Скандинавская арка приключений Кратоса масштабно завершилась в God of War: Ragnarok — приключенческом сюжетном экшене от третьего лица с элементами RPG, головоломки и метроидвании. Это классический сиквел, в котором всего — от сюжета и размеров мира до развития персонажа и способов расправиться с врагами — стало больше, но основные игровые механики изменились мало.
Ragnarok — проект поколения PS4, с обилием подгрузок на переходах и небольшими улучшениями графики. Цветовую палитру и систему освещения переработали, картинка стала реалистичной. Обновленная система частиц радует красочными эффектами. Поверхности научились реагировать на физический контакт. Возросла проработка моделей, а окружение детализировано множеством мелких элементов.
Рагнарёк грядет
После концовки God of War прошло 3 года. Страшная зима Фимбулвинтер скоро закончится, навсегда изменив миры мистической Скандинавии — Мидгард и Озеро Девяти вымерзли, мертвецы не находят покоя, превращаясь в зомби, выползает и другая нечисть.
Всё это время Кратос и Атрей скрывались в бегах — разыскивали скандинавского бога войны Тюра, дабы отменить Рагнарёк, и из опасений мести со стороны разгневанных коренных богов, особенно, Фрейи. Наконец, их обнаруживают Всеотец Один и бог грома Тор, предлагая решить конфликт миром, но не боясь столкновения с убийцей богов.
За это время Атрей стал трудным подростком, желает узнать своё предназначение и выйти из-под опеки отца. Кратос же привык к мелкому, старается быть хорошим отцом и защитить от несчастливого пророчества первой игры.
Мировое древо
В Ragnarok игрок посетит все девять миров скандинавской мифологии — каждый с уникальным природным ландшафтом и климатической зоной, флорой и фауной, противниками и заданиями.
Всё нарисовано и оформлено аутентично древним сказаниям и воплощено большими (или средними) бесшовными локациями — давая достаточно времени почувствовать атмосферу каждого мира, но, не реализуя их целиком. Оживить миры постарались за счет персонажей-NPC и обширного визуального разнообразия.
Перемещаться между девятью мирами помогает хаб-локация, где также можно отдыхать, общаться с персонажами, улучшать оружие и экипировку Кратоса и Атрея, торговать и обменивать ненужный лут на полезные предметы для крафта. Вдобавок, хаб сам по себе играет важную роль в повествовании.
Изменился дизайн уровней. Меньше пещер и больше открытых пространств, часть которых просто монструозна. Арены для крупных стычек стали просторнее. Больше «вертикальности», которую герои научились использовать, летая над открытыми пространствами. И пространственных головоломок, состоящих иной раз из нескольких этапов.
Кратос, Атрей и всё остальное
Сюжет Ragnarok — это захватывающий и масштабный боевик, рассчитанный на молодых игроков и современные проблемы, показанные через призму скандинавской мифологии, сильно от неё отступив. История развивается в двух взаимосвязанных плоскостях — отношения отца с сыном и всё остальное. Знание сюжета GOW 2018 не требуется, хотя и желательно.
Личная часть подается камерно и в чем-то сентиментально, поднимая проблемы отцов и детей; становления Атрея как воина; появления новых знакомств, не всем из которых рад Кратос; отцовских нравоучений; а также преображения Кратоса в умудренного, но депрессирующего мужчину. Сосредоточение эмоций, драмы и здорового юмора.
Остальной сюжет простой и прямолинейный (добро лучше зла, а мир лучше войны), положенных законами жанра антагонистов нет, конфликта и очерченных сторон — тоже. Конец мироздания происходит где-то на фоне. Логику искать не стоит, сюжет нужно прочувствовать.
На пути встретится множество персонажей — хорошо прописанных, с характером, темпераментом, мотивацией, с трансформацией по мере прохождения. Кто-то даже временно составит отряду компанию. Диалоги проработаны очень умело — герои не только обсуждают свои проблемы и текущие события, но рассказывают прибаутки из прошлого, шутят, подкалывают, объясняют лор и поднимают серьезные темы.
Качественный скачок сделали режиссура и постановка сцен. Анимации, мимика, положение камеры, динамика эпизода и актерская игра заставят поверить в персонажей, сопереживать им, и эмоционально вовлекаться в происходящее.
Новшества геймплея
Боевая система стала шире и разнообразней, быстрей и энергичней, но не глубже и не сложнее: перекатываемся, блокируем или уклоняемся, парируем, бьем противника до отката его атаки, наслаждаясь зрелищными ударами и брутальным добиванием. Героев научили новым трюкам и мувсетам (старые переработали), за счет чего расширили комбо-связки и сделали новые.
Кратосу сбросили прогресс, рунические атаки перенесли в древо навыков, спартанскую ярость разделили на переключаемые виды с разными эффектами. У оружия появился стихийный урон, а щиты могут заряжаться энергией, переходящей в те или иные воздействия. Появилось и новое оружие с экипировкой, например, копье и амулеты. Зачаровав последние можно повлиять на все аспекты боя.
Оружие и всю экипировку можно улучшить несколько раз, собрав с десяток ресурсов в игровом мире, извлекая из сундуков и снимая с врагов. Улучшенное игроком оружие, чаще всего, лучше найденного нового. Мир местами интерактивен — можно схватить что-то потяжелее и зарядить в супостатов.
Стало больше боссов и под-боссов (драконы, берсеркеры, драуги), причем несюжетные предлагают изобретательные механики боя и заставят попотеть, а сюжетная ветвь не особо сложная и с «постановочными» боями, зато у них нестандартный дизайн.
Прокачка разделена на две. Обычная, когда за врагов и квесты дают опыт, он собирается в уровни, и за каждый получаем очки развития персонажей. И а-ля Elder Scrolls 5: Skyrim Special Edition: чем чаще и больше используется навык, тем он лучше работает и может быть зачарован на то или иное воздействие. Система автолевелинга врагов в Ragnarok не позволит перекачаться, что стимулирует искать наиболее подходящий сет Кратоса под каждый бой.
Одиночная игра
Прохождение Ragnarok займет 50-60 часов — большой пролог, крупные сюжетные акты, второстепенные квесты на 2-4 часа в отдельных локациях, обычные побочные задания, испытания и множество мелких активностей. После бодрого начала темп спадает, позволяя освоиться, всюду заглянуть и распробовать боёвку, а к середине повествование и геймплей становятся всё интенсивней и увлекательней.
Локации Ragnarok по мере прохождения постепенно расширяются, тем или иным способом открывая новые участки и позволяя заходить всё дальше. Исследование миров вдоль и поперек — важная часть игры, ведь записки с объяснением лора, сбор сундуков и ресурсов, скрытые квесты и поиск предметов взаимосвязаны между собой и общим прохождением.
Свобода действий полная — в любой момент можно переключиться с исследования на крафт и прокачку, бросить их ради побочки, а затем продвинуться по сюжету. Легко что-то упустить — контента, активностей и вариантов времяпрепровождения так много, что вместе они разрывают внимание игрока. Квесты сделаны вручную, обильно сдобрены объяснениями и CGI-роликами, став гораздо лучше заданий прошлой игры.
Важные особенности:
- Открытый навык можно отключить, если он мешает стилю игры;
- Приключения в девяти мирах продолжатся и после финала сюжета;
- Низкий порог вхождения — на любую сложность, промедление или затык игра быстро выдаст подсказку;
- Третьей части с Кратосом в этом сеттинге не будет, но когда-то Santa Monica может развить тему приключений Локи.