Стоит ли ради «Аватара: Путь Воды» ехать в Казахстан? Впечатления после просмотра нового творения Джеймса Кэмерона в IMAX

В 2009 году Джеймс Кэмерон (James Cameron) открыл головокружительную вселенную Пандоры, захватившую умы миллионов зрителей, и пообещал вернуться с продолжением истории морпеха, превратившегося в местного аборигена. Наконец, спустя 13 лет, это произошло — возвращение вышло бомбезным, но не бесспорным.

Джеймс Кэмерон — человек-оркестр

Трудно спорить с тем, что инновации в методах и технологиях съемки кино — главный вклад Джеймса Кэмерона в индустрию. Вышедший в 2009 году «Аватар» получился таким не потому, что Кэмерон взял и навизионировал, а потому что он, вместе с командой разных специалистов, переработал и улучшил каждый аспект существовавших методов съемки «на зеленом экране», а также добился нужных технологий компьютерной графики.

Кассовый успех фильма позволил режиссеру не просто снимать всё, что он хочет, но и вести процесс съемки так, как он хочет. Именно этим была вызвана столь долгая задержка между первым и вторым фильмами. Джеймс отправился за новым вызовом, который он видел в переносе места действия с земли на воду и под воду. А морские глубины Пандоры обещал под завязку набить необычными обитателями и еще более нестандартными растениями.

Снова понадобились новые технологии, поскольку до Кэмерона не удавалось объединить отснятый под водой материал с CGI-графикой — было слишком много визуальных искажений на костюмах. Решение одной только этой проблемы искали полтора года.

Чтобы сделать подводный мир правдоподобным, Джеймс в реальности погружался в батискафе на дно океана. Создание имитаторов для выдуманных различных существ превратилось в отдельный квест, а уж какие чудеса пришлось исполнять актерам при съемке экшен-эпизодов, остается только догадываться.

Видите, как я могу?

Такое долгое предисловие потребовалось, чтобы напомнить, что Кэмерон не просто придумал вселенную Пандоры, он проработал её законы и внутренние конфликты, наполнил флорой и фауной. Он под эту идею разработал небывалые приемы и методы киносъемки — с воздуха, с суши, с воды и под водой. И успешно их обкатал.

А судя по уровню зрелищности, режиссер более не зависит от сложности постановки, выбранной локации или времени съемки, он готов воплотить любое своё виденье. Увы, никакие другие задачи, кроме демонстрации этих возможностей, новая картина не решает.

И вот здесь кроется главный «твист» второго «Аватара» — это не сиквел вроде «Терминатора 2», где всё стало больше и красочней, и не попытка запустить киносериал в формате Marvel с перетеканием персонажей и их взаимоотношений от фильма к фильму на фоне борьбы со вселенским злом. «Путь Воды» — это легкий перезапуск истории, промежуточный этап между первым и… вторым фильмом.

Кэмерон говорит, что перенос действия в новую среду позволит лучше воплотить его творческий замысел, который мы увидим в следующих картинах. Очевидно, что стереотипный сиквел обошелся бы без этого всего, но действовать по шаблону именитый режиссер просто не хочет, поэтому нам остается следовать за ним.

Вы хоть что-то из первого «Аватара» помните?

Результаты

Повторенье — мать учения

На мысль о том, что новый фильм — своего рода перезапуск, меня натолкнуло множество общих мотивов между сюжетами оригинального «Аватара» и «Аватар: Путь Воды». Дабы не спойлерить, упомяну основные параллели.

Первые минут 40 показывают, как и чем живет морпех Джейк Салли, персонаж Сэма Уортингтона (Sam Worthington), навсегда переселившийся в тело аватара На'Ви. Дальше он попадает в новую для себя среду, где всему вынужден учиться почти что заново, и обретает новое племя. Поэтапно разворачивается противостояние Салли и полковника Куоритча, пока эти двое не сойдутся в схватке. Естественно, жадные белые колонизаторы снова разоряют Пандору ради еще более ценного сырья, чем анобтаниум.

Все это, конечно, подается не дословно — новые локации и условия, новые персонажи и конфликты. Снизили масштаб: одно место, одно племя и один личный конфликт, никаких битв за будущее Пандоры от орд прилетевших колонизаторов. Но, если вы (как и я), перед просмотром освежили воспоминания от первой картины, при просмотре вам не обойтись без ощущения «где-то это я уже видел». А вот если вы первый фильм не смотрели, то, напротив, без труда поймете, что тогда происходило, и в чем конфликт героев.

Лично я не верю, что Кэмерон не смог придумать новых идей и нового противостояния. Скорее, нарочно сделал так, чтобы зритель освежил воспоминания и проникся событиями, попутно узнав что-то новое о Пандоре и её обитателях.

Самое важное в жизни — это семья (с)

А вот чем фильм действительно удивил — он строится вокруг семьи. Салли ведь запомнился как озорной морпех-одиночка, который даже в другом теле выжил и пришел к простому, но такому понятному успеху — лучше быть первым на деревне, чем вторым в городе.

В «Путь Воды» перед нами предстает затюканный воспитательным процессом отец большого семейства. Средний сын все время пытается доказать, что он не уступает старшему, маленькая дочь создает много проблем своей гиперактивностью, а тут еще двое оболтусов просто на попечительстве.

И, разумеется, в таком потоке житейских проблем зрителю было бы вообще не понятно — за что воюем-то теперь? Потому и воскрешен очевидный антагонист — полковник Майлз Куоритч, персонаж Стивена Лэнга (Stephen Lang).

«Лучшие минуты, когда мы с Нейтири остаемся наедине», — размышляет Джейк. Мистера и миссис Салли просто не показывают тет-а-тет

Думаю, вы уже поняли — серьезный тон, постоянные думы о детях, их защите и будущем, решение проблем, которые они создают, — все это до рези контрастирует с приключенческо-безбашенным тоном первого фильма.

Второй раз войти в эту воду Кэмерон не дает:

Я отец пятерых детей и как-то поразмышлял о том, каким мог оказаться сюжет «Аватара», будь он семейной драмой… Сиквелы — это сага о поколениях одной семьи, и их основная идея в том, что семья — это крепость. Наша величайшая сила и величайшая слабость. Я подумал, что многое смогу выжать из этого материала.

Увы, когда целое семейство оказывается главным героем, стройное повествование разваливается на несколько автономных частей. Центр внимания неожиданно захватывают дети героев первой части, влипающие в передряги. Салли, Куоритч, Нейтири, разные другие персонажи-люди — они тоже есть, но будто не в фокусе.

По части постановки лично мне не понравилось пропавшее чувство времени. За сколько дней или недель На'Ви из джунглей успели обучиться премудростям водоплавающих собратьев? Как развиваются отношения чужаков с новым кланом? Сколько времени Куоритч охотится за Салли? События сменяют друг друга, их много, но смотришь как будто на перемотке.

Наконец, абсолютно очевидный, читающийся с первых минут, сюжет. Очень быстро становится понятно, какие конфликты к финалу выведет режиссер, у кого из персонажей «сценарная броня», а кого отправят в расход.

Самая бомбезная часть

Теперь, когда вы представляете себе спорные моменты картины, расскажу о её сильных сторонах.

«Путь Воды» — технологический шедевр, впечатляющий красотой мира и окружения, невероятными ландшафтами Пандоры, числом объектов (особенно природных) в кадре, естественными анимациями животных и растений, реалистичной физикой воды и воздуха.

Отдельно хочется отметить невероятную степень проработки 3D-эффектов: от глубины следов на песке до брызг воды, от внутренних течений в её толще до взмахов плавников у рыб. Я, правда, смотрел в кинотеатре IMAX и понимаю, что на плоском экране монитора такого погружения не будет. Но если возможность посмотреть в 3D всё же найдете, фильм запомнится надолго.

На фоне показанного Кэмероном, фильмы Marvel, давно снимающиеся только на зеленом экране, выглядят как поделки из компьютерного картона.

Ваше отношение к философской идее фильма?

Результаты

Отдельно хочется отметить отличную операторскую работу и управление перспективой — ни в одном эпизоде я ни разу «не потерялся» в происходящем, не возникало вопросов, где кто находится. Это важно, учитывая обилие героев.

С одной стороны, настоящий аттракцион, в котором развлекающие зрителя сцены постоянно меняются: то стрельба со взрывами, то дикая охота, то знакомство с опасностями водного мира, затем все та же стрельба, но поставленная уже по-другому. Особо впечатлила финальная экшн-сцена, охватывающая сразу три среды, в которой так много происходящего и столько сложных трюков, что её хочется пересматривать ещё и ещё. Сравнивая с финалом оригинального «Аватара», здесь масштаб сильно меньше, но плотность происходящего выше.

С другой стороны, в спокойные моменты Кэмерон развивает драматическое давление на зрителя — слезы, сопли, дрожащие подбородки, крики и стоны сопровождают диалоги персонажей куда чаще, чем раньше. Игра актеров на хорошем уровне, как и лицевая анимация (хотя в воде многое говорит и положение тела) — по крайней мере, на уровне обывателя, переигрывания или постных щей я не заметил. Качество дубляжа — приемлемое, у главных героев голоса тех же актеров, что были в оригинале.

***

Сказать, что «Путь Воды» — кинособытие десятилетия, как было с оригинальной лентой, нельзя. Но это очень зрелищный и эффектный блокбастер. И, конечно, такое кино надо смотреть в кинотеатре. Если получится, обязательно воспользуйтесь возможность: даже в Москве кое-где показывают.

0
Комментарии 5