Обзор сериала «Пищеблок». Новые «Очень странные дела» или унылая посредственность — каким получился один из самых популярных российских сериалов?
Вчера вышел последний эпизод сериала «Пищеблок», который со старта заслужил сравнения с «Очень странными делами» (Stranger Things) и рейтинг в 7.6 баллов на Кинопоиске — однако помимо похвалы хватало и критических отзывов. Так стоит ли тратить на «Пищеблок» время? Я посмотрел все восемь серий — и спешу поделиться впечатлениями.
Очень странные дела
«Пищеблок» — экранизация романа Алексея Иванова, одного из самых популярных современных российских авторов. Его произведения зачастую сложны для переноса на большой экран. «Тобол» был масштабным произведением, в котором сочетались множество сюжетных линий, реальная история и мистика — неудивительно, что картине не удалось повторить успех оригинала. «Географ глобус пропил» стал отличным фильмом, но даже ему не удалось в полной мере передать тоскливую атмосферу романа.
С «Пищеблоком» всё было иначе: книга оказалась кинематографичной, а права на экранизацию купили ещё до публикации. Как оказалось, Иванов изначально создавал свои «Очень странные дела».
За производство отвечала компания Александра Цекало «Среда», за плечами которой есть как успешные проекты вроде «Метода», так и откровенные провалы вроде «Троцкого». Продвигал проект «Кинопоиск»: реклама сериала лезла из каждого уголка «Яндекса» — вскоре проект ежемесячно искали в поисковике миллион человек.
Каким же получился сериал с отличным первоисточником, внушительной рекламной кампанией и опытной студией во главе производства? Я уже хвалил проект после двух серий и не изменил мнение после выхода всего сезона. «Пищеблок» — один из самых интересных российских сериалов за последние годы, пусть и недостатков в нём хватает.
Такой «Пищеблок» нам нужен?
Знойным летним днём юные пионеры на речном трамвайчике плывут в лагерь «Буревестник». Смена будет необычной: на дворе 1980-й, и в Москве вот-вот стартует Олимпиада — а значит в программе просмотр соревнований, спортивные мероприятия и двойная порция патриотизма. Кто-то из ребят мечтает стать чемпионом олимпийской смены, кто-то жаждет познакомиться с очаровательной девчонкой, а кто-то просто хочет забыться после трагической смерти брата.
Ещё не добравшись до лагеря, пионеры начинают травить байки: оказывается, стоящая у входа каменная горнистка по ночам оживает и мстит за сломанную статую барабанщика, по лесам бродят дикие зеки и едят людей, а одну вожатую как-то раз прямо в душе схватил огромный паук. Если вы застали хотя бы российские лагеря конца девяностых, тоже слышали немало подобных историй.
«Буревестник» вообще реализован убедительно: секции, стенгазеты, построения, самодеятельность на сцене, кружащие повсюду словно коршуны хулиганы, обмазывания зубной пастой — всё это вызывает приятную ностальгию.
К сожалению, пионерам придётся встретиться не только с повседневным бытом, но и с жуткой чертовщиной. Вскоре выясняется, что некоторые дети... стали вампирами и по ночам пьют человеческую кровь. Укушенные попадают под контроль нечисти и готовы подчиняться: ребята, которые ещё вчера тактике на футбольном поле предпочитали бездумное бей-беги, сегодня по воле «капитана» занимают правильные позиции и тренируются словно профи. Сами же вампиры всегда носят истинные пионерские наряды: белая рубашка, красные шапочка и галстук, серп и молот поближе к сердцу — этим и выделяются.
Главный герой «Пищеблока» — мальчик Валера, который избежал укуса лишь потому, что сделал из простыни домик — вампиры здесь стереотипны и не могут зайти в гости без приглашения. Вскоре он понимает, что вокруг творятся очень странные дела, а жутких вампиров в пионерских одеяниях становится только больше. Первым делом он ищет помощи у взрослых, но тем нет дела до проблем детей: вожатые крутят романы и разбираются с любовными треугольниками, дирекция догадывается о беде, но закрывает глаза, а звонки домой под запретом, ведь «вызов родителей — это ЧП».
В итоге Валере приходится в одиночку разбираться с проблемами, защищать друзей и разгадывать тайну — лишь ближе к середине сезона у него появятся союзники.
Сценарий «Пищеблока» полон интригующих загадок. Почему вампиры днём ведут себя как обычные люди? Как их остановить? Кто тот взрослый, что обращает пионеров в жуткие создания? Почему доктор ведёт себя странно? Решать эти задачки вместе с героями очень интересно.
Отдать должное стоит актёрскому составу: Валере в исполнении Петра Натарова веришь; Ангелина Стречина, играющая одну из вожатых, — красавица, которой за восемь серий удастся как очаровать, так и напугать зрителя; Тимофей Трибунцев aka доктор-алкоголик — любопытен и харизматичен; от Ирины Пеговой, исполняющей роль старшей вожатой, веет энергичностью и невыносимой тоской одновременно. Большинство актёров удачно попадает в образы.
А вот картинка вызвала у зрителей смешанные впечатления. У «Пищеблока» очень красочный визуал: вечерами лагерь напоминает полный неоновых огней Найт-Сити из многострадальной Cyberpunk 2077, закаты нереалистично яркие, а у некоторых кадров словно проблемы с контрастом — духа СССР в подобном не ощущается. Хотя это чистая вкусовщина, ведь на экран смотреть приятно: подобной живописностью сериал захватывает внимание и погружает в атмосферу.
К тому же операторская работы на высоте: авторы раз за разом берут необычные ракурсы и впечатляют оригинальными переходами — можно бесконечно любоваться, как день сменяет ночь, а звёздное небо превращается в водную гладь. Пусть некоторые кадры (рот Валеры — это про тебя) получились неловкими, но общего впечатления они не портят.
Похвалить стоит и саундтрек: в сериале удачно сочетаются классическая «Куда уходит детство», «Всё идёт по плану» Егора Летова и Space Oddity Дэвида Боуи (David Bowie). OST «Пищеблока» можно смело включать в подборки крутой музыки. При этом треки не только нагоняют драмы, но и работают на сюжет — как-то раз майор Том спасает жизнь одному из героев.
Особое удовольствие сериал доставит любителям эротики. В СССР секса не было, а вот в сериале его полно: Стречина то и дело гуляет по лагерю голышом, вожатые предаются разврату на берегу Волги и регулярно прыгают друг другу в койки. Возможно, подобных сцен даже слишком много — но разве это кого-то расстроит? Да и обилие секса — не главная проблема экранизации.
Проблемы «Пищеблока»
За рассказами о вампирах и прочих ужасах Иванов спрятал антисоветские высказывания. Вампиры — прилежные пионеры, которые всегда следуют правилам, громче всех поддерживают строй и носят фирменные одеяния. Это неспроста: красные галстук и шапочка — обозначают кровь, а символы серпа и молота их защищают, ведь «лунный серп светит в вампирскую ночь, а молотом забивают осиновый кол в сердце нежити».
Герои напрямую говорят, что поведение вампиров соответствует духу времени. Если принято громко аплодировать партии, они будут это делать. Если сжигать людей в печи — норма, они готовы. Подобный посыл намекает, что Советский Союз — это плохо, но вот о самих ужасах коммунизма умалчивают. Разве что безумие гражданской войны пару раз покажут и церковь во славу партии снесут. Многозначительную мысль словно не дожали.
Что ещё страшнее, так это нарушение логики повествования. Герои выясняют, что вампиры кусают жертву лишь с её согласия. Устоять перед ними непросто, но однажды герою удаётся отказать, и нечисть уходит, понуро повесив голову. Но почему это правило не работает на спящих ребятах, которых покусали в начале сериала? Неужели для укуса во сне согласие необязательно? Тогда почему об этом не рассказали?
Да и ближе к середине сезона кровопийцы перестают быть угрозой. Становиться не так уж и важно укусят героев или нет — цена недостаточно высока. Пусть следить за историей интересно до самого финала, но градус напряжения спадает — и это грустно.
Пожурить можно и графику. Она в разы лучше, чем в «Вампирах средней полосы», но всё же неловкие анимации горнистки и плохо нарисованный паук расстраивают. Впрочем, «Пищеблок» — это не «Годзилла против Конга»: в чудесах технологичности нет нужды.
К счастью, эти претензии не мешают получать от сериала удовольствие: отличная актёрская игра, интересная история, добротная операторская работа — всё это делает проект одним из самых талантливых за последние годы.
***
Не так давно отечественный кинематограф подарил нам отличного «Майора Грома» и талантливых «Вампиров средней полосы» — теперь к когорте качественных проектов присоединился «Пищеблок». У студии Цекало получился отличный сериал, за которым приятно скоротать время в ожидании нового сезона «Очень странных дел».
А что думаете о «Пищеблоке» вы? Пишите в комментариях!
Как вам «Пищеблок»?
-
Прекрасные каникулы в Калифорнии — вышел новый тизер четвёртого сезона «Очень странных дел»
-
Обзор фильма «Майор Гром: Чумной доктор». Лучшая российская супергероика?
-
Дэйкер Монтгомери затизерил возвращение Билли в сериал «Очень странные дела»
-
Обзор сериала «Колесо времени». Авторы New World сняли свою «Игру престолов» и «Властелина колец» — но стоит ли смотреть?
-
На первом фото со съемок 4 сезона сериала «Очень странные дела» показали Изнанку