Обзоры видеоигр Обзор Tainted Grail: The Fall of Avalon. Неограненный алмаз, который нельзя игнорировать

Обзор Tainted Grail: The Fall of Avalon. Неограненный алмаз, который нельзя игнорировать

Steam_shady
Читать в полной версии

Признаться честно, я не следил за разработкой Tainted Grail: The Fall of Avalon и не особо собирался знакомиться с релизной версией — с виду она казалась клоном The Elder Scrolls 5: Skyrim на движке Unity. Однако после десятка хороших отзывов в Steam и стабильного онлайна (ок, и по поручению Родиона) я все же решился ее опробовать — и выпал на десятки часов из повседневной жизни, забыв про все базовые потребности.

Да, в это сложно поверить, но полякам с мизерным бюджетом удалось создать не просто одну из самых атмосферных ролевых игр — по многим показателям она превосходит последние работы Obsidian и Bethesda. Настоящий скрытый гем, мимо которого нельзя проходить. Я одолел Tainted Grail от начала до конца и хочу подробно рассказать о своих впечатлениях.

Впечатляющий гримдарк с продуманными квестами

В интернете полно сравнений Tainted Grail: The Fall of Avalon с последними играми серии The Elder Scrolls, в которых первая с большим отрывом уступает по проработке открытого мира и рандомизации событий. И это не совсем корректные сравнения, так как по факту это абсолютно разные проекты, которых роднит только вид от первого лица и принадлежность к жанру экшен-RPG. Очевидно, что ребята из польской Questline даже не ставили перед собой цели обыграть Bethesda на ее же поле — они делали совсем другую игру.

Разработчики явно черпали вдохновение в работах художников FromSoftware

Сильнее всего Tainted Grail: The Fall of Avalon похожа на еще не вышедшую в полноценный релиз No Rest for the Wicked — та же философия геймдизайна, схожий подход к квестовой системе. А вот по насыщенности сценария игра напоминает лучшие образцы классической Obsidian времен Криса Авеллона (Chris Avellone).

Вселенная Tainted Grail создана польским писателем-фантастом Кшиштофом Пискорским (Krzysztof Piskorski), который в 2019 году выпустил одноименную настольную игру, получившую столько восторженных отзывов, что идея компьютерной адаптации витала в воздухе

События Tainted Grail разворачиваются в мрачном фэнтезийном мире-переосмыслении легенд о короле Артуре, в которые добавили щепотку атмосферы и настроения Elden Ring от FromSoftware. Спустя 600 лет после правления легенды британских сказаний остров Авалон превратился в рассадник жестокости и отчаяния. Камелот без своего правителя стал бездушной машиной тирании, а местные жители едва справляются с нашествием страшной чумы. Эта опасная болезнь не просто превращает людей в опасных существ, но и меняет всю реальность на что-то неизведанное, словно «Серость» из Disco Elysium.

Главным героем в истории выступает обычный заключенный, который в ходе побега встречает часть души давно умершего короля Артура. Последнего совсем недавно попытались возродить друиды, чтобы он навел порядок в Камелоте, но распавшаяся на несколько частей душа не позволила ему переродиться в полной мере. Король просит протагониста собрать оставшиеся осколки личности по всему Авалону, чтобы завершить обряд перерождения и восстановить порядок на острове.

Артур будет сидеть в нашей голове на протяжении всего прохождения, как Джонни Сильверхенд из Cyberpunk 2077, а его характер с поведением начнут меняться в зависимости от принимаемых решений

Первые часы Tainted Grail проходят в жутких тюремных застенках, словно это не RPG в открытом мире, а Dark Souls от первого лица или Dark Messiah of Might and Magic. Игра с ходу демонстрирует гримдарк в полном объеме: мрачные записки, многослойные диалоги с NPC, сумасшедшие боссы и окружение, вдохновленное работами Миядзаки (Hidetaka Miyazaki) и Гигера (Hans Rüdi Giger). Внутриигровой текст получился очень живым и естественным. После Starfield, Avowed и Dragon Age: The Veilguard мы были рады услышать приятную речь NPC без графомании и бессмысленной воды.

Выбравшись из тюремных катакомб и пережив стихийное бедствие, наш герой попадает в открытый мир. Как и в играх The Elder Scrolls, вы можете отправиться в свободное изучение острова или пойти прямиком к сюжетной крепости. Так или иначе у вашего приключения нет строгих рельс, однако большую часть дополнительных заданий дают именно в «квестовых» зонах. А без них изучать карту не так интересно. Остров Авалон разбит на три крупные зоны, доступ к которым открывается по мере прохождения основной истории. Первая локация «Рога Юга» самая небольшая, но с уже разнообразными подземельями и биомами. Остальные карты же намного крупнее и предлагают еще больше контента.

Пробежать игру за пару часов не выйдет. Доступ к сюжетным квестам открывается постепенно, побуждая изучать весь доступный контент. Так, например, в первом акте помощник капитана попросит героя доказать свою лояльность и выполнить пару поручений, прежде чем открыть доступ к основной миссии.

Основной сюжет очень хорошо написан и затягивает с первых секунд. Во многом это заслуга прописанного до мелочей лора и широко известной мифологии вокруг короля Артура, с рыцарями Круглого стола и волшебником Мерлином. Стоит отметить, что Tainted Grail лишь опирается на основы британского эпоса, рассказывая очень жестокую и мрачную историю, где друидов собрали в башне и сожгли за недостойное поведение, а рыцари Камелота не прочь сдирать кожу с местных жителей и проводить жуткие опыты в местных врачевальнях. Гримдарк — яркое определение вселенной Tainted Grail, и если вам нравятся вселенные в духе Warhammer и Dark Souls, то определённо зайдет такой сеттинг.

Нелинейное повествование даёт возможность взглянуть на историю с разных сторон, раскрывая лор игры с разных ракурсов. В отличие от Kingdom Come: Deliverance 2 вы можете пройти Tainted Grail разными путями, открывая дополнительные квесты и сюжетные линии

Но самая большая ценность Tainted Grail во второстепенных квестах. Они просто шикарные. Сценаристы Questline постарались сделать их разнообразными и необычными, чтобы исследование мира не скатывалось в стандартную для экшен-RPG рутину. Даже самые простые на первый взгляд задания почти всегда заканчиваются крутым клиффхэнгером.

Эта безобидная на первый взгляд девушка превратила своего возлюбленного в свинью, чтобы он всегда был рядом

В большинстве квестов есть несколько путей прохождения, которые при любом раскладе будут создавать интересные ситуации. Здесь вам и длительные дискуссии с религиозным фанатиком, который украл целую коробку взрослой литературы из книжной лавки, и уморительное противостояние стражника с чайками, в ходе которого квестодатель попытается устроить геноцид пернатых, и решение проблем друзей-собутыльников, у которых в прошлом погиб товарищ, преследующий их в виде призрака, или вот ещё: скрывшийся от преследования повар-нежить пытается создать кулинарный шедевр из сыра и маринованной сельди. Каждый квест дарит широкий спектр эмоций и необычных механик, что в современных ролевых играх встречается редко.

Важно также отметить, что некоторые задания попадают в журнал в ходе исследования подземелий и секретных локаций. Изучая кровавое озеро, мы обнаружили на самом дне дверь, которая ведёт в убежище друидов, где встретили двух интересных боссов. Во втором акте можно отыскать проход в пещеру с огромным замком, на изучение которого может уйти несколько часов. В еще одном подземелье случайно обнаружили фэнтезийную ферму, где выращивают запрещенные вещества. Видно, что каждую локацию в Tainted Grail разработчики создавали вручную и старались наполнить запоминающимся контентом. В сравнении с играми The Elder Scrolls, где большая часть подземелий сгенерирована и представляет собой место для фарма с рандомным лутом, The Fall of Avalon превращает зачистку таких локаций в мини-приключение.

В этом месте спрятан вход в убежище с огромной ямой, которую охраняет сумасшедший фанатик, считающий это место входом в преисподнюю. Он на протяжении всей жизни убивал скитальцев и кормил яму трупами, чтобы демоны не выбрались на свежий воздух. Верить этому маньяку на слово или проверить дыру самолично — решать только вам

Tainted Grail: The Fall of Avalon — это вторая за последние годы игра (первая — Kingdom Come 2, конечно же), где нет повестки и тем, которые большинство разработчиков включают в свои игры. И за это хочется отдельно похвалить сотрудников Questline. Нам не пришлось в очередной раз выслушивать оправдания на темы, откуда в средневековом Авалоне появились «заезжие» с других материков. Вместо этого мы получили куда более весомую пищу для размышлений: о жестокости, морали, человечности, жертвенности, алчности и политических предпочтениях.

Знакомы ли вы с легендами о короле Артуре?

Пройти опрос

Soulslike от первого лица

Игровой процесс Tainted Grail: The Fall of Avalon практически идентичен No Rest for the Wicked от Moon Studios, за исключением ролевой системы, которая явно вдохновлена The Elder Scrolls 5: Skyrim. Но в целом это ролевое приключение в открытом мире с Soulslike-боевой системой, интерактивным окружением и битвами с многочисленными боссами, как в Elden Ring.

В игре можно найти скакуна, на котором можно быстрее перемещаться по карте мира. Однако делать это вы вряд ли станете, так как интересные локации в Tainted Grail встречаются на каждом шагу

После небольшой заставки с описанием игрового мира вы попадете на экран создания персонажа. Он довольно простой, без лишних опций и глубоких настроек отдельных частей тела. Сделать симпатичного героя или героиню можно без проблем, разработчики заготовили достаточно пресетов лиц на выбор. В любом случае вы проведете большую часть игры с видом от первого лица.

Дополнительный режим с камерой из-за плеча добавлен лишь в виде опциональной возможности и не отполирован до безупречного состояния. Разработчики об этом заранее предупреждают и обещают доделать его в будущем

После создания героя вы попадете в пролог с тюремной камерой, где в общении с охранником можете распределить начальные характеристики и выбрать специализацию. Однако, как в Dark Souls и The Elder Scrolls, можете в любой момент «перекачать» персонажа и не ограничивать себя в выборе оружия и снаряжения. Первые часы игрового процесса отдаленно напоминают Oblivion, Dark Messiah of Might and Magic и Dishonored. Вы изучаете жуткие катакомбы, знакомитесь с основными механиками, общаетесь с персонажами и уничтожаете все живое, что пытается содрать с вас кожу. Уже в первой локации можно обнаружить скрытых боссов, в битве с которыми арена закрывается неприступной стеной — опять же как в Dark Souls.

Боевая система в Tainted Grail: The Fall of Avalon создана по лекалам игр FromSoftware. В ближнем бою у вас есть слабая и сильная атаки, возможность блокировать урон или парировать его, а также увороты. На все действия у вас и ваших противников тратится стамина. Если герой или враг выдохнется в процессе боя, то у обоих будет шанс нанести критический урон. Сражения на первых порах очень сложные и напряженные. Умереть можно буквально от пары пропущенных ударов. Как в Dark Souls, вам не нужно торопиться и бездумно спамить кнопку атаки. Важно четко контролировать свои силы и следить за всеми паттернами.

Двуручный меч — залог успеха в любой битве

Стрельба из лука поначалу кажется малоэффективной, хорошего дальнобойного оружия в прологе попросту нет. Однако позже, прокачав ловкость, найдя более или менее годный лук и собрав десяток разных стрел с дебафами, можно запросто зачищать целые лагеря разбойников.

Любители отыгрыша за мага также не разочаруются. На выбор есть десятки заклинаний. Помимо классической стрельбы стихийными сгустками энергии, вы можете «воровать» у врагов здоровье при помощи вампиризма или творить проклятия, которые постепенно уничтожают все живое. Особенно впечатляет магия призыва, позволяющая материализовывать из воздуха временных союзников. При помощи призванных волков и скелетов мы не только делали сражения заметно проще, но и могли хоть как-то противостоять чрезмерно сложным боссам.

За счет хороших анимаций, сочных звуков и музыки сражения ощущаются динамичными и захватывающими. Искусственный интеллект на порядок лучше, чем в играх The Elder Scrolls, но в открытых пространствах его все равно легко перехитрить. Достаточно забраться на недосягаемую высоту и стрелять по врагам из лука. Они, конечно, будут бросать кинжалы или камни, но с кнопкой уклонения — это не большая проблема.

Этого четырехрукого гиганта не убить в честном бою. Пришлось воспользоваться логикой и перехитрить искусственный интеллект

Крафта в игре очень много, и без него пройти игру практически невозможно. Нужно обязательно готовить пищу и зелья, чтобы выживать в сражениях, а также создавать предметы на кузнечном столе и улучшать экипировку. Ваш инвентарь всегда будет заполнен всяким хламом, который в какой-то момент обязательно пригодится, поэтому надо в обязательном порядке перетаскивать его в хранилище, чтобы избавиться от перегруза. При этом Tainted Grail не превращается в симулятор Плюшкина, как The Elder Scrolls — большую часть расходников здесь можно готовить у любого костра.

К слову о кострах. В игре их можно создавать в любой момент, открывая доступ к дополнительным опциям для крафта и возможности переждать ночь. Марь — древняя сила, которая распространяется по Авалону с наступлением темноты. Игровой мир покрывается золотистым свечением, а противники становятся заметно сильнее. Убивая врагов после заката солнца, вы будете получать частицы паутины, которыми можно восстанавливать суперспособности, а также создавать безопасные зоны вокруг костра.

Ночью мир покрывается сияющей пеленой. Враги становятся намного опаснее, но с хорошим лутом в карманах

Корреляция сложности в Tainted Grail — довольно спорная штука, которая может не всем понравиться. Сперва игра довольно трудная. Даже обычный крестьянин с ржавым топором может запросто убить героя с нескольких удачных попаданий. Со временем ваша сила будет расти, и к концу первого акта даже самые матерые боссы не будут представлять опасности. Однако, как только вы попадете на новую карту в начале второго акта, Tainted Grail снова повысит сложность настолько, что придется опять страдать. Лично для нас такой подход приемлем, так как он стимулирует дальнейшее развитие персонажа, не превращая приключение в легкую прогулку по квестовым цепочкам. Но в сети полно негативных отзывов от критиков и игроков, которым, наоборот, нравится убивать всех с одного удара и чувствовать собственное превосходство. В общем, кривая сложности на любителя, и нельзя однозначно сказать — плохая она или нет.

Ролевая система представляет собой смесь No Rest for the Wicked и The Elder Scrolls. Есть пассивная прокачка, в которой за любое действие дается новый уровень. А есть активная, где начисляются очки опыта, и после повышения прогрессии можно улучшить один из показателей, а также выбрать перк в определенной специализации. Прокачка в Tainted Grail довольно ветвистая и покрывает все потребности игроков. Хочется бегать с двуручным оружием и восстанавливать выносливость после убийства? Или орудовать двумя мечами одновременно и наносить двойной урон? Игра дает любую возможность.

У одного из персонажей можно купить броню, которая будет вопить после получения урона. И это не просто прикол от разработчика, а дополнительный квест, который раскроется в определенный момент

Многие диалоговые опции имеют требования к характеристикам. Зачастую они были очень завышены, блокируя возможность выбрать наиболее интересный вариант. Довольно спорное решение, так как в большинстве игр очки в прокачке повышают шанс на успех в броске кубика и дают игрокам возможность опробовать весь контент. Из-за этого многие интересные варианты в квестах попросту закрыты, а зелья для полного сброса характеристик не всегда оказываются под рукой. Нам приходилось держать при себе пару очков навыков, чтобы в ответственный момент вложить их в нужную для квеста характеристику.

Если купить себе блокнот, то в игре появится возможность делать скетчи. В дальнейшем можно продавать зарисовки и эффективнее копить на улучшение оружия

Особая экипировка также привязана к определенным характеристикам. Например, для использования конкретного меча вам обязательно иметь 7 очков силы и 8 выносливости. Если у героя их нет, то предмет будет наносить лишь треть от имеющегося показателя урона. Из-за этих ограничений нельзя четко определить прогрессию персонажа. Вам, возможно, захочется закинуть пару очков в практичность, чтобы продавать предметы торговцам подороже, но недавно поднятый лук будет требовать прокаченное восприятие. Придется принять непростое решение: выгода или практичность...

Лишь к концу второго акта у вас наконец-то будут развязаны руки, и вы сможете свободно надевать большую часть вещей и общаться с персонажами так, как вам захочется. С одной стороны, «упрямая» прогрессия блокирует простор для экспериментов в начале игры. С другой — повышает реиграбельность с использованием билдов, заточенных под определенные диалоги и предметы.

Открытый мир, несмотря на приятное наполнение квестами и точками интереса, — неживой. NPC зачастую стоят на своих местах и только ночью уходят спать. Ваш персонаж — единственный человек, способный выбираться за пределы безопасных городов и выполнять какие-то поручения. Поэтому мы в начале обзора сделали важную оговорку, что Tainted Grail, несмотря на внешнее сходство с The Elder Scrolls, больше походит на Elden Ring и No Rest for the Wicked. Противники и предметы со временем появляются на прежних местах, а открытый мир служит плацдармом, где можно качать героя и экспериментировать с механиками. И несмотря на это, Авалон на голову интереснее локаций из Avowed и Starfield. Для игры, сделанной за очень скромный по меркам индустрии бюджет, — выдающийся результат.

В конечном итоге Tainted Grail: The Fall of Avalon — игра для тех, кто любит вызов и хорошее сюжетное наполнение. Это далеко не современная игра, которая ведёт за ручку и поддается в битвах с боссами. Как No Rest for the Wicked и Elden Ring, она требовательна к навыкам и наказывает за малейшие ошибки. Мы видели десятки отзывов с жалобами на чрезмерно высокую сложность, что на фоне растущей популярности Soulslike выглядит, уж простите, необоснованным нытьем. Лично мы не испытывали сложностей в прохождении, игра предлагает множество способов для повышения выживаемости. Вы можете потратить лишние полчаса на прокачку и сбор ресурсов, чтобы создать хорошие зелья или усилить предмет. Оставить боссов в покое и отправиться в ближайшие подземелья, где обязательно будет лежать новая экипировка. Или, на худой конец, пойти по второстепенным квестам, за которые дают много опыта и полезные предметы. Вариантов море!

Единственный ощутимый недостаток контентной части игры проявляется в третьем акте, который, по нашим ощущениям, создавался в спешке. Многие квестовые фразы обрываются на полуслове, а задания гильдии не предлагают чего-то нового. Заснеженный мир не так впечатляет, как прошлые локации, а подземелья ещё больше напоминают те, что реализованы в Skyrim. Разработчики признались, что не успели привести третий акт в полный порядок, и на данный момент улучшают его. Крупный патч запланирован на конец лета.

Великолепный арт и саундтрек против технических проблем

Tainted Grail: The Fall of Avalon разработана на движке Unity. При этом визуал получился весьма недурным для инди-проекта. Особенно впечатляет проработка игрового мира и художественное оформление. Дизайн окружения радует необычным сочетанием гримдарка и реалистичного фэнтези. Предметы экипировки и костюмы восхищают стилистикой и детализацией.

Общее качество визуала на уровне переиздания Skyrim. Для 2025 года, конечно, слабовато, но стилистика вытягивает технологическую отсталость

Конечно, графика Tainted Grail: The Fall of Avalon далека от стандартов современной индустрии. Освещение не такое сочное, как в играх на Unreal Engine 5, а искусственное затенение отдает проектами начала нулевых. Лицевые анимации у NPC выполнены на уровне Oblivion 2006 года, а животный мир едва дотягивает до Skyrim. Но несмотря на эти нюансы, проект в целом выглядит хорошо, и спустя несколько часов игрового процесса принимаешь затянутые туманом локации за общий британский антураж, а не попытку разработчиков снизить нагрузку на систему.

Модели персонажей очень хороши, но лицевым анимациям не хватает плавности даже уровня ремастера Oblivion

И если с графикой у игры ещё более-менее все хорошо, то с технической частью полная беда. Tainted Grail: The Fall of Avalon долгое время была в раннем доступе, но вышедшая в 2025 году релизная версия по факту таковой не является. Багов по-прежнему немерено. Некоторые из них могут реально сломать квест или заблокировать все прохождение. Иногда вместо надписей могут появиться технические обозначения, а диалоги лишиться озвучки. В патчноутах мы видели, сколько ошибок устранила Questline после релиза, и количество сломанных квестов заметно сократилось, но работы у авторов еще очень много.

Нет, это не баг. Персонаж в рамках квеста попал в ловушку друида и застыл в Т-позе. Проблемы Tainted Grail зачастую касаются технического исполнения и скриптов

Несмотря на технические проблемы, назвать Tainted Grail: The Fall of Avalon неиграбельной язык не поворачивается. За все прохождение мы лишь несколько раз сталкивались с серьезными проблемами, из-за которых пришлось перезагрузить игру и перепройти кусок квеста заново. Остальные проблемы и баги довольно типичные для игр с открытым миром, и релизная версия The Fall of Avalon ровно такая же, какими в свое время были Skyrim, Oblivion, Cyberpunk 2077 и Kingdom Come: Deliverance.

С оптимизацией также есть определенные проблемы. Лично у нас в ходе прохождения просадки кадров, вылеты и другие шероховатости не происходили, но судя по отзывам и жалобам игроков, на PC распространена проблема с заиканием звука при чрезмерном использовании заклинаний, а также потеря кадров из-за утечек памяти.

А вот на консолях игра чувствует себя заметно хуже. Нам удалось опробовать The Fall of Avalon на Xbox Series S, и производительность на ней оставляет желать лучшего. Разработчики словно отказались от масштабирования изображения, из-за чего картинка выглядит хорошо, но FPS при скоплении объектов опускается ниже стандартных тридцати. А уж если призвать парочку волков на поле сражения, то геймплей едва ли не превращается в слайд-шоу. Стоит отметить, что на PS5 производительность улучшили в недавних патчах, поэтому мы советуем дождаться крупных апдейтов, прежде чем покупать игру на консолях.

И последнее, о чем хочется отдельно рассказать, — звуковое оформление. В Tainted Grail: The Fall of Avalon один из самых впечатляющих саундтреков за последнее время. Заглавная тема Ymir от известных исполнителей Danheim и Gealdýr задает атмосферу и раскрывает тон произведения. Композитор Анджей Яницкий (Andrzej Janicki) в своих треках совместил скандинавские мотивы с восточноевропейскими инструментами, получив необычную смесь мелодий из The Witcher и «Меча короля Артура» (King Arthur: Legend of the Sword) Гая Ричи (Guy Ritchie). Боевые темы захватывают дух, а горловое пение в ключевых моментах вызывает мурашки.

Будете пробовать Tainted Grail: The Fall of Avalon?

Пройти опрос

***

Tainted Grail: The Fall of Avalon — неограненный алмаз среди релизов 2025 года, который не просто удивил своим контентным наполнением, но и стал одной из самых ярких игр этого лета. Это мрачное гримдарк-фэнтези с хардкорной Soulslike-боевкой, яркими квестами и невероятной атмосферой британского эпоса о короле Артуре, от которого тяжело оторваться до самого конца, невзирая на технические проблемы и недостатки. Сложно поверить, что небольшой польской студии удалось сделать то, что в последнее время не удается Bethesda, Obsidian и BioWare — хорошую ролевую игру без современных посылов, нагромождений механик и упрощений в угоду доступности. Обязательно попробуйте Tainted Grail: The Fall of Avalon после выхода крупного патча, в котором улучшат третий акт, исправят квестовые баги и подрихтуют производительность, ведь подобные игры выходят крайне редко.

Сюжет
10
Управление
9.0
Звук и музыка
10
Локализация
9.0
Геймплей
9.0
Графика
7.0
9.0 / 10
Tainted Grail: The Fall of Avalon — крепкая ролевая игра с интересными сражениями и великолепным антуражем, которую хочется советовать всем без исключения. Если вас не пугают технические проблемы и баги, то обязательно уделите ей внимание. Остальным советуем сначала дождаться крупного патча.
Плюсы
— Увлекательный игровой процесс;
— Хардкорная боевая система;
— Множество оригинальных игровых механик;
— Гибко настраиваемая система прокачки;
— Уникальный и запоминающийся сеттинг;
— Отличный сюжет;
— Захватывающие побочные квесты;
— Стильный визуальный дизайн локаций;
— Один из лучших саундтреков 2025 года;
— Качественная локализация.
Минусы
— Устаревшая графическая составляющая;
— Высокая сложность понравится далеко не всем;
— Неровный третий акт;
— Проблемы с оптимизацией производительности;
— Низкая эффективность работы на консолях;
— Технические ошибки и баги.
Комментарии 1
Оставить комментарий
Да, всё так. Единственное, что напрягло меня, так это потерянный квест с табличками. В дорелизной версии была девка в затопленной деревне, у которой можно было взять квест. В версии 1.0 и далее, её в деревне нет. А так, автор обзора всё верно расписал.
Ответить