Google Stadia утонула. Объясняем, почему амбициозный облачный сервис закрылся
Вы, вероятно, неоднократно слышали от игровых журналистов, что облачный гейминг — это будущее игровой индустрии. Возможность играть в любые игры на доисторическом ноутбуке, имея лишь стабильный интернет и подписку на тот или иной сервис, — здорово же! Чисто на бумаге — да. Крупнейшие корпорации вливают в развитие облачного гейминга миллионы долларов, но вот только существенная доля геймеров почему-то не торопится выбрасывать консоли с топовыми видеокартами и переходить на стриминговую площадку. В этой статье мы попробуем разобраться, почему Google решила отказаться от Stadia, и действительно ли нам нужны эти облачные сервисы.
Общие проблемы облачного гейминга
Первопроходцем стримингового сервиса принято считать платформу OnLive, которую запустили в 2010 году. Сложно поверить, но облачному геймингу уже более двенадцати лет. В те времена интернет еще не имел тех скоростей, которые есть сейчас, а серверные технологии не были настолько продвинутыми, в итоге OnLive не удалось раскрыть свой потенциал на старте. Для технологичных игр в высоком разрешении требовался широкий канал передачи данных со стабильным соединением и постоянной высокой скоростью. Многие интернет-провайдеры не могли предоставлять подобные услуги, из-за чего геймплейные кадры выводились в SD-качестве, возникал мерзкий инпут-лаг.
Следом инициативу по развитию облачного гейминга подхватила Sony, выкупив бренд Gaikai и запустив собственный сервис PlayStation Now. С 2014 года корпорация не перестает улучшать облачную платформу, завлекая пользователей возможностью опробовать эксклюзивы без покупки консоли. Проблемы у данного сервиса абсолютно такие же, как у OnLive: заявленных 5 Мбит не хватает для стабильного соединения, ограниченное количество серверов, очереди на использование и низкое разрешение в 720p. 1080p появилось сравнительно недавно, да и только в избранных играх. Но перечисленные недостатки не отпугнули игроков. Если верить отчету Sony, к концу 2020 года японцам удалось привлечь 3,2 миллиона подписчиков. Учитывая, что PS Now теперь входит в состав подписки PlayStation Plus Premium, можно предположить, что количество пользователей облачного сервиса значительно увеличится.
Следом за Sony многие игровые и околоигровые компании предприняли попытки запустить собственные стриминговые сервисы. Навскидку можно вспомнить: GeForce NOW, xCloud, Amazon Luna, GameStream, Vortex. Сервисы различаются стоимостью подписки, количеством игр, требуемой скоростью интернета, расположением серверов и стабильностью работы. Но ни одна из перечисленных платформ не смогла раскрыть облачный гейминг на сто процентов. У каждого сервиса полно недостатков, с которыми приходится мириться, либо продолжать игнорировать облачный гейминг. Идеальной стриминговой платформой и должна была стать Google Stadia, но, увы, не получилось.
Революционная Google Stadia — обещания
Запуск облачного сервиса от Google в конце 2019 года сопровождался грандиозной презентацией с обещаниями дать игрокам лучший стриминговый сервис без потери качества и инпут-лага. Управляемая мощными серверами Google облачная платформа обещала игрокам счастливое геймерское будущее. Новая эра видеоигр, в которой контролера будет достаточно, чтобы наслаждаться самыми технологичными играми, не беспокоясь об оборудовании и постоянных обновлениях.
Еще более привлекательной новинку делало то, что запустить сервис можно на дешевом смартфоне, старом ПК, планшете или телевизоре с минимальными по времени загрузками и в 4К-разрешении. Кроме того, сервис предлагал многие функции, которых не было на других платформах: просмотр чужого геймплея, приглашение друзей в игру и функция голосования, которыми активно пользуются стримеры.
Главную отличительную особенность Stadia представил вице-президент Google Фил Харрисон (Phil Harrison) на GDC 2019. «Такие инновации, как физика и тотальная разрушаемость, теперь можно интегрировать в ваши игры, а сервера Google будут их обрабатывать», — сказал он со сцены конференц-зала. «Сегодня в “батл-роялях” могут участвовать сотни игроков на одной арене, а с нашими серверами это число можно увеличить до тысячи игроков».
Трудно сказать, насколько слабее сервера у Microsoft, но их экшен Crackdown 3 с тотальной разрушаемостью оказался пустышкой. Идею с рендерингом физики на стороннем сервере подхватили ветераны Dice и анонсировали в августе многопользовательский шутер The Finals с тотальной разрушаемостью. Нет точных данных, на чьих серверах будет обрабатываться физика игры, но на этой неделе выступил Харрисон и заявил, что технологии, разработанные для Stadia, станут доступными для партнеров.
По всем признакам Google Stadia была идеальным кандидатом на звание лучшего облачного сервиса. Казалось бы, что могло пойти не так?
Почему Google Stadia провалилась
Все обещания, которые Google сделала в ходе презентации, конечно же, не были реализованы на запуске сервиса. Заявленное 4К-разрешение осталось только на бумаге. Покупать игры и привязывать их к своему аккаунту надо с телефона. Запустить игру на простой мобилке нельзя, так как Stadia работала исключительно на смартфонах линейки Pixel. Для игры на телевизоре требовалась приставка Chromecast Ultra. И еще уйма ограничений, которые отбивали желание попробовать облачный сервис от Google.
А вы пробовали Google Stadia?
Всех обещанных мощностей серверов Google, увы, не хватило для стабильной работы Stadia. Все те же инпут-лаги, пикселизация картинки на высокоскоростном соединении и низкое разрешение картинки в целом. Но главным разочарованием стало отсутствие внятной библиотеки игр. Сотрудники Google были так увлечены созданием облачного сервиса, что забыли добавить хоть какие-то значимые проекты.
Вместо разработки эксклюзивов, которые могли бы продвигать Stadia в массы, Google активно сорила деньгами, скупая известные тайтлы с других платформ, такие как Red Dead Redemption 2, The Division и последнюю NBA 2K. При этом закупленных за восьмизначные суммы блокбастеров все равно не хватало, поэтому сервис заполнялся инди-проектами.
Неоправданно высокая стоимость подписки подняла волны хейта. В Twitter игроки жаловались на отсутствие блокбастеров, ведь «индюшатину» они могли спокойно запустить и на слабом железе. Google в спешном порядке закупала игры всех сортов, надеясь на благосклонность хардкорных игроков, но это не спасло корпорацию от постепенного оттока пользователей.
Исправить ситуацию с отсутствием эксклюзивов должна была новообразованная студия. Google даже удалось привлечь в свои ряды бывшего продюсера Ubisoft Джейд Рэймонд (Jade Raymond), ответственную за серию Assassin's Creed. Её назначили на должность главы игровой студии Google Stadia Games and Entertainment. Но за два года студия так ничего и не разработала и скоропостижно закрылась в 2021. Другие эксклюзивы Stadia от сторонних разработчиков были очередными инди-проектами, которые после закрытия облачного сервиса перебрались на другие платформы.
Google не удалось воспользоваться пандемией, на фоне которой игроки стали чаще проводить время за видеоиграми. Google Stadia не могла тягаться с более серьезными конкурентами в лице Xbox Game Pass и PS Now. Даже менее заметные облачные сервисы смогли урвать свой кусочек пирога, тогда как Stadia всё сильнее сдувалась.
Пока конкуренты множили эксклюзивы на своих платформах, пользователи Google Stadia получили Pac-Man Tunnel Battle, хоррор про маленькую девочку Gylt и Super Bomberman R. Такими играми Google пыталась удержать хардкорных геймеров на своей платформе. Конечно, этого было мало. И пускай обещанные 4К и заявленные на старте сервисы заработали через какое-то время, но какой от них толк, если игр для использования этих технологий попросту нет.
Скоропостижная смерть Google Stadia
29 сентября Google объявила о скором закрытии облачного сервиса Stadia. Корпорации не удалось остановить отток пользователей. Google пообещала возместить потраченные на оборудование (фирменный геймпад и приставку Chromecast) и игры деньги, а доступ к игровой библиотеке сохранить до января следующего года. Команду разработчиков Stadia распустят после окончательного закрытия и перераспределят по другим подразделениям компании.
И тут случился скандал. Из-за закрытия магазина Stadia, разработчики эксклюзивных проектов потеряли возможность продавать свои игры. Оказалось, что Google не удосужилась уведомить игровые студии о скором закрытии платформы. Глава студии No More Robots в Twitter рассказал, что его команда заканчивает разработку игры для Stadia, а ее релиз должен был состояться в ноябре. Теперь он не знает, что делать, а ещё уверен, что им не заплатят за проделанную работу.
Многие пользователи начали высказываться, что облачные сервисы — абсолютно провальная идея, которую сложно внятно реализовать даже на невероятных мощностях Google. Отчасти это правда, но, если верить подсчетам аналитиков из Newzoo, облачным геймингом на конец 2021 пользовались 24 миллиона человек. Поэтому списывать со счетов технологию пока рано.
***
Из-за отсутствия опыта в игровом бизнесе Google за несколько лет загнала свой амбициозный облачный сервис в могилу. Stadia действительно могла стать тем самым революционным скачком, который так необходим стриминговым платформам. У IT-гиганта были все необходимые технологии и вычислительные мощности, чтобы выдавать конечному пользователю отличную картинку без значительного инпут-лага. При этом компания напрочь забыла о главном — ради чего, собственно, эта платформа создавалась. Геймерам нужны свежие игры, а не 4К-разрешение и второстепенный функционал. Без объемной библиотеки видеоигр и годных эксклюзивов Google Stadia оказалась нежизнеспособной — и закономерно отправилась на кладбище амбициозных проектов. Amen.
Облачные технологии — будущее игровой индустрии?
-
Amazon анонсировала конкурента Google Stadia — облачный сервис Luna
-
В Steam выйдет игра про сражения с армиями орков, которая раньше была эксклюзивом Google Stadia
-
Бывшая глава Santa Monica Studio займется эксклюзивами для Google Stadia
-
Cотрудник Google Stadia: «Стримеры должны платить разработчикам, когда играют в их игры»
-
СМИ: Хидео Кодзима работал над эксклюзивным продолжением Death Stranding для Google Stadia