney продолжает издеваться над «Звёздными войнами»
  2. Обзор фильма «Годзилла: Минус один» — неожиданное открытие
  3. Обзор сериала Fallout — идеальная точка входа во вселенную ядерного апокалипсиса
  4. Обзор фильма «Дюна: Часть вторая» — «Властелин колец» в космосе и самая эпичная лента современности
  5. Мнение о фильме «Пять ночей с Фредди» — подарок для фанатов, который легко можно пропустить
  6. Посмотрели «Бордерлендс» — фанатский фанфик для детей по мотивам культовых игр
  7. Обзор фильма «Чужой: Ромул». Если вы ждали возвращение космического ужаса, забудьте — и вот почему

«Мстители для бедных», общий сбор!

В последние пять-шесть лет фильмы Marvel всё реже оправдывали ожидания зрителей. Из 13 полнометражных релизов лишь три — «Человек-Паук: Нет пути домой» (Spider-Man: No Way Home), третья часть «Стражей Галактики» (Guardians of the Galaxy Vol. 3), «Дэдпул и Росомаха» (Deadpool & Wolverine) — смогли порадовать и как самостоятельные фильмы, и как части мультивселенной. О «Громовержцах*» я впервые услышал всего за день до премьеры — тревожный симптом, если учесть релиз в мае 2025 года, а это традиционно месяц для блокбастеров.

Трейлеры лишь усилили недоумение. Какие-то ноунеймы, с сомнительной для КВМ важностью, вроде Агента США и Красного Стража; биографиями, которые едва тянут на звание «антигерой» или хотя бы «плохиш». Кто главный злодей? Неясно. Что должно сподвигнуть меня, как зрителя, посмотреть ленту? Тоже загадка. 7-10 лет назад май предлагал взрывные и дерзкие экшены, да ещё и расширяющие вселенную. А теперь — нечто смазанное и беззубое, с мотивацией уровня «делаю, потому что главред сказал».

Посему неудивительно, что «Громовержцы*» открываются и завершаются откровенным пиаром грядущей «Фантастической четвёрки: Первые шаги» (The Fantastic Four: First Steps). Её релиз запланирован на июль 2025-го и с неё же начнётся шестая фаза КВМ. Посыл студии считывается без труда: «ребят, сейчас у нас проходной эпизод, подождите ещё чуть-чуть — вот там мы разойдёмся по-настоящему». В титрах авторы позволяют себе самоиронию: на экране мелькают газетные заголовки вроде «Мстители для бедных», «Бета-версия Мстителей» и «Справимся ли мы?», на фоне персонажей фильма, застывших на постерах в невероятно героических позах и с лицом, изображающим пафос и превозмогание.

Сейчас будет «бой с тенью» — в прямом смысле

Студия осознаёт, что уровень их фильмов заметно упал — и старается хотя бы посмеяться над этим вместе со зрителями. Но рекламируя другую ленту, Marvel, откровенно говоря, унижает зрителей: видимо, мы собрались не на тот фильм. Надо было с билетом на «Громовержцев*» приходить в июле…

Герои по ошибке

Стоит сразу уточнить: если вы ждали от Marvel собственную версии «Отряда самоубийц» (Suicide Squad) — это не она. В оригинальном фильме DC была интрига: асоциалы, психопаты и мутанты, неспособные контролировать себя и свои способности, должны были красиво (или нелепо) помереть, пытаясь выполнить суицидальную миссию. В «Громовержцах*» — совсем другой тон. В протагонистах балбесы, лоботрясы, неудачники, слабые и некомпетентные версии более успешных и любимых супергероев. Шестёрки на побегушках у правительства. Их решили утилизировать, так как начальству нужно замести следы.

Директор ЦРУ Валентина Аллегра де Фонтейн, оказавшись на грани импичмента за свою незаконную деятельность, решает прибрать улики — руками своих же наёмных киллеров. Она отправляет Елену Белову, Джона Уокера, Эйву Старр и Антонию Дрейкову в секретный бункер с заданием перебить друг друга, а затем весело поджариться вместе со всеми доказательствами. Но план Валентины трещит по швам, когда антигерои объединяются ради банального выживания.

То есть, вы поняли — не выполнить опасную миссию, которая может стать для них искуплением за грехи, а выжить любой ценой — вот мотивация марвеловского отряда самоубийц. Они не хотят, не собираются и не будут спасать мир. И тут сценаристы «Громовержцев*» уверенно наступают на старые грабли: герои Marvel, как известно, не умирают. Да и не захочется помирать, когда у тебя неожиданно появляется цель в жизни — выжить, да ещё и наказать бывшего работодателя.

Актёрский состав

Marvel продвигает уже известных аудитории персонажей второго плана, постепенно выводя их на план первый.

Флоренс Пью (Florence Pugh) вернулась к роли Елены Беловой, псевдо-сестры Наташи Романофф, только полнее, с депрессией и алкогольной зависимостью. Из фильма мы узнаём, что она пытается справиться с утратой сестры и найти смысл в своих действиях, победить внутренние сомнения и эмоциональные травмы.

Роль Баки Барнса бессменно закреплена за Себастьяном Стэном (Sebastian Stan). Со времён «Капитан Америка: Новый мир» (Captain America: Brave New World), где у него было камео, Баки получил куда больше хронометража. Он по-прежнему конгрессмен, пытающийся войти в большую политику США, хотя получается у него не очень. Приходится вспомнить навыки Зимнего солдата.

Кстати, о сериале «Сокол и Зимний солдат» (The Falcon and the Winter Soldier). Уайатт Рассел (Wyatt Russell) вернулся к роли Джона Уокера. Какое-то время он был Капитаном Америкой, а ныне известен как Агент США. В фильме у него роль туповатого солдафона в тяжёлом жизненном кризисе. Однако поворот судьбы, после которого он обретает новую команду, ему по душе.

Количество бойцов-рукопашников пополнил Красный Страж, он же Алексей Шостаков (Дэвид Харбор, David Harbour). Его роль со времён «Чёрной вдовы» (Black Widow) изменилась мало: «отец-балагур», за которым забавно наблюдать, изображающий супергеройского скуфа на пенсии. В фильме он стремится восстановить отношения с Леной, по-отечески подбадривает её, и хочет найти своё место в быстро меняющемся мире супергероев.

Злодей, который просто хочет поговорить. Серьёзно

Ханна Джон-Кэймен (Hannah John-Kamen) вновь исполнила роль Эйвы Старр — вы могли помнить её по роли Призрака из «Человек-муравей и Оса» (Ant-Man and The Wasp). В этом фильме персонаж демонстрирует большую уверенность и контроль над своими способностями, не стремится к искуплению и принятию в команду, полагаясь на то, что всегда можно убежать.

Игра актёров? Они стараются. Пожалуй, все участники пытаются передать глубину своих персонажей. Да, временами заметно переигрывание, но в таком супергеройском капустнике, где у тебя есть 3-4 секунды в минуту, это простительно. В целом, работа актёров в «Громовержцах*» превосходит оную в «Капитан Марвел 2» (The Marvels) или «Вечных» (The Eternals).

Боевые сцены и визуал

Экшена в «Громовержцах*» немного, но когда он появляется — это качественный, выверенный мордобой. И имейте ввиду — в ленте всего одна полноценная батальная сцена, и ещё одна в финале с массовкой, а остальное время занимают короткие стычки в коридорах, камерные диалоги и поездки.

Постановка боёв на высоком уровне: удары ощутимы, хореография разнообразна, а сцены с участием 4–5 бойцов с разными стилями и сетапами выглядят живо и напряжённо. Повышает зрелищность ставший уже стандартом приём, в рамках которого бойцы дерутся не только друг с другом, но и успевают дотянуться до персонажей в других углах арены.

В героях чувствуется мощь и сила: когда они обмениваются ударами, то ломаются стены, а окружение трещит по швам. Понятно, что основной урон приходится на статистов, а если героев и бьют, то он весь уходит в жир, но иллюзия воздействия в наличии.

Операторская работа подчёркивает происходящее: без дрожащей камеры и мельтешения, общие планы раскрывают область действия, крупные фокусируются на телодвижениях, ударах или мимике. Видно, что часть сцен снимали на натуре, а в павильонах приоритет отдали реальным предметам — разлетающиеся обломки окружения делают сцены физически ощутимыми.

Как оцените идею Marvel про «тёмную сторону» героев?

Результаты

О чём на самом деле фильм?

«Громовержцы*» — это фильм про терапию. Да, ту самую, про которую талдычат психологини из запрещенной соцсети. Значимую часть экранного времени занимают разговоры: о смысле жизни, об ответственности, о принятии себя и других. Даже боевые сцены неожиданно прерываются диалогами, где герои начинают «рефлексировать». Сюжет настойчиво продвигает идею ментальной зрелости, эмоциональной вовлечённости, эмпатичности, психологической проработки своих травм. Вскользь подаётся спорная мысль — плохих людей не бывает, даже если они делали плохие вещи.

Чтобы двинуть повествование вперёд, постановщики нередко прибегают к «ускорению» — например, в одном из мордобоев «Громовержцы» влетают на базу антагониста, и тот просит их не ломать дорогой ремонт в приёмной, а быстрее подниматься в лифте на разговор. Даже злодей в финале всё равно оказывается добрым… Если не ждёте фильм, открывайте спойлер.

Показать спойлерСкрыть спойлер

Жвачка с приятным вкусом

Отбросив концептуальные претензии, стоит признать: «Громовержцев*» неожиданно интересно смотреть. Это ощутимый шаг вперёд по сравнению с недавними одноразовыми проходняками Marvel. Вся лента разбита на десяток эпизодов, между которыми соблюдён баланс, они меняют друг друга в тайминге, близком к идеальному. Здесь немного экшена, там ведёрко фансервиса, тут чуток пафоса, в следующем эпизоде — пара шуток юмора, томные диалоги и переживания, флешбэки с воспоминаниями, гэги и ситуации, характерные для роуд-муви, и так далее.

К тому же эпизоды выстроены не только последовательно, но и внутренне хорошо проработаны. А переходы между ними — не формальность, а добротная попытка быть оригинальными. Нередко ловишь себя на мысли: «как неожиданно перешли к эпизоду», «вот это интересный переход между сценами» или «дерзко закрыли треть фильма!».

Выход из лифта — как метафора взросления

Но главное отличие «Громовержцев*» от большинства фильмов четвёртой и пятой фазы КВМ, хотя бы той же «Капитан Марвел 2», — в подаче. Тогда зрителю вдалбливали сюжет прямолинейно и назидательно объясняли «поветочку». А сейчас от всего этого отказались. Информация появляется по частям, раскрывается в соседних сценах и только к концу складывается в целостную картину. Такой подход не перегружает восприятие: даже уставший зритель без труда найдёт смысл.

Что спасло бы финал фильма?

Результаты

***

Итог — фильм без настоящей ставки. «Мы должны выжить» не работает, если ясно, что выживут все. Уровень насилия — минимальный, угрозы — условные, драматургического напряжения — почти нет. Только лёгкий налёт хоррора в финале. Смотреть можно — разок, за динамичные эпизоды и редкие «острые» бои. Но рассчитывать на глубокий эмоциональный отклик или масштабный экшен не стоит.

0
Комментарии 0