Почему нам так нравится дух советского постапокалипсиса? Все эти многоэтажки, глядящие на нас пустыми оконными проемами, проржавевшие детские площадки и атмосфера вечной скорби по утраченному миру? Какие игры пропитаны этой эстетикой? И почему тематика так редко встречается среди выходящих проектов?
Сейчас мы попробуем разобраться, что такое постапокалипсис, уникален ли «советский» вариант этого жанра, а также пробежимся по множеству игровых проектов, которые пропитаны этой атмосферой, чтобы ответить на вопрос — почему же так мало?
Первый роман в этом жанре, «Последний человек» (The Last Man) Мэрри Шелли (Mary Shelley), вышел ещё в 19 веке и уже тогда содержал в себе все основные черты: мир будущего, пораженный Чумой, мародеры, крупные города, сдерживающие заразу, и герои, которые пытаются выжить во всём этом.
Картина постапокалипсиса, думаем, знакома абсолютному большинству: Новое Средневековье, остатки городских поселений, обилие бандитов и мародеров, а также крупные полисы, мутанты или монстры, нехватка продовольствия и превозмогающий лишения главный герой.
В первую очередь постапокалипсис — это знакомые, но искаженные образы. Остовы знакомых деревень, разрушенные здания школ. В таких проектах мы видим смерть чего-то родного и близкого, и от того куда сильнее проникаемся атмосферой происходящего.
Так какие игры дарят нам такую возможность?
Конечно, начинаем мы с серии игр S.T.A.L.K.E.R. В оригинальной трилогии первый Выброс перекроил ЧЗО до неузнаваемости: мутанты, загадочные происшествия, зоны пси-излучения, аномалии и, что самое важное, артефакты.
Множество до боли знакомых локаций были искажены, но остаются узнаваемыми: руины Припяти, железнодорожное депо, комплекс НИИ, деревни и промышленные зоны. Привычные предметы быта, оружие, знакомые силуэты зданий. Прибавьте к этому героев, характер и мотивы которых знакомы любому жителю СНГ — и получится вселенная, на десятилетия захватившая внимание нашего игрока.
Москва. Случившаяся 20 лет назад глобальная ядерная война унесла жизни большей части населения Земли. Жители Москвы (те, что смогли пережить удар) укрылись внутри московского метрополитена. Но даже там им приходится выживать — бандиты, фанатики, различные группировки, мутанты и нехватка продовольствия диктуют свои условия.
В Metro 2033 молодой выживший Артём вынужден спасать свою родную станцию от различных опасностей, таящихся в метро. Игроку предстоит исследовать различные локации метрополитена, совершать вылазки на поверхность и, по мере развития сюжета, узнавать всё больше тайн нового мира.
Atomic Heart приковала к себе внимание с первого трейлера — шутер от первого лица с элементами RPG, да ещё и в эстетике альтернативного Советского Союза!
Постапокалипсис в игре, скажем так, локальный — главный герой окажется на территории огромного секретного комплекса 3826. На предприятии случилась катастрофа. И теперь на объект для расследования произошедшего прибывает игрок в роли агента главного разведывательного управления.
С геймплейной точки зрения проект не должен подкачать. Обещаны разнообразное изменяемое оружие ближнего и дальнего боя, проработанный открытый мир и система крафта буквально из всего подряд. А ещё боевые и бытовые роботы, мутанты всех мастей и расцветок, отличная графика и множество головоломок и загадок. Ждём!
Atom RPG понравится любителям пошаговых RPG. Проект во многом отсылает нас к первым двум играм вселенной Fallout, но события развиваются на территории альтернативной версии СССР, пережившей ядерную войну.
Нам предстоит исследовать жестокий и загадочный мир Советских Пустошей, распутать таинственный заговор и найти свой дом.
Chernobylite — научно-фантастический шутер с элементами хоррора, в котором нам предстоит исследовать Чернобыльскую зону отчуждения и найти возлюбленную главного героя. Для этого предстоит путешествовать по локациям ЧЗО, заниматься сбором материалов и инструментов, сражаться с другими сталкерами и военизированной группировкой.
Проект, несмотря на скромный бюджет, выполнен на достойном уровне; ему есть, чем зацепить потенциального игрока. Нелинейный сюжет, возможность кастомизации оружия и острота событий — игра наказывает за неверно принятые решения и совершенные ошибки. Любой персонаж может умереть, каждая задача может быть провалена.
Пожалуй, этот проект лучше всего подходит на роль символа этого материала. 35MM — история о двух путниках, которые отправились в долгую дорогу по опустевшим землям. Глобальная пандемия уничтожила большую часть населения планеты и теперь всё, что мы увидим — заброшенные поселки и города, поля и леса необъятной России.
Да, перед нами самый настоящий симулятор ходьбы, пусть и с элементами других жанров — системой потребностей, сбором припасов, простенькой боевой системой и атрибутами квеста. Но это достаточно уникальный опыт, заставляющий размышлять на темы одиночества, хрупкости человеческого мира и красоты родных пейзажей.
You Are Empty — очень... необычный, но стильный проект. Альтернативная реальность. 1950 год. После окончания Второй мировой Советский Союз обрел статус одной из ведущих стран мира. По всему СССР проходят стройки, а армия растет и набирает еще большую мощь.
Чтобы достичь светлого будущего быстрее, ученые решают модифицировать людей генетически. Но, как это часто бывает, всё идёт не по плану. Пока главный герой после аварии отсыпается в коме, жители города попадают под воздействием излучателя. Часть населения гибнет, другая часть — мутирует. Чтобы всё исправить, очнувшийся главный герой отправляется в прошлое.
DayZ — первый многопользовательский проект в нашем списке. Сперва детище Динна Холла (Dean Hall) было модом для Arma 2: Operation Arrowhead, а затем стало полноценной игрой.
Игрок — один из выживших, которого судьба забросила в Черноруссию. Это вымышленное постсоветское государство, пережившее в результате неизвестного катаклизма натуральный зомби-апокалипсис. Теперь нам предстоит выстоять во враждебном окружении, избегая скоплений зомби, добывая в заброшенных зданиях оружие и еду.
Онлайновый боевик с местом действия на советском острове. Гул Земли, техногенная аномалия — игроки столкнутся с различными мутациями и «опустошенными» людьми, изменившимися до неузнаваемости. В роли бывшего оперативника, выжившего в катастрофе, предстоит остановить распространение аномалии и спастись с острова.
Day R — мобильная игра в сеттинге советского постапокалипсиса. Разработчики описывают проект как «постапокалиптический квест», в котором мы выживаем на территории постъядерного СССР. Игра представляет собой песочницу с достаточно запутанным сюжетом и на редкость масштабным миром — карта охватывает всю территорию СССР и соседние страны.
Предстоит исследовать города, искать еду, медикаменты, инструменты и оружие. Необходимо будет следить за голодом и жаждой, сталкиваться и справляться со множеством болезней и травм, преодолевать сотни километров по территории СССР и сражаться с мутантами до другими выжившими. Во всём этом игроку поможет система крафта и навыков.
Конечно, просто разрушенных «хрущевок» и проржавевших качелей недостаточно. Игра сама по себе должна быть качественной и с интересными механиками. Но если всё это есть, сеттинг советского Судного Дня обеспечивает популярность и даёт надежду на то, что игра запомнится.
Во многом успех сеттинга определяется тем, насколько сильно он откликается в сердцах игроков.
Мы живем на постсоветском пространстве, каждый день видим достаточно однообразную картинку: типовые многоэтажки, здания в строгих тонах, типичные планировки сооружений и автострад прямиком из советской строительной документации.
Привычные образы в игре успокаивают, дарят чувство безопасности и контроля, вызывают множество эмоций, воспоминаний и образов.
Из привычной архитектуры плавно вытекает и другой аспект — привычный сюжет и знакомые архетипы героев. Знакомые словесные обороты, типажи личностей, привычные проблемы — в повествовании участвуют такие же люди, как и мы сами.
Это позволяет проникнуться повествованием глубже. Мы осознаем, что в похожей ситуации поступили бы аналогично. Мотивы персонажей абсолютно ясны, а общую атмосферу схватываем на лету, с первых секунд катсцены.
Совокупность окружения и узнаваемых характеров героев позволяет еще лучше контролировать и понимать игровой мир.
Мы точно можем предсказать, что железнодорожное полотно оборвется тоннелем или депо. Что на лестничной площадке расположено четыре квартиры, а в некоторых из них мы даже узнаем планировку и мебель.
Мы по интонации или оговоркам персонажа сразу понимаем, что он за человек, можем предсказать предательство, понять мотивацию буквально с первых строк диалога.
Почему тогда сеттинг не популярен у разработчиков?
Что вас привлекает в советском постапокалипсисе больше всего?
Пройти опросВ противовес любви игроков разработчики редко решаются браться за подобный антураж. Во-первых, люди любят и знают свой город. А во-вторых, из-за малочисленности проектов, трудно найти готовые ассеты. Разработчикам приходится начинать создание игры с нуля: создавать 3D-модели, вести фотосъемку для получения текстур, подбирать референсы реальных зданий и персонажей.
Каждый угол, каждый дом и забор отлично отпечатываются в сознании потенциального игрока — ведь он видит их каждый день в реальности. А значит огрехи виртуальной модели заметит мгновенно.
Советский постапокалипсис — сеттинг специфичный. Он подойдёт далеко не всем проектам, не всем история и не всем жанрам.
На территории СНГ крупные игровые компании можно пересчитать по пальцам. Большинство же инди-студий или небольших команд ориентированы на рынок мобильных устройств. Поэтому часто происходит конфликт между целевой аудиторией, выбранным стилем и жанром игры. Домохозяйки за пятьдесят, играющие в «три в ряд» за Меченого — достаточно сюрреалистичная картина.
У большинства жанров и сеттингов в современной игровой индустрии уже есть готовые решения: базовый набор механик, принципы создания баланса, интуитивно понятные элементы интерфейса, геймдизайнерские приемы и хитрости, созданные для того, чтобы направить игрока в нужное русло.
Мало адаптировать привычные образы — необходимо грамотно вплести их в повествование, обосновать и доработать. Продавать артефакт за 15 000? Дешево. А за 200 000? Это сломает экономику? Или же потребуется поднимать цену на батон до условных 2 500. Режет глаз, правда? И таких мелочей — сотни.
* * *
Советский постапокалипсис — уникальное переплетение наследия советской архитектуры и нашего менталитета. Создать хорошую игру в этом сеттинге — дело очень трудное. Но мы рады, что такие проекты всё же иногда выходят из-под пера разработчиков из стран СНГ.
Если хотите рассказать о личных фаворитах в этом сеттинге, с нетерпение ждем ваших комментариев. Как вы относитесь к атмосфере советского постапокалипсиса? Что привлекает лично вас? Какие игры запомнились, а какие вы удалили почти сразу?
Какой из проектов впечатлил вас больше всего?
Пройти опросПри редактуре убрал упоминание об этом, но на самом деле DayR оказался для меня проектом, который затянул прям надолго. Года три-четыре назад, если не больше, играл ещё в раннюю версию плотно недели две. Да и в целом считаю его эталонной смесью из рпг, квеста и песочницы в этом сеттинге. Аналогов, насколько могу сейчас вспомнить, вообще не встречал.
Конечно, и Метро, и Сталкер — проекты совершенно иного уровня, полностью заслужившие свою популярность. Для меня DayR чем-то ближе к книге, нежели к игре. Сейчас вот заново купил в AppGallery, буду смотреть, что навертели за все эти годы в обновах.
Многие игроки в сообществе ВК считают, что игра превратилась в унылый гринд, так ещё и поселения привязали к уровню игрока...
От себя скажу, по классике, "раньше было лучше". И атмосфера была, и напряжение вполне нормальное, а сейчас как-то все сделано не в пользу игроков — с бандитами тяжко разбираться, так что хорошим лутом не разживешься, транспорт вообще ни о чем — до запорожца качаться и качаться
Но по словам разработчиков, улучшенное обновление, с учётом пожеланий игроков, уже в ЗБТ
Как-то так)
"Тунгуска Посещение" сыграйте еще.
Офигенная игра, я прошел и начал проходить второй раз, но не стало времени свободного.
Разраб адекват, хотя странно даже, что он не русский) Я купил игру и на второе прохождение у меня возник баг, я направил инфу разрабу в стим и он пофиксил его
Присматривались к ней, но всё же решили уделить больше внимания выбранным ранее проектам. Но в личный список занёс — нужно будет запустить-побродить :)
Спасибо! Если ещё есть запал — очень рекомендую допиленную модами трилогию Сталкера (Lost Alpha, Sigerius и OGSM 1.8) для комфортного прохождения и Day R, если есть желание залипнуть во что-то на мобилках.
Да, про неё в разговорах на подобную тему довольно часто вспоминают, но, на мой взгляд, Singularity слишком далеко от атмосферы советского постапока — для меня всё перечеркнулось на моменте, когда я увидел в игре "Периодический Стол Из Элементы". Видно, что разработчики — иностранцы и, как в то время часто бывало, не особо следят за достоверностью прорабатываемого окружения. Но сам проект довольно интересен, это да.
Вот уж не думал, что Day R однажды встанет в один ряд с такими легендами как сталкер и метро
Всегда казалось, что Day R обладает сугубо местной популярностью, что ли
И что не так уж она известна. И я заблуждался) На самом деле, и сталкер, и метро поразили меня сильно — каждая серия по своему. В метро интересная философия, а в Сталкере — атмосфера просто топ. Ну а Day R — это возможность путешествовать по советскому постапу, тоже свой плюс