Обзор God of War: Ragnarok. Самое дорогое DLC 2022 года или нечто большее?
Бородатый Кратос вернулся и готов раздать всем скандинавским богам частичку Рагнарёка. Продолжение переосмысления God of War от 2018 года ждали, что называется, всем миром. Противостояние постаревшего бога войны и его сына Атрея с Одином лишь набирало обороты, а решение создателей не делать трилогию и закончить историю на God of War: Ragnarok обещало насыщенную и наполненную событиями историю. Проект вышел, и геймеры неожиданно разделились. Одни называют игру чуть ли не главным событием года, другие — большим DLC за полную цену. Неправы, как обычно, обе стороны, и вот почему.
Если в жизни всё не ок, заходи на Рагнарёк
Сюжет стартует через несколько лет после событий предыдущей части. Кратос и Атрей продолжают отбиваться от обезумевшей после смерти сына Фрейи, скрываясь от пристального внимания Асгарда. Отпрыск бога войны заметно возмужал, превратившись из надоедливой обузы в полноценного помощника. Изменилось и поведение мальчика — раздражает он гораздо меньше.
С первых минут разработчики показывают, что ставки возросли, а времени на проволочки не осталось. Нас быстро знакомят с Одином, Тором и множеством других персонажей, о которых в «первой» части мы лишь слышали. Пояснять детали произошедших событий никто не будет. Краткий пересказ перед началом всё же хоть и есть, но если вы не играли, понять что-то практически невозможно. Знакомых персонажей также повторно не представляют, их сформированные взаимоотношения не развиваются заново, а именно продолжаются.
В этом кроется главная особенность God of War: Ragnarok — это не полноценная вторая часть, а следующая глава все той же истории. Легко предположить, что смотреть фильм или сериал с середины — идея не самая удачная, начинать знакомство с Кратосом с новинки тоже не стоит.
Разработчики не соврали, обещая объединить сюжет предполагаемых двух частей в одном проекте. Даже если вы не будете отвлекаться на побочные задания и изучение локаций, история ощущается просто огромной. Однако без нюансов, как обычно, не обошлось.
Забавно, но ближайшей аналогией вспоминается недавняя A Plague Tale: Requiem. Там сюжет двигали «неожиданные» повороты вроде чудесного острова, который приснился брату главной героини. В «Рагнарёке» ситуация лучше, но несколько раз персонажи будут прямо обсуждать, что у них нет дальнейшего плана действий. Как вы думаете, что решит проблему? Правильно, крепкий послеобеденный сон.
Похожую задачу выполняют и «пророчества», которыми сценаристы стали откровенно злоупотреблять. В God of War 2018 года предсказания тоже были, однако лишь в фоновом режиме, дополняя происходящее интересной детективной историей о предназначении Атрея и его настоящем, спойлер, имени. Теперь же пророчества иногда определяют даже взаимоотношения с новыми персонажами, что выглядит, мягко говоря, притянуто за уши.
Впрочем, общего впечатления все эти небольшие минусы не портят. Перед нами масштабная фэнтези-история со множеством колоритных героев, за развитием которой интересно наблюдать до самых титров.
Предыдущую игру критиковали за скудность локаций — большую часть времени Кратос и Атрей провели в родном мире людей. Теперь разнообразия хватит на всех: Свартальвхейм, Йотунхейм, Асгард, Ванахейм, Альвхейм, Муспельхейм, Нифльхейм, Хельхейм и всё тот же Мидгард — скандинавская мифология представлена в полном объёме.
Справедливости ради стоит отметить, что некоторые локации уже встречались: например, в мире эльфов Кратос и Атрей провели немало времени. Однако знакомые места либо сильно изменились внешне, либо предлагают взглянуть на себя с «иного угла». В мире людей случилась зима и апокалипсис, из-за чего знакомое озеро с огромным змеем полностью замерзло, а Альвхейм из линейной локации превратился в обширную территорию, сопоставимую по размерам с небольшим открытым миром.
Каждый уровень кардинально отличается от остальных, из-за чего ты действительно ощущаешь себя в совершенно другом мире. Локации заполнены каким-то фантастическим количеством мелких деталей, животных и растений. Правда многое из этого лишь статичный фон, расставленный в заранее продуманных местах, но эффект все равно невероятный.
Нечто подобное встречалось в The Witcher 3: Wild Hunt, когда вся «повседневная жизнь» была заранее отрисована вручную, но атмосфера от этого ничуть не страдала. В противовес живой природе стоят города. За всё время вы посетите гномий Нидавеллир и Асгард, но воображение они, честно сказать, не поражают, да и делать там практически нечего.
Жизни на уровнях с 2018 года тоже больше не стало. Кроме уже знакомых Брока и Синдри вы будете встречать лишь врагов, из-за чего локации кажутся уж слишком пустыми. Журналисты, заявляющие, что побочные задания превзошли упомянутую «Дикую охоту», конечно, преувеличили.
Помимо основного сюжета вы будете заниматься все тем же, что и раньше — убивать особо сильных врагов, зачищать секретные локации или искать специальные предметы. Никакого «нового уровня» не случилось, разве что квесты товарищей обставлены чуть более интересно. Например, в ходе одного из таких заданий вы узнаете гораздо больше о жизни Фрейи.
Концептуально все миры представляют собой либо привычные коридоры, где вы будете двигаться исключительно по сюжету, отвлекаясь лишь на разнообразные сундуки, либо открытые локации, подобно озеру со змеем. Правда, теперь таких мест не одно, а сразу несколько, и плавать придется не только на лодке, но и кататься на собачьих упряжках. В исключительных случаях коридорный уровень может в ходе сюжета расшириться открытой территорией, но этим, слава богу, не злоупотребляют.
Нравится ли вам образ Кратоса–мыслителя?
«Где-то я это уже видел»
К сожалению, значительного шага вперед геймплей не сделал. Перед нами буквально та же самая игра со всеми вытекающими. Это и послужило причиной, почему многие геймеры окрестили проект «большим дополнением». Если зачистка уровней и поиск спрятанных рун для сундуков показались вам уж слишком однообразными и «душными» в 2018 году, почти наверняка вы испытаете такие же впечатления от God of War: Ragnarok.
Игра, конечно, прибавила в объемах, сюжете и атмосфере, поэтому назвать такой проект DLC или аддоном было бы неправильно, но отсутствие хотя бы минимальных изменений в геймплее — факт, о котором стоит знать перед покупкой.
Еще сложнее обстоят дела с боевой системой. Не очень понятно, почему разработчики приняли такое решение, но у Кратоса все те же Клинки Хаоса и топор Левиафан. Более того, прокачивать снаряжение придется с нуля, и сюжетом это никак не обосновано. Новое оружие всё-таки появится, однако лишь ближе к концу.
Кажется, что структурный скелет игры 2018 года оказался настолько мощным, что разработчики просто не смогли придумать что-то кардинально новое или побоялись испортить то, что так отлично сработало. Возможно, причина кроется в том, что креативный директор Кори Барлог (Cory Barlog) в этот раз занимал лишь должность продюсера, но правды мы вряд ли узнаем.
Как и раньше навыки бога войны прямо зависят от уровня прокачки оружия, однако теперь гораздо большее внимание уделено помощникам, которых стало больше. В приключениях вас будет сопровождать не только Атрей, но и кое-кто еще. У каждого товарища есть собственные умения и опыт, который вы тратите по своему усмотрению.
С доспехами также все привычно. Снаряжение находите или создаете у гномов, еще его можно улучшать. Если не хотите глубоко вникать в характеристики героя, большая часть брони бесполезна. Действительно хороший «шмот», резко улучшающий сразу несколько параметров, встречается крайне редко. Прокачивая его, можно автоматически не обращать внимание на большинство того, что находите следующие добрых 3–5 часов геймплея. Когда игра решит, что вы созрели для более мощных врагов, выдаст новые крутые доспехи, и цикл повторится.
Из интересного стоит отметить амулет с чарами, которые дополнительно корректируют ваши сильные и слабые стороны, а также множество челленджей, за выполнение которых получите специальные жетоны. Сожгли или заморозили 10 врагов особым способом — сможете добавить к скиллу дополнительный плюс к урону, защите или другое свойство. Это помогает немного расширить прокачку, когда вы уже купили все доступные навыки, а материал для улучшения арсенала еще не нашли.
Впрочем, одно ощутимое нововведение в боевой системе все-таки есть. Атрей стал полноценным героем, за которого предстоит проходить некоторые сюжетные эпизоды. У парня есть лук, а чуть позже появится и «живой» меч. Тактика ведения боя мальчика сильно отличается от того, что делает Кратос. Это ощущается — ох уж этот журналистский штамп — настоящим глотком свежего воздуха. Уровни за Атрея не похожи на маленькие вставки, иногда предстоит многочасовое изучение нового мира, со своими загадками и особенностями.
До релиза разработчики с гордостью заявляли, что прислушались к фанатам и расширили количество и разнообразие боссов. Это действительно правда, но реализовано в лучших традициях Elden Ring. В совершенно случайных местах вы будете сталкиваться с обычными мобами, чьи полоски здоровья просто растянули на весь экран, а урон от ударов увеличили в несколько раз.
Иногда вместо одной ящерицы появится две, при этом сценарии поведения таких «боссов» останутся точно такими же, что и у рядовых врагов. В отдельных случаях создатели вообще не стали заморачиваться, предлагая победить одного и того же драуга аж шесть раз в разных мирах, но там у него хотя бы новые удары появляются. После эффектной схватки с Тором, которую проспойлерили абсолютно во всех промо, вы еще добрых 10-15 часов не встретите запоминающегося противника (зависит от скорости прохождения).
Отдельно хочется упомянуть графику. Если вы не будете рассматривать каждый пейзаж с лупой, то сделаете простой и однозначный вывод — картинка в игре прекрасная. Однако откровений ждать не стоит, движок всё тот же. Sony никак не может попрощаться с прошлым поколением консолей, из-за чего в интернете уже полно видео, как старушка PlayStation 4 идет на реактивный взлет при запуске God of War: Ragnarok.
Что точно заслуживает восторгов — анимации. Проведена какая-то фантастическая работа над мимикой абсолютно всех героев, из-за чего считываются даже еле уловимые эмоции и микродвижения губ и глаз. Настолько живых персонажей среди игр еще не было. Впрочем, и тут не обошлось без казусов. Например, лук Атрей не снимает даже во время сна, и оружие заботливо исчезает в текстурах кровати. То же касается и других персонажей, которые как будто забывают, что носят за спиной. Мелочь, конечно, но впечатление портит.
***
Начиная играть в God of War: Ragnarok, вы должны понимать, что это ни в коем случае не новая полноценная игра, а лишь следующая глава уже начатой истории со всеми минусами прямиком из 2018 года и прокачкой по второму кругу. Однако было бы ошибкой называть проект дополнением. Графика стала намного лучше, события масштабнее, а персонажей больше. В отрыве от геймплея это прекрасное и неглупое фэнтези, с которым точно стоит познакомиться, тем более, что в следующей части Кратоса может уже и не быть. Если игровой процесс кажется утомительным, вы всегда вольны пропустить дополнительные квесты и сосредоточиться на сюжете. Для поклонников же увеличение размеров проекта будет только плюсом и лишним поводом провести в полюбившемся мире чуть больше времени.
Успели оценить God of War: Ragnarok?
-
В Россию привезут God of War: Ragnarok без русской озвучки. Придётся читать субтитры
-
В сети показали, как выглядят актеры God of War: Ragnarok в реальной жизни. Некоторые очень похожи на своих персонажей (спойлеры)
-
Прохождение всех дополнительных заданий (просьб) в God of War: Ragnarok
-
Кратосу сбрили бороду в God of War: Ragnarok и показали, как он стал выглядеть
-
Где найти все потерянные страницы в God of War: Ragnarok — гайд