Обзор фильма «Чужой: Ромул». Если вы ждали возвращение космического ужаса, забудьте — и вот почему
Во время производства Alien: Romulus было заявлено, что лента постарается вернуть былую славу культовой хоррор-серии. В трейлерах показали знакомые образы и элементы, которые привлекли внимание как старых фанатов, так и новых зрителей. Но удалось ли сохранить баланс между уважением к оригиналу и необходимостью двигаться вперед? Рассказываем в обзоре!
Кинообзоры
- Мнение о сериале «Аколит» — Disney продолжает издеваться над «Звёздными войнами»
- Обзор фильма «Годзилла: Минус один» — неожиданное открытие
- Обзор сериала Fallout — идеальная точка входа во вселенную ядерного апокалипсиса
- Обзор фильма «Дюна: Часть вторая» — «Властелин колец» в космосе и самая эпичная лента современности
- Мнение о фильме «Пять ночей с Фредди» — подарок для фанатов, который легко можно пропустить
- Посмотрели «Бордерлендс» — фанатский фанфик для детей по мотивам культовых игр
- Обзор фильма «Чужой: Ромул». Если вы ждали возвращение космического ужаса, забудьте — и вот почему
Новая-старая история
За прошедшие почти полвека киновселенная «Чужой» накопила в себе множество спорных моментов, в чем особенно преуспели «Прометей» (Prometheus) и «Завет» (Alien: Covenant). Обычно это связывают с тем, что над франшизой работали разные режиссёры в разные годы. Каждый привносил свои интерпретации и нарративы, нередко игнорируя наследие предшественников, а то и вовсе попирая любовь фанатов к ужасающим ксеноморфам.
Во время съемок первого фильма голливудские киноделы не обладали опытом долгосрочного развития серий, и не знали, что сразу после успешного успеха нужно садиться писать внятный канон, а потом уже клепать сиквелы, приквелы и спин-оффы. Свой негативный вклад внёс и стремительный технический прогресс, из-за которого казавшийся в 70-е визионерским подход к космическим путешествиям и кораблям, ныне выглядят архаично.
15 лет назад было объявлено о возвращении серии к своему основателю, Ридли Скотту (Ridley Scott). После неоднозначных экспериментов с «Прометеем» и «Заветом» он вроде как отошел от активной режиссерской работы, сосредоточившись на продюсировании. К тому же почтенный возраст Сэра Ридли не способствует беготне по съемочным площадкам.
На пост режиссёра «Ромула» был назначен Феде Альварес (Fede Alvarez), который, как утверждается, даже написал сценарий к фильму. Но, как это бывает в Голливуде, назначенный со студии режиссёр часто выступает продолжением рук и ног более именитого продюсера (а то и главной звезды), и лишний раз вздохнуть не может без его одобрительного взгляда.
Alien: Romulus — как раз такое кино. Возникает стойкое ощущение, что Сэр Дед буквально запер Альвареса в своем особняке и круглыми сутками гонял все предыдущие фильмы, пока Феде не выучил их наизусть. А затем потребовал воспроизвести культовые сцены на новый лад и бил бедолагу по рукам, если тот позволял себе что-то оригинальное, пресекая любые намеки на самодеятельность.
Здесь нужно уточнить. «Ромул» целиком состоит из увлеченных самоповторов лучших моментов предыдущих фильмов, но Феде Альверес все же не первый день в профессии и не стал покадрово переснимать избранные сцены. Скорее, речь о репликации: локации новые, но декорации — старые и узнаваемые. Персонажи новы, но их образы предсказуемы. Сюжетная канва стремится к новизне, но её развитие легко предугадать, она знакома любому фанату. Экшен кажется свежим, но повторяет сцены из предыдущих фильмов.
Если вы сносно помните франшизу, то сразу узнаете эти самоповторы. Совпадает не только постановка, всё куда глубже. Угадывается расположение героев в каждой сцене. Их лица, снятые крупным планом. То, какие ракурсы берет оператор. Размещение света и тени в кадре. Атрибутика и реквизит в наполнении уровней космической станции. Прочие визуальные элементы.
Что-то от каждого
То, что авторы «Ромула» аккуратно сочетают элементы из всех шести предыдущих частей — не фигура речи. Попробуем это доказать, хотя без спойлеров не обойтись, если что — листайте к следующему параграфу. А теперь основные заимствованные моменты:
- короткая проходка в начале «Ромула» по оживленной колонии — такая же была во втором фильме;
- исследуют Чужих на специальной космической станции Weyland-Yutani, прямо как в четвертом фильме;
- заведующий научной лабораторией — мощная отсылка к первому фильму, достойная аплодисментов, ставшая возможной за счет современных технологий;
- далее сцены в лаборатории с лицехватами, что играет на ностальгии по второму фильму;
- появляется Чужой, и теперь играет ностальгия уже по первому фильму;
- «скользкий пол» и ангар с техникой — отсылки к «Завету», даже техника похожа;
- черная «жижа» из «Прометея» и еще одна секретная лаборатория со своей особой задачей, что корпорация скрывала;
экшен с чужими, как в боевых сценах второго фильма; - обнимашки с Чужим, что перекликается с третьей частью;
- подъем по лифту и лестницам, опять же, из второго фильма;
- беременная, родившая чудо-юдо — микс из четвертого фильма и «Прометея»;
- финальная схватка в трюме корабля и уничтожение чудо-юда через разрушение обшивки корабля кислотой, как в четвертой части.
А теперь немного позанудствуем про лор и канон для фанатов. Признаем: франшиза отягощена спорными идеями, особенно после «Прометея» и «Завета». Ожидалось, что Alien: Romulus наведет порядок и избавится от лишнего. Получилось ли это? Нет.
Скотт и команда не отказались ни от одной идеи. Все сложные механики биологии чужих, их происхождение, развитие, размножение; генетические эксперименты WY; черная жижа и опыты Дэвида; все появившиеся «морфы» и другие противоречия — всё это сохранено и объединено, пусть даже шито белыми нитками. Своеобразный «реткон» — в известную историю добавили новую информацию, которая переписывает или уточняет предшествующие события.
Возьмем, к примеру, спор о смертности Чужого. После просмотра создается впечатление, что ответ на этот вопрос зависит от обстоятельств. Если нужно — Чужой бессмертен, идеален, способен выжить в открытом космосе. Но стоит обстоятельствам измениться, как он уже не бессмертен и главная героиня легко его расстреливает из автомата. До конца и тут не дожимают: не показывают трупы, следуя знаменитому голливудскому стереотипу.
«Ромул» начинает свое повествование с настоящего киноляпа. После того как Рипли выбросила Чужого в космос в первом фильме, он свернулся калачиком и оброс защитным коконом, который затем был найден и доставлен на станцию. На месте кокон распиливают на две части, стоя в полной темноте, при этом исследуют только нижнюю половину. Откуда Чужой знал, что скрыться лучше в верхней части, которую не унесут сразу? И вообще, какой смысл в распиле кокона в темноте? За весь фильм такой тьмы-тьмущей не будет. А если бы добавили освещение? А если бы распилили кокон не вдоль, а поперек, и ксеноморфа посекло как торт?
В чем Alien: Romulus, по вашему мнению, осталась верна оригиналу?
С минимальным риском
Учитывая объем материала, который уместили в фильм, неудивительно, что на полноценное развитие сюжета с хорошей подачей, диалоги-воспоминания персонажей не хватило хронометража. Минут 10 уделено колонии WY «на земле», где нас поверхностно знакомят с главными героями и массовкой, которую пустят в расход. Тем, кто надеялся увидеть реалии работы на корпорацию с её адскими условиями, придётся довольствоваться парой реплик от недовольных колонистов.
Действие резво, за 3 минуты переносится в космос. Пара сотен тысяч километров и стыковка с падающей станцией — проще, чем в «Пятерочку» на велосипеде сгонять. И вот мы на станции. Следующие 30 минут особого хоррора не ждите. Нас знакомят с обстановкой, герои шарахаются туда-сюда, зрителя со всей силы погружают в атмосферу заброшки. Если вы переживали за первое столкновение с лицехватами из трейлеров, расслабьтесь — всё логично. Развитие предсказуемо: люди находят лицехватов, те имплантируют личинку, которая вырастает в Чужого и начинает пугать героев.
В первой половине фильма всё — от образов персонажей до мотивов их поступков, от планов на будущее до принятия решений — укладывается в две-три фразы. Обошлись без глубоких диалогов: персонаж заявляет «Я не хочу рисковать жизнью!» — а через 30 секунд стартует в космос. Во второй половине массовка исчезает, крики, стоны и всхлипы стихают, а диалоги сводятся к минимуму, что решает проблему «чем дальше в космос, тем тупее астронавты». Однако резко возрастает объём объяснений: каждые пять минут сценаристы стараются что-либо донести до зрителя.
Раскроем нюанс, который взят из игры Alien: Isolation и, наверное, спойлером не будет.
Помните, как сперва один Чужой гонял главную героиню, а потом выяснилось, что их целая толпа? Так и здесь, чтобы зритель приободрился к финалу, есть экшен с набегающими ксеноморфам. Как ужастик, фильм не работает: первая половина больше напоминает введение во франшизу. Во второй половине атмосферу ужаса пытаются создать за счёт скримеров, но они предсказуемы и не пугают.
Когда становится ясно, что чужих много, восприятие переключается на рельсы второй части. Почему-то именно здесь есть сцена близкого контакта, напоминающая сцену из третьего фильма, где Чужой обслюнявил Рипли. Того же ощущения новая сцена не производит: герои без проблем расстреляли десятки чужих, только что раздавили их лифтом, но один неугомонный ксеноморф лезет целоваться к главной героине. «Возьми оружие и накорми свинцом эту наглую морду» — думает зритель, что и происходит.
Кровь не стынет в жилах
Даже если не вдаваться в диалоги и прочие аспекты фильма, быстро понимаешь, что этот каст не вытягивает ленту. Актеры не передают нужные эмоции и не способны сыграть свою роль убедительно. Ведь тут внешнего копирования ролей недостаточно; нужно уметь отработать лицом и телом так, чтобы передать внутреннее состояние героя, чего в ленте категорически не хватает.
Выбор актеров сам по себе следует современным трендам. Главные герои представлены борцами за справедливость, стремящимися к свободе. Они, конечно, правильного пола и цвета кожи: девушка-героиня и её послушный черный андроид. Антагонистом, разумеется, оказывается белый мужчина, до пояса сгнивший из-за токсичной маскулинности, осталась только верхняя часть. Весь фильм он строит козни и мешает главным героям. И, конечно, работает на злобную капиталистическую корпорацию, которая эксплуатирует людей до смерти.
Плохи дела с расчленёнкой и кровью. Не то, чтобы их совсем нет, но очень мало и подаётся аккуратно. Завались фильм на тестовых показах — и по щелчку пальцев уехал на PG-13, вместо взрослого R, в котором лента сейчас крутится на экранах. Новый «Чужой» на фоне «Дэдпул против Росомахи» кажется почти стерильным, а там-то не скупятся на мясорубку, и фарш разлетается каждую минуту!
Можно ли сделать хороший ужастик без обилия расчленёнки? Да, примеры тому «Чужой» (Alien) и «Чужой 3» (ALIEN³). Но Alien: Romulus идет своей дорогой. Здесь полно освещения там, где оно только мешает. А в те моменты, когда темнота и тишина могли бы нагнетать саспенс, внезапно включают музончик, чем рушат атмосферу. Простим уже, что авторы обошлись без канонического звука детектора движения — того самого, что создавал напряжение в «Чужих».
Верно переданный дух
Если у «Ромула» есть сильная сторона, то это его визуальный ряд и декорации. Они бережно сохраняют стиль оригинальной трилогии, но добавляют свежие элементы, объединяя прошлое и настоящее в единую гармоничную картину. Ощущается, что художники и дизайнеры с трепетом подошли к созданию локаций, придав каждому уголку свое наполнение с обилием предметов и вещей. Весь контент в кадре стилизован либо под брендинг WY, либо под архаику мебели, одежды и техники первых двух фильмов.
Черно-белые мониторы, старомодные компьютеры с большими кнопками, неуклюжие, угловатые автомашины и прочая техника, рожденная в 80-х. Всё на месте, но художники это слегка обновили, придали чуть более свежий облик, делая актуальным для 2024 года. Внедрили, например, аналоговое черно-белое видеонаблюдение, хотя ранее в «Завете» оно было современным цифровым.
Общий визуальный стиль подчеркивает связь «Ромула» с оригинальными «Чужими», сочетая компьютерную графику и практические эффекты (хотя могло быть и темнее). По CGI претензий никаких — пафосные дорогие сцены в космосе захватывают дух. Декорации отражают индустриальный футуризм оригинала, отлично воссоздают атмосферу, знакомую фанатам, создавая правдоподобный и пугающий мир. Без аниматронных голов ксеноморфов тоже не обошлось, что отсылает к первым двум фильмам.
У андроидов появились новые «фичи», визуально и концептуально обыгранные. Например, слот для установки микро-диска, он же разъем для подключения к сети. Теперь в андроида натурально можно закачать программы корпорации и обновить ему прошивку! За счет этого сломанный андроид легко чинит себя, перестраивается внутренне, получает новые возможности, а также коды доступа и другой актуальный функционал более современной модели, обнаруженной на корабле.
Новшеством для серии стало использование нулевой гравитации. Режиссёр подключает её только в меру необходимости. Сначала мы видим героев, беспомощно барахтающихся на станции, когда скачки гравитации то прижимают их к полу, то впихивают под потолок. Это выглядит весьма реалистично, передавая ощущение дезориентации и физической уязвимости. Отсутствие твердой точки подчеркивает хрупкость человеческого тела, к чему в фильме есть несколько отсылок.
Позже нулевая гравитация включается в сцену сражения с ксеноморфами. Здесь она добавляет новый уровень сложности: люди не могут быстро перемещаться или уклоняться от атак, что сделало бы схватку с куда как более пластичными и быстрыми ксеноморфами фактически смертельной. Но затем сценарий неожиданно изменяет тон, превращая бой в тир, где героиня благодаря автоприцелу без особых трудностей отстреливает противников, зависших в невесомости в коридоре…
Понравилась нуль-гравитация в Alien: Romulus?
***
Рассматривайте Alien: Romulus как впечатляющее зрелище в отличных декорациях, что сохраняет дух оригинальной трилогии, при этом чуть осовременивая происходящее. Вдумчивый просмотр противопоказан: недостатки в сценарии и игре актёров не позволяют говорить о художественном потенциале ленты, да и ощутить настоящий страх не удастся из-за частой смены вектора фильма. Фанаты наверняка расстроятся из-за стремления авторов ответить на все вопросы разом и провести легкий перезапуск через реткон, избегая любой новизны.
-
Появились новые постеры фильма «Чужой: Ромул»
-
Джеймс Кэмерон о зрителях, недовольных 4K-ремастером «Чужих»: «Им нужно выйти из маминого подвала и с кем-нибудь встретиться»
-
Вышел геймплейный трейлер Alien: Rogue Incursion — новой игры по «Чужому»
-
В сеть слили тизер сериала про Чужого от создателя «Фарго»
-
Disney выпустила настоящие VHS-кассеты фильма «Чужой: Ромул». Вот что на них записано